Главная страница

Курсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения


Скачать 0.59 Mb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика работы с хором Направление подготовки Искусство народного пения
Дата15.05.2023
Размер0.59 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkursovaya_pesni_khora.docx
ТипКурсовая
#1131040
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава II. Характеристика авторского репертуара Сибирского народного хора.

2.1 Песенное творчестворуководителей Сибирского народного хора



«Репертуар – лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом» [7, с 17].

Репертуар Сибирского русского народного хора очень разнообразен, более 500 песенных произведений. Хоровой репертуар коллектива интересен, является разнообразным по характеру, мелодике, стилю, в нём представлена вся красота сибирских мелодий. Хором исполнялись такие популярные сибирские песни, как «Отец мой был природный пахарь», «Ваталинка», частушки «Елочки-метелочки» в записи и обработке руководителя. В большой степени хор подражал в репертуаре и исполнительской манере хору имени Пятницкого, исполняя песни В. Захарова и другие.

Коллектив с богатым творческим наследием из года в год создает яркие хоровые, танцевальные и музыкальные композиции, которые входят в «золотой фонд» русского традиционного искусства. «Золотым фондом» Сибирского хора являются его обработки: «Что горит, горит», «Уж ты, поле», «Сронила колечко», «Лебедушка», популярная «Махонька» на слова артиста хора В. Корсакова.

Большое место в репертуаре хора заняли и авторские песни руководителя, которые придали хору яркую современность: «За околицей солнце клонится», «Зажглась звезда далекая», «Над широкой Обью». Особенным успехом пользовались песни В. Левашова в исполнении талантливой певицы Галины Меркуловой. В репертуаре этого периода были и обработки известного сибирского композитора Андрея Новикова: «Ой ты, темная ночь» (обработка народной песни), «Проводила меня» (слова Н. Перевалова), «На селе у нас нынче весело» (слова народные). Именно Левашову и Новикову принадлежит заслуга записи и возрождения подлинно старожильческого сибирского народно-хорового стиля. Организация фольклорных экспедиций, изучение, отбор народно-песенных образцов и обработка их на новом современном музыкальном уровне способствовали быстрому творческому подъему коллектива.

Эти композиторы «открыли» и самобытное дарование известной сибирской песенницы Аграфены Оленичевой. Они записали, а потом обработали большое количество ее напевов, значительная часть которых вошла в сборник «100 песен А. Оленичевой», составленный В. Левашовым. В репертуаре хора появились песни Агрофены Аленичевой, самобытные сибирские частушки и припевки «Ваталинка», «Сибирские страдания», «Иркутяночка».

Песни А. Оленичевой значительно обогатили репертуар сибирских хоров – Омского и Сибирского. Многие из них исполнялись этими коллективами в разных обработках, например: в Сибирском хоре «Ельничек да березничек» (обработка А. Новикова), «Эх, поля да вы, поля» (обработка В. Левашова и А. Новикова), «По Барабинским степям» (обработка В. Левашова) и многие другие.

Особую красочность, яркость выступлениям хора придают песни игровые и целые сценки, где мастерски раскрыты актерские возможности участников. Незабываемы песни, великолепно «разыгранные» исполнителями: «Как Ивана-то хозяйка собирала» (игровая), «Рыбка-окунечек» (хороводная), и вершина подлинно сибирского игрового «действа» – «Сибирская подгорная» в постановке талантливого балетмейстеров Б. Бурмакина.

С 1962 по 1969 год художественным руководителем был Владимир Иванович Чирков, который прежде руководил группой баянов. Он любил народный хор, хорошо знал, а потому и умело писал для баянной группы обработки песен и музыкальное сопровождение к танцевальным номерам. Тем не менее, В. Чирков старался сохранить то, что было сделано до него, но не пытался творчески развивать достигнутое, что отражалось прежде всего на репертуаре. В течение нескольких лет Сибирский хор творчески был в застое. Программы хора лишь обновлялись несколькими песнями и плясками, но не создавались заново. Из лучших песен указанного периода следует назвать» Перепелку», на музыку Н. Кудрина, «Стих и молот» Ф. Маслова на слова В. Маяковского, «Иркутяночку» Е. Конькова на слова В. Пухначева, и обработки сибирских народных песен: «Перевешу, млада, хмелю» и «Ты заря, моя зоренька» А. Мурова, «Землюшка сибирская» В. Чиркова. Привлекают внимание и первые творческие опыты хормейстера хора В. Захарченко «Встану утром рано» на слова В. Пухначева и «Девичья песня» на слова В. Кострова, с большим успехом исполнявшаяся Г. Меркуловой и женской группой хора.

В 1969 году художественное руководство Сибирским хором возглавил Андрей Порфирьевич Новиков. Ещё в 50-е годы он вместе с В. Левашовым принял участие в творческом становлении коллектива, помогая ему и в фольклорной работе, и в современном репертуаре. Став руководителем Сибирского хора, А. Новиков принес в хор новые песни: «Величальная» и «Над Шушей сосны вековые» на слова В. Пухначева, «Балалаечка дрень, дрень» (слова народные). Хор исполняет немало обработок народных песен.

А. Новиков сумел объединить в хоре целую группу сибирских композиторов и поэтов. Многие песни, исполняемые Сибирским хором, написаны на слова новосибирского поэта В. Пухначева, который нередко тонко дорабатывает и народные тексты старинных песен. Композитор возродил практику безусловного приоритета народной песни, его обработки составляли тогда значительную часть репертуара хора. Новые творческие достижения Андрея Новикова тоже связаны с Сибирским хором. В 1970–1971 годы была создана сюита «Сибирские страницы». Творческой удачей явилось создание краткого, но очень выразительного «Музыкального монумента», исполняющегося у новосибирского Монумента славы. Большой успех имела написанная совместно с В. Пухначёвым кантата-песня «Золото хлеба».

