Главная страница
Навигация по странице:

  • «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • культура России начала 20 века. контрольная работа по истории Культура России начала 20 века. Культура России в начале хх в


    Скачать 51.11 Kb.
    НазваниеКультура России в начале хх в
    Анкоркультура России начала 20 века
    Дата10.04.2022
    Размер51.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтрольная работа по истории Культура России начала 20 века.docx
    ТипКонтрольная работа
    #459868

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ТОБОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ (филиал)

    Кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине «История (История России. Всеобщая история)»
    Тема: Культура России в начале ХХ в.





    Выполнил:

    студент

    направление подготовки

    ФИО студента





    Проверил:

    к.и.н., доцент

    Л.В. Останина



    Тобольск

    2021

    Оглавление
    Введение……………………………………………………………………………..3

    1.Культура России в начале ХХ в…………………………………………..…........5

    1.1.Живопись, архитектура и скульптура………………………………………….5

    1.2. Образование и просвещение, достижения науки и техники………………....7

    1.3. Развитие литературы, театрального и кинематографического искусства….9

    1.4. Музыка………………………………………………………………………….12

    Заключение…………………………………………………………………………14

    Список использованной литературы……………………………………………...15

    Введение
    Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время происходит переосмысление роли и места культурного наследия в жизни современного российского общества и государства. Так, советская культура стала важным консолидирующим фактором в социальной и политической жизни расколовшегося на части постсоветского пространства. Общность российского, и в большей мере – советского, культурного наследия выступает сегодня основой успешного взаимодействия России с рядом стран ближнего зарубежья.

    Существует еще одно обстоятельство, придающее значимость исследованию роли российского культурного наследия в жизни современного российского общества. Как свидетельствуют данные статистики и результаты многочисленных социологических исследований, за последние годы произошло падение уровня культуры основных групп населения. Это проявилось в уменьшении объема знаний в области литературы, искусства, музыки, который демонстрируют представители практически всех социальных групп, в переориентации значительной части молодежи, представителей рабочего класса и интеллигенции на ценности массовой культуры, в некритическом восприятии всего того, что предлагается средствами массовой информации и т.д. В этой ситуации обращение к культурному наследию приобретает особое значение.

    Цель работы: охарактеризовать развитие культуры России начала XX вв.

    Цель конкретизируется в задачах:

    1. Описать архитектуру, живопись и скульптуру.

    2. Рассмотреть образование и просвещение, достижения науки и техники.

    3. Охарактеризовать развитие литературы, театрального и кинематографического искусства

    4. Изучить особенности развития музыки.

    Краткий обзор литературы. Для написания данной работы была подобрана специальная тематическая литература, связанная с культурой России начала XX вв. Многие ученые изучали данный период. К таким деятелям можно отнести В.В. Кириллова, О.П. Кузьменко, М.Н. Зуева, Д.О. Чуракова и т.д. Их работы вызвали пристальный интерес, так как даются целостные оценки культуры России начала XX века.

    Так, в научной статье О.П. Кузьменко подробно освещает историю культуры России интересуемого времени. Автор рассматривает развитие культуры России начала XX вв. в общем контексте развития страны1.

    В.В. Кириллов даёт представления об историческом процессе, раскрывая основу русской культуры в сочетании с культурой в традиционном понимании, что делает его исследование уникальным2.

    Культуру России в историческом ракурсе рассматривает С. Вишняков. Автор знакомит с различными жанрами культуры России в историческом контексте развития страны3.

    Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.


    1.Культура России в начале ХХ в


      1. Живопись, скульптура и архитектура


    В живописи начала ХХ века значительные позиции сохраняло реалистическое направление, связанное с Товариществом передвижников, выставки которого продолжались до 1924 г., что нашло отражение в творчестве В.А. Серова. Унаследовав глубокий психологизм, присущий манере И.Е. Репина, им была создана серия портретов своих современников, включая деятелей русской культуры рубежа XIX-XX вв. (М. Горький, М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, и др.).

