история. Реферат по истории.КАткова 102. Культура россии xviii века национальные традиции и европейское влияние
Скачать 1.13 Mb.
|
Скульптура. До XVIII в. искусства скульптуры в России не было. Его зачинатель - итальянец Б. Растрелли. Мастера 2-й пол. XVIII в. — М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, француз Э. Фальконе. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии трех знатных художеств. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Мартос и другие. Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работ других мастеров. Мартос – мастер, обращавшийся к разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным произведением – он нашел новые пути соединения монументальной пластики не только с классическими зданиями, но и с пространственным городским ансамблем, превзойдя всех своих предшественников. Последователен в своей эволюции к классицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению с другими мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии - это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера. В этом же контексте развивалось и искусство скульптора Федота И.Шубина (1740-1805 гг.), который становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А. М. Голицына, З. П. Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом отношении бюсты П. В. Завадовского и А. А. Безбородко (1798 г.), также выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция — усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г. А. Потемкина (1791 г.), Е. М. Чулкова (1792 г.), М. В. Ломоносова (1793 г.), и др. Ф. Шубин показал своих современников в неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души. Его произведения, отразили все многообразие и противоречивость эпохи. Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э. М. Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, которые приходилось преодолевать Петру I. В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота, человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью. Русские мастера создали образцы монументальной скульптуры, отличающиеся величественным характером, гуманизмом образов, лаконичностью и обобщенностью. Замечательными скульптором был М. И. Козловский — создатель памятника А. В. Суворову и статуи “Самсон” (Петродворец). Еще множество прекрасных мастеров творило в этот период. XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества. Скульптура Фальконе «Медный всадник» Живопись В живописи происходят в начале XVIII века коренные реформы. Выступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н. Никитин (ок. 1680 – 1742 гг.), ярко воплощавший силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.). Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и “Портрету напольного гетмана” (1720-е гг.). Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С. Г. Строганова (1726 г.) и в картине “Петр I на смертном ложе” (1725 г.). К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739) . По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины – “Аллегория живописи” (1725 г.) и “Венера и Амур”. Самое известное произведение Матвеева – “Автопортрет с женой” (1729 г.). Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь, это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. Ранние произведения Ф. С. Рокотова (1735-1808) – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг.), все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А. Воронцова и дети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С. Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е. Новосильцевой (1780 г.) и знатной дамы Е. Н. Орловой. Современником Рокотова был Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.). Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов (1773 г.), и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в “Видении Мурзы” Г. Р. Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям. В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н. А. Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И. Б. Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины II, ее многочисленных внуков, министра финансов А. И. Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М. И. Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и изображение дочери Екатерины II и А. Г. Потемкина – Е. Г. Темкиной (1798 г.). В. Л. Боровиковский был одним из видных сентименталистов в портретной живописи, созданные им женские образы полны нежных элегических чувств и идиллических настроений. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Художник портретирует целые семьи — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Классицизм нашел отражение в исторической живописи. Обращают на себя внимание полотна А. П. Лосенко “Владимир и Рогнеда” и “Прощание Гектора с Андромахой”, картина Г. И. Угрюмова “Испытание силы Яна Усмаря”. Однако в живописи сказалась больше ограниченность классицизма — отвлеченный идеальный характер образов, условность колорита, подражание позам и жестам античных образцов. В живописи сентиментализм сказался в “чувствительных” сюжетах, в приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы. В картине М. М. Иванова “Доение коровы” все внимание художника сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г. — в преддверии Крестьянской войны. Сильны сентиментальные темы и в творчестве пейзажиста С. Ф. Щедрина, писавшего традиционные “ландшафты со скотиною”, крестьянскими избами фантастической архитектуры и идиллическими “сельскими увеселениями” пастухов и пастушек. Реалистические тенденции наиболее полно прослеживаются в творчестве портретистов-живописцев Ф. С. Рокотова, мастера глубоко правдивого и поэтически взволнованного изображения человека, и Д. Г. Левицкого, сумевшего поднять портрет на уровень подлинно большого искусства. Но ярче всего они проявились в бытовом жанре — в работах И. А. Ерменева и М. Шибанова. Сын придворного конюха, И. А. Ерменев, выдающийся художник-жанрист XVIII в., запечатлел на одной из своих акварелей бытовую сцену. У рыночного навеса в окружении крестьян сидят и поют слепцы. Нарастающий народный ропот с жестокой правдой воплощен художником в этом произведении. “Крестьянский обед” Шибанова, написанный в самый разгар пугачевского восстания, правдиво и любовно передает сцену крестьянского быта, лица крестьян и народные костюмы. Шибанов отражал лишь торжественные, праздничные стороны быта крестьян, однако он был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы. Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент. Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т.