Главная страница

реферат1. Краткий очерк истории проведения почерковедческой экспертизы


Скачать 104.5 Kb.
НазваниеКраткий очерк истории проведения почерковедческой экспертизы
Дата29.01.2022
Размер104.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлареферат1.doc
ТипКраткий очерк
#345804


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

частное образовательное учреждение

«ОО ДПО МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ЭКСПЕТИЗЫ И ОЦЕНКИ»



на тему:
«Краткий очерк истории проведения почерковедческой экспертизы»





Автор:

слушатель Корочина Ольга

Александровна





Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Данилова Светлана Николаевна


Саратов 2017г

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные направления почерковедения. 6

Параграф 1. Каллиграфическое направление 6

Параграф 2. Приметоописательное (сигналетическое) направление 7

Параграф 3. Графометрическое направление 7

Параграф 4. Графологическое направление 8

Параграф 5. Послереволюционный этап развития судебного почерковедения. 11

Заключение 15

Список литературы 16



Введение


Письмо появилось намного позже звуковой речи. На определенном этапе развития общества речь как единственная форма связи перестала удовлетворять усложнившиеся и возросшие потребности людей в общении. Появилось письмо как дополнительное средство общения.

Основное назначение письма состоит в передаче речи на значи­тельные расстояния и закреплении ее во времени. Для осуществления этих целей создаются специальные начертательные знаки или изображения, передающие речь, — слова, слоги, звуки и т. д. Специально созданные знаковые системы в виде письма служат средством выражения определенного содержания (смысла), обеспечивают возможность общения людей, позволяют человеку приобретать новые знания.

Письменность имеет длительную историю развития. Ее возник­новение и развитие охватывает период в несколько тысяч лет. За это время менялись орудия письма, материалы, его типы, начертание графических знаков. Человечество прошло путь от самых примитивных способов письма—рисуночного (пиктография), символического (идеография) до современного буквенно-звукового письма.

В настоящее время письмо стало одним из главных средств общения, без которого немыслимо представить развитие современного общества. Особенностью буквенного письма, обусловливающей простоту овладения им и дальнейшего его употребления, является связь с фонетикой данного языка.

Технически запечатление мыслей на письме происходит с помощью письменных знаков.

Почерк — это зафиксированная в рукописи система привычных движении, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Из положений теории идентификации известно, что для установления тождества объекта необходимо, чтобы он обладал свойствами отображаемости, индивидуальности и относительной устойчивости Очевидно, что установление личности по письму невозможно без проявления вовне (на бумаге и других материалах) определенных навыков человека, в данном случае навыков письма. Обладает ли такими свойствами почерк? Ответ на этот вопрос возможен только при тесном сотрудничестве в решении этой проблемы ученых-почерковедов со специалистами в области анатомии, физиологии, психологии, биомеханики.

История почерковедения уходит корнями во времена Византийской империи и правления Юстиниана I. Тогда к этому виду экспертизы обращались при решении судебных споров о подлинности документов.

В связи с развитием письменности и изменением экономических условий, все чаще стали составляться письменные документы, касающиеся имущественных отношений, стали учащаться случаи их подделки, в связи с чем возникает необходимость в исследовании этих документов.

На службу судебной системы стали приходить лица, обладающие специальными познаниями для дачи квалифицированных судебно-экспертных заключений. Использование судебной экспертизы документов в античном Риме служит наглядным примером роста значения этих исследований в судебной практике.

В древнейшие времена важнейшим актом удостоверения юридических отношений в Риме являлись показания свидетелей. В дальнейшем, наряду с этим видом доказательств, появляются и все более и более распространяются письменные документы. Этот процесс можно иллюстрировать следующими данными.

В древнем Риме глава семьи в тех случаях, когда он желал и имел право изменить обычный порядок наследования или при отсутствии законных наследников, устно объявлял свою волю перед народным собранием. Военные могли перед сражением устно объявить завещательное распоряжение перед войском в строю. Несколько позже появилась третья форма устного завещания в виде фиктивной «продажи» наследства доверенному лицу, которое обязано было выполнить волю завещателя после его смерти; этот акт состоял в торжественном устном заявлении и особом символическом обряде в присутствии пяти свидетелей и весовщика.

С распространением письменности в древнем Риме наравне с устным завещанием стали встречаться и письменные завещания, которые начертывались заостренной палочкой на навощенных дощечках, для того чтобы обеспечить неприкосновенность завещания, дощечки перевязывались шнуром и снабжались семью печатями: завещателя, пяти свидетелей и весовщика. Аналогичные изменения происходили и в порядке заключения договоров.

С развитием торговли и распространением письменной правовой документации в Риме стали учащаться случаи подделки документов. В первом веке до нашей эры римский диктатор Сулла издал специальный закон для уголовно-правовой защиты письменных завещаний и других документов от подлога, так называемый закон Корнелия.

По этому закону карались; составление подложного завещания, оглашение завещания свидетелем не в том виде, как оно было составлено на самом деле, приложение подлинных печатей к подложному завещанию, подбрасывание подложного завещания, снятие печатей с подлинного завещания и иные повреждения последнего (подчистка, дописка и др.) и, наконец, утайка подлинного завещания.

Ко времени византийского императора Юстиниана (VI век нашей эры) судебные споры о подлинности документов стали в Римской империи обычным явлением; вопросы графической экспертизы привлекли специальное внимание законодателя.

Со временем выделились четыре основных направления почерковедческой экспертизы:

- каллиграфическое;

- приметоописательное (сигналетическое);

- графометрическое;

- графологическое.

Для раскрытия темы работы кратко и последовательно рассмотрим данные направления.

Глава 1. Основные направления почерковедения.

Параграф 1. Каллиграфическое направление


Становление этого направление в России произошло в XVII-XVIII вв. Сличение почерков в судебных целях имело свою специфику - его поручали не совсем компетентным людям, например, учителям, секретарям, художникам и просто грамотным людям.

Назначение на роль эксперта-почерковеда проводили на основании одного критерия — умение красиво и правильно писать. Таким образом, процесс каллиграфической экспертизы сводился к установлению внешнего сходства или различия почерков в сравниваемых рукописях. Подобные исследования не имели под собой никакой научной основы. Неудивительно, что часто они приводили к грубым экспертным ошибкам.

Каллиграфическое направление в экспертизе документов под­вергалось резкой критике со стороны ведущих ученых. Так, швейцарский ученый Рейсе писал: «Для графических экспертиз чаще всего приглашаются каллиграфы, как будто достаточно уметь учить детей чистописанию для того, чтобы справиться с одной из самых сложных и трудных экспертиз, требующей серьезных позна­ний по физиологии, химии и фотографии»'.

Е. Ф. Буринский следующим образом оценивал «научность» этого метода исследования: «Нам, в нашей практике приходилось видеть одного почтенного содержателя типолитографии, который при исследовании одного и того же документа в разное время (в коммерческом суде, у судебного следователя на предварительном следствии и па судебном следствии) давал иногда, по забыв­чивости, три совершенно противоположных заключения о том, кем писана исследуемая рукопись. При этом каждое из них высказывалось с такою уверенностью, что самому эксперту становилось стыдно за себя, когда стороны предлагали ему вопрос о том, которое же из его разных мнений следует считать окончательным».

Давая заключения, в основе которых нет никаких научных по­ложений, каллиграфы в конце концов потеряли в глазах суда всякое доверие. Псевдонаучность этого метода очень метко охарактеризовал профессор Е. Ф. Буринский, который отмечал, что правосудию приходилось бороться как с подделывателями, так и с фантазией каллиграфов.

Параграф 2. Приметоописательное (сигналетическое) направление


Основателем приметоописательного-сигналитического направления в судебном почерковедении является широко известный французский криминалист А. Бертильон. В 1987 г. он изложил результаты соответствующих научных разработок в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация».

Суть предложенных А. Бертильоном нововведений заключалась в механическом перенесении на процесс почерковедческого исследования общих принципов описания внешности человека по ранее разработанному им методу словесного портрета. Соответственно, при сравнении рукописей основное внимание экспертов рекомендовалось обращать на наиболее броские признаки почерка — своеобразные графические приметы, связанные с формой, размером, положением, наклоном письменных знаков и т. д. Некоторая совокупность таких «примечательных» признаков, без учета всех остальных менее заметных особенностей, ложилась в основу процесса судебно-почерковедческой идентификации. Последнее обстоятельство зачастую приводило к ошибочным экспертным заключениям, и поэтому составило главный недостаток сигналитического метода.

В отличие от каллиграфического направления в экспертизе письма метод приметоописателей явился шагом вперед по пути развития судебного почерковедения. Основной заслугой этого метода явилась разработка некоторых признаков почерка. Положительным также было применение специальных сравнительных фототаблиц, на которых иллюстрировались признаки почерка, поло­женные в основу того или иного вывода эксперта.

В целом же этот метод не приемлем для экспертизы письма. Основная ошибка приметоописательного метода заключалась в том, что его авторы механически, без учета особенностей формирования письменно-двигательного навыка, перенесли методику «словесного портрета» на почерк.

Параграф 3. Графометрическое направление


Возникновение графометрического направления в судебном почерковедении связано с деятельностью еще одного француза. Родоначальником этого направления считают ученого-почерковеда Эдмона Локара, которого называли "французским Шерлоком". Он первым попытался научно обосновать графическую идентификацию личности с помощью различных измерений почерка.

Графометрия как разновидность приметоописательного метода разрабатывалась с целью устранения недостатков последнего. Ее сущность - в стремлении на основе экспериментальных данных о размерных характеристиках письменных знаков объективизировать сигналитический способ проведения почерковедческой экспертизы.

В целом графометрический метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках в виде кривых и сопоставлялись между собой. Совпадение или различие кривых свидетельствовало соответственно об одном либо разных исполнителях исследуемого графического материала.

Но этот метод, по признанию самого Э. Локара, страдал многими существенными недостатками, препятствующими применению его в том виде, в каком он был предложен. Эдмон Локар в качестве недостатков своего метода отмечал его трудоемкость (необходима большая точность в измерениях) и учет исключительно количественных характеристик письменных знаков (качественные свойства почерка невозможно было использовать в процессе исследования). Естественно, что отмеченные изъяны могли привести к грубым экспертным ошибкам.

Положительное значение графометрического метода выразилось разработке отдельных признаков почерка, которые имеют место в современных классификациях. Это размер, разгон, расстановка, связность, наклон и другие характеристики почерка.

Некоторые элементы графометрии до сих пор применяются в математических методах почерковедческих исследований.

Параграф 4. Графологическое направление


Основа неидентификационных исследований в судебном почерковедении. История его возникновения относится к периоду Сан (древний Китай) и времени правления императора Нерона (Римская империя).

Еще во II веке н. э. особенности в почерке Октавиана Августа были замечены Г. Савронием Трангвиллем. Император Нерон сказал об одном человеке из своей свиты: «Его почерк показывает, что он может быть предателем». Философ и художник Кюо Дже-Хсу (период Сан) сказал: «Почерк безошибочно показывает, кому он принадлежит — человеку благородного происхождения или низкого происхождения».

Изначально развитие графологии происходило в виде учения о распознании по почерку характера человека. В настоящее время в некоторых странах Европы и Америки данная "наука" предстает как отрасль психологии личности.

Первый графологический трактат "О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму" принадлежит итальянскому врачу Камилло Бальди. Он был опубликован в 1622 г. А авторомом термина "графология" считают аббата Гипполита Мишона, который в 1872 г. в работе "Тайны письма" проанализировал почти все, по его мнению, свойства и качества человека, получающие отражение почерке.

В 1910 г. профессор А. Рошталь, будучи убежденным последователем Г. Мишона, в статье "Почерк и характер" утверждал, что по почерку определяется весь внутренний облик конкретного человека, его наклонности, недостатки и т. д. 

Одним из наиболее известных псевдонаучных направлений в графологии конца XIX в. является реакционное учение основателя французской антропологической школы Ч. Ломброзо. В 1895 г. в своей работе "Руководство по графологии" он попытался экспериментально доказать наличие корреляции — взаимозависимости специфических особенностей графики "прирожденных преступников" и их криминальных наклонностей. В результате Ломброзо смог дифференцировать две группы "уголовных" почерков:

- убийцы, разбойники, грабители;

- воры.

Одиозный характер графологии был очевиден современникам. Сам Мишон полагал, что это учение является не наукой, а скорее искусством или "ремеслом, рожденным из опыта". Дальнейшее развитие графологии связано с именами Л. Клягеса, Г. Мейера, В. Лагенбруха, М. Пульвера, Р. Визер, И. Хайдера и многих других исследователей. В большинстве случаев их работы имеют фрейдистскую, идеалистическую направленность. Основной задачей выдвигается определение психических критериев — свойств и качеств личности человека как социальной единицы. Их объективное отражение исследователи пытаются установить в почерке.

Интерес с научной точки зрения представляют работы современных графологов. Современная графология значительно усовершенствовала анализ почерка. В своих многочисленных экспериментах графологи пользуются данными других наук.

