Главная страница
Навигация по странице:

  • Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке

  • Содержание Введение

  • Глава 2. Особенности изучения пластинографии детьми 5-6 лет

  • Заключение 26 Список литературы

  • 1. Теоретические аспекты обучения технике пластинографии детей 5-6 лет 1.1 Методы и приемы обучения технике пластинографии

  • 1.2 Материалы и оборудование

  • 1.3 Особенности развития изобразительных умений у детей 5-6 лет дошкольный пластилиновый картина

  • 1.4 Пластинография как средство развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

  • 2. Особенности изучения пластинографии детьми 5-6 лет 2.1 Диагностический комплекс развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

  • 2.2 Развития изобразительных умений у детей 5-6 лет при использовании пластинографии

  • Занятие по пластилинографии Образовательная область

  • курсовая Карины. Курсовая работа Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке Акимова Карина Сергеевна


    Скачать 1.68 Mb.
    НазваниеКурсовая работа Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке Акимова Карина Сергеевна
    Дата17.05.2023
    Размер1.68 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая Карины.docx
    ТипКурсовая
    #1138983
    страница1 из 2
      1   2

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

    "Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум"
    Курсовая работа

    Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке

    Акимова Карина Сергеевна

    Специальность 44.02.01

    Дошкольное образование

    Курс 3, группа 35

    Научный руководитель: Игонина В.В.

    Форма обучения: очная


    Оценка курсовой работы ___________

    с. Кинель-Черкассы, 2022

    Содержание


    Введение

    3

    Глава 1. Теоретические аспекты обучения технике пластинографии детей 5-6 лет

    6

    1.1. Методы и приемы обучения технике пластинографии

    6

    1.2. Материалы и оборудование

    9

    1.3. Особенности развития изобразительных умений у детей 5-6 лет дошкольный пластилиновый картина

    11

    1.4. Пластинография как средство развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

    13

    Выводы по главе 1

    17

    Глава 2. Особенности изучения пластинографии детьми 5-6 лет

    18

    2.1. Диагностический комплекс развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

    18

    2.2. Развития изобразительных умений у детей 5-6 лет при использовании пластинографии

    20

    Выводы по главе 2

    25

    Заключение

    26

    Список литературы

    28

    Приложения

    29


    Введение

    Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

    Взаимодействие с предметами помогает ребенку познавать мир. В этот момент происходит и познание своих творческих способностей, путем изменения того, к чему он прикасается. Во время занятий с пластилином проявляется тактильная активность, которая оказывает влияние на формирование фантазии ребенка и формируется база для развития его интеллекта. Доказана взаимосвязь, которая существует во время активных движений пальчиков малыша и формированием его речевого аппарата. Получается, что и с помощью рук в данный период жизни малыш учится выражать свои мысли. Руки для него в этот момент являются дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае, если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

    Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Знакомство детей с нетрадиционной техникой лепки пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Созданные в этом жанре лепные картины представляют собой выпуклые плоскостные объекты на горизонтальной плоскости.

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение, расширять возможности изобразительной деятельности детей. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём.

    Итак, занятия с пластилином играют чрезвычайно важную роль в полноценном развитии ребенка потому что:

    1. это один из способов познания окружающего мира и своего места в нем;

    2. это один из способов развития интеллектуальных способностей;

    3. это один из способов формирования его речевого аппарата;

    4. в процессе занятий с пластилином ребенок начинает проявлять творческие способности.

    Все перечисленные факты и определили выбор темы для курсовой работы: «Использование техники пластилинографии при развитии мелкой моторики в лепке».

    Актуальность исследования: Занятия с использованием техники пластилинография позволяет решать ряд задач ФГОСа в ДОУ:

    1. Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

    2. Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных , эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

    Цель исследования: Изучение особенностей использования пластилинографии в обучении лепке детей дошкольного возраста

    Объект исследования: процесс обучения пластилинографии.

    Предмет исследования: использование техники пластилинографии для развития мелкой моторики.

    База исследования: Детский садик «Теремок»

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по определению содержания обучения лепке детей 5-6 лет.

