Курсовая на тему :Православная музыка как элемент общеобразовательной программы. Курсовая Рожков Конечная версия. Курсовая работа Использование Православных традиций в современном образовании школьников
Скачать 39.72 Kb.
|
Адыгейский государственный университет Институт искусств Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Курсовая работа «Использование Православных традиций в современном образовании школьников» Работу выполнил Студент 3 курса музыкального отделения Рожков Геннадий Олегович 2020 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………………..3 Морально-нравственные ценности православной педагогики………………6 . Пути введения духовной музыки в школьный урок………………………..11 Список литературы…………………………………………………………… 16 Введение Актуальность Преподавание музыки в школе долгое время проходило без учёта происходящего в богослужебном пении русской православной церкви. Поэтому создавалось ощущение, что на протяжении XVIII-XX в. Развивалась исключительно светская музыка. Последние исследования в области педагогики указывают на актуальность религиозного образования. В частности, протоирей Евгений Шестун считает, что современная отечественная педагогика развивается в трёх основных направлениях. Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностно-ориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания. Третье направление обращено к духовно-нравственным традициям дореволюционного отечественного образования и воспитания. (1) Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционной русской педагогики ни в годы секуляризованного по содержанию российского образования (конец XIX – начало XX вв.), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было православие. Отметим, что православный подход к решению проблем образования и воспитания предполагает, прежде всего, духовное осмысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке. (2) Целью преподавания церковной духовной музыки в общеобразовательной школе, как считает автор, является воспитание духовности, уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к христианскому культовому искусству. Воспитательная ценность христианского вероучения заключается в глубокой нравственности религиозных заповедей, в обращенности к человеческой душе, в возвышенной красоте обрядов и ритуалов. (4) Исходя из этого, как актуальность можно вывести две составляющие: - Исключительная важность изучения произведений духовной музыки наряду с отсутствием специальных методов работы над ними. - Отставание общефилософской концепции учебного процесса от современных теорий мировоззренческого характера, связанных с вопросами восприятия музыкальных произведений вообще и духовной музыки в частности. (3) Объект Объектом изучения является Православная духовная музыка как составляющая урока музыки. Предмет Предмет исследования – православные традиции и изучение духовной музыки в детской общеобразовательной школе. Цель На основе объекта и предмета исследования выдвинута следующая цель нашей работы: рассмотреть особенности изучения русской духовной музыки в: Рамках дисциплины «музыка»; Рамках специальных дисциплин богословно-религиозного блока; Задачи Рассмотреть морально-нравственные ценности православной педагогики; Рассмотреть пути включения духовной музыки в школьный урок; Метод исследования Историко-теоретический, заключающийся в изучении и анализе литературы по данной проблеме. Морально-нравственные ценности православной педагогики В последние годы всё чаще и чаще многими учёными, педагогами поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в её культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой культуре выдвигает главную проблему: как вводить её в общеобразовательную школу? Возможность нравственного воспитания человека через приобщение к духовной культуре отмечена академиком Н.Моисеевым. Давая оценку нравственного и экологического состояния человечества в наше время, учёный ставит вопрос о формировании нового мышления, переориентация большинства ценностных шкал человека, изменении отношений людей друг к другу, предлагает обратиться к религиозным учениям, внимательно к ним присмотреться и, может быть, кое-что перевести на язык современности. (5) Те же нравственные и духовные проблемы волновали и священников, богословов. Так, А. Мень писал: «Решать насущные проблемы, не вглядываясь в то, как их решал мир на протяжении веков, - значит отказаться от великого права наследия». (6) Мы обращаемся к духовному искусству ещё и потому, что оно согрето любовью к людям, направлено к душе человека и одновременно соединяет его с Большим Миром – Вселенной, а для верующих людей – с Богом. В этом заключается великая объединяющая сила религиозной культуры. Человек мыслится в ней как часть огромного мироздания, как часть великой гармонии, которую нельзя разрушать. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, окружающим миром. Человек должен творить добро, хотя у него всегда есть право выбора в своих поступках, руководствоваться он должен высшими нравственными критериями: любовью, вниманием, состраданием, прощением, чтобы не выступала на первое место забота только о личном благе. Православное образование в современной России, получив право на существование, практически реализуется в воскресных школах всех типов, возникающих при приходах, в дошкольных детских учреждениях, православных гимназиях и лицеях, духовных семинариях, православных высших учебных заведениях и духовных академиях. Когда мы говорим о церковных школах, то речь идёт не о том, что они обязательно должны находиться в управлении церковных общин или чтобы ими заведовал священник. Дело даже не в количестве часов, отведённых на изучение Закона Божьего. Смысл церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Проблема церковной школы лежит более всего в её духовной атмосфере, в подлинности, искренности и целостности её внутренней религиозной установки. (7) Наиболее органичен нашему времени тип православного среднего учебного заведения, называемый православной классической гимназией. Одна из проблем возрождения православной средней школы заключается в том, что у педагогов нет опыта воспитания в духе православия, и православие в этих школах скорее «изображается», чем становится основой жизни. О.В.Смирнова описала две наиболее распространённые схемы «изображения» православия в школе. Первая схема – «гуманная гимназия». В противовес «жёсткой, грубой казарме», «авторитарной советской школе» создаётся учебное заведение, где «не ущемлялась бы личность ребёнка», свободно развивались способности, не было бы скованности, окриков, постоянных запретов, страха. Эта традиция в отечественной педагогике развивалась Л. Толстым, а в последние десятилетия – В. Сухомлинским, Ш. Амонашвили, С.Соловейчиком и другими представителями «демократической педагогики». С этой программы начиналась реформа школы 80-х годов. Как бы ни был привлекателен этот подход к реформе школы, он вообще не признаёт и не учитывает то, что человеческая природа глубоко повреждена первородным грехом. С точки зрения Л. Толстого, «человек родился совершенным» и, если следовать его «естественным стремлениям», не искажённым цивилизацией, он будет добр, справедлив, трудолюбив, честен, благороден и так далее. Православному воспитателю ясно, что это серьёзное заблуждение. Стоит предоставить свободу «естественным стремлениям» детей – и в наших гимназиях пышно расцветут многие пороки. Из этого, однако, не следует, что школа должна быть казармой. Школа В. Сухомлинского действительно была замечательным явлением, в том числе и в духовном плане: ему удалось создать оазис доброты и совестливости. Доброта здесь воспитывалась добротой, честность – честностью, но при этом не было свободы тому, что мы называем грехом. В. Сухомлинский более всего был занят воспитанием совести. (8) Нужно рассматривать свободу этой школы в контексте иной общеобразовательной и культурной ситуации. Свобода в те годы была синонимом некоторой внутренней углублённости, душевности и человеческой подлинности. Всё это противостояло несвободе казённой школы и всей официозной неправде жизни, навязывавшейся в форме внешнего единомыслия и единообразия. Сегодня современные представления о «свободной жизни» включают в себя другие атрибуты (деньги, сила, жёсткость, распущенность, вседозволенность, обесценивание чести и человеческой жизни и так далее). Всё это агрессивно и продумано вторгается в мир детей с тем, чтоб освободить их от моральных и культурных запретов. Во многих православно ориентированных школах «ласковая педагогика» приводит сегодня к печальным результатам. Мы либо сдаемся и отказываемся от борьбы с новой «свободой», либо от безбрежной свободы бросаемся в другую крайность – чрезмерный аскетизм. (9) Вторую схему, по которой делались попытки выстроить православную школу, можно условно назвать «монастырской». «Монастырская» не потому, что при монастыре, а потому, что подражает монастырю, но подражает только внешне. Безусловно, строгое православие гораздо плодотворнее либеральной душевности. (10) В настоящее время строгость и аскетизм уже не вызывают нежелательных ассоциаций. Однако и здесь подстерегают ошибки. Стараясь избежать излишней свободы в общении с учениками, вообще душевности, мы отгораживаемся от детей и теряем их. Познавая мир, человек с духовной точки зрения должен дать ответ на два самых важных вопроса. Первый вопрос касается происхождения мира, в котором мы живём, второй – происхождения человека. От ответов на эти вопросы зависит, с какой точки зрения мы увидим человеческое сообщество, а значит социальную сферу и мир природы.(11) Содержание современного образования включает изучение социальной сферы и мира природы. При этом, видимым образом обходя духовную сферу, в содержание включены якобы научная теория о происхождении человека из животного мира посредством эволюции и различные материалистические теории происхождения мира. Таким образом, из содержания образования тайно изгнана традиционная для России православная точка зрения на происхождения мира и человека и заменена материалистической и атеистической. Именно это содержание называют светским и ревностно отстаивают некоторые современные специалисты и руководители системы образования, представители власти. Следует сказать ещё об одной ложной посылке. Атеистическая точка зрения и связанное с ней светское образование оправдываются многоконфессиональностью России. Нам пытаются представить, что таким образом снимается напряжённость в учебных заведениях, где вместе обучаются православные, мусульмане и иудеи. На самом деле совершенно очевидно, что атеистическая точка зрения равно оскорбляет религиозные чувства представителей всех основных конфессий, так как христиане, мусульмане и иудеи одинаково почитают Ветхий Завет, а значит, взгляды на происхождение мира и человека у них в основном совпадают и резко отличаются от атеистических. Оскорбление же религиозных чувств верующих в современном законодательстве является уголовно наказуемым деянием.