С 1980 года Сибирский русский народный хор возглавил Вячеслав Викторович Мочалов. Работая над составлением новых программ для хора, В.В. Мочалов и сам писал новые песни, и делал обработки русских народных песен и песен российских композиторов. Возглавлял коллектив до 2006 года. Благодаря деятельности Вячеслава Викторовича коллективу в 1994 году присвоено высокое звание – Академический. Особый интерес вызывают произведения композитора В.В. Мочалова. Среди них: «Песня – боль и радость моя» - сюита в семи частях для русского народного хора, оркестра народных инструментов, солистов; «Земля – красавица Сибирь», названная музыкальными критиками «мини-оперой»; «Уж такие мы в Сибири», «Красный проспект» и многие другие произведения.

«Сегодня Государственный академический Сибирский русский народный хор – это более 80 артистов хора, балета и оркестра, профессионалов своего дела, талантливых исполнителей и заслуженных артистов. Благодаря наличию в Сибирском народном хоре трёх подразделений – хора, балета и оркестра, на сцене становится возможным отражение всей необъятной многокрасочности и гармонии русского традиционного творчества. Прямо на глазах у зрителей создаются живые и неповторимые полотна традиционного уклада жизни русского народа, картины, понятные каждому зрителю от мала до велика. Например, в программу концерта «Своя судьба, своя история…» вошли произведения, созданные в разные годы разными художественными руководителями коллектива. Самое раннее относится к 1947 году. Это вокально-хореографическая композиция «Подгорная» в постановке Бориса Бурмакина. Кроме того, сюда же вошли: русская народная песня «Сронила колечко» в обработке народного артиста Валентина Левашова, плясовая из вокально-хореографической сюиты «Качу кольцо», которая была создана в 1958 году, «Вот мчится тройка…» в обработке народного артиста РСФСР Андрея Новикова, песни в обработке народного артиста России Вячеслава Мочалова, заслуженного артиста России Николая Лугина, Андрея Липихина, Юлии Кондратовой, хореографические постановки заслуженного артиста России Юрия Чекмарёва, Владимира Вашкурова, Владимира Перлина.

По словам художественного руководителя Сибирского хора Андрея Липихина, отличительная особенность этой программы заключается в том, что в ней собрана творческая судьба и история коллектива, которую можно отследить по представленным произведениям. «Мы подходим к юбилейной дате – 70-летию коллектива. За это время он не растерял свой золотой фонд и очень бережно хранит, собирает по крупицам, а самые лучшие образцы представляет нашему зрителю», – отметил А. Липихин» [20].

Репертуар Сибирского хора исполняется в соответствии с особенностями сибирского говора. Известно, что народная манера пения не есть свойство, данное природой или связанное с особым устройством голосового аппарата певцов. Народная манера особенно ярко выявляется в связи с ее местной характерностью. Легко можно себе представить особенности сибирского говора.

Большое значение для пополнения репертуара и сохранения народной традиции в хоре имеет собирательская деятельность песенного фольклора Сибири. Горячая влюбленность в народное творчество, желание глубоко изучить его побудило Валентина Сергеевича Левашова отправиться в путь за песней. В начале 50-х годов вместе с композитором А.Г. Новиковым Левашов принимает участие в фольклорной экспедиции по Сибири и Алтаю. Из поездок он привёз более трёхсот народных песен, многие из них, бережно и талантливо обработанные композитором, прочно вошли в репертуар разных хоровых коллективов.

Записи народных песен ведутся в хоре постоянно, особенно летом, когда хор двумя группами выезжает в районы Новосибирской области. Так, в фольклорной работе по созданию концертной программы 1970-1972 годов принимали участие композитор А. Муров, руководители хора В. Захарченко и В. Чирков. Песни записаны в 1969 году в селе Балман Новосибирской области и в селе Шушенском Красноярского края. Танцы «Дары таежные» и «Сибирская подгорная» поставлены Б. Бурмакиным по фольклорным зарисовкам старинных игровых сибирских плясок. Показываются они в обновленной редакции.

Профессиональный хор вывел русскую песню на широкую концертную дорогу. Но и выполняя функции концертной организации, он стремится к тому, чтобы при высоком уровне профессионального мастерства сохранить национально-самобытную основу. Хорошо подобранный, художественно полноценный репертуар хора помогает воспитывать художественный вкус широкой слушательской аудитории, способствует развитию массового народного творческой. Без народности немыслима идейная полнота творчества, в том числе и в народном хоровом пении. Народность помогает творцам и исполнителям видеть движение жизни общества в её развитии и изменении.

Общественная роль «Сибирского хора» заключается в том, чтобы выполнять «художественные задачи своего времени». При этом равное значение приобретают все жанры хорового искусства, стремящиеся отвечать этим задачам. Конечно же, репертуар из народных песен, состав певцов-любителей, национальные костюмы – это лишь внешние черты народного хора. И хор народен не только потому, что он состоит из народных певцов и плясунов, а потому что, впитав в себя местные народно-певческие традиции своего края, области и развивая их в новых условиях, он имеет яркую национальную окраску, которая выявляется в репертуаре, манере исполнения и особенностях коллективного творчества.

Таким образом, на протяжении длительной и весьма продолжительной творческой работы Сибирский хор непрерывно обогащал свой репертуар, что способствовало сохранению и популяризации народно-хорового искусства России. Сибирский народный хор является выразителем многообразия русской песенной культуры. Он активный пропагандист русской, в первую очередь современной, песни.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта