| Этап урока
| Слайд №
| Содержание урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
1
| Организация начала урока
| 1
| Приветствие учащихся.
Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.
| Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.
| Приветствие учителя.
Выполняют требование учителя
|
|
|
| Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя)
| Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство.
| Включение учащихся в активную деятельность.
|
2
| Актуализация опорных знаний учащихся по предмету
|
| Проанализируйте, звуковой видеоряд:
Мы продолжаем работать по теме «Музыка и Литература». На протяжении четверти мы с вами много узнали о связи этих двух искусств. И выяснили, что если бы не было литературы, то музыка потеряла много музыкальных жанров. Каких?
Опера Романс Песня Кантата Ода Оратория
А какой из этих жанров самый простой? (Песня.)
Что мы уже с вами знаем о песне?
| Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память).
| Коллективное обсуждение видеоряда
Вспоминают и перечисляют музыкальные жанры связанные с литературой, (т.е.вокальные жанры)
Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал).
|
3
| Введение в тему урока
Обсуждение эпиграфа
| 1
2
| А как вы думаете может ли песня прожить несколько жизней? А каким образом?
Сформулируйте тему нашего урока
«Вторая жизнь песни»
Существует ли вторая жизнь песни в музыкальных произведениях?
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете смысл выражения: «Живительный родник творчества»?
(обсуждение вариантов ответов детей)
| Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими знаниями.
Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.
Организует беседу, выявляющую знания учащихся.
| Высказывают предположения.
Определяют тему урока под руководством учителя.
Совместно с педагогом формулируют вопрос.
Слушают собеседника,
высказывают свое мнение.
|
|
| 2
| В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.
| Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки
| Выявление связей народной и композиторской музыки
|
|
| 3
| Прочитайте, что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни…У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаянья, глубоки и многосторонни.
|
Подводит итог.
| Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова.
|
|
| 4
| Сегодня на уроке мы еще раз окунёмся в мир музыки замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, и на примере его музыкальных произведений попытаемся убедиться действительно ли существует связь между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством?
Давайте вспомним, что мы знаем об этом композиторе?
Великий русский композитор; Его музыку слушают во всем мире; Он писал много музыки для детей и о природе. А также писал оперы, симфонии, балеты.
| Организует беседу.
Активизация знаний о композиторе
|
Высказывают свое мнение.
Определяютспецифику деятельности композитора.
Контролируют правильность ответов своих одноклассников
|
|
|
| Диск
«Мир музыки»
| Организует просмотр.
| Получают новую познавательную информацию о композиторе Чайковском.
Определяют характерные черты музыкального творчества композитора.
|
|
| 5
| А что такое симфония? Где можно услышать симфонию? Кто исполняет симфонию?
| Активизация знаний о симфонии.
| Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде
|
4
| Открытие нового знания
СЛУШАНИЕ
| 6
| Давайте послушаем небольшой фрагмент финала Симфонии №4 П.И.Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра.
И ответим, какая песня дала жизнь этой симфонии?
| Организует прослушивание аудиозаписи.
| Слушают фрагмент финала Симфонии №4.
Отвечают на поставленный вопрос.
|
|
ПЕНИЕ
| 7
| Итак, какая песня дала жизнь симфонии?
«Во поле береза стояла» Народная песня с которой мы знакомились с вами в начальной школе. А что мы знаем о народных песнях?
Давайте вспомним её пропоем первый куплет, в характере хороводной песни.
| Организует работу с учебником.
| Перечисляют жанры народной песни.
Вспоминают какой жанр в каком характере исполняется (опираясь на ранее изученный материал).
Знакомятся с материалом учебника,на странице 29.
Пение «Во поле береза стояла» 1 куплет
Участвуют в совместном исполнении песни.
|
| Претворение народной мелодии в композиторском творчестве
| 8
Работать по щелчку!
| С помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню, которую мы пропели: (дети дают характеристику)
Русская народная песня
Музыка: вокальная
Мелодия: напевная
Темп: спокойный
Динамика: звучит негромко
Форма: куплетная
Жанр: хороводная
Образ: лирический
А теперь выявите особенности развития этой песни в симфонии П.И.Чайковского.
Музыка инструментальная
Мелодия: стремительная
Темп: быстрый
Динамика: звучит громко
Образ: драматический
| Формирует диалоговые формы работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.
Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.
| Анализируют средства музыкальной выразительности каждого музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. выявляют полную противоположность образов.
Напевают мелодию финала.Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.
Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки.
|
|
|
| Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание.
Из лирического образа песня перешла в драматический, напряженный образ. Такой прием в музыке называется сложным словом ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
| Делает вывод.
ВАЖНО!!! Подчеркнуть полную противоположность образов.
|
Получают информацию о новом музыкальном термине.
Работа с учебником. Словарем.
|
| ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ
| 8
Гипер-ссылка на портрете Чайковс-кого видео-фрагмент
| Давайте послушаем финал еще раз и попытаемся дать ответ на вопрос: почему П.И.Чайковский использовал русскую песню в своем творчестве?