(2) Добросовестный исследователь окружающего мира понимает, что наука никогда не сможет дать точный ответ на вопрос о происхождении мира и человека. Метод экстраполяции локальных эволюционных процессов не может быть распространен на тысячи лет.(12) Мы некогда не сможем доступными нам средствами получить информацию о начале творения мира и человека. Учитывая это, Творец мира Сам поведал человечеству в Божественном Откровении об этой тайне. Таким образом, Библия восполнила пробелы в знаниях о происхождении мира и человека. Христианство вывело человечество из плена языческого мрака, тем самым предоставив возможность объективного изучения окружающего мира. Изучая законы природы, учёные всегда понимали, что исследуют замысел Божий, заложенный в природе, и всегда восхищались красотой и гармонией мира, восхищались премудростью Творца. (13) Православные представления о мире и человеке Россия приняла от Византии – самого культурного и образованного государства своего времени. Эти воззрения стали традиционными для русского народа и русской системы образования. О них, по сути дела, и не говорили в учебных заведениях, так как каждый житель России с молоком матери впитывал эти воззрения, и, читая Божественное Откровение, посещая церковные богослужения, слушая толкования и поучения святых отцов, укреплялся в Истине. Участие в церковной жизни и Таинствах благодатно укрепляло человека в правдивости Слова Божия и давало каждому верующему неоспоримые доказательства правоты православного миросозерцания. Современная ситуация требует осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта культуры. Семья, после многих десятков лет атеизма, не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи этих основ. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования, и они должны быть включены в содержание образования. Также в обязательном порядке необходимо включать религиозные христианские представления о творении мира и человека, о первородном грехе и повреждённости человеческой природы, о Божественных и демонических силах, об иерархическом устроении мира. Ученики должны иметь представление о вечной жизни и смерти, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о необходимости выполнять заповеди Божии и сохранять и чистоту и целомудрие, о смирении и послушании как высших человеческих добродетелях.(14) Духовная сфера жизни человека является основой содержания светского образования. Слово «светский» в своём корне имеет слово «свет». Светское образование должно освещать, а значит, и просвещать человека, позволяя ему не только иметь знания, опыт, эрудицию, но и духовно осмысливать суть изучаемых явлений. Светское образование призвано возвысить человека до Божественной высоты, в отличии атеистического, низводящего человека до животной самодостаточности. Пути введения духовной музыки в школьный урок Воспитательное значение духовной музыки трудно переоценить, и ныне, пожалуй, это понятно многим. Однако и недостаточность собственных знаний в этой, долгое время как бы запретной сфере, и не определившиеся еще идеи обучения духовной музыке на уровне преобладающего светского образования — это, да и многое другое, активно мешает процессу приближения к пониманию приоритетности духовных основ, богослужебного пения в воспитании посредством музыки как одного из главных личностнообразующих начал. По мнению преподавателя Московской регентско-певческой семинарии М. Ромащука, на поверхности проблемы — практически отсутствие научно обоснованных программ по русской духовной музыке, притом для разного возрастного уровня, соответственно — пособий, нотного материала, учебных аудиозаписей.(15) Хотя за этим стоят не определившиеся положения более глубокого уровня. Они касаются собственно воспитания, правильное направление которого невозможно без следования Закону Божию. Рассуждения по этому вопросу и реальное положение дел — как небо и земля. «Возможно ли выстроить сверхцикл школьных программ по музыке как программ, опирающихся на духовные песнопения, в контексте открытого или скрытого противодействия самой среды, окружающей атмосферы быта и массовой «обработки шумом» под видом музыки, коллег, родителей, наконец, самих ребят, с рождения погружаемых средствами массовой информации в антикультуру? И как быть тогда с практически вышедшей из обихода традиций народного пения, да и с музыкальной классикой? Какая лестница здесь возможна и необходима?» .