Главная страница
Навигация по странице:

  • ВИЗАНТИЙСКОМУ стилю. 1. В Киевской Руси(9-11вв.)

  • 2. ВоВладимиро-Суздальском княжестве (11-13вв.)

  • 3. В Новгородском и Псковском княжествах (11-15 вв.)

  • 4. В Москве (14-15 вв.)

  • Колокольня Ивана Великого

  • Эссе на тему: В мире древнерусской архитектуры. ЭССЕ Березина Лена. В мире древнерусской архитектуры


    Скачать 20.86 Kb.
    НазваниеВ мире древнерусской архитектуры
    АнкорЭссе на тему: В мире древнерусской архитектуры
    Дата03.10.2022
    Размер20.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭССЕ Березина Лена.docx
    ТипДокументы
    #711421

    Аналитическое эссе по дисциплине «История искусств».

    Тема: «В мире древнерусской архитектуры»

    Выполнил студент гр. _____Д-43___ _____Березина Елена_____Ф.И.

    Цель: проанализировать развитие искусства архитектуры Древней Руси и определить ее особенности, стили. Проследить ее эволюцию с 10 по 17 век и изложить свое мнение, впечатление.

    Задачи:

    • обобщить и систематизировать знания по данной теме;

    • развивать навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей;

    • определять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующимипримерами;

    • развивать умения излагать свои мысли в соответствии с научным стилем;

    В 1-м семестре 2022-2023 уч. года по дисциплине «История искусств» изучен раздел «Древнерусское искусство», который охватывает 7 веков (10-17 вв.). Естественно за этот период на Руси происходило много разных событий, оказывающих влияние на ход истории развития древнерусского государства, на развитие искусства и культуры. Поэтому и архитектура Древней Руси в разные периоды была разной. В основном постройки были деревянными, т.к. древнерусское государство было богато лесами. Но эти сооружения были не долговечными. У византийских мастеров было перенято каменное строительство. Первым каменным сооружением на Руси была Десятинная церковь (989-996гг.), которую строили византийцы. Но, к сожалению, она не сохранилась до наших дней. Интересно то, что она была построена по принципу «византийской базилики», это единственное архитектурное сооружение построено именно так в 10 веке и в дальнейшем древнерусские мастера больше не обращались к базилике.

    Чтобы проследить эволюцию развития древнерусской архитектуры, необходимо вспомнить этапы развития древнерусского искусства:

    1. Искусство Киевской Руси (9-11вв.);

    2. Искусство Владимиро-Суздальского княжества (11-13вв.);

    3. Искусство Новгорода и Пскова (11-15вв.);

    4. Искусство Москвы (14-15вв.);

    5. Искусство 16 века;

    6. Искусство 17 века.

    Обращаясь к периодам развития древнерусского искусства, можно выделить архитектурные стили. Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной. Средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни как. Перейдём к русской храмовой архитектуре.

    Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал: четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма. Все храмы, построенные именно так - относятся к ВИЗАНТИЙСКОМУ стилю.

    1. В Киевской Руси(9-11вв.) был распространен византийский стиль. Примером может служить храм Святой Софии в Киеве. Этот храм 13-купольный, крестово-купольный. Выложен он из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии.). В украшении храма присутствуют мраморная облицовка, мозаика из смальты, фрески – это все влияние Византии. Но в 17 веке Собор Святой Софии в Киеве был отштукатурен, покрашен по-своему (сочетание белого с зеленым и позолотой) и храм стал нарядным, праздничным. Этот стиль в архитектуре Киева получил название «украинское барокко».

    2. ВоВладимиро-Суздальском княжестве (11-13вв.) при князе Юрии Долгорукомсложился Владимиро-Суздальский стиль. Храмы белокаменные, крестово-купольные, как правило, однокупольные, с щелевидными окнами, имели три апсиды и аркатурный пояс, присутствовала каменная резьба на фасаде храма. Здания были не очень большими. Один из примеров - Дмитриевский собор во Владимире.

    3. В Новгородском и Псковском княжествах (11-15 вв.) сформировался Псковско-Новгородский стиль. Наряду с городами Владимиро-Суздальского княжества крупнейшим центром художественной жизни 12 века был Новгород. Если Владимиро-Суздальское искусство отражало мощь великокняжеской власти, то в Новгороде искусство несло более народный характер. Для псковских храмов характерно: скатная крыша, массивный тяжёлый купол, “новгородский” аркатурный пояс в карнизе барабана, крайние апсиды меньше центральной, компартимент, отсутствие лопаток, пристройка с колоколами (звоница); для новгородских храмов характерно: суровость, сдержанность, небольшие здания, кубовитость, чаще одноглавые, 3-х лопастное завершение, украшение барабанов рядом арочек (треугольныков), пирамидальность форм. Храмы в Пскове и Новгороде были крестово-купольными. Примером новгородского храма может послужить храм Рождества Богородицы (13в). Пирамидальное построение архитектурных форм. Лопатки и своды постепенно возвышаются и получаются 3-х лопастное завершение фасада, что придаёт храму стройность и динамичность. В 13 веке русские мастера отходят от византийских канонов, формируются национальные традиции.

