кучияк. Кучияк павел васильевич алтайский писатель, собиратель фольклора
Скачать 232.48 Kb.
|
КУЧИЯК ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ - алтайский писатель, собиратель фольклора. Родился в семье шамана. После смерти отца воспитывался в семье деда и бабушки - известных на Алтае сказителей. В первые годы советской власти занимался агитационной и культурно-просветительной работой. В 1925 году направлен на учёбу в Коммунистический университет трудящихся Востока (Москва). В 1928 году вернулся на Алтай. Один из зачинателей алтайской лититературы; автор первой поэмы на алтайском языке «Арбачи» (1928 год, опубликована в 1933 году) о судьбе алтайской женщины; первой пьесы - «Борьба» (1932 год). Основные темы творчества Кучияка - жизнь кочевников, становление на Алтае новой жизни, Гражданской и Великой Отечественной войны: рассказ «Железный конь» (1933 год), поэма «Зажглась золотая заря» (1934 год, совместно с Д. Юдаковым), повести «В долине Дьявола» (1939 год), «Аза Ялан» (1940 год), автобиографический роман «Безымянный» (1943 год, не завершён); пьесы «Чейнеш» (1938 год), «Не пройдёшь», «Два гвардейца» (обе 1941 года) и другие. Разыскал народного сказителя Н. У. Улагашева, записал с его слов и перевёл на русский язык образцы алтайской народной поэзии. Родился 17 марта 1897 года в урочище Куюм Шебалинского района в семье бедняка. Детство прошло в тяжелых условиях. В 1916 году был мобилизован «по царскому указу» на тыловые работы в Белоруссию. На Алтай вернулся после февральских событий 1917 года. После Октябрьской социалистической революции, живя в с. Чепош, вел активную борьбу с богачами, изучил политграмоту, вел агитационную работу. В 1925 году его направили на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока. В Москве он познакомился с образцами художественной литературы, изучал теорию марксизма-ленинизма, расширял свой политический кругозор. Там же он пробует свое перо. В 1928 г. пишет стихи и начинает поэму «Арбачи», которую завершает на Алтае в 1932 году. Вернувшись на Алтай, возглавляет «Красную юрту» (передвижной клуб). С 1931 г. он — преподаватель в областной совпартшколе. В 1934 г. П. В. Кучияк избирается делегатом на 1-й съезд советских писателей. После съезда он в числе сибирских писателей был принят А. М. Горьким. П. В. Кучияк работал в разных жанрах: в поэзии, прозе, драматургии. Был первым собирателем и исследователем устной народной поэзии алтайцев. Огромна его роль в развитии алтайского литературного языка. Член Союза писателей СССР с 1934 года. Умер 3 июля 1943 года. Знаете ли вы, кто первый запевает в лесу весеннюю песенку; отчего у зайца зимой кончики ушей остаются чёрными, а у бурундука шубка полосатая? О зверях, о птицах, о золотых тюльпанах и синих кедрах, о дивных красавицах и богатырях своей земли сложили чудесные сказки алтайцы, что живут на юге Западной Сибири в верховьях реки Обь. Эти сказки впервые, ещё в 1936 году, записали со слов сказителей Анна Гарф и Павел Кучияк. До революции у алтайцев не было письменности. Павел Васильевич Кучияк (1897—1943) — первый алтайский писатель. Он писал свои стихи, рассказы и повести на родной языке. Повести, рассказы и очерки Анны Львовны Гарф давно известны детям и юношеству. Но больше всего сна любит сказки. Много труда и любви вложила писательница в создание этой книги. Третье издание сборника «Алтайские сказки» (первое издание — в 1939 г., второе — в 1966 г.) дополнено новыми, ранее не печатавшимися сказками. Вступление и заключение АННЫ ГАРФ 0 Кучияк П.В. Сто умов Встретились журавль с лисой. Опустила лиса голову: — Бедный журавль, у тебя, оказывается, всего две ноги! Глянул журавль вниз, а у лисы-то — раз, два, три, четыре лапы! От удивления журавль широко разинул свой клюв — Ой! — крикнула лиса. — Ой, бедняга-журавль, у тебя ни одного зуба нет! А у меня тридцать шесть зубов, сто умов, четыре ноги, два уха и замечательный хвост! Совсем обиделся журавль. С горя еще длиннее вытянул свою длинную шею и увидел вдали человека. — Ай, почтенная лиса, охотник идет! Лиса поджала хвост — и юрк в барсучью нору. Журавль — за ней. Охотник это заметил, подошел к норе и стал подкапываться. — Ох, лиса, великая лиса, — заплакал журавль, — охотник сюда лезет! У вас четыре ноги, тридцать шесть зубов, сто умов, придумайте, как нам спастись! — Сам догадайся. У меня только пятьдесят умов осталось. Охотник все ближе, ближе... — О-о-о, лиса, верная моя лиса, у вас