Главная страница

Конституционный статус личности. Конституционно правовой статус личности. Курсовая работа дисциплина Конституционноправовой статус личности Тема Свобода совести и вероисповедания


Скачать 64.9 Kb.
НазваниеКурсовая работа дисциплина Конституционноправовой статус личности Тема Свобода совести и вероисповедания
АнкорКонституционный статус личности
Дата19.05.2023
Размер64.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКонституционно правовой статус личности.docx
ТипКурсовая
#1144668

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра «Гражданское,

предпринимательское

и транспортное право»


КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Конституционно-правовой статус личности

Тема: Свобода совести и вероисповедания

Выполнил: студент МЗИ12ЮРИ группы

Никитченко Родион Антонович

Направление:40.04.01 – Юриспруденция

Проверил: кандидат юридических наук, доцент

Ратникова Василиса Игоревна



Дата регистрации работы на кафедре



Дата проверки преподавателем

Результат проверки

Отметка о выдаче работы студенту















































Хабаровск

2023


Содержание


Введение 2

1. Свобода совести и свобода вероисповедания как право человека и институт российского конституционного права 4

1.1 Понятие и содержание свободы совести и свободы вероисповедания как права человека 4

1.2 Правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в российском и международном законодательстве 8

2. Анализ конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания 15

2.1 Правовые основы взаимоотношений государства и религиозных объединений в РФ 15

2.2 Основные направления совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания 21

Заключение 23

Список используемых источников 24


Введение


Свобода совести и вероисповедания – право, закреплённое Конституцией, каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой как индивидуально, так и совместно с другими. Свободно выбирать, иметь, менять и распространять религиозные и иные убеждения, совершать в рамках закона религиозные обряды.

Актуальность темы курсовой работы определена фактором, который указывает, что тема свободы совести и вероисповедания в плане правового регулирования недостаточно разработана. В результате такой не проработанности – право человека на свободу совести и вероисповедания фактически выпало из правового поля, упоминаясь лишь в качестве декларации.

Серьёзный повод для размышления на данную тему даёт несовершенство российского законодательства. Особую актуальность теме придаёт то обстоятельство, что действующий Закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», не отвечает требованиям Конституции РФ, интересам широких слоёв населения, как представителей религиозных меньшинств, так и религиозным объединениям, занимающим доминирующее положение в обществе. Действующие в государстве нормы не обеспечивают чёткость и однозначность понятий, не регулируют довольно большую сферу правоотношений, в которой религиозные объединения осуществляют деятельность, слабо регулируют имущественные отношений, в отрыве от конституционных принципов регулируют регистрацию религиозных объединений.

Объектом исследования - правоотношения, определяющие правовой статус личности в РФ.

Предметом – нормы права, регулирующие и гарантирующие свободу совести и вероисповедания.

Цель исследования: изучить в конституционно-правовом институте право на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации.

Исходя из поставленных целей, определены задачи исследования:

рассмотреть понятие свободы совести и вероисповедания;

исследовать реализацию свободы совести и вероисповедания, роль религии в зарубежных государствах;

рассмотреть равноправие граждан независимо от отношения к религии;

рассмотреть порядок создания и ликвидации религиозных организаций;

рассмотреть проблемы взаимоотношения государства и религиозных организаций.

Методы, используемые в процессе исследования представляют собой комплекс научных и специальных методов познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, логический, системный, и другие научные методы.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные и иные законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты, в том числе международные акты, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, статистические данные. В теоретической базе использовались публикации в периодических изданиях, материалы конференций, семинаров, круглых столов, статистические данные, интернет-материалами.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.


1. Свобода совести и свобода вероисповедания как право человека и институт российского конституционного права




1.1 Понятие и содержание свободы совести и свободы вероисповедания как права человека



Современная Россия является государством, в котором всем и каждому обеспечена свобода совести, свобода вероисповедания. За годы существования Российской Федерации как независимого демократического государства религиозные объединения стали важнейшей частью гражданского общества. Диалогу с ними органы государственной власти, в том числе Государственная Дума, придают немалое значение. Религиозные организации, и в первую очередь принадлежащие к традиционным для нашей страны конфессиям, прилагают все усилия для поддержания стабильности и согласия в обществе, для обеспечения гармоничного сосуществования граждан с различными убеждениями. Они всемерно содействуют межконфессиональному и межнациональному миру и взаимопониманию, активно участвуют в жизни и созидательной деятельности российского общества. Социальное служение, осуществляемое многими религиозными организациями, позволяет с полным основанием назвать их социально ориентированными организациями.

