Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения
Скачать 0.59 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный институт культуры» Музыкальный факультет Кафедра народного хорового пения ПЕСНИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ В РЕПЕРТУАРЕ СИБИРСКОГО НАРОДНОГО ХОРА Курсовая работа по дисциплине «Методика работы с хором» Направление подготовки «Искусство народного пения» Профиль подготовки «Хоровое народное пение» Квалификация «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» (Хоровое народное пение) Выполнила: Адольф К. А. студентка 4 курса гр. ИНП 184 (з) Научный руководитель: Яговец Н.А.,доцент Работа защищена «__»______________ 2022 г. Оценка ___________ Барнаул 2022 г. ОглавлениеВведение 3 Глава I. Становление и развитие песенного творчества отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири. 6 1.1 Отечественные композиторы Сибири и их песенное творчество для народно-певческих коллективов 6 1.2 История создания и творческая деятельность Сибирского народного хора 16 Глава II. Характеристика авторского репертуара Сибирского народного хора. 23 2.1 Песенное творчестворуководителей Сибирского народного хора 23 2.2 Анализ произведений 29 Заключение 42 Список литературы 44 ПРИЛОЖЕНИЕ 46 ВведениеВ русском культурном наследии значительное место занимает авторская песня. Велико влияние авторского творчества на развитие народно-певческого исполнительства в России. С начала 20 века в связи с исторически сложившимися преобразованиями в стране возникла необходимость создания нового направления в народно-певческом искусстве, что привело к появлению песен нового времени, в которых исторически сложившиеся народные традиции сочетались с чертами советской культуры. Активно развивалось авторское творчество для народно-певческих коллективов. В репертуаре самодеятельных и профессиональных народно-хоровых коллективов наряду с народными песнями появились и произведения советских композиторов. Сегодня развитие народного певческого исполнительства в России нельзя не мыслить без авторского творчества. В настоящее время многие народно-певческие коллективы и исполнители народной песни, включающая в свой репертуар авторские песни профессиональных и самодеятельных композиторов, обогащают свой репертуар, подчеркивая тем самым индивидуальность. А также подолгу сотрудничают с одним или несколькими композиторами, чьи произведения в дальнейшем становятся золотым фондом песенного репертуара коллектива. Так народные хоры, ансамбли, исполнители народной песни стали пропагандистами и хранителями авторского творчества как профессиональных, так и самодеятельных композиторов прошлого века и современников. Русская народная песня, как основной вид музыкального творчества русского народа раскрывает весь его духовный мир. Через русскую народную песню человек передавал свое душевное состояние, настроение. Именно поэтому русских композиторов всегда привлекало народное творчество. Стремление раскрыть в своих произведениях духовный мир народа, показать жизнь в разнообразных её проявлениях служило причиной настойчивого и кропотливого собирания композиторами народных песен, создание обработок использования напевов в своих произведениях. В своих обработках композиторы-классики воплотили важнейшие черты подголосочного стиля русских народных песен, используя при этом различные приемы и средства музыкальной выразительности на основе достижений мировой музыкальной культуры, что придает каждому произведению индивидуальность и подчеркивает авторский стиль хорового письма. Так среди различных жанров русской хоровой музыки значительное место стали занимать обработки русских народных песен. К русским народным песням обращались М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков, А. Лядов и А. Глазунов, П. Чесноков и А. Никольский, С. Рахманинов и А. Гречанинов. Позже, в конце XIX века, стали появляться обработки народных песен для русских народных хоров. «Необходимость творческой работы по обработке фольклорного первоисточника особенно возникла в результате профессионализации народно-хорового искусства в 50-60-е годы XX века. Она была обусловлена исполнительскими задачами коллективов, потребностью обогащения и расширения репертуара, нехватка которого наблюдается до сих пор в области народно-певческого исполнительства. Это понимали руководители, хормейстеры, работающие с народными хорами, а также композиторы, тесно сотрудничающие с ними» [16, с. 5]. Так, большой вклад в развитие русского народного хорового исполнительства внес В. Захаров, В. Левашов, Ф. Маслов, К. Массалитинов, А. Мосолов, Н. Кутузов, Н. Мешко и другие. Среди современников можно отметить В. Бакке, А. Ларина, Ю. Колесника, Н. Журбу. Цель исследования: Раскрыть и охарактеризовать творчество отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири Объект исследования: Песенное творчество отечественных композиторов для народно-певческих коллективов Сибири Предмет исследования: песни отечественных композиторов в репертуаре Сибирского народного хора Исходя из цели работы, были определены следующие задачи: Осветить отечественных композиторов Сибири и их песенное творчество для народно-певческих коллективов. Изучить историю создания и творческую деятельность Сибирского народного хора. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. |