    Неоценим вклад в развитие реалистической традиции А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, В.Д. Поленова, обогативших творческую манеру, технику письма мастеров реализма достижениями новейших течений. Сюжеты их полотен отразили мироощущение и устремления художников переломной эпохи. К.А. Коровин был одним из первых реалистов, овладевших системой импрессионизма (декоративно-артистичные (крымские пейзажи и натюрморты), возвышенно-романтичные (вечерние интерьеры с фигурами, «Пристань в Гурзуфе»))4.

    В 1910 гг. в условиях распространения идей модернизма возникает русский авангард (например, «Черный квадрат» К.С. Малевича). Русский авангардизм того времени отличался большой творческой индивидуальностью, разным пониманием меняющейся жизни русского общества.

    В архитектуре начала XX в. начал господствовать модерн. С точки зрения Д. В. Сарабьянова, отличал модерн построение сооружения «изнутри наружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, живописная композиция, отрицающая симметрию, построение декоративного убранства на соотношении гнутых форм и линий и другие признаки. Продолжали существовать также неоклассицизм и неорусский (вариант модерна).

    Достижения отличают развитие промышленной архитектуры, в которой трудились такие мастера, как А.В. Щусев (трамвайное депо на Шаболовке и Казанский вокзал в Москве). Это был единственный вид искусства, который непосредственно выразил рост отечественной индустрии.

    Многие русские художники, последователи реализма и модерна, успешно трудились в создании промышленной рекламы и оформления упаковки промышленной продукции (обертки шоколада, конфет, мыла, этикетки вин, папирос и др.) Участие представителей изобразительных искусств, в том числе мастеров, в производстве массовой печатной продукции (оформление журналов, афиш, почтовых открыток, рекламных проспектов, ресторанных меню и пр.), существенно расширившись в начале XX в., способствовало воспитанию художественного вкуса широкой публики5.

    Как и все виды искусства, скульптура в начале XX века переживает сложный период поиска новых форм. А. С. Голубкина – одна из самых известных женщин-скульпторов. Ее работы можно увидеть в наиболее значимых музеях России, таких, как Третьяковская галерея («Марья») и Пушкинский музей.

    В скульптуре того времени отмечалось большое влияние импрессионизма: были использованы новые пластические формы и светотеневые контрасты, благодаря которым создавалось впечатление движимости изваяния. Особое место в творчестве занимала тема труда, славянских сказок, мифологии, фольклора.

    Делаем вывод, что на скульптуру начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени. Архитектуре было характерно смешивание старых стилей. Отдельно имели место быть стили модернизма, неоклассицизма. В живописи значительные позиции сохраняло реалистическое направление.



      1. Образование и просвещение, достижения науки и техники


    В период капиталистической модернизации в российском обществе появилась особая категория граждан – интеллигенция. Для этого слоя было характерно стремление не только физическому и умственному труду, но и к чему-то «высокому» - в частности к литературе, просвещению.

    Согласно О.П. Кузьменко, уровень грамотности в народе заметно вырос. Система образования приобрела следующую форму [6, c. 67]:

    - В систему начального образования вошли школы, что строились при церквях, земствах, государственные школы. Хорошее начальное образование давали школы при земствах. У детей, обучавшихся там, уровень грамотности был выше, чем у детей, обучавшихся в других школах.

    - В систему среднего образования входили училища, как епархиальные так и обычные, гимназии, которые имели дополнительное подразделение в виде женских гимназий. Между учреждениями имелись различия в предметах, на которые делался упор. В училищах изучали естественно-технические науки. В гимназиях тщательнее преподавались иностранные языки и гуманитарные науки.

    Для поступления на высшее образование в университет требовался документ об окончании гимназии или училища. Без свидетельства поступить было нельзя. Высших учебных заведений в стране становилось все больше, также появлялись специальные институты, например, Горный и Лесной. Появлялись и частные высшие учебные заведения.