Важнейшим условием обеспечения свободы совести, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, профилактики правонарушений является повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры в обществе. Это условие может быть выполнено посредством организации соответствующих образовательных программ, а также путём широкого распространения необходимой литературы. Хорошо известно, что в настоящее время имеется острый дефицит таких книг, немногочисленные и малотиражные издания быстро становятся недоступными широкому кругу тех, кто имеет в них настоятельную потребность.

Понятие свободы совести – это естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести – более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.1

Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия, и следственно, существует определённое давление на человека с целью заставить принять эту религию. В странах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

В философии совесть это – внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения.

Современные учёные определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершаемых поступков, подчёркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.

Свобода совести защищает не только религию, но и иные мировоззренческие убеждения нерелигиозного характера (это не относится к политическим, экономическим, научным и иным подобным убеждениям).

Свобода совести – устойчивый международный термин. Он означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии и к религии вообще, религии как таковой: быть верующим, последователем той или иной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять своё отношение к религии - становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь, менять, отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.

Свобода может рассматриваться в материальном и идеальном смыслах.

Материальная свобода – это свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы.2

Идеальная свобода больше зависит от свободы воли человека и ограничено его нравственной позицией. Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

Рассматривая свободу с точки зрения социологических наук, то это – определённая духовная ценность человека, общества, важное социальное благо, созданное обществом в результате своего исторического развития

Если рассматривать свободу совести в правовом аспекте, то в статье 28 Конституции РФ3 говорится о совести и ее свободе, которые отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть и ее свобода хоть и составляют основу религиозной нравственности, тем не менее, не определят свобод выбора между верой в Бога и отрицанием его как такового.

Совесть - это особое душевное качество каждого человека, свойственное ему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает. Совесть формируется с детства, с младенчества. Родители объясняют ребёнку, что такое добро и зло, плохо и хорошо.4

Но поскольку Россия есть светское государство где церковь отделена от государственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать, и определять нравственные основы добра и зла, либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо c тем, что именуют, "общечеловеческой моралью". Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания.

В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религии перед законом; свободное исполнение религиозных культов и обрядов и т.д.

Одним из важнейших следствий из свободы совести является закреплённое в ст. 59 Конституции РФ5 право на замену воинской службы альтернативной гражданской службой.

Согласно данной статье, «гражданин РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных… случаях» имеет право на альтернативную государственную службу.

Итак, право на свободу совести и недискриминационное отношение в зависимости от отношения к религии является гарантом стабильного развития страны, важным атрибутом цивилизованного гражданского, демократического общества, зрелости политических институтов и устоявшейся правовой культуры. Обоснованно считается, что свобода совести, мысли и религии является фундаментальным элементом в иерархии первого поколения прав человека, родоначальницей «естественных прав».

1.2 Правовое регулирование свободы совести и вероисповедания в российском и международном законодательстве



Конституция РФ указывает, что «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28)6. Каждому гарантируется свобода религиозной или атеистической деятельности.

На конституционном уровне, таким образом, свобода совести формально связывается со свободой вероисповедания, но не отождествляется с ней. В первой главе указано также, что это два самостоятельных понятия, каждое из которых имеет своё юридическое наполнение и значение. Стоит заметить, что при детальном анализе названной статьи Конституции РФ выясняется, что свобода совести и свобода вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт.

К данному правовому институту необходимо относить и нормы, содержащиеся в ряде других статей Конституции России и гарантирующие свободу совести и вероисповедания. Это нормы, закрепляющие: принцип идеологического многообразия (ст. 13), светский характер государства и запрет на установление государственной или обязательной религии (ч. 1 ст. 14), отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ч. 2 ст. 14), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и убеждений, и запрещение любых форм ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности (ст. 19), недопущение пропаганды или агитации возбуждающих религиозную ненависть и вражду и запрет на пропаганду религиозного превосходства (ст. 29), право гражданина в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Часть 2 ст. 17 7определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; это распространяется и на религиозные свободы и права. Согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. То есть все нормы права и действия властей должны учитывать интересы конфессий и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность, определённое ст. 22 Конституции РФ и невозможность задержания лиц по принципу исповедания определённой религии, если при этом не нарушаются законы государства.

