история. Реферат по истории.КАткова 102. Культура россии xviii века национальные традиции и европейское влияние
Скачать 1.13 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. П. ОГАРЁВА» Институт медицины Направление подготовки – «Стоматология» «КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII ВЕКА: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ» Выполнил: студент 102 группы Каткова А.С. Проверил: к.и.н., доцент Кистанов С.В. Саранск 2021 год Содержание Введение Культура периода петровских реформ Образование XVIII века Литература Художественная культура Скульптура Живопись Театр и музыка Заключение список литературы Введение История и культура являются неотъемлемыми составляющими общетсва, государства и всей мировой цивилизации в целом. Чтобы прогнозировать будущее, не совершать роковых ошибок прошлого необходимо учитывать опыт прошлых поколений, также не забывая и о приемственности традиций и культуры своих предков, сохранении самобытности этносов, народов, наций. Вместе с тем, на современном этапе – глобализации и сотрудничества между странами не следует забывать и о таком понятии, как диалог культур. Актуальность данной темы заключается в том, что культура и история связаны между собой неразрывно, а на данном этапе исторического развития проявляется некоторая недооценка столь значимого аспекта. На всем протяжении исторического развития мировой цивилизации по мере совершенствования государства, хода истории, а прежде всего сознания человека, менялась и культура. Начиная с первых дней жизни человек познает окружающую реальность сначала через семью, затем школу, институт. Все эти общественные институты дают знания в самых разнообразных сферах общественной жизни, формируют мировоззрение, собственное мнение. Тогда человек может сам решать и отстаивать собственную точку зрения, свои взгляды в том числе и историю, культуру. Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в том числе культурного прогресса. Исторический прогресс однолинеен: он представляют собою движение вперед по единой, общей для всего человечества магистрали. Человеческое общество проходит ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем развития культуры. Переходя от одной стадии к другой, общество постепенно поднимается на все более высокий уровень культуры.В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса и соответственно с разным уровнем культурного развития. Целью данной работы является соотношение понятий «история» и «культура» с точки зрения их непосредственной взаимосвязи, исторических событий в России XVIII века. Главными задачами является выявление тенденций культуры России XVIII века и путь XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX. веке и продолжается по сей день. Культура периода петровских реформ Семнадцатым веком завершилось русское средневековье, восемнадцатый начинает новое время в истории страны. На место Московской царской Руси приходит императорская Россия Петербурга. Социальная динамика века огромна: Россия вступает в него средневековой и довольно отсталой, а к концу столетия приходит сильной державой, активно влияющей на судьбы Европы. Мощный процесс развития связан с именем Петра I и его реформами. Процесс был сложным и противоречивым. Это отмечают многие русские историки. В. О. Ключевский, например, о XVIII веке пишет: «Что же так осложнило русскую жизнь этого века? Реформы, начатые предшественниками Петра и им продолженные... До той поры русское общество жило условиями своей собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVII века на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями. Это пришлое влияние встретилось с доморощенными порядками и вступило с ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя их жизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение» /1, с. 13/. Время Петра — это, прежде всего утверждение дворянской империи. Слагается новый административный аппарат. Петр образует взамен средневековых приказов немногочисленные, но действенные коллегии, убирает традиционную боярскую думу, основанную на наследственном представительстве. На арене российской истории появляется Сенат — правительственное учреждение, созданное для контроля и управления государством. Появление этого учреждения косвенно отделяет в сознании людей власть царя — хозяина от власти государства — учреждения для «блага подданных». Это для начала XVIII века было весьма актуальной и значимой культурной задачей. Даже относительно независимые прежде религия и церковь оказываются теперь под властной рукой государства. Абсолютная монархия, начало которой датируется еще XVII веком, теперь представлена как вполне сложившаяся форма государственного правления. Новые явления в политической и социальной сфере явились толчком мощных процессов в области духовной культуры, в значительной степени определяя ее особенности. Каковы же эти особенности? Культуру XVIII века по типологии часто соотносят с западноевропейским Просвещением. Отметим сразу: это далеко не полное и даже не близкое соотношение имеет для России особый смысл. Как известно, западноевропейское Просвещение было подготовлено Возрождением и периодом Нового Времени, уже обеспечившими разрыв со средневековой богословской культурой и провозгласившими незыблемый авторитет научного знания. Русская