Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип равенства между мужчиной и женщиной

  • Принцип равенства между мужчиной и женщиной. курсач боже. Курсовая работа бакалавра по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция (030900. 62) Принцип равенства между мужчиной и женщиной


    Скачать 72.83 Kb.
    НазваниеКурсовая работа бакалавра по направлению 40. 03. 01 Юриспруденция (030900. 62) Принцип равенства между мужчиной и женщиной
    АнкорПринцип равенства между мужчиной и женщиной
    Дата18.05.2023
    Размер72.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсач боже.docx
    ТипКурсовая
    #1141660
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Иркутский государственный университет»

    (ФГБОУ ВО «ИГУ»)

    Юридический институт


    КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

    по направлению 40. 03. 01 «Юриспруденция» (030900.62)

    Принцип равенства между мужчиной и женщиной




    студента 1 курса очной формы обучения

    гр. 09112м-ДБ

    Дыкус Арины Владимировны





    Руководитель: к.ю.н., доцент

    Р. Ю. Хертуев





    Работа защищена

    “_____” ________________ 2022 г.
    С оценкой ________________

    Подпись__________________

    Иркутск 2022


    Оглавление
    Введение………………………………………………………………………………….………3
    Глава 1. Понятие и сущность принципа равенства……………………………………………5
    Глава 2. Реализация принципа равенства………………………………………………..……12
    Глава 3. Закрепление и регулирование принципа равенства в международном праве……21
    Заключение………………………………………………………………………………..…….26
    Список литературы……………………………………………………………………………..28

    Введение
    Равенство полов закреплено как один из основополагающих принципов многих государств. Также, важно отметить, что в конституционном праве выделяют схожие понятия: «равенство» и «равноправие». Однако, существуют некоторые различия, равенство – понятие более широкое, оно означает одинаковое, равное положение граждан перед законом, соблюдение юридических прав и обязанностей. Когда мы говорим про равноправие, мы имеем в виду совпадение только прав. Однако, эти понятия употребляются как синонимы и даже при работе с английским языком переводятся одинаково, так как эти термины обозначаются одним (equality). По своей природе, эти понятия выражаются в запрете дискриминации по любым признакам и в любой форме. И, кроме того, в случае провозглашения прав и свобод человека и гражданина нужно, чтобы государство при любых условиях могло гарантировать равенство и равноправие, а также закрепить их в главе Конституции1.

    Актуальность этой курсовой работы обусловлена тем, что принцип равенстве всех граждан закреплён в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция), так части 2 статьи 19 говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности и другим признакам. Также, гендерное равноправие закреплено в части 3 этой же статьи Конституции: установлено равенство прав и свобод мужчин и женщин, а также равенство возможностей для реализации данных прав и свобод2.

    Центральной проблемой юридических исследований, касающихся гендерного равенства, прежде всего, выступает дискриминация женщин. На протяжении всей истории, вплоть до конца XIX века женский вопрос не решался, хоть он и поднимался некоторыми движениями. Только в это время и в XX веке женщины стали приобретать те же права, что и мужчины: избирательное право, право на образование, права в трудовой сфере. Проделана огромная работа в области женских прав и в современном мире теперь равенство – считается той нормой, без которой общество казалось бы диким. Сейчас, когда эта цель, в большинстве своём, достигнута, нужно переключиться на вопрос общего равенства как женщин, так и мужчин.

    Несмотря на такое всеобщее признание важности равенства обоих полов, до сих пор существуют государства, где некоторого рода дискриминация является нормой. Мировое сообщество борется с этим явлением, также выдвигая цели, рекомендации и различные нормы для предотвращения дискриминации по любым признакам, в том числе и полу.

    Установление равенства между мужчиной и женщиной – один из основных принципов демократии, но каким образом обеспечить его? Можно полностью уровнять оба пола между собой, но разве это будет верно? Некоторые нормы могут касаться только относительно одного пола, например отпуск по беременности и родам. Такая норма может быть применена только к женщинам, исходя из биологических особенностей и было бы абсурдным применять данную норму по отношению лицам мужского пола. То есть необходимо установления не абсолютного равенства, иначе бы это было несправедливо, а такого равенства, в силу которого ни одна из сторон не принижалась за счёт повышения значимости другой.

    Целью курсовой работы является выявление особенностей нормативно-правового обеспечения равенства и равноправия между мужчиной и женщиной.

    Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

    • определение понятия и сущности принципа равенства;

    • изучение реализации принципа равенства;

    • анализ нормативных документов в области закрепления и регулирования принципа равенства в международном праве.

    Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся впоследствии обеспечения равноправия мужчин и женщин.

    Предметом курсовой работы служат правовые нормы, регулирующие правовое положение мужчин и женщин, различные сферы российского законодательства.

    Глава 1. Понятие и сущность принципа равенства
    Прежде чем делать анализ принципа равенства между мужчиной и женщиной, нужно сперва разобраться в равенстве как таковом: выявить понятие, определить сущность, изучить его суть. Тема равенства и равноправия на протяжении всей истории являлась неоднозначной и обсуждалась ещё с древности великими философами тех времён. Так, мысли о равенстве людей не зависимо от их происхождения, социального и материального положения высказали ещё софисты Древней Греции. Профессор Павел Иванович Новгородцев в своих работах по истории философии права отмечал это: «Эта мысль, что нет ни раба, ни свободного, но что все люди по природе равны, мелькала уже и раньше в учениях греческих софистов; но у стоиков она получает значение моральной идеи, становится универсальным, всемирным принципом»3.

    Первыми же теоретическую разработку понятия «равенства» начали пифагорейцы, которые считали, что сущность мира есть число и все в мире имеет цифровую характеристику и выражение. Складывается такое представление, что равенство социальное вытекло из равенства математического, но академик Владик Сумбатович Нерсесянц считает иначе: в своих работах он пишет о том, что математическое равенство возникло позднее чем юридическое и является производным от концепции правового равенства, так как математическое равенство есть логически более абстрактное образование и поэтому является более поздним4. Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное5. Они основывались на своей трактовке справедливости (т. е. права с его принципом равенства) как выражении числа четыре. Обосновывали они это тем, что четыре — это первый квадрат, т. е. первое число, умноженное на самого себя (число два), четвёрка выражает сущность справедливости, которая состоит в том, как говорилось выше, чтобы воздавать равным за равное6. Аристотель раскритиковал данную теорию, но несмотря на это продолжил рассматривать вопрос о равенстве через призму математических положений. Это ясно прослеживается, например, там, где Сократ, Платон и Аристотель, характеризуя равенство как принцип справедливости и права, различают два вида равенства: равенство арифметическое и геометрическое. В учении Аристотеля они стали критериями и принципами двух видов справедливости: уравнивающей и распределяющей. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д. Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. В основе уравнивающей справедливости лежит принцип «уравнивания» людей во всём, в том числе и распределении благ, результат которого является чисто арифметическим, где происходит признание неотличимости людей друг от друга путем проявления к ним одинакового отношения или предоставления им благ в одинаковом количестве на душу населения. Но такое равенство следует считать несправедливым. Это так называемое «фактическое равенство», которое определяется полным равенством для всех. И наоборот, форма взаимодействия с другими людьми или распределение общих благ считается пропорциональным или сравнительно равным при обращении со всеми возможными лицами согласно их достижениям и заслуг. Справедливое арифметическое равенство — это всего лишь особая форма пропорционального равенства. Арифметическое равенство является справедливым только при некоторых ситуациях, например: если люди равны в определенных аспектах, равными являются и соответствующие пропорции7. Из пропорционального равенства вытекает же формальное равенство, которое, в свою очередь, является единственно верным и справедливым.

    Основываясь на этом В. С. Нерсесянц вводит принцип формального равенства. Он отмечает, что правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права и равенство в свободе, и в этом смысле В. С. Нерсесянц высказывает, что право – математика свободы. Социальное же равенство это и есть правовое равенство или формально-правовое равенство.