Таким образом, в России на сегодняшний день созданы необходимые конституционно-правовые основы осуществления каждым человеком (верующим или неверующим) права на свободу совести и вероисповедания.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-Ф.8 Преамбула закона имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание: «Федеральное Собрание РФ, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что РФ является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон». Никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.

В данном нормативно-правовом акте конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, и запрещено обязывать человека сообщать о своём отношении к религии. Многие верующие люди обычно это и не скрывают, но принадлежность к определённой религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации или негативному отношению к ним.

Важно в данном документе и признание тайны исповеди – ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин России, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Данное право предоставляется не только верующим (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ9, п. 4 ст. 3 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»10). Предусмотренная в п. 7 ст. 4 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» для органов государственной власти возможность объявлять дни религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями могла бы быть снабжена дополнительным указанием и на возможность верующего просить о замене праздничного для него дня другим рабочим днём.

Закон о свободе совести запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе, сопряжённом с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан, с пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества преследуется согласно закону. А именно надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры России.

Нарушение законодательства России о свободе совести и свободе вероисповедания влечёт за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством нашей страны.

Согласно уголовному законодательству незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода, осуждённого за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трёх месяцев.

Потерпевшими от преступлений могут быть лица, исповедующие какую-либо религию или являющиеся членами религиозного объединения. Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, направленных на незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов. Оно может выразиться в незаконном закрытии церкви или иного культового учреждения, срыве регулярной церковной службы, запрещении проведения религиозного обряда и т.п.

В соответствии с административным законодательством воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений, или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц – от 300 до 800 руб.

Оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Защищаются в нашей стране и права осужденных лиц на свободу совести и вероисповедания. А именно статья 14 УИК РФ11 "Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осуждённых» указывает, что «Осуждённым гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. Осуждённым к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. К осуждённым к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осуждённых. В учреждениях, исполняющих наказания, осуждённым разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой".

В Федеральном законе от 25 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»12 говорится о свободе совести и вероисповедания для военнослужащих. А именно ст. 8 гласит: «Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии».

Одним из главных международных актов в данной сфере является Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.1981 г. Ст. 6 Декларации закрепила основное содержание свободы совести и религии.13 В ст. 2 данного документа указано, что: «Нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений означают любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод».

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в неё «свободу иметь или принимать религию, или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию, или убеждения по своему выбору» (ст. 18)14.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»15 в основном отвечает международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства – участника Международного пакта о гражданских и политических.

Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Подводя итог первой главе, отметим, что человеческая личность имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободны от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми. Но пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается, и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни.

2. Анализ конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания




2.1 Правовые основы взаимоотношений государства и религиозных объединений в РФ



Основополагающим документом в правовом регулировании взаимоотношения государства и религиозных объединений будет конечно же Конституция, а если более конкретно, статья 14. Именно в ней указано, что Российская Федерация является светским государством и ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Следующая правовая основа данного взаимоотношения - это Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ. Данный федеральный закон признает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством. Предметом регулирования данного закона будут правоотношения в области прав человека на свободу совести и вероисповедания, ведь никто не может запретить человеку исповедовать ту или иную религию, за исключением того случая если она является запрещённой на территории РФ. Так данный закон гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания или отказа от этого, и то что в религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Выделим, что государство согласно данному федеральному закону обязуется:

1. Не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;

2. Не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

3. Не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

4. Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Взамен, государство даёт религиозным организациям следующие привилегии:

1. Различные налоговые и иные льготы, а также оказывает различную материально-финансовую помощь религиозным организациям в реставрации, охране и содержании объектов, являющихся памятниками культуры

2. Назначения различных религиозных праздников нерабочими днями;

3. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством РФ.

Но любая конфессиональная деятельность очень обширна, её работа может выходить далеко за «ворота» вероисповедания, она может на прямую влиять на сознание своих прихожан, именно поэтому есть определённый перечень запретов в осуществлении их деятельности, все эти запреты обеспечивают светский характер государственной власти и противодействие экстремизму в РФ.

Так федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ защищает права и свободы человека и гражданина, основы конституционного строя, обеспечивает целостность и безопасность РФ определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление. Данный закон также регулирует взаимоотношения государственных институтов и религиозных по противодействую экстремизму на территории РФ. В случаи нарушения законодательства в этой сфере на религиозные организации могут быть наложены следующие санкции: запрет на деятельность или предупреждение, которые влекут уже уголовные наказание, согласно гл. 29, а именно ст. 280 УК РФ.

