Главная страница

Психология социального познания. Краткое содержание взглядов и объяснений Примечания Собственные суждения, примеры и т п


Скачать 23.5 Kb.
НазваниеКраткое содержание взглядов и объяснений Примечания Собственные суждения, примеры и т п
Дата09.09.2018
Размер23.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихология социального познания.docx
ТипКраткое содержание
#50164




Наименование

направления

Персоналии

Обсуждаемые проблемы

Краткое содержание взглядов и

объяснений

Примечания

Собственные суждения, примеры и т.п.




Философские источники




Платон

Существуют два различных вида знания, которые не равноценны друг другу: «истинное знание», которое относится только к миру духовных сущностей – идей, и «мнение», годное для познания чувственных вещей, которые изменчивы и непостоянны, и потому относительно них невозможно истинное знание.

Из данной концепции неясно, относится ли социальный мир к «духовным сущностям» или к «вещам»




Фрэнсис Бэкон

Истинному знанию препятствуют «призраки», от которых следует освободиться. Это призраки: рода (заблуждения, которые коренятся в самой природе человека), пещеры (заблуждения, навязываемые человеку его непосредственной средой), рынка (заблуждения, происходящие от общения людей между собой), театра (заблуждения на основе усвоения прежних неверных идей)

Общий смысл учения Бэкона о призраках определяется его социально-воспитательной функцией обучения тому, как избежать влияния призраков




Рене Декарт

Задача разума – господство над силами природы. Сомнение возникает потому,что на разум влияют «иллюзии и чувства», человеческие страсти. Лишь освобождение от них будет означать, что разум очистился, и человек начнет в полном смысле слова «думать». Человек должен научиться «расчленять» вещи для их познания. Важными элементами познавательного процесса являются сам познающий субъект и метод.

Концепция Декарта – это последовательный рационализм.




Томас Гоббс

Для более глубокого понимания сущности познания нужно обнаружить связи между людьми, осуществляющими познавательный процесс, поскольку люди передают друг другу знания, воплощенные в слова («метки»). Только тогда, когда эти метки памяти являются достоянием многих, наука может развиваться на благо и ради спасения всего человеческого рода.

Гоббсом предложена идея социальной детерминированности знания – через признание роли коммуникации в познавательном процессе.




Джон Локк

Существует два типа людей. Иные люди редко рассуждают; они поступают и думают так, как им указывает пример других. Другие люди искренне следуют разуму, но всегда скованы узкой точкой зрения, самомнением, отгороженостью от позиций других. Избавление от этих недостатков возможно лишь при внимательном отношении к тому, как ребенок начинает познавать с самых первых этапов социализации.

Идея Д. Локка реализована в современных концепциях психологии социального познания.




Иммануил Кант

Провозглашение сознания родовым, общечеловеческим образованием, социальным по своей природе. При этом индивидуальное знание рассматриватся как приобщение к всемирно-историческому потоку знания через систему категорий и понятий, выработанных последним. Познающий субъект, как бы ни трактовалась сама природа познания, выступает как активное начало.

Это принципиально новый взгляд как на природу знания, так и на содержание познавательного процесса.




Огюст Конт (позитивизм)

Все общество – это сложная система взаимодействия многих различных факторов, составляющих некоторое целое. Чтобы познать это целое, построить подлинно научное знание об обществе, опирающееся на факты, нужно уметь раскрыть «естественные законы», по которым общество функционирует: проанализировать условия, в которых происходят события, и связать их с друг другом естественными отношениями последовательности и подобия.

О. Конт выстраивал науку об обществе по моделям точных наук.




Вильгельм Виндельбанд

Различны способы познания в «науках о природе» и в «науках о культуре». Естественные науки отыскивают законы, а науки о культуре – описывают отдельные факты. Первый тип мышления – «номотетический», т.е. постигающий законы, второй – «идиографический», т.е. описывающий особенное, единичное.







Генрих Риккерт

Поскольку естественно-научное познание направлено на общее,его метод получил название «генерализирующий», в то время как историческое познание использует метод «индивидуализирующий». Поэтому естествознание и историческая наука всегда должны находиться в принципиальной логической противоположнсти между собой. Только понятие ценности дает возможность выделить в историческом процессе существенное.







Карл Маркс

При анализе познавательной деятельности человека нельзя исходить из сознания как такового. Само сознание формируется в результате практической деятельности и воплощает в себе общественно-исторический опыт человечества.

Вопрос о социальной обусловленности познания занял одно из центральных мест в философской концепции марксизма.