(16) Автор полагает, что только по крупицам собранные опытным путем практические идеи, подкрепленные серьезной научной школой, могут стать фундаментом для создания, если угодно, государственной концепции воспитания-образования и посредством музыки, в обширной области которой свое главное место должна занять веками пророщенная крепкая традиция хоровых духовных молитвенных песнопений. Лепта каждого, кто направляет свои музыкально-педагогические знания по этому еще малоосвоенному руслу, важна в соборном утверждении вех этого пути. Изучение духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности и сложности. Сложность заключается в том, что, во-первых, педагог должен достаточно овладеть этим материалом; во-вторых, иметь для работы необходимые ноты и звукозаписи; в-третьих, помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и не верующие. Если педагог строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности исчезают, ибо педагог даёт детям знание, информацию, просвещает их в одном из направлений русской музыки. (17) Для составления современных программ необходимо определить наиболее значимые принципы. Основополагающим, по мнению И. Кошминой , должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством. (18) Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей её исторического развития: она является частью отечественной музыкальной культуры; народное, религиозное и светское направления не только существовали параллельно, но и взаимодействовали друг с другом. Принцип параллельности реализуется через подход религиозно-духовной музыки и близких ей духовных образов в русской классике или народном творчестве. Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей с духовной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в её изначальном звучании. (19) В русских операх колокольные звоны, молитвы и другие церковные песнопения представлены в бытовой или исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события и т.д. Таким образом, принцип параллельности даст возможность учащимся лучше понять место духовной культуры в жизни человека, а педагогу – опереться на знания учащихся по истории и литературе («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.). Принцип параллельности через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И. Бах, В. Моцарт и др.) и русской церковной музыки. (20) Второй принцип построения обучающего курса – принцип комплексного введения духовной музыки. Он вытекает из естественных условий её существования – единство всех направлений религиозного искусства. П.Флоренский в синтезе храмового действа видел всё многообразие искусств: изобразительного, музыкального, литературного. (21) Таким образом, в программе широко привлекается литературный и изобразительный материал. На сегодняшний день И. Кошминой уже разработаны пути введения духовной музыки в школьный урок (программа И.В.Кошминой «Духовная музыка: Россия и Запад). (22) Автор предлагает несколько приёмов изложения материала по духовной музыке на уроке: 1. Художественный ансамбль православного культа. Этот приём основан на единстве всех видов духовной культуры: слова, музыки, иконографии, храмового зодчества, скульптуры. Духовная музыка рассматривается как часть единой религиозной культуры и вводится на уроке в комплексе храмовых искусств. 2. Духовная музыка и русская классика. В основе приёма – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыки. Педагог знакомит детей с церковной музыкой, затем показывает близкий по образу пример из светского музыкального произведения. Так, песнопение «Многая лета» удачно сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», написанным в жанре «многолетий». При сравнении подчёркивается их образная, эмоциональная, интонационная общность. 3. Диалог христианских культур. Такой диалог возможен при сопоставлении песнопений в честь Богородицы, например православного «Богородице, Дево» и западноевропейской (католической) «Аве Мария». Параллельно сравниваются и иконописные воплощения образа Богородиц в православном и западноевропейском искусстве. Сопоставляются песнопения в честь Иисуса Христа: «Единородный Сыне» из литургии и частей из Высокой мессы И.Баха - № 15 « Et incarnates», № 16 «Crucifixus», № 17 «Et resurrexit». (23) 4. Отечественная история и православная культура. Святые. Это один из интересных путей введения духовной музыки на уроке. Дети узнают об исторических людях, причисленных к лику святых, в контексте русской истории. Примером разработки этого способа изложения материала могут быть занятия, посвящённые песнопениям в честь Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского и других. Так, дети узнают о том, что Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых, был выдающимся политическим деятелем, выступавшим за примирение русских князей, за сплочение отдельных княжеств в сильное русское государство. 5. Диалог поколений. Русская духовная музыка, являясь искусством прошлых веков, естественно, воспринимается в определённой исторической перспективе, возникает диалог культур прошлого и настоящего, диалог поколений. На диалоге поколений может быть построен рассказ об Александре Невском. Следует подчеркнуть связь русской истории с православной культурой; рассказать учащимся о том, что образ героя накануне Великой Отечественной войны привлёк внимание композитора С.