Особенно место в сфере правового регулирования взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений, занимает федеральный закон «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 №136-ФЗ. Данный федеральный закон внёс изменения в законодательство, с целью защиты вероисповедания, прописав административные и уголовные санкции, за нарушения прав граждан в их выборе вероисповедания. Были изменены статьи УК РФ и КоАП РФ. Благодаря, данному закону с 2013 года за неуважение или воспрепятствованию религиозных чувств верующих. Данное изменение в законодательстве было принято с целью защиты чувств верующих, но стоит обратить внимание на нормы УК РФ, они не носят, в отличии от КоАП РФ, такого чёткого объяснения, что же будет именно считаться правонарушением. Отсутствие чёткой формулировки с приведённым перечнем данной нормы, приводит к созданию «стены» между делами религиозных объединений и средств массовой информации.

Также нормы правового взаимоотношения между государственными институтами и религиозными объединениями нашли своё отражение и в НК РФ. Так различные работы по сохранению и охране культурных объектов, переданных в пользование или на праве собственности религиозным объединениям, реализация предметов и товаров религиозного назначения не подлежат налогообложению, согласно статье 149. Религиозные организации не обязаны вести свой бухгалтерский учёт, хотя согласно статье 23 федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», они могут вести предпринимательскую деятельность. Отдельно хочу отметить, что почти все пособия и выплаты, которые производят религиозные организации не облагаются налогом, согласно статье 217 НК РФ.

Также религиозные организации согласно ст. 219, могут получать социальный вычет, на осуществление своей уставной деятельности.

Согласно статье 251 НК РФ, для религиозных организаций доходы, не учитываемые в налоговой базе представлены в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Таким имуществом могут быть как памятники культуры, переданные им в собственности, так и доходы от реализации религиозной продукции, а также пожертвования. Так же согласно статье 270 НК РФ, все расходы, связанные с производством и реализацией различных товаров и обрядов религиозного назначения, не признается объектом налогообложения. Ст. 333.35 от государственной пошлины освобождаются религиозные объединения за право иметь в наименования «Россия» и «Российская Федерация», а также все производные от них. Статья 381 НК РФ, от налога на имущество освобождаются религиозные организации, используемого ими в целях осуществления своей деятельности. Так же земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, статья 395 НК РФ.

В целом, особенности взаимоотношений органов государства и религиозных объединений характеризуются следующим:

1. В настоящее время сотрудничество государства и религиозных объединений нередко выходит за рамки правового поля светского государства, а, когда оно не противоречит светскому характеру государства, законодательством не установлены гарантии прав религиозных объединений и верующих. Тем самым нарушается одно из ключевых требований светского государства – правовая форма государственно-конфессиональных отношений.

2. Предлагаемые некоторыми правоведами, религиоведами и религиозными деятелями пути разрешения этой проблемы – введение в правовое поле понятий традиционной конфессии либо традиционного религиозного объединения и развитие системы соглашений государственных органов и религиозных объединений – не позволит полностью устранить проблему – возвращение государственно-конфессиональных отношений в правовые рамки светского государства.

Перспективы развития социального партнёрства государства и религиозных объединений – одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем, что в настоящее время система взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на их тесном сотрудничестве, порой противоречит светскому характеру государства. Когда такое сотрудничество допустимо в светском государстве, оно не имеет должного правового основания.

При правовом урегулировании проблем государственно-конфессиональных отношений на законодательном и на правоприменительном уровнях приоритет нередко отдаётся интересам религиозных объединений, а не правам и свободам личности. Отсутствуют правовые гарантии прав и личности, и религиозных объединений. В то же время гармоничное развитие правового регулирования в сфере свободы совести и деятельности религиозных объединений невозможно без учёта прав как личности, так и религиозных объединений, без чёткого решения в законодательстве всех основных вопросов регулируемых отношений.