четыре ноги, пятьдесят умов, как нам спастись? — Сам придумай. Мои умы во все стороны бегут. Охотник прорыл ход, ухватил журавля за длинную ногу и вытянул его из норы. Крылья у журавля распустились, повисли, глаза — как стеклянные, даже сердце не бьется. "3адохся, верно, в норе", — подумал охотник и бросил журавля в сторону. Еще немного покопал и видит: пушистый хвост торчком стоит, пушистый хвост дрожмя дрожит. Ухватился охотник за этот хвост, вытащил лису, убил ее, снял шкуру и сунул в свой кожаный арчемак. "Домой приеду — из лапок сошью шапку. Хвост привяжу на черенок плети, а из спинки выйдет знатный воротник. Пожалуй, и журавля тоже возьму. Будет собакам чем полакомиться". Обернулся охотник, а журавля-то и нет. Высоко в небе летит он, даже стрелой не достанешь. Так погибла лиса, у которой было два уха, четыре ноги, тридцать шесть зубов, сто умов. А журавль одним умишком пораскинул, да и то смекнул, как спастись. Далеко-далеко на границе Монголии, рядом с землей Тану-Тува, на лесистых холмах лежит наш Алтай. Алтай многолик.Если мы побываем на северо-востоке, то увидим покрытые хвойными лесами невысокие, пологие горы.Тут растут сине-зеленые, с шелковистой хвоей кедры и темно-зеленые пихты.На юго-западе совсем иная природа.Взглядом не окинешь широко раскинувшиеся долины, в лесах стоят лиственницы с голыми темно-серыми ветками зимой, а летом с нежно-зелеными листочками,похожими на хвою.Когда попадаем в верховья Катуни, взор наш остановят остроконечные суровые скалы.А между этими скалами,то ударяясь и разбиваясь об их острые ребра, то перепрыгивая с камня на камень, летят сумасшедшие реки Алтая.. Вот на каком прекрасном Алтае жили наши племена.Жизнь людей была тяжкой, горькой.И свои богачи,и князья-зайсаны, и царские чиновники, и призежие купцы- кто только не обижал темных безграмотных скотоводов и охотников. Алтайцы имели богатую традицию устной поэзии.Долгими зимними или осенними ночами пастухи, охотники соберутся под мохнатым кедром возле костра.Один из них ударит указательным пальцем правой руки по двум струнам топшура. И вот начинается горловая песня.Эта песня еще тихо-тихо течет.Все ожидают, что начнется сказаниеДревние сказания сказывались только по ночам. Павлу Кучияку посчастливилось услышать и записать многие сказания и алтайские сказки. Презентация .Родился Павел Васильевич Кучияк 17 марта 1897 года в урочище Куюм Шебалинского района в семье бедняка. Детство прошло в тяжелых условиях. В 1916 году был мобилизован «по царскому указу» на тыловые работы в Белоруссию. На Алтай вернулся после февральских событий 1917 года. После Октябрьской социалистической революции, живя в с. Чепош, вел активную борьбу с богачами, изучил политграмоту, вел агитационную работу. В 1925 году его направили на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока. В Москве он познакомился с образцами художественной литературы, расширял свой политический кругозор. Там же он пробует свое перо. В 1928 г. пишет стихи и начинает поэму «Арбачи», которую завершает на Алтае в 1932 году. Вернувшись на Алтай, возглавляет «Красную юрту» (передвижной клуб). С 1931 г. он — преподаватель в областной совпартшколе. В 1934 г. П. В. Кучияк избирается делегатом на 1-й съезд советских писателей. После съезда он в числе сибирских писателей был принят А. М. Горьким. П. В. Кучияк работал в разных жанрах: в поэзии, прозе, драматургии. Был первым собирателем и исследователем устной народной поэзии алтайцев. Огромна его роль в развитии алтайского литературного языка. Разыскал народного сказителя Н. У. Улагашева, записал с его слов и перевёл на русский язык образцы алтайской народной поэзии Член Союза писателей СССР с 1934 года. Умер 3 июля 1943 года. Произведения,записанные и переведенные Павлом Кучияк радуют современных читателей.Его произведения ставят на сцене национального драматического театра, Его именем названы улицы в Горно-Алтайске Знаете ли вы, кто первый запевает в лесу весеннюю песенку; отчего у зайца зимой кончики ушей остаются чёрными, а у бурундука шубка полосатая? О зверях, о птицах, о золотых тюльпанах и синих кедрах, о дивных красавицах и богатырях своей земли сложили чудесные сказки алтайцы, что живут на юге Западной Сибири в верховьях реки Обь. Эти сказки впервые, ещё в 1936 году, записали со слов сказителей Анна Гарф и Павел Кучияк. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Просмотр сказки «Семь братьев» Инсценировка сказки сто умов |