    2. Изучить технику пластилинографии, её возможности для развития формирования навыков лепки у детей 5-6 лет.

    3. Проанализировать занятие по пластилинографии.

    Проблема исследования заключается в том, что у детей дошкольного возраста не развита мелкая моторика и в развитии вербальном аппарате помогают занятия с техникой пластельнографией.

    Гипотеза исследования: пластилинография будет выступать эффективным средством развития навыков лепки у детей данного возраста при следующих педагогических условиях, если:

    - дети овладеют техникой пластилинографии;

    - пластилинография является структурным компонентом интегрированных занятий;

    - педагог при проведении занятий использует разумное сочетание традиционных и нетрадиционных технологий обучения.

    Методы исследования:

    1. Теоретические: анализ научно - педагогической литературы.

    2. Эмпирические: наблюдение, анализ продуктов изобразительной деятельности.

    3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

    Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что обобщены подходы ученых к проблеме использования пластилинографии в развитии лепки у детей 5-6 лет; раскрыты особенности формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного возраста; определены педагогические условия, способствующие развитию изобразительных умений при использовании пластилинографии.

    Практическая значимость исследования: составленный цикл интегрированных занятий поможет воспитателям организовать работу по использованию пластилинографии при развитии мелкой моторики в  лепке.

    Структура курсовой работы:

    Титульный лист, содержание, ведение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы, приложение.
    1. Теоретические аспекты обучения технике пластинографии детей 5-6 лет

    1.1 Методы и приемы обучения технике пластинографии

    Пластилинография – это одна из техник работы с пластилином, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью пластилина, путем размазывания его по поверхности. Кроме того, пластилинография способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

    Приступая к работе с пластилином, нужно научить детей основным приемам. Потому что именно раскатывая, скатывая, сплющивая, прищипывая, оттягивая и заглаживая пластилин можно получить те или иные объекты для создания аппликации.

    Для того, чтобы скатать пластилин нужно положить кусочек между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

    При раскатывании пластилинового шара происходит его превращение в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

    Если нужны лепешка или диск, то вначале скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

    Для того, чтобы придать определенную фактуру поверхности изделия, необходимо прищипывать детали из пластилина. Это необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

    Похожим на предыдущий приемом делают оттягивание. Для этого после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

    Для того, чтобы создать плавный переход от одной детали к другой при соединении и для закругления используют заглаживание. Оно выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

    Чтобы разделить брусок на нужные кусочки используют разрезание, применяя стек или резачок.

    Прикладывая и несильно прижимая детали друг к другу получают соединение нескольких деталей. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

    Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

    При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

    Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

    Полезные советы

    Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

    Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

    Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона.

    На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

    Смешивание цветов:

    • Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

    • Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

    • Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

    • Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

    • Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

    • Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

    • Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

    • Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

    • Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

    Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.

    Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, - предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.

    Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

     1.2 Материалы и оборудование

    Основное оборудование: одежда, доска, нож (стек), материал (пластилин), оргалит или пластиковые крышки для основы. Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.

    Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, бисер, декоративные элементы для оформления, мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).

    Рабочая одежда: прежде всего, от пластилина необходимо защитить одежду ребенка, так как этот материал пачкает всё. Лучший вариант рабочей одежды для малыша - старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий. Идеально в край рукава вставить резинку. Можно пользоваться рабочим халатиком с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.

    Главный рабочий инструмент – нож (из пластика). В лепке его называют стеком. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но, прежде всего - безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки, однако они слабо удовлетворяют предъявляемым требованиям. Лучший стек - пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая, как линейка. Он легкий и безопасный. Лезвие его достаточно прочное, чтобы разрезать брикет пластилина средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества формы и пропорций.

    Материалы и инструменты: плотный картон, оргалит или цветная пленка - для основы под картину. Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал). Хлопчатобумажная салфетка для рук. Набор стеков различной формы (Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов). Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры. Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы. Хороший пластилин. То есть такой, который имеет яркий цвет, тонко выкатывается и не липнет к рукам.

    Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

    Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

    Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

    Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно - еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

    1.3 Особенности развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

    дошкольный пластилиновый картина

    В детском саду ребенка знакомят с достаточно широким кругом общественных и природных явлений. Это расценивается как источник «питания» творчества.

    Наблюдения детей могут помочь развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они увидели, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы. Воспринимая это, дети способны уже выискивать желаемые изменения, видеть художественные качества предметов. В процессе своих наблюдений дети не только «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования. Именно на это же и должен направлять их воспитатель.

    Эти особенности детского восприятия имеют важное значение для последующего успешного развития их творчества. Они тесно связаны с социальными и национальными представлениями. Организуя наблюдения детей, воспитатель устанавливает соотношения между общественным окружением и национальными традициями, которые находят выражение в искусстве и эстетике быта, в памятниках старины и трудовом укладе. Так, жизнь в ее разнообразии служит источником творчества детей, которое, в свою очередь, знакомит нас с их замыслами и представлениями.

    Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

    Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется педагогом планомерно и систематически.

    Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал -- бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

    Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

    Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия - цветом, формой, композиционным построением.

    Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу.

    Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно повторяет еще раз. Это говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла.

    Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз -- человеку, колес -- машине и т. п. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать сделанное, например: что у тебя получилось? Чего не хватает?

    С появлением сознательного воспроизведения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер.

    В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу -научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки.

    Одна из наиболее сложных задач для детей - это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения. В лепке и конструировании эта задача решается путем расстановки изображенных предметов ближе или дальше на определенной площади.

    Ребенок 5-6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности, - изображать его широкой полосой земли с расположением предметов на ней близко (ниже), далеко (выше) и полосой неба, сливающегося на линии горизонта с землей.

    Старшие дошкольники стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков.

    Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей и моторики рук проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества.

    1.4 Пластинография как средство развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

    Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой.

    При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камешки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2-3 куска пластилина и смешивать их до образования причудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению - что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с 3-5 цветами. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний.

    Этапы создания картин

    1. Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет эскиз по собственному замыслу.

    2. Перенос эскиза на основу (картон, оргалит) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.

    3. Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.

    4. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов на несения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое - при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное - для изображения солнечных лучей. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится.

    5. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы выполняются в двух техниках - технике мазка и технике барельефа. Первая используется для передачи образов деревьев, кустов, цветов.

    Рельефная лепка.

    Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенности плоскостных и объемных видов изобразительного искусства. Им нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы.

    В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

    • барельеф, в котором изображение выступает менее, чем на половину своего объема;

    • горельеф, в котором изображение выступает над плоскостью основы более, чем на половину своего объема;

    • контррельеф, в котором изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.

    Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Это может быть вылепленный объемный предмет (ваза, чашка, коробочка, терем) для украшения рельефным узором или плоская глиняная (пластилиновая) форма для картины или панно. Такую форму сначала нужно раскатать в лепешку, а затем обрезать до нужного размера. Форма выбирается или нейтральная в виде круга, овала, прямоугольника, квадрата, ромба, или по теме сюжета в виде звезды, листочка, цветка и т.д. Детали для картины или узора выполняются отдельно и прикрепляются к основе. Рельефные картины и панно могут быть хорошим подарком или украшением помещения.

    Приемы лепки

    Использование элемента «конус»: от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений.

    Использование элемента «шар»: создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. (При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступив вниз от его верхнего края, и размазываем пластилин; прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем - вправо;

    • выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично - внутри контура.

    Использование элемента «валик»: кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазыванием по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, и отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону. Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного к светлому, от бледного к насыщенному, от холодного к теплому) или разного цвета (гармонирующие или контрастные). Сочетание цветов зависит от особенностей художественного образа.

    Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей и животных. Эскизы образов выполняются детьми на бумаге, затем вырезаются. Далее подбираем пластилин нужного цвета и делаем из него пластину, к которой прикладываем нарисованный шаблон. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение или его части. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образы декоративными узорами в технике барельефа и горельефа. Для декорирования используем различные материалы: стеки, палочки, стержни, спички, вязальные спицы и т. д. По окончании работы покрываем картины двумя-тремя слоями бесцветного лака для дерева. После просушки картину вставляем в рамку и вешаем на стену.