    По вопросу определения сущности равенства возникают большие заблуждения, неверные трактовки и ошибки понимания. Так, некоторые путают истинное равенство с равенством фактическим, в то время как фактическое равенство противоречит самому принципу. Фактическое равенство В. С. Нерсесянц называет «уравниловкой» определяя как феномен, отрицающий формальное равенство и являющимся негативным во всех его проявлениях. С этой стороны и критикуется аспект социалистического строя, когда принцип равенства преподносится как полное уравнивание людей без определённых критерий и параметрам. Причём социалистическая «уравниловка» — это не просто тотальное отрицание самого принципа любого права (формального равенства), но отрицание как раз таки с точки зрения так называемого "фактического равенства". Этот принцип отнимает у субъектов права такую важную составляющую прав человека как свободу. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Свобода без равенства – это идеология элитарных привилегий, а равенство без свободы – идеология рабства и угнетённых. Оба эти обстоятельства противоречат демократическим идеалам и принципам, а также являются несправедливыми. Таким образом, можно сделать вывод, что равенство и свобода – равноценные компоненты справедливости. Как писал Олег Николаевич Полухин: «В системе ценностей “право – свобода - равенство” достаточно убрать хотя бы одно звено, и общепризнанное понимание справедливости распадётся»8. Из этого следует, что необходимо их взаимодействие. Компонент «право» в этой цепочке значит формальное закрепление положений равенства и свобод в законе. О.Н. Полухин утверждает, что равенство бывает: юридическое (по правам); политическое (одинаковое право избирать и быть избранным); экономическое (право на экономическую инициативу и частную собственность); социальное (по критерию доходов). Он считает, что формой равенства и свободы людей может служить право, которое оценивает равенство правовым мерилом. Свобода и равенство должны быть представлены в «одеянии права». Основой для «одеяния» должно как раз таки и послужить формальное право, которое является единственной верной формой равенства и которое имеет правовую природу.

    Принцип формального равенства подразумевает под собой, что получаемые субъектами права, будут отличаться в силу того, что люди отличаются. И впоследствии благодаря праву, эти отличия перерастают в справедливое равенство и справедливое неравенство, так как их возникновение обусловлено одной природой – принципу формального равенства. Признание различных индивидов формально равными – признание их равной правоспособности, возможности приобрести те или иные права. При формальном равенстве и равной правоспособности у различных людей будут и различные реальные, приобретённые права. В силу различных жизненных ситуаций, условий, обстоятельств и реальных возможностей людей это и является следствием неравенством в реальном распределении прав, но это соответствие не просто не нарушает принципы формального равенства, но и закрепляет его. Развитие этого принципа проходило через всю историю права.

    История права — это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще. В различные периоды исторического развития у общества были свои меры объёма справедливости, сущности равенства и уровня свободы. Так, можно сделать вывод, что формальное равенство – явление динамичное, постоянно меняющееся в различные периоды истории.

    Первой точкой исторического обзора возьмём отражение равенства в религии, в христианстве: книге Нового Завета – «Послание к Галатам святого апостола Павла». Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе [Гал. 3, 28]9. Несмотря на то, что перед богом все равны, но в мирской жизни всё-таки свободный отличается от раба и нужно это учитывать. Следующий, наиболее яркий этап развития мысли о равенства – это эпоха буржуазных революций в Англии XVII в. Требования равенства вызывало большой общественный резонанс, а продвигало их левое движение, участников которого называли левеллерами (англ. levellers – уравнители). Они выступали за создание республики, отстаивали идею народного суверенитета, ратовали за предоставление населению широких политических прав и свобод, в том числе проведение ежегодных выборов в палату общин и предоставление избирательных прав всем свободным мужчинам, защищали неприкосновенность частной собственности. В этой политической программе чётко прослеживается тенденция к уравниванию населения в некоторых правах на начальной стадии. Далее, война за независимость США , итогом которой стало принятие Декларации независимости США, где юридически было закреплено равенство: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью»10. Французская Декларация прав человека и гражданина в этом отношении точнее: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы». Конституция 1791 г. развивает эту мысль, устанавливая, что «нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции…»11. Но всё же: «Прежде всего, объявляя, что люди рождаются и остаются свободными и равными во всех правах, никогда в 1789 г. Не думали утверждать принципа политического равенства, т.е. равного участия всех в публичной власти»12. Следовательно, речь идёт не о политическом равенстве граждан, а только подчёркивается то, что личность и собственность всех граждан должны быть охраняемы законом одинаковым образом и с одинаковой силой. Лишь якобинская Конституция 1793 г., которая фактически не применялась, предоставила каждому гражданину право избирать и участвовать в законодательном референдуме. И только потом, приблизительно спустя полвека, всеобщее и равное избирательное право было введено во Франции Декретом Временного правительства от 5 мая 1848 г. и подтверждено Конституцией того же года13.

    Казалось бы, здесь равенство и приобрело современный вид, но это «полное» равенство было не для всех. Вплоть до ХХ в. ни в конституциях, ни в других законодательных актах женщинам не предоставлялось избирательное право. Это было естественным и исторически сложившемся явлением, аксиомой и традицией, так что такая дискриминация даже не требовала формального закрепления. И только в конце XIX - начале XX в., начался процесс обретения женщинами избирательных прав. Их получили женщины Австралии, Финляндии, Исландии, Новой Зеландии, Дании, Норвегии и России. Тогда женщины и стали активно вовлекаться в общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь стран; получили своё развития различные движения за права женщин. Оглядываясь на прошлое, суфражистки проделали огромную работу, благодаря которой мы живём в обществе, где равенство имеет современное понимание и, более того, не перестаёт развиваться. Но было бы ошибочным считать, что осознание женщин своего положения и ущемления гражданских и политических прав, а также восприятия данной проблемы только в начале ХХ в. с распространениями идей социализма. После оглашения Декларации прав и свобод гражданина 1789 г. француженка Олимпия де Гуж, возмущённая умалением прав и свобод женщин, опубликовала в 1791 г. свою Декларацию прав женщины и гражданки. «Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну»14. К сожалению, вследствие взошла на эшафот сама Олимпия – она была казнена.

    Первым же мысль о равноправии женщин и мужчин высказал Платон в своих сочинениях и размышлениях о идеальном государстве. Он писал, что несмотря на биологическое различие и мужчина, и женщина могут выполнять одни и те функции, даже заниматься военным делом. Он делит людей не по гендерному принципу, а по задаткам и предрасположенностям, но в обществе сложились определённые традиции и устои, поэтому эта идея и воспринимается как глупость15. Платон очень сильно опередил своё время в вопросе равенства между мужчиной и женщиной, но его концепция основывалась на его идеи идеального государства, где не существует семьи в нашем понимании, существует моногамия для воспроизводства «сильного» потомства, а также не существует института родительства: дети не знают кто их родители и наоборот, а дети отдаются на воспитание государству. Но всё же для своего времени это прогрессивный взгляд на равенство полов и на равенство в общем.

    Равенство полов не означает их уподобление друг другу или идентичность, равно как и то, что это равенство не должно устанавливать в качестве нормы такие условия и образ жизни, которые присущи мужчинам16.

    В нашем вопросе важно разбираться в определениях и терминологии, которые могут в некоторых ввести в заблуждение.

    Пол – набор биологических особенностей, которые отличают женщин и мужчин. К ним относятся: набор хромосом, гонады, гормоны, внутренние и наружные половые органы.

    Гендер (gender-род) – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. То есть гендер относится к отношениям между мужчинами и женщинами как к роду. Это некие установки общества, которые определяют модель поведения каждого из полов. Гендер сопряжён с психологическими, социальными и культурными характеристиками. Таким образом, термин «гендер» должен относится как и к женщинам, так и к мужчинам.

    Гендерные роли – модель поведения, при которой каждый из полов выполняет свои обязанности, функции, задачи. Сами гендерные роли не постоянны: они зависят от социальной культуры или могут меняться впоследствии исторического развития общества.

    Гендерное равенство – это равная мера схожести и различием между женщинами и мужчинами, учётом различных социальных ролей; это обладание равными правами, и возможностями для их реализации.

    Гендерная справедливость – это процесс справедливого отношения к женщинам и мужчинам, что предполагает применение специальных мер для устранения исторических и социальных упущений, невыгодных условий, которые препятствуют женщинам и мужчинам занимать равные позиции. Вот почему мы говорим, что гендерная справедливость ведет к равенству.

    Таким образом, говоря о равенстве между женщиной и мужчиной мы опираемся на принцип формального равенства. Полное уравнивание в правах сводится к несправедливости, ведь не учитываются особенности индивидов, субъектов правоотношений. Хоть все люди разные, но они, к тому же, ещё и равные. Но несмотря на существующие биологические различия до сих пор существует проблема гендерного неравенства в различных сферах жизни: трудовое право, уголовное, в политике и т. д. Кроме того, коэффициент неравенства разнится от государства к государству и в некоторых странах этот уровень является ужасающим. Говоря о гендерном равенстве, имеется в виду не только положение женщин в обществе, но и мужчин в том числе. В российском праве тоже существует проблема равенства между полами, которую необходимо урегулировать.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта