Культура номадов Казахстана. Культура номадов Казахстана
Скачать 17.38 Kb.
|
Подготовила : Смет Жания ДМ 20-11 СРОП № 3 Тема: «Культура номадов Казахстана» Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народа «Опираясь на культурное наследие, созданное на протяжении многих веков, необходимо развивать культуру сегодняшних и завтрашних времён». Н. Назарбаев Мы живем в независимом государстве, и это заслуга наших предков. Ведь благодаря им, в нашей стране царит мир и развивается самобытная культура народов Казахстана. В основу культуры коренного населения нашей страны легла культура кочевников. В литературе кочевую культуру принято называть номадизмом. В данный момент она, отчасти, изменилась, но, по –прежнему, в ней сохранились те особенности , обычаи и традиции, которые появились в эпоху ранних кочевников. Однажды возникнув на степных просторах Центральной Азии, номадизм стал составной частью всего человечества. Цивилизация кочевников оказала важнейшие влияние на процессы мировой истории. Во время возникновения кочевого скотоводства появились первые переносные жилища – юрты, с древних времен стала интенсивно развиваться металлургия. Так же кочевники начали процесс одомашнивания некоторых животных. Согласно источникам, именно ботайцы первыми приучили лошадь. Кочевники внесли огромный вклад в производство орудий труда и оружия из бронзы и железа, благодаря своим лукам и стрелам стали практически непобедимы. Кроме этого, они разработали технологию производства одежды из кожи и шерсти домашних животных. Казахстан по праву может называться страной, где были изобретены первые брюки, без которых невозможно сегодня представить современного человека. Номады сыграли огромную роль в развитии Великого Шелкового пути, связавшего Азию и Европу. Великий Шелковый путь, в свою очередь, вне большой вклад в духовную и материальную жизнь народов Центральной Азии. Произошли большие изменения в хозяйственной сфере – оседлое развитие хозяйства, земледелие, садоводство. Территория современного Казахстана находится на стыке двух древнейших культур – кочевой и оседлой, которые сосуществовали многие века, обмениваясь самыми лучшими материальными и духовными достижениями. На этой земле образовалось множество памятников культур разных народностей, древних цивилизаций. Культуру кочевых обществ следует исследовать в её единстве и целостности. Это единство и целостность, в некоторых отношениях, настолько поразительны, что позволяет некоторым исследователям истолковывать, например, скифские обычаи на основании монгольского материала XIII века нашей эры. Конечно же, этнологическое обоснование таких сопоставлений сомнительно. Хронологически скифский материал отделен от монгольского, по крайней мере, 15 веками. Сопоставления эти обоснованы культурно-историческим единством и целостностью кочевого мира. В частности, кочевой мир проникнут культом военной доблести. Только тот, кто доказал свои военные качества, является полноправным членом общества. Черепа убитых врагов служат драгоценным трофеем, отделываются в пиршественные чаши. Этот обычай, удостоверенный для печенегов (череп Святослава), указан также китайскими хрониками для гуннов восточноевразийских степей и Геродотом для скифов. "Сопровождающие погребенья", отличительные для кочевого мира (т.е. погребение вместе с вождем жены и слуг), могут быть сопоставлены с культом верности, составляющим одну из основ кочевого быта. Культ верности является краеугольным камнем в мировоззрении Чингисхана, и этот же культ, в виде особых обрядов, сопровождающих братание и клятву, равно засвидетельствован для древнейших кочевых периодов западно-евразийских и восточно-евразийских степей. Без вождя жена и слуги не должны мыслить жизни. Также очень важно изучение кочевого мира в его “месторазвитии”. Это последнее может быть определено как совокупность степи и травянистой пустыни |