Главная страница

Влияние постмодернизма на культуру. Пз 1. межкультурные коммуникации. Кулиничиринаалександровна ист0д2020


Скачать 4.76 Mb.
НазваниеКулиничиринаалександровна ист0д2020
АнкорВлияние постмодернизма на культуру
Дата06.11.2022
Размер4.76 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПз 1. межкультурные коммуникации.pdf
ТипИсследование
#773117
Концепция этноса Л.Н.
Гумилева
КУЛИНИЧИРИНААЛЕКСАНДРОВНА
ИСТ-0-Д-2020
ВСЕОБЩАЯИСТОРИЯ

ef
Введение
Этническая проблематика ‒ явление хотя достаточно молодое но тем не менее уже оформившееся в науку ‒ этнологию Нашей ‒
отечественнойтрадицииэтойнаукипорядка90
лет. Первым этнологом был СМ Широкогоров,
ученый, эмигрировавший из Советской России в Китай и занявшийся там написанием своего труда
«Этнос.
Исследование
основных принципов
изменения
этнических
и этнографических
явлений»,
которое
и положило начало отечественной этнологии и этнографии Но как деятель в эмигрантском стане он таки не сумел популяризовать свои труды.Поэтомуоднимизвеличайшихэтнологов считают и вполне заслуженно советского ученогоЛ.Н.Гумилева
Что такое этногенез?
Этногенез(отгреческогоэтноса
θνος,"группалюдей,нация"и генезиса γένεσις, " начало,
возникновение";множественное число
этногенезов)
-
это "формирование
и
развитие этническойгруппы".
Этногенез и биосфера земли».
Главный труд Л.Н.Гумелева - Этногенез и биосфера земли Гумилев начинает говорить о том что проблему этноса надо поместить на стыке трёх наук истории,
географии
(ландшафтоведения)
и биологии тут же дается определение термина«этнос»-это«специальнаяформа существования вида Homo sapiens, а этногенез
‒
локальный
вариант внутривидовогоформообразования,
определяющийся
сочетанием исторического
и
хорономического
(ландшафтного)факторов».
Разрабатывая свою теорию этногенеза,
Гумилев сформулировал в качестве ее исходного постулата тезис о природно- биологическом характере этноса Согласно данному тезису этнос является составной частью биоорганического мира планеты и возникаетвопределенныхгеографическихи климатических условиях Опираясь на это представление,Гумилеврассматриваетэтнос как биофизическую реальность а потому весь механизм этногенеза он видит в реальныхприродныхпроцессах.
Теория
Л.Н.Гумилева
Суть теории
Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность и поэтомувесьмеханизмэтногенезаонищетвреальныхприродных процессах По его мнению будучи составной частью биосферы,
этносы должны подчиняться ее законам быть составной частью протекающих в ней процессов А эти процессы гигантские по своим масштабам сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты В.И.
Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы Она есть нечто иное как преобразованная энергия Солнца космоса и радиоактивного распада в недрах Земли Биосфера просто купается в потоках энергии как доказал наш соотечественник А.Л. Чижевский, она открыта космосу и чутко реагирует на происходящие в нем энергетические всплески В этом заключается причина загадочных на первый взгляд взрывов популяций — стай саранчи леммингов вдруг появляющихся в гигантских количествах чтобы броситься вводы океана Подобные же влияния испытывает и человек реакция на них становится заметнойнауровнеэтносов.Присоблюдениинекоторыхусловий энергетическая
вспышка
становится
началом
процесса этногенеза
Основной смысл концепции Гумилева заключается в предположении что несколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения которое вызываетпассионарныйтолчок,т.е.мутациюгеначеловека,
отвечающего за восприятие организмом энергии внешнего мира Суть явления пассионарности состоит в том что до мутационных изменений человек получает из окружающего мира ровно столько энергии сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности При пассионарном толчке,
вызывающем мутацию соответствующего гена человек становится способным воспринять значительно больше энергии,чемемунеобходимо.Поэтомуворганизмечеловека образуетсяизбытокэнергии,которыйможетбытьнаправлен на любой вид деятельности Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию — пассионарностью Эта избыточнаяэнергияможетбытьнаправленанаорганизацию завоевательных походов или научных экспедиций на созданиеновойрелигииилинаучнойтеорииит.п.