    Таким образом, пластилинография может быть хорошим средством, помогающим педагогу развить у детей 5-6 лет изобразительные умения и моторику рук. О реальных результатах педагогической работы в данном направлении мы поговорим во второй главе.

    Вывод 1 Главы

    Пластилинография может быть хорошим средством, помогающим педагогу развить у детей 5-6 лет изобразительные умения и моторику рук.

    Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

    Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение осуществляется педагогом планомерно и систематически.

    Ребенок 5-6 лет способен осознать и научиться передавать пространство более сложными приемами, соответствующими действительности.

    Старшие дошкольники стремятся к реальной окраске с использованием различных оттенков.

    Таким образом, мы видим, что развитие изобразительных способностей и моторики рук проходит ряд этапов. Вопросы развития их тесно связаны с проблемой детского творчества.

    Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

    2. Особенности изучения пластинографии детьми 5-6 лет

    2.1 Диагностический комплекс развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

    Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином - занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

    Я провела наблюдение за работой детей во время проведений режимных моментов в детском садике «Теремок» в старшей группе. Наблюдения показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие - собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки - молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах.

    Данные критерии были распределены по уровням в таблице 1.

    Таблица 1. Уровни развития изобразительных умений у детей 5-6 лет

    Критерии (индикаторы)

    Высокий уровень

    Средний уровень

    Низкий уровень

    Творческая активность.

    Повышенный интерес, творческая активность.

    Реб. активен, есть интерес к данному виду деят., но вып. работу по указанию педагога

    Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

    Новизна, оригинальность.

    Субъек. новизна, оригинальность и вариат. как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивид.» подчерк детской продукции.

    Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

    Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

    Сенсорные способности

    (чувство цвета, формы).

    Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

    Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

    Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

    Композиция.

    По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

    На полосе листа с незначительными элементами.

    Не продуманно, носит случайный характер.

    Общая ручная умелость.

    Хорошо развита моторика рук, аккуратность.

    Ручная умелость развита.

    Слабо развита моторика рук.

    Самостоятельность.

    Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

    Требуется незначительная помощь.

    Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

    Новизна, оригинальность.

    Субъек. новизна, оригинальность и вариат. как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивид.» подчерк детской продукции.

    Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

    Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

    Сначала проводилось наблюдение за детьми в непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, результаты были не самыми положительными.

    Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента поставили перед нами задачу опытно - экспериментальным путём проверить эффективность использования пластилинографии в развитии художественного творчества у детей данного возраста.

    2.2 Развития изобразительных умений у детей 5-6 лет при использовании пластинографии

    Для развития изобразительных умений у детей 5-6 лет с использованием пластилинографии был составлен конспект занятия. С ним можно ознакомиться в приложение 1.

    Реализация данного занятия осуществлялась в соответствии с планом непосредственно образовательной деятельности: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20 минут.

    Анализ занятия:

    Я наблюдала за занятием по пластилинографии в ДОУ «Теремок». Моя воспитательница Светлана Витальевна проводила в старшей группе занятие на тему «Зимняя фантазия». В начале занятия воспитатель решил поднять детям настроение и включил песенку «Зимняя фантазия», после она провела опрос детей на их предположение на тему занятия. И через ответы детей она выводит тему занятия, после воспитатель рассказывает о новой технике. Дети заинтересованы и хотят ее опробовать. После объяснения термина, воспитатель предлагает начать рисовать картину. Дети понимают объяснения воспитателя, при нужде просят о помощи. Воспитатель пропустил пальчиковую гимнастику. Дети активно делают свою картину и обсуждают свою деятельность. После выполненной работы, воспитатель предлагает организовать выставку на стенде группы «Зима», дети помогают воспитателю организовать стенд. Воспитатель похвалил детей, и выделил нескольких.

    Занятие по пластилинографии

    Образовательная область: Художественно-эстетическая

      1   2


    написать администратору сайта