    Между тем, правительству приходилось сложнее с высшей школой. Масса обучающихся была преимущественно демократической и настроена революционно. Студенты выступали нередко вместе с рабочими в демонстрациях, принимали участие в забастовках. Правительство вело настоящую войну со студентами. Студентов сдавали в солдаты. Демократические студенческие организации – землячества, артели, союзы, кружки – запрещались и разгонялись

    Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. В 60-х года стали популярны воскресные школы для взрослых. В них бесплатно обучали грамотности и основам технических знаний. Позже возникли рабочие курсы и народные учебные заведения (народные дома). Чтобы попасть туда, достаточно было желания. На статус и положение никто не смотрел.

    Что касается просвещения, на тот период стали возникать просветительские общества, народные библиотеки, педагогические журналы: «Русская школа», «Вестник воспитания» и т.д. Общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие.

    Был поставлен вопрос о переходе от традиционной школы обучения, которая давала знания, умения и навыки, к школе труда, которая должна была готовить не только исполнительную, но и инициативную, самостоятельную, широко образованную личность. Получили развитие противостоявшие традиционализму новые педагогические подходы. Отечественная педагогика развивалась в тесном взаимодействии с педагогической наукой ведущих зарубежных стран [1, c. 169].

    В начале XX века наблюдалось стремительное развитие науки, причем во всех ее областях. Были совершены многие знаменитые открытия. Также это время стало периодом, в котором начавшееся разделение наук на фундаментальные и прикладные, только усилилось.

    Так, в области математики самыми знаменитыми исследованиями стали исследования, построенная на теории чисел и теории вероятностей. В рамках физики была подтверждена электромагнитная природа света.

    По географии продолжались исследования регионов Земли, о которых было мало известно. В рамках химии Д.И. Менделеев открыл фундаментальный закон природы о химических элементах.

    В данный период были полностью перевернутый представления о материальном мире благодаря новым совершенным открытиям: рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома.

    В данный период получили Нобелевские премии знаменитые учёные Павлов и Мечников. Вернадский составил энциклопедические труды, способствовавшие развитию геохимии, радиологии и биохимии.

    Приходим к выводу, что система образования приобрела форму образования, в которую вошли система начального, среднего, высшего образования. Грамотность распространялась не только среди детей и молодёжи. Наблюдалось стремительное развитие науки во всех областях, было сделано немало открытий; произошло разделение на фундаментальные и прикладные науки. Что касается просвещения, на тот период стали возникать просветительские общества, народные библиотеки, педагогические журналы. К этому привело то, что общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие.



      1. Развитие литературы, театрального и кинематографического искусства.


    Начало XX века называют «серебряным веком» русской поэзии.

    Многие писатели-прозаики в своих произведениях придерживались традиции критического реализма. Среди них особенно выделились Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов. В их произведениях поднимались важные для русского общества вопросы: о гуманизм, гражданственности и народности. В творчестве Толстого были выражены нравственные проблемы. Максим Горький в своих произведениях обозначал острые социально-политические вопросы.

    В литературе проявлялись принципы модернизма [2, c. 280]:

    1. Среди поэтов-футуристов прославились В.В. Маяковский, Саша Чёрный в Д.Д. Бурлюк, В.В, Хлебников.

    2. Самыми знаменитыми поэтами-акмеистами являлись Ахматова, Кузьмин, Мандельштам, Н.С. Гумилёв.

    3. Символистами являлись А. Блок, В. Брюсов и др.

    В произведениях М. Горького можно заметить развитие нового движения в литературе – неоромантизма. Это движение прослеживается в произведениях «Челкаш», «На дне», «Макар Чудра», «Мещане».

    Развитие деятельности театра в стране проходило следующим образом.

    В 1898 году Станиславским и Немировичем-Данченко был основан Московский Художественный театр. На его сцене блистали знаменитые актеры Москвин, О.Л. Книппер-Чехов, В.И. Качалов. В 1904 году был открыт театр в Петербурге имени Комиссаржевской. В театре ставились постановки, отражающие стремление демократической интеллигенции.