ef
Когданекотороеколичестволюдей,
обладающих
признаком пассионарности и объединенных однойцелью,собираютсявместе,и если при этом они находятся в благоприятных
географических условиях
(необходим разнообразный
ландшафт),
то происходит зарождение нового этноса,начинаетсябурныйпроцесс этногенеза завершающийся через
130—160
лет
возникновением новогонарода.
Этногенез по Гумилеву, — энергетический процесс получения однократногозапасаэнергиипослевспышкикосмическогоизлучения и дальнейшей его растраты входе развития этноса пока этнос не придетвсостояниегомеостаза—равновесиясприродой,прикотором уровеньпассионарностиравеннулю.
Циклжизниэтносасоставляетоколо1,5тыс.лет,еслиэтноснегибнет раньше по внешней причине Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения что внешне выражаетсявспецифическихдлякаждойфазыстереотипахповедения.

Послепассионарноготолчканаступаетфазаподъема,котораяпродолжается200-300лет.Она связанасэкспансиейновогоэтноса,обязаннойпассионариям.
Затем наступает акматическая фаза в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столькообобщихцелях,сколькоосвоихличныхинтересах.
Появлениетакойкатегориилюдей,какбродяги,люмпены,бомжи,означаетнаступлениефазы надлома—фазыкризисногосостоянияэтноса,продолжающейсяприблизительно200лет.
Послепережитыхпотрясенийлюдихотятнеуспеха,апокоя.Этоозначает,чтоэтносперешелв следующую—инерционную.
Фазаобскурации—старостиэтноса.Этопроисходит,когдавозрастэтносадостигает1100лет.
Пассионарноенапряжениепадаетдоотрицательныхвеличинзасчетпоявлениязначительного числа субпассионариев. Поэтому любая конструктивная деятельность отсутствует этнос существуетзасчетпрежнихзапасов.
Иногдавозникаетфазарегенерации—временноговосстановленияэтническойсистемыпосле обскурацппзасчетсохранившейсянаокраинахареалапассионарности.
Мемориальная фаза - этническая система уже утеряла пассионарность и лишь отдельные ее членыпродолжаютсохранятькультурнуютрадициюпрошлого.
Фазы этногенеза по Л.Н.Гумелеву.
Высокую степень научности признают не все,
считая все написанное им не более чем
«публицистикой». Но тем не менее Лев
Николаевич сделал посильный вклад в развитие русской этнологии и совершил еще один столь необходимый шаг в понимании такойсущностииданностикакэтнос.
Заключение
ОтношениектворческомунаследиюГумилеваоченьсвоеобразное.
Почти отсутствие эмпирических данных и географический детерминизм стали объектом для критики со стороны примордиалистовдругихнаправленийиконструктивистов.
Список использованной литературы
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М, 1992.
1.
2. Андреев ПЛ. Происхождение человека и общества. М, 1988.
3. Антропология и геногеографня. МН. Гумилев Л.Н: От Руси к России. М, 1992.
5. Алексеев И.П. Историческая антропология и этногенез. М, 1989. Алексеев
В.П. Этногенез. М, 1986.
6. Гумилев JI.JH. Конец и вновь начало. М, 1994.
7. Птс РФ. Введение в этнографию. Л, 1991.
8. Коул М. Кулылрно-историческая психология. М, 1997.
9. Народы и религии Энциклопедия. М, 1998.
10. Чебоксаров НИ, Чебоксарова И.А. Народи. Расы. Культуры. М, 1985.


написать администратору сайта