В связи с этим представляется, что актуальна задача обеспечения на уровне законов и на подзаконном уровне установления гарантий реализации свободы совести каждого и создания благоприятных условий для благотворительной деятельности религиозных объединений. Обеспечение права каждого верующего – неотъемлемая часть соблюдения права религиозных объединений, так как через реализацию права верующих граждан, которые при необходимости в установленном порядке могут обращаться за содействием к религиозной организации, государство создает возможности для активной деятельности религиозных объединений.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что религиозные организации обладают огромным количеством налоговых преференций, они на законодательном уровне освобождены от уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Государство дало религиозным организациям защиту и стену в лице федерального закона «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» от 29.06.2013 №136-Ф. Вторым важным аспектом в правовом взаимоотношение государства и религиозных объединений, является огромное количество освобождений по налоговым обязательствам и ведению бухгалтерского учёта. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ, постановляет, что государство не вмешивается в выбор вероисповедания граждан и защищает его, но также согласному этому же закону единственным путём воздействия на религиозную организацию остаётся нарушение законодательства. В современных реалиях, чаще всего это будет применение федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 №114-ФЗ. Как можно было заметить государство создало все для образования, защиты и денежного обогащения религиозных организаций. Такое взаимоотношения религии и государства значительно сдерживает и ограничивает РФ как светское государство, ведь единственным органом, который может хоть как контролировать или следить за деятельностью религиозных организаций остаётся Прокуратура и в определённых ситуациях ФСБ РФ.

2.2 Основные направления совершенствования конституционно-правовой базы реализации свободы совести и вероисповедания



Самыми очевидными показателями состояния реализации свободы совести и свободы вероисповедания, являются многочисленные нарушения прав верующих и религиозных объединений, которые проявляются в форме дискриминации, ксенофобии, нетерпимости и насилия на их почве. При этом неверующие так же чувствуют себя ущемлёнными, поскольку нередко фактически за их счёт происходит финансирование деятельности некоторых религиозных организаций.

Под нетерпимостью и дискриминацией на основе религии или убеждений следует понимать любое различие, исключение, ограничение, или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение, или удаление признания, пользования или осуществления на-основе равенства прав человека и основных свобод".

Ксенофобия (от греческого svoq – чужой и фброд – страх) это ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому,

Итак, представляется, что при определении перспектив развития государственно-конфессиональных отношений и совершенствовании законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях важно учесть следующие подходы:

1. Установление более тесных отношений с теми или иными религиозными объединениями в светском демократическом государстве возможно только на позитивной основе, для решения социальных задач. Причём оно возможно и без установления особого правового статуса ведущих религиозных объединений, при юридическом равенстве всех религиозных объединений.

2. При кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений в России важнейшее значение приобретает чёткое установление порядка сотрудничества государственных органов и учреждений с религиозными объединениями.

3. Сотрудничество с религиозными объединениями не должно умалять другие направления политики государства в сфере свободы совести, в том числе обеспечение светского характера государства и права каждого на свободу совести. В России в настоящее время нередко законодательство и практика сотрудничества государства и религиозных объединений не соответствуют конституционным положениям о светском характере государства и приоритете прав личности. Поэтому необходимо совершенствовать правовое регулирование, направленное на более четкое гарантирование права на свободу совести и светский характер государства, на уровне как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов, а также совершенствовать практику реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

4. Сотрудничество государства с религиозными объединениями не должно приводить к установлению особого статуса религиозной идеологии и умалению иных форм мировоззрения. Однако в настоящее время государственные органы порой принимают во внимание только одну сторону реализации свободы совести – право на свободу вероисповедания. Назрела необходимость скорректировать государственную политику в сфере свободы совести, чтобы более строго соблюдать конституционный принцип идеологического многообразия

Перспективным путём развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, на наш взгляд, является установление гарантий реализации свободы совести во всех сферах – в армии, медицинских учреждениях и др. – путём установления ответственных должностных лиц, порядка и сроков принятия решений, оснований принятия решений (заявлений, ходатайств и т. п.), ответственности должностных лиц за нарушение данного порядка. Это позволит реализовать один из важнейших принципов светского государства – обеспечение правовой формы государственно-конфессиональных отношений, а также создаст надёжную основу для долговременного развития государственно-конфессиональных отношений, гарантирующих соблюдение прав религиозных объединений при изменении политического курса.

Заключение



В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы по теме курсовой работы «Свобода совести и вероисповедания».

Свобода совести и вероисповедания понятие многогранное, сложное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание.

В законодательстве РФ наблюдается неопределённость терминологической конституционной конструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя признать удачным установившееся в современном праве присутствие в одном контексте терминологически разных, но взаимосвязанных понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания». При этом законодатель и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как синонимы. «Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести». Соотносятся как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть - ни государство, ни духовенство той или иной религии - не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Нарушение законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечёт за собой уголовную, административную и иную ответственность. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ.

