Главная страница
Навигация по странице:

  • Конспект по семинару № 1

  • Тема №1. Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека

  • Список литературы

  • Рахматуллаев конспект 1. Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека


    Скачать 26.51 Kb.
    НазваниеКультура, ее место и роль в жизни и деятельности человека
    Дата27.09.2022
    Размер26.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРахматуллаев конспект 1.docx
    ТипКонспект
    #701151

    Некоммерческое акционерное общество

    «АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

    ИМЕНИ ГУМАРБЕКА ДАУКЕЕВА»

    Конспект по семинару № 1

    По дисциплине: Модуль социально-политических знаний (культурология, психология)

    На тему: Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека

    Специальность: Электроэнергетика

    Выполнил: Рахматуллаев Ташмухаммад Нусратуллаұлы

    Группа: ЭиЭИО-19-27
    Принял: Абрахматова Г.


    Алматы 2022

    Тема №1. Культура, ее место и роль в жизни и деятельности человека

    1 Понятие культуры, сущность и функции

    2 Многообразия подходов к определению сущности культуры.

    3 Специфика культурологии как науки.

    Цель занятия: дать представление о сущности культуры, морфологии и анатомии культуры. Оценить значение многообразия подходов к определению сущности культуры, функции и морфологии культуры. Основные понятия: культура, деятельность, сущность культуры, функции культуры, духовная и материальная культура, мировая культура, национальная культура, естественная среда обитания человека.

    1 Понятие культуры, сущность и функции

    Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивирование земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. В XVIII в., вошедшем в историю как эпоха Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Именно в этом значении термин «культура» впервые получает достаточно широкое распространение. Главное в нем – просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающая роль при этом принадлежит знанию, хотя и в этот период уже было ясно, что образование является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы быть культурным. Вместе с тем культура еще не стала объектом всестороннего изучения.

    Только в XX в. интерес к изучению культуры резко возрастает, о чем свидетельствует рост числа определений культуры. По подсчетам исследователей, в начале XX в. таких определений было около 10. К середине века, как указывают американские ученые А. Крёбер и К. Клакхон, их стало более 150. В наши дни число определений культуры перевалило за 500.

    Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Английский этнолог Э. Тайлор, автор книги «Первобытная культура» (1871) – одной из первых, посвященных непосредственно культуре, определяет ее как совокупность знаний, верований, искусств, ценностей, законов, обычаев и других способностей и привычек, приобретенных человеком как членом общества. Ф. Ницше понимал культуру как стиль жизни народа. Американский социолог Д. Белл определяет культуру как систему эстетических взглядов, нравственных оценок и стиль жизни, как способ поддержания собственной неповторимой индивидуальности.

    Сходные определения даются отечественными исследователями. Для Н. А. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества». По мнению А. Ф. Лосева, «культура – это предельное обобщение всего». Другие авторы понимают культуру как память, как творчество, как духовное измерение всякой деятельности, как образ жизни народа и т. д.

    Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.

    В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как «вторая природа», которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

    Материальная культура охватывает сферу материального производства и его продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища, предметы быта, одежду и т. д. Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т. д. Внутри ее часто особо выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

    Между материальной и духовной культурами имеется глубинное единство. Обе они являются результатом человеческой деятельности, у истоков которой в конечном счете находится духовное начало – идеи, проекты и замыслы человека, воплощаемые им в материальную форму. Поэтому Н. А. Бердяев считал, что всякая культура является духовной. Материальная форма требуется не только для технического сооружения, но и для художественного произведения – скульптурного, живописного, литературного и т. д. Примерами органического единства материальной и духовной культуры могут служить архитектурные творения, они одновременно являются и произведениями искусства, и служат практическим целям (здание театра, храм, гостиница, жилой дом).

    Вместе с тем между продуктами материального и духовного производства имеются существенные различия. В художественном произведении равно значимы и материальная оболочка, и духовное содержание, тогда как в некоторых технических творениях бывает весьма трудно обнаружить признаки духовности. В конкретных социально-исторических условиях указанные различия могут вступить не только в противоречие, но и в конфликт. Нечто подобное случилось с культурой в XIX и особенно в XX в., когда материальная культура стала все больше доминировать над духовной.

    Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

    Ученые показали, что высшие животные (шимпанзе) также обладают культурой: они имеют язык, у них даже есть культурное многообразие, поскольку культуры отдельных популяций отличаются между собой. Однако между культурой животного и культурой человека имеется качественное различие. В основе культуры животных и ее передачи лежат инстинкты. Человеческая культура создается и передается с помощью сознания и символических систем. Благодаря культуре человек преодолевает «животность» и приобретает «человечность». Она выражает и воплощает социальное. По мнению 3. Фрейда, культура включает в себя все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных. В этом суть известной формулы: человек – это культура.

    Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

    Установлено, что, если в возрасте от двух до двенадцати лет дети исключены из нормальной человеческой жизни, они навсегда остаются дикими. Подтверждением тому могут служить известные случаи из литературы, когда потерянный родителями в лесу ребенок в течение нескольких лет жил и рос в стае зверей. Этих нескольких лет оказывалось достаточным для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры.

    Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

    Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.

    Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых – необходимое условие существования и сосуществования людей.

    С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры – наука, искусство, техника и др. – пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

    Существует еще одна важная функция культуры – ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.

    Особого выделения заслуживает творческая функция культуры, которая находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

    Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.

    Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта – во-первых, критически-творческой деятельности – во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

    Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

    Как показывает история, все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. В России такими выдающимися личностями были М. В. Ломоносов, В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, А. Л. Чижевский, Д. И. Менделеев, А. Ф. Лосев, П. Л. Капица, Л. Ф. Келдыш и др.

    Сегодня быть универсальной личностью весьма трудно, практически невозможно, поскольку знания и умения стали необъятными. В то же время возможности стать культурным человеком необычайно расширились. Основные характеристики культурного человека остаются теми же: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения – отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков. Сегодня культурный человек должен владеть компьютером, что составляет вторую грамотность.

    2 Многообразия подходов к определению сущности культуры.

    Ценностно-аксеологический подход. Этот подход представляет собой первый шаг в познавательном движении от абстрактного к конкретному определению сущности культуры.

    Культура определяется как мир ценностей. Она высвечена сознанием идеалов, миром идеальных ценностей и их воплощением. В мир культуры входит не только сущее, но и должное, субъективно необходимое. Ценности не просто существуют, они значат, имеют силу.

    Деятельностно-технологический подход. Авторы данной концепции: Э. С. Маркарян, В. Е. Давидович, Н. С. Злобин, М. С. Каган. В данной концепции можно выделить некоторые модификации на понятия «способ», «механизм деятельности».

    В. Е. Давидович определяет культуру следующим образом: «Культура в глубокой своей сути есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, ее имманентный механизм, способ ее осуществления». Культура здесь представляется набором правил, действий, умений.

    Н. С. Злобин на первый план выносит творческий характер деятельности. «Культура - это социально значимая творческая деятельность в ее диалектической взаимосвязи с ее результативностью, предполагающая освоение людьми уже имеющихся результатов творчества».

    М. С. Каган определяет культуру как систему деятельности.

    Данный подход имеет недостаток в том смысле, что не определяется культура как таковая. Деятельностно-технологический подход является истинным в рамках определенной абстракции.

    Сущностно-гуманистический подход. Этот подход основан на соотнесении культуры с сущностью человека, а сущность человека - это законы человеческого бытия, т.е. те связи и структуры человека, которые делают его собственно человеком.

    В качестве основных общественных структур выделяют:

    • 1) свободу;

    • 2) добро;

    • 3) красоту;

    • 4) творчество;

    • 5) любовь;

    • 6) понимание.

    Акцент делается на понимании человека как субъекта культуры. Культура не просто способ деятельности, а именно специфический, человеческий способ, направленный на реализацию его сущности. Таким способом намечается критерий, отделяющий культуру от антикультуры. Наиболее полно развивает такой подход П. С. Гуревич.

    Онтологический подход. Культура здесь понимается как особый способ претворения бытия в целостность, оформление бытия. Очень глубокую онтологическую характеристику культуры дает Г. Зиммель. Культура не есть сами по себе навыки и способности, они превращаются в культуру, когда связаны в целостность. Искусство и мораль, право и религия -вот те этапы, через которые должен пройти субъект, чтобы стать культурой. Также приверженцами этого подхода были В. С. Библер и М. К. Мамардашвили.

    3 Специфика культурологии как науки.

    Ваще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: каково место культурологии в системе социально-гуманитарного знания, в чем ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре?

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, выяснить, какое содержание вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", созданному самой природой. Таким образом, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы в "рукотворные", очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта. В работах немецких просветителей XVII – XVIII вв. С. Пуфендорфа, И. Гердера этот термин приобретает более широкий смысл, включает в себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII – XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецием и др., согласно представлениям которых не только материальное производство, но и общественные отношения, формы государственного устройства, состояния нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX – XX вв., понятие "культура" обогащалсь все новым и новым содержанием, и к началу XXI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются:

    1)специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей;

    2)система идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении;

    3)историческая память человечества, воплощенная в традициях, обрядах, стандартах повеления;

    4)духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества.

    Все изложенное дает основание для заключения о том, что культурология есть наука о культуре как сложном и целостном социальном феномене.

    Однако культуру изучают, как уже отмечалось, несколько наук. В чем же состоит специфика культурологии? Ответ на этот вопрос требует рассмотрения подходов к исследованию культуры различных дисциплин. Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры – способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой, - как регулирующую роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов.

    В отличие от этого, искусствоведение исследует особенности и тенденции развития художественной культуры в контексте общеисторического процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества, всю совокупность содержания, форм, стилей художественных произведений.

    Этнология сосредотачивает свое внимание на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявлении и интерпретации национальных особенностей различных культур – "французская", "немецкая", "русская" культура и т.п.

    Социология исследует социальную обусловленность культурной деятельности и ее роль в развитии человека и общества, социальную сущность культуры, ее структуру и функции.

    Философия изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеческой жизни, вычленении ее качественных характеристик – духовность, гуманистичность, просвещенность, цивилизованность, высокая нравственность, созидательность, творческая ориентированность, нормативность.

    Список литературы

    1 Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций». // Геополитика: Антология, - М., 2006.

    2 «История культурологии под ред. Огурцова А.П». - М., Гардарики, 2006.

    3 «Культурология»: учебник /под научн. ред. Г.Д.Драча. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014.

    4. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. «Философия культуры»: Учебник для студентов вузов и колледжей. – Алматы: Эверо, 2013


    написать администратору сайта