Прокофьева, написавшего кантату «Александр Невский», а немного позже художник П.Корин создал живописное полотно, на котором запечатлён героический образ русского полководца. Подвиги князя воспеты и русским православием: он был причислен к лику святых и в его честь сложены песнопения. Прослушать величание князю А.Невскому. 6. Творцы духовной музыки. Данный монографический принцип лежит в основе программы восьмого класса, когда происходит обобщение всего курса. Учащимся предлагается кратко ознакомиться с творчеством русских композиторов – авторов различных духовных песнопений: Д.Бортнянским, П.Чайковским, С.Рахманиновым и другими. Педагог кратко рассказывает о творчестве композитора, и затем слушается одно из его произведений. (24) Как спланировать урок, на котором будет звучать церковная музыка? И. В. Кошмина полагает, что лучше начинать урок сразу с духовной музыки, настраивая детей на серьёзный тон беседы, где будут затрагиваться нравственные вопросы – о любви, уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле.(25) Можно начать занятие по духовной музыке с объяснения – рассказа, затем дать детям послушать музыку, после чего провести обобщающую беседу. Каждое звучащее на уроке песнопение необходимо объяснять с точки зрения содержания канонического текста. Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства. Необходимо найти «ход», который помог бы ребёнку войти в ситуацию звучания духовной музыки. Можно вспомнить какие-либо бытовые, жизненные ситуации, исторические события. Говоря о комплексном введении духовной музыки, следует отметить, что религиозные сюжеты характерны для всех видов светского искусства. Например, картина А.И.Иванова «Явление Христа народу». Грандиозное полотно воспринимается как немая проповедь, обращённая художником к своим современникам через евангельские образы, это – размышление над нравственными проблемами бытия. Евангельские сюжеты философски осмыслены и в картинах Н. Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Христос и Пилат». Средневековая Русь предстаёт в живописи М. Нестерова, в его картинах «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия». (26) Введение духовной музыки в современную программу оказывает воспитательное, очищающее воздействие на детей, которое достигается изначальной обращённостью духовной музыки к человеческой душе, глубокой нравственностью религиозных заповедей, возвышенной красотой обрядов и ритуалов. Список используемой литературы 1. Шестун Е. Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности // Воскресная школа. – 2001. - № 1 2. Спиридонова. А ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ № 20 г. МАЙКОПА и ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ// 2007 3. Щирин Д. К вопросу о педагогике восприятия литургических произведений (на материале великих ектений композиторов рубежа XIX – XX веков) /Д. Щирин // Музыка и время. – 2005. – №8. – с.60 4. Кошмина И.В. Духовная музыка: мир красоты и гармонии // Искусство в школе. – 1991. - № 1 – 2. 5. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России // Педагогика. – 1995. - № 3. 6. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Религиозное образование // Журнал Московской патриархии. – 1997. - № 3. 7. Баянова Т., Воронова Е. Пять уроков музыки «Псалтири» // Искусство в школе. – 2000. - № 1. 8. Белый ангел. Сборник христианских песен для детей. – М., 1998. 9. Библейская энциклопедия. – М., 1991. 10. Возвращение к истокам: Слово священника Владимира Быховского: ( Воскресные школы, уроки закона Божьего) // Музыкальная жизнь. – 1995. - № 5-6. 11. Ворошилов А.К. Организация свободного времени школьников: цели и задачи // школа духовности. – 1998. - № 4. 12. Витовская Е.Е. На пути к духовности // Начальная школа. – 1994. - № 4. 13. Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственности поведения // Начальная школа. – 1994. - № 4. 14. Дюков А. Евангельские субботы // Начальная школа. – 1994. - № 4. 15. Епишин А. Новые горизонты духовной музыки // Российская музыкальная газета. – 200. - № 5. 16. Ерешко Н.П. Здесь учат служить людям и Богу // Майкопские новости. – 2001. – с. 3. 17. Ерешко Н.П. Трудами добрыми благое создаётся // Майкопские новости. – 2002. – с. 2. 18. Замятина И.А. Музыкальные занятия в православном приходе и проблемы детского мировосприятия // Музыка в школе. – 2001. - №1. 19. Зверева С. Православная музыка прежде и теперь // Музыкальная жизнь. – 1991. - № 9-10. 20. Золотова А.В. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1992. - № 5-6. 21. Ильин В.А. Очерки истории русской хоровой культуры. Ч. 1. – М., 1985. 22. История русской музыки: в 10-ти т. – М., 1994. – Т. 8: 70 – 80-е годы XIX века. Ч. 2./ Ю.В.Келдыш, Л.З.Коробельникова, О.Е.Левашова, М.П.Пахманова, А.М.Соколова. 23. Конотоп А. Значение нотолинейных рукописей для понимания древнерусского стройного пения // Музыкальная академия. – 1996. - № 1. – с. 173 – 180. 24. Кошмина И.В. Духовная музыка: мир красоты и гармонии // Искусство в школе. – 1991. - № 1 – 2. 25. Кошмина И.В. Наследие духовной культуры // Искусство в школе. – 1998. - № 4. – с. 38 – 40. 26. Кружалова А. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. – 2001. - № 1 – 2. |