В настоящее время графология тесно связана с медициной. В частности, она стремится разработать альтернативные методы диагностики по почерку разнообразных психических и соматических заболеваний человека. В 1935 г. эксперт-почерковед Альфред Кафнер, работающий в министерстве юстиции Австрии, после ряда наблюдений пришел к выводу, что между раковым заболеванием и почерком есть прямая связь. Кафнер изучил более 35000 подписей и на основании их анализа утверждал, что может предсказать раковое заболевание по почерку с точностью до 97% (на основании микроисследования штрихов)1. В 30-х годах венгерские графологи изучили почерки более 2000 детей с ненормальной психикой в возрасте от 10 до 18 лет. В процессе анализа рукописей были установлены закономерности в отклонении почерка в зависимости от состояния психики. Исследователи предложили лечить детей (изменять психику ребенка) посредством определенных изменений почерка (так называемая графотерапия). Они считали, что почерк может возбудить нервы человека или успокоить их.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университетах Гамбурга, Мюнхена и др. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция), в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-Йоркском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других—ее читают как часть медицин­ского курса.

Данные современной графологии по своей направленности представляют определенный интерес для судебного почерковедения и не связанных с ним сфер общественной жизни. Отдельные работы высоко оцениваются отечественными криминалистами и используются ими в целях решения диагностических и ситуационных задач судебно-почерковедческой экспертизы: установление необычных условий выполнения рукописи, состояние человека в момент написания текста, установление пола, возраста, профессии и т. д.

В России дореволюционные работы по каллиграфии, приметоописанию, графометрии и графологии в значительной мере оказали влияние на формирование научного мировоззрения виднейшего отечественного криминалиста Е. Ф. Буринского. Именно он является автором термина "судебное почерковедение". В своем учении о почерке Евгений Федорович обобщил и систематизировал различные междисциплинарные научные данные, относящиеся к объекту познания. Особое внимание уделено механизму письма, его патологическим изменениям, методам научного исследования почерка. Работы Е. Буринского заложили фундамент в разработку научных основ судебного почерковедения.

Параграф 5. Послереволюционный этап развития судебного почерковедения.


В истории развития судебного почерковедения в послереволюционный период можно выделить такие этапы:

Этап накопления знаний и опыта охватывает период с начала 20-х и до середины 30-х гг. XX в. Он связан с деятельностью С. М. Потапова, П. П. Михеева, Н. Д. Вороновского и др.

Эти ученые устранили укоренившиеся в то время в криминалистике представления о судебно-почерковедческой экспертизе как о доступном практически всем грамотным лицам виде исследования. Большое внимание уделялось поэлементному строению букв, признакам почерка и процессу его исследования. Соответствующие рекомендации послужили началом разработки методических основ экспертизы почерка. В этот период С. М. Потапов сформулировал первое научное определение почерка как "системы привычных движений, выраженной в письменных знаках".

Этап становления теоретических основ почерковедения продолжался с середины 30-х и до середины 50-х гг. В данный период значительный вклад в науку о почерке внесли С. М. Потапов, А. И Винберг, Н. В. Терзиев, С. И. Тихенко, А. А. Елисеев, Б. М. Комаринец и другие ученые. Впервые в истории криминалистики на основе данных естествознания были сформулированы теоретические основы судебно-почерковедческой экспертизы. В них определяется навыковый характер и условнорефлекторная природа письма и почерка, которые предлагается рассматривать в качестве единого объекта криминалистического исследования; изучены основные идентификационные свойства почерка — индивидуальность и динамическая устойчивость; разработана методика идентификационного исследования письма, которая базируется на признаках, отражающих особенности проявления письменной речи и почерка. В целом для данного периода характерен значительный рост авторитета судебно-почерковедческой экспертизы в криминалистике.

Этап развертывания теоретических и экспериментальных исследований, математизации науки, формирования теории судебно-почерковедческой идентификации длился с середины 50-х и до начала 70-х гг. Он неразрывно связан с деятельностью таких известных криминалистов, как В. Ф. Орлова, А. И. Винберг, Л. Е. Ароцкер, А. И. Манцветова, Э. Б. Мельникова, В. В. Томилин, М. В. Шванкова и др.

Для данного этапа характерно обращение ученых-почерковедов к частным теоретическим и экспериментальным вопросам судебного почерковедения. Их решение проходило при интенсивном сотрудничестве с представителями иных наук, прежде всего естественного профиля. В результате были впервые сформулированы естественнонаучные основы судебно-почерковедческой экспертизы, экспериментальным путем произведен анализ измененного почерка, осуществлено проникновение в почерковедческие исследования математических методов.

Математизация знаний о почерке осуществлялась в вероятностно-статистическом, измерительно-статистическом и кибернетическом направлениях. Большой вклад в развитие этого процесса внесли: В. Ф. Орлова, И. Д. Кучеров, Г. Ф. Архипов, В. А. Пошкявичус, Л. Г. Эджубов, Р. М. Ланцман и другие ученые.

Наиболее значимым достижением в этот период является создание теории судебно-почерковедческой идентификации. Эта эпохальная научная работа профессора В. Ф. Орловой и в настоящее время служит общепринятым руководством в осуществлении деятельности ученых-почерковедов и экспертов-практиков.

Этап совершенствования научных и практических основ судебно-почерковедческой идентификации, формирования теории и методики судебно-почерковедческой диагностики составляет период с начала 70-х и до начала 90-х гг. Его можно назвать расцветом судебного почерковедения как отрасли криминалистики и науки о судебной экспертизе. Он связан с деятельностью В. Ф. Орловой, А. И. Винберга, М. В. Шванковой, З. И. Кирсанова, П. Г. Кулагина, А. И. Колонутовой, Ю. Н. Погибко, Р. Х. Пановой, А. А. Куприяновой и др.

В этот период было осуществлено становление фундаментальных основ судебного почерковедения и судебно-почерковедческой экспертизы. Разработаны учения о закономерностях почерка и процессе его криминалистического исследования. Существенные достижения получены в области теории и методики судебно-почерковедческой диагностики. Прежде всего, они связаны с установлением по признакам почерка пола и возраста исполнителя рукописи, отдельных показателей его внутреннего состояния.

Этап продолжения и развития ранее начатых научных разработок, использования в судебно-почерковедческой экспертизе компьютерных технологий, адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству соответствует постсоветскому периоду — с начала 90-х гг. по настоящее время. Его (особенно последнее десятилетие ХХ в.) можно охарактеризовать как наиболее сложный в современной истории судебного почерковедения. Политический и экономический кризис во время развала СССР закономерно сказался на данной отрасли науки. Распались сильные авторские коллективы, финансирование исследований сократилось в такой степени, что многие известные ученые были вынуждены иммигрировать из России либо искать себе в новых условиях иное применение.

Между тем, современные политические преобразования, вооруженные конфликты и переход к рыночной экономике, вызвавший рост документооборота в стране, повлияли на криминальную ситуацию, что сказалось в том числе и на практической деятельности экспертов-почерковедов. Возникла потребность в ее адаптации к реформам в судебной системе и новому процессуальному законодательству; совершенствовании методов исследования малоинформативных почерковых объектов — подписей и кратких записей; теории и методики судебно-почерковедческой диагностики с целью розыска неизвестных преступников; использовании компьютерных технологий, облегчающих процесс составления экспертных заключений и выполнения иллюстративного материала. Эти задачи, несмотря на указанные трудности, были успешно решены учеными-почерковедами, среди которых выделяются В. Ф. Орлова, Р. Х. Панова, А. А. Куприянова, Н. Г. Окромешко, Т. И. Стрибуль, В. В. Серегин, М. П. Кошманов, М. В. Бобовкин, Т. Г. Шаова, Т. И. Исматова.

Заключение


В настоящее время судебное почерковедение представляет собой высокоразвитую отрасль криминалистики, способную обеспечить эффективное решение задач судебно-почерковедческой экспертизы. Вместе с тем, достигнутый уровень позволил наметить новые перспективы развития отрасли. Среди актуальных направлений выделяются объективизация и формализация процесса идентификации личности человека по почерку, совершенствование теории и методики диагностических исследований, создание на их основе новых методов решения неидентификационных экспертных задач, инструментализация и автоматизация практической деятельности эксперта-почерковеда и некоторые другие. Решение этих важных задач, несомненно, позволит в будущем значительно повысить роль применения специальных познаний в области судебного почерковедения при обеспечении законности и правопорядка.

Успех дальнейшего развития почерковедения — в тесном творческом взаимодействии специалистов различных областей знания, в использовании новейших достижений науки и техники.

Список литературы


  1. Губина А. М. Истоки формирования судебного исследования документов в античном Риме // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 521-522.

  2. Губина А. М. Исторические этапы формирования почерковедческой экспертизы документов в западной Европе в 16–18 веках. // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2012. № 4. — С. 187–190.

  3. Винберг Л. А. Почерковедческая экспертиза: учебник для вузов МВД СССР / Л. А. Винберг, М. В.Шванкова. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1977. 207 с.

  4. https://ceur.ru/library/articles/pocherkovedcheskaja_jekspertiza/item130402/

  5. http://pishikrasivo.ru/istoriya-razvitiya-i-sovremennoe-sostoyanie-sudebnogo-pocherkovedeniya-i-sudebno-pocherkovedcheskoy.

autoshape 1



написать администратору сайта