Социологические источники




П.А. Сорокин

Сама социальная жизнь есть система разнообразных «социальных взаимодействий», объединенных в различные системы. Все эти системы интегрированы определенными ценностями, значениями. Люди и группы в своем поведении реализуют эти значения, или культурные ценности. Вся динамика общественной жизни детерминирована динамикой культуры. Процесс социального познания должен быть ориентирован на познание ценностей.

П.А. Сорокин поставил вновь проблему роли ценностей в социальном познании.




Макс Вебер

Для изучения социальной действительности социолог создает абстракции – «идеальные типы», при помощи которых он строит типологии различных общественных систем. При этом социолог руководствуется при создании «идеальных типов» определенными ценностями своего времени.

М. Вебер предложил своеобразное решение вопроса о специфике познания социальных явлений.




Эмиль Дюркгейм

Сущность общества представляет система «коллективных представлений» . Коллективное сознание как совокупность «коллективных представлений» существует объективно, его субстрактом является общество. «Коллективные представления» - это «социальные факты», и необходимо разработать метод, который позволял бы их исследовать.

Идеи Дюркгейма можно рассматривать как один из непосредственных источников формирования психологии социального познания.




Макс Шелер

Необходимо признать «фундаментальный факт социальной природы всякого знания». Задача социологии познания – обосновать специфику социального познания, обратившись к «социологии культуры».Общество не столько определяет познание, сколько делает его возможным.Необходима корреляция единичных идей отдельного человека и стиля мышления эпохи.

М. Шелер отвергал позиции ряда философов о каких-либо врожденных идеях.




Карл Маннгейм

Ввел термин «социальное познание», обозначающий социальную обусловленность всякого познания. Строго социальнообусловленным является лишь «историческое познание», а «познание природы» в определенной степени отделено от воздействия общества. Зависимость знания от общества есть всегда искажение его, т.к. оборачивается зависимостью от определенной идеологии.







Роберт Мертон

Знание – это «психическая продукция», которая имеет две базы: социальную и культурную. Изучать следует различные виды этой психической продукции. «Самодостаточность пророчества» - степень вклада, вносимого людьми в создание таких жизненных обстоятельств, которые подтвердят их ранее существовавшие гипотезы об окружающем мире.

Р. Мертон приходит к мысли о необходимости формирования такой области социологии, как социология науки: именно она и должна изучать социальное познание.




Герберт Маркузе

«Одномерный человек» - человек, смотрящий на мир через призму «одномерного сознания», навязанного ему СМИ и подчиненного нормам существующего общества. «Одномерное сознание» - результат господства над человеком чуждых ему сил, и его полная социальная детерминированность исключает какую-либо полную свободу в познании социального мира.

Идеи Г. Маркузе близки отдельным положениям социологии познания К. Маннгейма, хотя формально они и подвергаются критике.




Юрген Хабермас

Современный мир с его высокими технологическими знаниями приводит к отделению парадигмы «система» от парадигмы «жизненный мир». «Жизненный мир» - это реальный мир обыденных людей, в котором формируется некоторое знание о социальной действительности, строится консенсус из выработанных категорий, а «система» атакует это знание. Поэтому нужна особая «коммуникативная компетентность» - своеобразный диалог при познании социальных объектов, оторый могут осуществить так называемые «каменщики рационализации».

Ю. Хабермас, продолжая идею о разрушении разума властью, рассматривает эту связь более подробно.




Психологические источники




Уильям Джемс

Человеческая мысль «познает», т.к. она имеет дело с объектами, независимыми от нее. Познание не есть пассивное приспособление к внешнем миру, а предполагает интерес.

Акцент на функциях познания поводит к выводу о его роли для существования человека и в социальном мире.




Жан Пиаже

Развитие интеллекта рассматривается в зависимости от нарастающей активности субъекта во взаимоотношениях с внешним миром. Суть интеллекта в деятельной природе, его задача – структурирование отношений между средой и организмом. Существует связь стадий развития интеллекта со стадиями процесса социализации.

Идеи Ж. Пиаже послужили важной предпосылкой позднейшего анализа социального познания.




Х. Виткин

Когнитивный стиль – способ протекания перцептивной и интеллектуальной деятельности индивида. Каждому человеку свойственны более или менее устойчивый способ применения познавательных навыков и достаточно постоянная система вовлекаемых в процесс восприятия эмоций и установок. Эти стили у разных людей различны, но характеризуются по двум характеристикам – «глобальности» и «артикулированности». В случае перцептивного стиля выделены такие два типа личности: «полезависимые» и «поленезависимые».