Ответ: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь…». «Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
| Организует повторное прослушивание.
Задает проблемный вопрос.
| Повторное слушание, с прогнозированием правильного ответа
Высказывают предположения.
|
|
|
| Вслушиваясь в звучание музыки финала Симфонии №4, мы убедились как отлично «вжилась» песня в музыке русского композитора.
| Делает вывод.
| Делают вывод: П.И.Чайковский дал этой скромной песне вторую жизнь, благодаря которой, она звучит сейчас не только на своей родине – России, но и во всём мире.
|
5
| Физкультминутка
| 9
с гипер-ссылкой
|
|
|
|
|
| 10
| А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29.
Какой образ вы видите? (образ девушки)
Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда).
Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа).
Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? (песенные)
Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).
Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине? («Песня Сольвейг»).
Из сюиты «Пер Гюнт» замечательного норвежского композитора Эдварда грига
| Организует беседу.
С помощью вопросов помогает детям вспомнить сюжетную канву драмы Г.Ибсена.
| Работа с учебником, с репродукцией картины.
Совместный поиск ответов на вопросы.
Выделять существенную информацию из названия картины, выдвигают свои предположения.
|
|
СЛУШАНИЕ
| 11
Гипер-ссылка на портрете Грига
| Кто напомнит нам, о чем эта пьеса?
Какие чувства помогли спастись Перу Гюнту? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).
| Организует просмотр видеофрагмента.
| Обобщают знания о сюите «Пер Гюнт»
Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.
Просмотр видеофрагмента «Песня Сольвейг», с целью сравнения художественного и музыкального образа.
Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
|
| ПЕНИЕ
| 12
| В учебнике на стр 29 вам представлен нотный пример «Песни Сольвейг» давайте эту мелодию пропоём.
| Аккомпанирует.
| Работа с учебником.
Пение с ориентацией на нотную запись.
Участковую в коллективной исполнительской деятельности
|
|
|
| Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные). Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).
Сколько частей в музыке?
Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).
С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).
Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.
| Задает вопросы для обсуждения.
Подводит итог обсуждения.
| Анализируют репродукцию художника., выявляют сходство и различие образов: художественного, литературного и музыкального (опираясь на ранее изученный материал).
|
|
| 13
Работать по щелчку до фото
Игоря
.Крутого
| Итак, с помощью средств музыкальной выразительности охарактеризуйте песню Сольвейг:
Мелодия: напевная
Темп: медленный
Динамика: не громкая
Образ: лирический
Инструменты : струнные
| Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.
| Анализируют средства музыкальной выразительности.
|
| СЛУШАНИЕ
| 13
Гипер-ссылка на фото Кругото
| А теперь услышим иное исполнение фрагмента этого произведения. Нашего современника Игоря Крутого.
| Организует прослушивание фрагмента. Подчеркнуть связь с современностью.
| Слушание «Песня Сольвейг» в аранжировке Игоря Крутого.
|
|
|
13
По щелчку
| Что изменилось в музыке? (состав музыкальных инструментов)
Какой инструмент солирует? (фортепиано)
Вокальная музыка изменилась на инструментальную
Мелодия: напевная
Темп: медленный
Динамика: не громкая
Образ: лирический
| Вопросы для обсуждения
Своевременно и точно работает с подготовленной информацией на слайде.
| Анализируют средства музыкальной выразительности музыкального фрагмента и сравнивают их между собой. Выявляют сходство образов.
|
|
| 13
| Итак, композитор сохранил все средства выразительности Песни Сольвейг, но написал её для другого состава инструментов. Такой прием в музыке называется АРАНЖИРОВКА.
| ВАЖНО!!! Подчеркнуть, что образ остался без изменений.
| Получают информацию о новом музыкальном термене.
|
|
|
| Какая музыка больше понравилась вам?
|
| Передают свои музыкальные впечатления в устной форме.
|
7
| Вывод.
| 14
| На примере двух произведений:
Финала симфонии №4
Современное исполнение Песни Сольвейг
Мы увидели как эти произведения дали вторую жизнь песням.
Познакомились с новыми понятиями.
АРАНЖИРОВКА – переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение художественного замысла произведения.
| Подводит итог
| Анализируют информацию на слайде.
|
| ПЕНИЕ
| 15-18
| Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в неё своё понимание, свои чувства.
|
| Участвуют в совместном исполнении выученной и любимой песни «Семь нот» А.Варламова
Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении.
|
| Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
8.
| Подведение итогов урока
|
19
| Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.
Что их объединяет? (Связь с литературой).
Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки, аранжировки музыкальных произведений. Исполнители — от них зависят интерпретации музыкальных произведений).
Народное творчество – на протяжении многих веков остается для музыкантов живительным родником творчества. Они учились искать вдохновение в народной поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению.
| Организует рефлексию.
Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.
Оценивает деятельность учащихся на уроке.
| Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.
Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.
|
| Домашнее задание
|
| Какие песни других народов и в каких произведениях получили вторую жизнь?
|
|
|