В заключение стоит отметить, что в процессе исследования была достигнута главная цель и поставленные к ней задачи курсовой работы.

Список используемых источников





  1. Всеобщая декларация прав и свобод человека. Принята 10 декабря 1948 г. // Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М.: Норма- Инфра - М, 2002. 784 с. С. 39 – 43.

  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма - Инфра - М, 2002. 784 с. С.44– 52.

  3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма - Инфра - М, 2002. 784 с.С.53–68.

  4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений. Принята 25 ноября 1981 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма - Инфра - М, 2002. 784 с.С.132–134.

  5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята 18 декабря 1981 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма - Инфра - М, 2002. 784 с. С 135-138.

  6. Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма- Инфра - М, 2002. 784 с. С 154-162.

  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята 04 ноября 1950 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма - Инфра - М, 2002. 784 с. С.539–551.

  8. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Принят 20 марта 1952 г. Бюллетень международных договоров, N 7, 1998 г. 96 с. С.39 – 41.

  9. Европейская социальная хартия. Принята 18 октября 1961 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Норма- Инфра - М, 2002. 784 с. С.356-361.

  10. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Режим доступа: http:// pravo.gov.ru/

  11. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Кодекс (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/

  12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Кодекс от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  13. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  14. О статусе военнослужащих [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

  15. Авакьян, С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт : Учебное пособие / С.А. Авакьян. – М, 2014 г.- 300с.

  16. Баглай, М.В. Конституционное право РФ: Учебник для ВУЗов / М.В. Биглай. – М., ИНФРА – М, 2015. – 380с.

  17. Булаков, О.Н. Парламентское право в Российской Федерации : Учебник /О.Н. Булаков. – М.: Феникс, 2015. – 736 c.

  18. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. : Учебник / И.Н. Вишнякова. – М., 2014 г. – 460 с.

  19. Глущенко, П.П. Конституционное право России : Учебное пособие / П.П. Глущенко. – М.: Питер, 2017. – 320 c.

  20. Енгибарян, Р.В. Конституционное право: Учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян. – М.: ЮРИСТЪ, 2017. – 560 c.

  21. Корнеева, Н.В. Конституционное право России : Ответы на экзаменационные вопросы / Н.В. Корнеева. – М.: Питер, 2017. – 176 c.

  22. Кутафин, О.Е. Конституционное право России : Учебник. / О.Е. Кутафин – М: Юристь, 2013 г. – 280с.

  23. Лапшина, И.Е Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. : Учебник. / И.Е. Лапшина – М.: ТК Велби, Проспект, 2016. – 272 c.

  24. Морозова, Л.А. Основы государства и права: Учебник. / Л.А. Морозова.– М, 2015 г. – 570с.

  25. Небратенко, О.О. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина : Учебное пособие / О.О. Небратенко. – Ростов, 2014 г. – 156с.

  26. Некрасов, А.А. Конституционное право: Учебное пособие С.И. Некрасов. – М.: Юрайт, 2016. – 176 c.

  27. Нудненко, Л.А. Конституционное право России : Учебник / Л.А. Нудненко. – М.: Юрайт, 2016. – 849 c.

  28. Нудненко, Л.А. Конституционное право: практикум 3-е изд., пер. и доп. учебное пособие для спо. / Л.А. Нудненко. // – М.: Юрайт, 2016. – 281 c.

  29. Таева, Н.Е. Конституционное право Российской Федерации: Практикум / Н.Е. Таева. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 163 c.

  30. Чиркин, В.Е Конституционное право России: Учебник. / В.Е. Чиркин. – М: Юристь, 2013 г. – 400с.

  31. Филянина, И. М. Конституционное законодательство: учебное пособие / И. М. Филянина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012.-157 с.

  32. Филянина, И.М. Система органов государственной власти: учебное пособие / И. М. Филянина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 221 с.

1 Морозова. Л.А. Основы государства и права /Учебник. // Л.А. Морозова.– М, 2018 г. – С.160

2 Нудненко. Л.А. Конституционное право России /Учебник // Л.А. Нудненко. – М.: Юрайт, 2016. -С.25.

3 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4 Чиркин. В.Е Конституционное право России /Учебник. // В.Е. Чиркин. – М: Юристь, 2013 г. – С.50-53.

5 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

6 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

7 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

8 Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

9 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

10 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

11 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

12 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

13 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.11.1981 г. № 36/55 «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

14 Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 Принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

15 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru/.



написать администратору сайта