д. Расписные детские игрушки XVIII в. в гротескной форме высмеивают жеманную, изнеженную барыню, самодовольного купца, модника-вельможу. Изображения животных и птиц (петуха, сокола, коня, лебедя и т.д.) можно найти на всевозможных предметах бытового обихода, мебели, пряничных досках и т.п. Бедна была посуда крестьянина, но как любовно расписаны глиняные и деревянные чаши и ковши. Тонкой резьбой покрыты берестяные туеса и деревянные шкатулки, сколько строгого вкуса вложено в узорные ткани, тонкие кружева и красочные вышивки. На протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров. На фото картина Угрюмова “Испытание силы яна усмаря” “Крестьянский обед” Шибанова Театр и музыка При Петре I создается первый публичный театр. Первую русскую драматическую труппу создал в Ярославле Ф. Г. Волков. Создаются театры в Москве (Петровский) и Петербурге (Каменный). Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора-шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в. Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-патриотическую тематику и просветительское направление в театре. Распространение классицизма в театральном искусстве связано с возникновением в Петербурге в 1756 г. государственного публичного профессионального театра во главе с русским актером Ф. Г. Волковым. Мастер большого сценического темперамента, Ф. Г. Волков оставил по себе память вдохновенного художника в героических образах свободолюбивых персонажей трагедии Сумарокова, не сходивших со сцены в то время. Крупнейшими актерами русского театрального классицизма были также И. А. Дмитревский, П. А. Плавильщиков, Т. М. Троепольская. Их игра отличалась тонким мастерством в раскрытии страстей и мыслей, выразительностью декламации. В Москве театральные представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли и имели успех у публики. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуар которого входили как драматические, так и оперные и балетные спектакли. Своеобразным явлением театральной жизни России того времени был крепостной театр, на сцене которого выступали многие талантливые актеры и музыканты. П.И. Ковалева-Жемчугова в крепостном театре графа Н.П.Шереметева в Останкине славилась своей великолепной игрой. Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. Померанцев. Театр 70—80-х годов XVIII в. часто обращался к пасторальным операм и комедиям. Таков “Деревенский праздник” Майкова, на котором умиленные крестьяне хором поют: “Много мы имеем в поле и живем по нашей воле, ты нам барин и отец!” Таковы же и “слезные драмы” Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока. Сентиментально-идиллическая “чувствительность” проникла и в музыку. Романс “Стонет сизый голубочек” (слова И. И. Дмитриева, музыка Ф. М. Дубянского) надолго пережил своих создателей, продолжая и в XIX в. тревожить сердца купчих и мещаночек. Музыкальное искусство приобретало характер более сложный и разнообразный: начали формироваться отечественная композиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной и камерной музыки. Светская музыкальная культура была представлена несложными, бытовыми формами военной, застольной, танцевальной музыки. Широкое распространение получили канты – вид многоголосой песни, разнообразившейся по содержанию. В среде образованного русского общества распространилось музицирование, игра на скрипке и флейте. Известны камерная музыка Д. С. Бортнянского и оперы Е. И. Фомина. В конце XVIII в. появился жанр камерной лирической песни, развитию которого способствовало творчество композитора О.А.Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором «Гром победы раздавайся» на слова Г.Р.Державина исполнялся длительное время как российский национальный гимн. Петровский театр в Москве Каменный театр в Санкт-Петербурге Заключение 18-й век в истории России-это жестокий, даже беспощадный век царствования Петра I, решившего в короткий срок изменить Россию, время стрелецких бунтов и дворцовых переворотов, царствование Екатерины Великой, крестьянских войн и укрепления крепостного права. Но в то же время этот период русской истории характеризуется развитием Просвещения, открытием новых учебных заведений, в том числе Московского университета, Академии художеств. XVIII век был знаменательным для России с заметными изменениями и значительными достижениями в области искусства. Изменилась его жанровая структура, содержание, характер и средства художественной выразительности. В архитектуре, скульптуре, живописи и графике русское искусство шло по общеевропейскому пути развития. Еще в глубине XVII века, в петровское время, шел процесс "мирской" русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа нельзя было опираться на старые художественные кадры, которым новые задачи были не по плечу. Русская русская служба приглашала иностранных мастеров, которые не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русского народа. Другим не менее важным способом получения профессиональной подготовки было направление русских мастеров на обучение в Западную Европу. Так много русских мастеров получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжавшее развиваться на новоевропейских началах в XVIII веке, все еще выражалось как национальное явление со своим специфическим лицом, и этот факт сам по себе очень значителен. Однако, в отличие от предыдущего периода времени, культура находилась под сильным влиянием дворянства, и господство иностранцев продолжалось. В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно этому препятствовали. Тем не менее царскому правительству пришлось принять некоторые меры по распространению образования - этого требовала эпоха. В развитии просвещения России во второй половине XVIII в. Отчетливо видны две тенденции. Первый из них проявился в значительном расширении сети учебных заведений; второй выразился в усилении влияния классового принципа на постановку образования. Распространение образования тесно связано с развитием науки. Необходимость изучения законов природы и повышенный интерес к изучению ресурсов страны были вызваны экономическими потребностями. Список использованной литературы 1.«Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983 г.416 страниц. 2.А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»1954г.614 страниц. 3.Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков. 384 страницы. 4.История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский. 596 страниц. 5.Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание сила. № 8, 9. 1990г. 96 страниц. 6.Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX начала XX в. М.: Политиздат. 1991.368 страниц. |