    4. В Москве (14-15 вв.), которая была основана Юрием Долгоруким, в 115 году был построен Московский Кремль. На его территории расположены следующие архитектурные памятники: Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, Колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. Успенский собор на протяжении 5-ти столетий был главным собором Российского государства. В плане представляет собой правильный 4-х угольник. Высота с крестом 45 м. стены построены из белого камня, а своды и остальные части храма из кирпича. Благовещенский собор соединяется с государственными палатами, с востока к нему примыкает сад. Пол храма был выложен ценными камнями - мрамором, яшмой, агатом. В иконостасе собора хранятся иконы, написанные выдающимися мастерами Рублёвым, Феофаном Греком, Прохором с Городца. Архангельский собор возведен в честь Архангела Михаила по указу Ивана Калиты. В храме похоронены великие князья и цари. Сейчас в соборе 53 захоронения и 46 надгробий. Колокольня Ивана Великого самое высокое сооружение в Кремле - 82 м. На колокольне и звонице размещено более 20-ти уникальных колоколов, самый большой - Успенский весит 70 тонн. На смотровую площадку ведут 329 ступеней. Грановитая палата называется так, потому что её фасад облицован белым камнем с острыми гранями, наподобие бриллиантов. Здание построено из кирпича. Её внутреннее помещение - большой зал площадью 495 кв. м. Внутреннее убранство палаты отличается необыкновенной роскошью.

    5. Искусство 16 века. В 16 веке происходило окончательное сложение русского феодального государства, росло производство. Эти процессы происходили отнюдь не гладко, а в жестокой политической классовой борьбе. Расширились территории русского государства на восток. Русские и иностранцы часто посещали друг друга, обмениваясь опытом. Огромные средства тратились на оборонительные сооружения: строились и укреплялись Кремли городов - Новгорода, Тулы, Пскова, Смоленска, Москвы. В архитектуре появились новые детали: шатёр, кокошник, открытая галерея, элемент зерни. Появился новый стиль - русский шатровый. Его характерные черты: композиция центрична, нет апсид, шатровое завершение, уменьшение форм к верхней части: четверик, восьмерик, открытая галерея, кокошники и пилястры. Можно выделить такие памятники архитектуры, как церковь Вознесения в Коломенском (близ Москвы) в честь Ивана Грозного, собор Василия Блаженного (собор Покрова на Рву), Новодевичий женский монастырь в Москве, Успенский собор в Троице-Сергеевской Лавре.

    6. Искусство 17 века. Никогда ещё архитектурное строительство не достигало такого размаха, как в этом веке, особенно во второй половине. Как птица Феникс, Москва возрождалась из пепла. Ведь почти вся столица, кроме Кремля и Китай-города, была выжжена поляками в 1612 г. Пострадал и сам Кремль. Возрождавшаяся Москва нуждалась в украшении. Вместе с ней обустраивалась и укреплялась сама Россия, всё крепче сплачиваемая своим экономическим ростом в единое целое. В 17 веке был не расцвет древнерусского искусства, а всего лишь прощальное его догорание. Новое уже было не за горами. В 17 веке появились два архитектурных стиля: “Русское узорочье” (Московское узорочье) и “Нарышкинское барокко” (Московское барокко). Черты стиля “русское узорочье”: богатый декор, красочность, разнообразие и затейливость форм, сложность композиций, присутствие элементов других архитектурных стилей. Один из примеров сооружений в этом стиле - церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве. Черты стиля “нарышкинского барокко”: ярусность, центричность, “восьмерик” на “четверике”, колонны, наличники, фигурные фронты, белокаменные детали на красном фоне (контраст 2-х тоннов: красного и белого), ажурная лёгкость, устремление ввысь, декоративность. Один из примеров сооружений в этом стиле - церковь Покрова в Филях в Москве.

    Проследив эволюцию развития древнерусской архитектуры, можно выделить следующие стили: Византийский, Владимиро-Суздальский, Псковско-Новгородский, Шатровый, Русское узорочье, Нарышкинское барокко, поэтому и архитектура Древней Руси в разные периоды была разной. Мы можем легко проследить, как изменялась архитектура на Руси на протяжении всех этапов развития древнерусского искусства, и это оказывало влияние на ход истории развития древнерусского государства, на развитие искусства и культуры.


    написать администратору сайта