Х. Виткин рассматривает развитие индивидуальных стилей познания действительности в некотором социокультурном контексте, что приобретает особое значение в том случае, когда предметом познания становятся объекты и явления социального мира.




Дж. Келли

Человек, действуя в мире, является пленником своих интерпретаций этого мира. Индивид вырабатывает для себя целую систему «конструктов», при помощи которых сравнивает между собой явления и процессы объективного мира. Конструкт направляет анализ воспринимаемого. Люди различаются между собой по количеству конструктов.

Келли также предложил некую «рамку» видения мира, определяющую стиль познания и сделан акцент на индивидуальные особенности социального познания.




Люсьен Леви-Брюль

При исследовании мышления индивида необходимо исследовать культуру, к которой он принадлежит. Культура характеризуется совокупностью существующих в ней общих взглядов («коллективных представлений»), которые и обуславливают мышление.

На этом основании Л. Леви-Брюль усматривал принципиальные различия в первобытном мышлении и мышлении современного человека.




Л.С. Выготский

Высшие психические функции имеют общественно-исторический характер. Культурно обусловлены не только изменения в содержании мышления, но и в самих процессах, что объясняется специфическим механизмом возникновения высших психических функций. Процесс восприятия социально детерминирован.

Процесс познания вплетен в коммуникативный процесс, а тем самым – в ткань общественных связей и отношений.




А.Н. Леонтьев

«Общественная практика» - сфера практической деятельности человека, активности субъекта в этом процессе. Однаиз сфер познания – познание человеком человека. Чтобы «эмансипировать» объект, надо его «выразить» каким- то способом, и этот сособ – знак, словесное значение.

В психосемантике, разрабатываемой на основе принципа деятельности, проблемы психологии социального познания раскрываются в контексте соотношения значения и смысла.




О.К. Тихомиров

Для правильного соотнесения традиционной психологии мышления и социального познания (отражения «мира предметов» по сравнинию с отражением «мира людей») необходимо иметь в виду, что выражение «познание людьми друг друга» условно, т.к. речь идет об эмпирическом познании, не основывающемся на использовании научных понятий и методов.

В общей психологии, в отличие от социальной психологии, не делается акцент на том, как «познает» человек; для нее «познание другого человека» - это любое экспериментальное психологическое исследование.




А.Р. Лурия

Человек живет в «двойном мире» за счет владения словом, обладающем фиксированным содержанием за счет социальной конвенции. Поэтому представление о мире всегда дано в рамках некоторой культурно-исторической системы значений.

Тип культуры, уровень ее усвоения оказывают огромное влияние не только на содержаниепредставлений о внешнем мире, но и на сам характер познавательных процессов.




А.Г. Шмелев

Психосемантика имеет своим предметом избирательное усвоение и трансформации значения в индивидуальном сознании в процессе индивидуальной деятельности, чем отличается от лингвистической и логической семантики, которые также исследуют значения, но в ином ключе.

Эта специфическая трактовка значения использована в некоторых социально-психологических теориях когнитивистской ориентации.




Джером Брунер

Всякое восприятие предполагает акт категоризации: все воспринимаемое приобретает значение от того, с каким классом перцептов группируется, т.е. к какой категории относится. Категории – это правила,по которым мы относим пердмет к определенному классу. Соответствие реальности опирается на некоторое гипотетическое основание: восприятие – не просто репрезентация, но построение «модели мира». При принятии перцептивного решения резко повышается вклад субъекта восприятия: он постоянно дает оценку воспринимаемому.

Сама идея познавательной активности субъекта в процессе восприятия приближает к идее включенности восприятия в познание.




У. Найссер

При изучении процессов познания необходимо больше внимания уделять деталям того реального мира, в котором обитают воспринимающие и мыслящие индивиды, а также структуре информации, предоставляемой миром. Также необходимо учитывать навыки человека и возможности их изменения. Схема – посредник между прошлым опытом и восприятием. Ее функция – предвосхищение событий или изменений во внешнем мире, направление когнитивной активности субъекта. Когнитивная активность – активность, связанная с приобретением, организацией и исрользованием знаний. В процесс восприятия включена не только активность субъекта, но и целый ряд внешних социальных обстоятельств. Социальная среда представляет собой разработку возможностей, предоставляемых физическим миром и созданных на протяжении культурной истории.





написать администратору сайта