    Благодаря деятельности некоторых театров стали развиваться музыкальные спектакли. Так, обстановка повлияла на Московский Художественный театр, Большой театр, Мариинский театр, где ставились символистские, проникнутые пессимизмом пьесы. Также произошло зарождение метафорического театра.

    Особенно важное значение имела постановка пьесы Горького «На дне» (1902 г.), пробудившая чувство высокого гуманизма и гневный протест против вопиющих несправедливостей буржуазного строя. Большой общественный отклик получили постановки ибсеновских пьес «Доктор Штокман» (1900 г.) и «Бранд» (1906 г.) [3, c. 200].

    Русское актерское мастерство продолжало неуклонно совершенствоваться. В Московском Художественном театре закладываются основы системы Станиславского, направленной на глубокое раскрытие психологии образа – «жизни человеческого духа». Здесь формируются неповторимые творческие индивидуальности, крупнейшие мастера сценического искусства – И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина и многие другие. Для актеров этой школы характерным становится искусство жить в образе на сцене. Им становятся присущи яркая художественная выразительность, широта творческого диапазона, высокая общая и сценическая культура.

    Также стоит отметить, что театры наполняются националистическими и имморалистическими настроениям. В больших количествах начинают появляться театры «легких жанров». Большая часть любителей театрального искусства остается верна устоявшимся демократическим традициям. Именно интеллигенция становится инициатором открытия в селах и маленьких городах народных театров.

    В начале XX века в России впервые появилось киноискусство. В мае 1896 года впервые был продемонстрирован кинофильм. В Петербурге премьера состоялась в саду «Аквариум», а в Москве в «Эрмитаже». С начала столетия стали открываться иллюзионы и электротеатры. Киноискусство развивалось стремительно. К 1916 году в стране существовало уже примерно 4000 кинотеатров. Сначала показывали только документальные фильмы. В 1908 году появилась первая игровая картина под названием «Стенька Разин и княжна» [4, c. 340].

    Полнометражный фильм «Оборона Севастополя» сняли через 3 года. Затем в 1911-1913 годах стали появляться и кукольные фильмы. Первые кинофирмы появились в 1907-1908 годах. К 1913 году их насчитывалось около 30. Самым знаменитым режиссером того времени являлся Я.А. Протазанов. Популярными звездами немого кино были В. Холодная и Мозжухин.

    Делаем вывод, что ведущей областью культуры России начала XX века была литература, которой была характерна быстрая смена эстетических направлений, начиная от классицизма XVIII в., доходя до смены на сентиментализм, который уступал место в короткие сроки романтизму, а на смену ему приходит реализм. Смена их происходила в рамках одного-двух поколений, в связи с чем ряд писателей в своем творчестве отдавали дань различным направлениям. Театр способствовал развитию музыкальных спектаклей, зарождению метафорического театра. В начале XX века в России впервые появилось киноискусство, которое, как было отмечено, развивалось стремительно.
    1.4. Музыка
    В начале XX века (до 1917 года) была окончательно сформирована русская музыкальная школа. Это был период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не был отделён от предыдущего каким-либо переломом.

    По мнению О.П. Кузьменко, широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова.

    Произведения создавались также в стиле оперы, балета. Но поиски новых музыкальных стилей не прекращались. В 1859 году было создано Русское музыкальное общество. Благодаря этому обществу большую популярность приобрела национальная музыка.

    С.А. Саркисян отмечает, что множество консерваторий не только в столице, но и в других городах стали центрами музыкальной культуры. В 60-х годах в Петербурге была открыта бесплатная музыкальная школа. Её преподаватели М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин, которые и открыли эту школу способствовали приобщению общества к музыке [3, c.203].

    Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. В их работах наблюдалось усиление интереса к проблемам философии и этики. Этот интерес отразился в творчестве Скрябина, Рахманинова, Стравинского. Так, балеты Стравинского, поставленные во время «Русских сезонов» в Париже, привлекли внимание всей Европы [5, c.70].

    Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл Беляевский кружок, названный так по имени его основателя М.П. Беляева – известного лесопромышленника, страстного любителя русской музыки. Кружок, возникший в 80-х годах, объединил почти всех лучших музыкантов того времени. Н.А. Римский-Корсаков стал идейным центром музыкального содружества. Всеми доступными средствами М. П. Беляев стремился помочь тем, кто служил русской музыке. Основанное М. П. Беляевым новое издательство за несколько десятилетий своего существования издало огромное количество произведений русских композиторов.

    На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России.  Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, М. Л. Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов – композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов (С. С. Прокофьева, Т. Н. Хренникова).

    Из вышеизложенного следует, что в музыке начала XX века в России появилось немало музыкальных стилей и направлений. Широко развиваются симфонические, камерные жанры, балет, опера. Окончательно формируется русская музыкальная школа.


    Заключение
    В ходе изучения развития культуры начала России XX века, выяснили, что этот период был ознаменован глубоким кризисом, охвативший всю культуру и отразив сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, привнес в общественное сознание России атмосферу взлета научных и творческих достижений, породив эпоху русского культурного ренессанса. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.

    Так, на скульптуру начала XX века большое влияние оказывал импрессионизм. Стали использоваться новые пластические формы, контраст света и тени. Архитектуре было характерно смешивание старых стилей. Отдельно имели место быть стили модернизма, неоклассицизма. В живописи значительные позиции сохраняло реалистическое направление.

    Система образования приобрела форму образования, в которую вошли система начального, среднего, высшего образования. Наблюдалось развитие науки во всех областях, было сделано немало открытий; произошло разделение на фундаментальные и прикладные науки. Что касается просвещения, на тот период стали возникать просветительские общества, народные библиотеки, педагогические журналы. К этому привело то, что общество осознало, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят в несоответствие.

    Ведущей областью культуры России начала XX века была литература, которой была характерна быстрая смена эстетических направлений, в связи с чем ряд писателей в своем творчестве отдавали дань различным направлениям. В начале XX века в России впервые появилось киноискусство, которое, как было отмечено, развивалось стремительно. Была окончательно сформирована русская музыкальная школа.

    Таким образом, развитие культуры начала XX века был поистине грандиозным во всех ее сферах. Эти годы подарили России и миру множество громких имен.

    Список использованной литературы


    1. Вишняков, С. А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф / С.А. Вишняков. – Москва: Флинта, 2018. 70 с. – (Высшее образование). – ISBN: 978-5-9765-1117-0. – Текст: непосредственный.

    2. История России для технических вузов: учебник для вузов /М. Н. Зуев, А. А. Чернобаев, А. Ф. Бондаренко; под редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 531 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-9916-5822-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/468623  

    3. История России. XX – начало XXI века: учебник для вузов / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией С. А. Саркисяна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 311 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13567-1. – Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/468952 

    4. Кириллов, В. В.  История России для технических вузов : учебник для вузов / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 565 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12872-7. – Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/ 469185  

    5. Коньков, И. Е. Эпоха творчества и кинематограф начала ХХ века / И.Е. Коньков // Концепт. – 2016. - №4. – С.23-26. – Текст : электронный [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epoha-tvorchestva-i-kinematograf-nachala-hh-veka  

    6. Кузьменко, О. П. Основные направления в развитии русской культуры XIX – начала XX В. / О.П. Кузьменко // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2019. – №7. – С.67-70. – Текст : электронный [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-razvitii-russkoy-kultury-xix-nachala-xx-v  



    1 Кузьменко, О. П. Основные направления в развитии русской культуры XIX – начала XX В. // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. №7. С.67-70.

    2 Кириллов, В. В.  История России для технических вузов : учебник. Москва: Издательство Юрайт, 2021.  565 с.

    3 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное кул. М.: Флинта, 2018. 70 с.

    4 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное кул. М.: Флинта, 2018. С.245.

    5 История России для технических вузов: учебник для вузов /М. Н. Зуев, А. А. Чернобаев, А. Ф. Бондаренко; под редакцией М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. Москва: Издательство Юрайт, 2021. С.89. 


    написать администратору сайта