культура конца XVII — начала XVIII века должна была решать задачи, на которые у Западной Европы ушло пять столетий. Такая небывалая в истории интенсивность духовного развития составляет первую особенность русской культуры рассматриваемого периода. Уже в последние десятилетия XVII века в России создалась ситуация, которую мы сейчас называем кризисом духовной культуры, идеологических ценностей и идеалов. Допетровская Русь дожила «до нравственного банкротства», и не могла не дожить, связанная с головы до ног (от государственной системы правления до народного быта) религиозными догмами. Важнейшим из мероприятий, последовательно осуществленных Петром I, было окончательное отстранение церкви от вмешательства в дела государственные, а, следовательно, и ограничение «культурного поля» церковной деятельности. С уничтожением патриаршества в 1721 году руководство делами церкви было передано в руки Святейшему Синоду, подотчетному монарху. Церковь фактически была лишена доминирующей роли в области проведения культурно-идеологической политики именно в той области, где ее влияние было прежде особенно велико. Роль духовенства как источника просвещения, как представителя «духовного авангарда» русского народа кончилась. «С воцарением Петра Великого у нас формируется новая интеллигенция, которая во всем руководствуется «мирскими» интересами и идеями. Кристаллизационным ядром, вокруг которого слагаются эти интересы и идеи, является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты Православия), а идеал Великой России» /2, с.91/. Таким образом, вторая отличительная особенность духовной культуры нового этапа — ее секуляризация1. С петровских реформ усиливается интерес русских писателей к человеческой личности, происходит углубление гуманистического начала в искусстве. В новой концепции человек уже окончательно перестает быть источником греховности, воспринимается как активная личность, ценная и сама по себе, и еще больше — за «услуги отечеству». Отсюда и изменение главного ценностного ориентира: на смену представлений о греховной природе человека, свойственных официальной культуре допетровской Руси, на смену культуре, направлявшей интересы человека к соблюдению чистоты христианской веры, приходила культура, основанная на представлениях о человеке как частице новой системы, социальной; иерархически упорядоченного монархического государства. Обращение к личности, гуманизм — это третья особенность духовной культуры не только периода петровских реформ, но и XVIII века в целом. Петр I, прорубивший «окно в Европу», поставил страну на путь европеизации, ввел Россию в круг европейского просветительского движения. Европеизация России начиналась с заимствования в области бытовой культуры: появляются Секуляризация (ср. лат. saecularis - светский) - освобождение от церковного подчинения общественной, интеллектуальной и художественной деятельности. новые предметы домашнего обихода, идет подражание роскоши польских и немецких костюмов. Заимствуется этикет общения. Насаждение разных форм западного быта (одежда, снятие бороды, ассамблеи, свободное появление на них женщин и т. д.) происходит по строгому приказу Петра I. Надо отметить, что пределы распространения новой культуры довольно «узки»: двор, высшее чиновничество, столичное и в незначительной степени провинциальное дворянство. Нельзя не видеть также, что процесс европеизации русской культуры был достаточно противоречив: «в заимствовании было много ненужного и незрелого, часть перемен сводилась только к изменению формы, «внешней позолоте», под которой жила азиатчина» /3, с.423/. Но подражательность была логически необходима и неизбежна ввиду относительной культурной молодости России. В этом состояла четвертая особенность духовной культуры рассматриваемого столетия. Сближение с Западом, однако, внесло в русскую культуру не только заимствование и подражательность. Оно способствовало развитию российской самостоятельности, переходу от «узкого национализма к национальному творчеству культурной жизни..., предполагающему общечеловеческие впечатления и гуманные воззрения» /4, с.49/. В этом смысле XVIII век может быть назван «промежуточным периодом, нашего общественного самосознания» (П. Милюков), а духовная культура столетия — начальным этапом формирования общественного самосознания России. И это пятая особенность духовной культуры рассматриваемого периода. Один из главных принципов просветительной культуры — синкретизм. На духовную культуру в целом воздействует характерная для Нового Времени идея закономерности и познаваемости окружающего мира (природы, самого человека и человеческого Синкретизм (гр. synkretismos - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность, существование в единстве всех видов творческой деятельности. Общества). Отвлеченной книжной учености предпочитается знание, полученное в результате собственного опыта, собственной практической деятельности. Этот принцип был усвоен русской культурой XVIII века безоговорочно. Синкретизм характеризует деятельность типичного представителя Просвещения — мастера-энциклопедиста. В этом смысле Россия XVIII века напоминала европейский Ренессанс. Среди деятелей русской культуры XVIII века людей, которые были бы только писателями, только музыкантами, только живописцами или архитекторами, — таких людей меньшинство. О Петре I принято говорить, что он знал 14 ремесел. В разных областях культурной, творческой деятельности, в науке и искусстве с одинаковым блеском работал Ломоносов. Формирование новой культуры России начиналось с элементарного образования. Один из виднейших знатоков русской культуры П. Н. Милюков писал, что вся допетровская наука широких масс ограничивалась часословом и псалтырем. Не было, оперируя современными понятиями, спроса на грамотного человека со стороны государства, не было у различных слоев населения потребности даже в букваре. Теперь Россия нуждалась в просвещенном и образованном гражданине. Понимая это, Петр обращает внимание на развитие светского книгопечатания и издательского дела. В первую четверть века издательская продукция выросла в 18,6 раза, причем доля религиозной литературы значительно уменьшилась. Усиленно распространяется переводная литература. На русский язык переведены не только исторические повести и романы, но и политические сочинения и технические учебники. Создается русская журналистика, выпускается первая газета. Спрос шестнадцатимиллионного населения на буквари составлял 2000 экз. ежегодно. Первая русская грамматика Смотрицкого, изданная в 1648 году, была переиздана только через 70 лет. Но проблема не решается только принятыми мерами. «На традиционной грамотности нельзя было привить и развить европейское просвещение, ознакомить людей с кругом естественнонаучных представлений, основами математических и технических знаний. Грамотных в том плане, как это нужно было для участия в преобразовательской деятельности Петра, практически не было» /4, с.50/. Другими словами, ценить просвещение научила практическая нужда, и это определило господство утилитарного взгляда на школу. Теперь от школы требовалась выучка, соответствующая нуждам государства, преобразованиям армии и флота. Поэтому в начальный период петровских преобразований были открыты специальные учебные заведения - Навигационная, Артиллерийская (1701), Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707), первые горные школы на Урале. Потребности общества в новых культурных ценностях всегда формируются достаточно долго. Потребность русского общества в общеобразовательной школе, преследующей чисто педагогические цели, формировались «с почину власти». Начало общеобразовательной школы относят к концу петровской эпохи. Год спустя после смерти Петра открылись двери новых храмов науки — университета и гимназии в Петербурге. Позднее, в середине века, открывается Московский университет и при нем — две гимназии: одна для дворян, другая для разночинцев. Проводя реформы, Петр действовал смело и целеустремленно. По его указу были созданы особые учреждения, задачей которых стало культивирование научных знаний и приумножение их. Это не только Университет, но и Академия, Библиотека при Академии, различные кабинеты для научных занятий. Преодолевая веками сложившиеся традиции, начинает работать Кунсткамера - первый русский естественнонаучный музей. Определенные трудности испытывало библиотечное дело. Традиции допетровской русской культуры были таковы, что имеющиеся книжные собрания не могли быть использованы в научно-исследовательской работе. В XVII веке книги хранились в низких, полутемных, чаще всего каменных (во избежание пожара), комнатах, уставленных массивными сундуками («коробьями»). Шкафы с полками появились, вероятно, к концу XVII столетия и только потому, что владельцы книг пожелали продемонстрировать богатство и красоту переплетов, украшенных драгоценными камнями и прекрасно выделанной кожей. Сохранившиеся от того времени описи книг, как правило, подробно сообщают о переплете, но забывают сообщить название книги и ее автора. Расстановка книг производилась по формату и красоте переплета. По этому же принципу в первые годы существования расставлялись книги и в Библиотеке Академии наук /7, с.51/. В дальнейшем оказалось, что наладить библиотечное дело даже по имеющимся западным образцам совсем непросто /6, с.60/. Пример уважения к просвещению и науке подает сам Петр I. Он увлекается философскими беседами в кружке избранных, поощряет отношения с западноевропейскими учеными, преклоняется перед Лейбницем. Тем не менее, развитие научных знаний и просвещения сталкивается с множеством трудностей. Главное — это отсутствие социальных и экономических условий, благоприятных для этого процесса. Петр 1 не мог этого осознать, результаты проявились позднее. (В 1726 г. гимназия при Санкт-Петербургском университете насчитывала 112 учащихся, в 1737-м - 19. В Академическом университете в течение первых 6 лет училось 8 студентов, в 1731 году - ни одного. В 1783 году княгиня Дашкова, приступив к обязанностям Президента Академии, обнаружила в Университете двух студентов. В Московском университете в 70-80-х годах приходилось по одному студенту на каждый из трех факультетов.) В 1866 году князь Дмитрий Голицын в письме из Парижа в Россию соглашается с тем, что для развития наук и художеств лучший залог — «основание академий». «Но опираясь на пример истории, — отмечает он далее, — боюсь, что средства эти окажутся слабы, если одновременно у нас не будет поднята внутренняя торговля. А она, в свою очередь, не может процвести, если не будет мало-помалу введено у нас право собственности крестьян на их движимое имущество». Обосновывая свое утверждение, Голицын ссылается на слова английского философа Давида Юма: «Если государь не воспитает у себя фабриканта, способного выткать сукно столь тонкое, чтобы оно достигло цены две гинеи за аршин, то тем менее воспитается в его государстве астроном» /5, с.37—38/. Итак, главными препятствиями на пути петровских реформ были консервативные традиции духовной культуры и общественного сознания, с одной стороны, закрепощение и бесправие народных масс — с другой. Следует подчеркнуть и то, что новое просвещение и наука вводятся в начале XVIII века «сверху», декретами и указами, во главе преобразований становится власть, а не общественное мнение. Выяснилось, что общественное мнение России просто не готово ко многим реформам. Однако Петр не отступал перед задачей создания новой России на месте «старины». «Старина», со своим патриархальным укладом, аскетическим идеалом, боязнью науки, не давала возможности развития, живой личности было в ней тесно, и Петр Великий встряхнул застоявшуюся жизнь во всех углах, вывел новое поколение на широкое поприще общечеловеческого просвещения, на простор научного знания, в этом смысл его реформы» /3, с.434/. Образование XVIII века В XVIII веке образование играло важную роль. Образование стало доступно не только детям дворян, помещиков и других представителей высшего сословия, но и детям менее обеспеченных людей. Для них были открыты солдатские школы, сыгравшие значительную роль в развитии образования в России. Солдатские школы-это общеобразовательные школы для солдатских детей, преемники и продолжатели цифровых школ петровского времени. В этих школах учили не только чтению, письму и арифметике, но и геометрии, фортификации и артиллерии. Во второй половине XVIII века отставной солдат вместе с пономарем становится учителем грамоты как в деревне, так и в городе. Именно солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских училищ относились и национальные военные училища, открытые во второй половине XVIII века на Северном Кавказе. Социальный состав учащихся общеобразовательных школ был чрезвычайно разнообразен. Дети крестьян, ремесленников, солдат, ремесленников и т. д., в основном учился в государственных школах. Взрослый, 20 - летний мужчина, также мог учиться в одном классе с ребенком. Основным учебником в школах был алфавит, книга Ф. Прокоповича "Первое учение мужей", "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого, часослов и Псалтирь. Обязательных программ обучения не существовало, продолжительность обучения составляла от трех до пяти лет. Те, кто прошел курс обучения, умели читать, писать и знали основные сведения из арифметики и геометрии. Второй тип школ в России XVIII века-это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, дворянские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Дворянский корпус (Морской, инженерный, Сухопутный, артиллерийский) готовил в основном офицеров для армии и флота. Но, несмотря на это, шляхетские школы давали в то время широкое общее образование. Первые русские актеры, братья Волковы и драматург Сумароков, учились в дворянских училищах; студенты участвовали в спектаклях придворного театра. К числу сословных учебных заведений относились также дворянские пансионы (частные и государственные). Таковы были Смольный институт благородных девиц, Дворянский пансион при Московском университете и т. д. Такие школы-интернаты выпускали хорошо образованных дворян, которые принимали и понимали идеологию своего класса. Третьим типом учебных заведений XVIII века были духовные семинарии и школы, в том числе классные школы, предназначенные для детей духовенства; разночинцы в эти школы не зачислялись. Их главной задачей была подготовка священников, преданных королю и церкви. Но ученики таких школ получали и общее образование. Четвертый тип учебных заведений - специальные школы (горные, штурманские, медицинские и т. д.). Таких школ было немного - около двух десятков. Сюда же входит и компания, основанная в 1757 году. Академия художеств. Хотя в таких школах училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась. В XVIII веке люди могли учиться не только в школах или пансионах, но и в университетах. Специалисты выпускались из Академического университета, созданного при Академии наук и существовавшего с 1725 по 1765 год, Московского университета, основанного в 1755 году по инициативе Ломоносова, и Виленского университета. Многие великие люди, окончившие Московский университет, такие как А. С. Грибоедов, Д. И. Фонвизин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Островский, К. Д. Бальмонт и другие, учились там, но по разным причинам не закончили учебу. Московский университет издавал собственную газету "Московские ведомости". Университет также имел собственную типографию. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений, в которых обучалось около 70 тысяч студентов. Судя по этим цифрам, грамотность в России значительно возросла, но она все еще была далека от уровня Западной Европы - в России в среднем учились два человека из тысячи. Если в Англии в конце XVIII века только в воскресных школах обучалось более 250 тысяч учеников, то во Франции число начальных школ в 1794 году достигло 8 тысяч. Московский университет существовавший с 1725 по 1765 год. |