Образ и восприятие музея. Курсовая работа образ музея в кинематографе сухоносенко Екатерина Евгеньевна Руководитель канд ист наук
Скачать 90.62 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ) Институт искусств и культуры Кафедра музеологии, культурного и природного наследия КУРСОВАЯ РАБОТА ОБРАЗ МУЗЕЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ Сухоносенко Екатерина Евгеньевна Руководитель канд. ист. наук, ст. преподаватель ______ Т.С. Курьянова подпись «___» _______ 2018 г. Студентка группы №1675 _______Е. Е. Сухоносенко подпись Томск 2018 Оглавление Введение 4 Актуальность: Кинематограф – это одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Прежде всего, кино отличается от других видов искусства тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного искусства и выходит далеко за пределы художественного круга. Именно кинематограф, благодаря своей популярности среди разных социальных и возрастных групп населения способен влиять на формирование образов, в том числе и музеев. Существует образ музея, выстроенный в научной литературе, во многом он создаётся учёными-специалистами. Кинематографический образ музея интересен тем, что это творческая трактовка с одной стороны режиссёра, с другой – зрителя, во многом субъективная, но имеющая место быть. Раскрытие содержания кинематографических образов музеев позволит выявить ценностные ориентиры общества, основные темы, а также стереотипы, связанные с ними. 4 Объект исследования: кинофильмы о музеях и их сотрудниках. 4 Предмет исследования: особенности образа музея в кинематографе. 4 Цель курсовой работы: дать зрительскую интерпретацию кинематографическим образам музея в ряде фильмов с опорой на теоретические знания в области музееведения. 6 Глава 1. Музей: к определению понятия, явления, функций. 8 Глава 2. Образ музея в кинематографических жанрах 15 Следует уточнить сам термин «образ». Нельзя не отметить, что понятие это очень сложное и многогранное. Оно имеет множество трактовок, т.к. входит в область исследования многих наук, рассматривающих его с учётом своей специфики, вкладывая в определение данного понятия разные смыслы. Понятие «образ» используется в таких науках, как философия, психология, литература, искусствоведение, лингвистика и многие другие. Однако можно выделить общие черты в рассматривание понятия «образ» в гуманитарных науках. Образ – результат копирования предметов или явлений реальности, представленный в форме «картинки», сформированной в сознании человека или созданной с помощью вербальных или иных средств в художественных произведениях. В данном исследовании «образ» следует понимать, как содержание визуального объекта. 15 § 2.1. Образ музея в комедиях. 16 §2.2 Образ музея в драмах. 28 Заключение: 40 В заключении проведённого мной исследования можно подвести основные итоги. 40 В ходе написания курсовой работы была исследована теоритическая база по музееведению. В результате, изучен подход к определению понятия «музей» и классифицирован по трём категориям, также выделена главная в исследовательской работе социально-культурная функция и рассмотрена классификация музеев. В итоге было установлено, что кинематографическое понимание образа музея близко к приведённому понятию в теоретических источниках. Музей действительно представлен как общественно-культурное учреждение, хранящее память прошлого. 40 Также был проанализирован кинематографический образ музея на основании полученных теоретических знаний. 40 В кинолентах снятых в разные временные периоды достаточно легко проследить отношение к музеям в разные годы, в разных странах. В более поздних по времени фильмах заметна актуализация музея в обществе, что обусловлено последствием «музейного бума». В связи с этим музей предстаёт в образе прекрасного и идеального храма культуры. В современных кинокартинах всё чаще пытаются показать специфические проблемы музейного мира. Одна из важных музейных проблем – проблема финансирования. Создавая более детализированный образ, зрителю предоставляется шанс проникнуться музейным миром и понять, что он более широк и многогранен, чем ему казалось раньше. 40 Список использованных источников и литературы 42 19.Янин В.Л. и др. Российская музейная энциклопедия. Том 2. Н-Я 43 Введение Актуальность: Кинематограф – это одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств. Прежде всего, кино отличается от других видов искусства тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного искусства и выходит далеко за пределы художественного круга. Именно кинематограф, благодаря своей популярности среди разных социальных и возрастных групп населения способен влиять на формирование образов, в том числе и музеев. Существует образ музея, выстроенный в научной литературе, во многом он создаётся учёными-специалистами. Кинематографический образ музея интересен тем, что это творческая трактовка с одной стороны режиссёра, с другой – зрителя, во многом субъективная, но имеющая место быть. Раскрытие содержания кинематографических образов музеев позволит выявить ценностные ориентиры общества, основные темы, а также стереотипы, связанные с ними. Объект исследования: кинофильмы о музеях и их сотрудниках. Предмет исследования: особенности образа музея в кинематографе. Степень изученности темы: Стоит отметить, что на данный момент не существует научной работы, которая была бы посвящена анализу образа музея в кинематографе. Исследования, на которые я опиралась, при анализе кинематографического образа, относятся к научной литературе, статьям по музееведению, материалам по теме образа в кинематографе, статьям по просмотренным фильмам. Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Основы музееведения Э. А. Шулеповой1 излагаются теоретические основы музееведения, рассматриваются социальные функции музеев их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания. Хорошей основой теоритических знаний выступает «Российская музейная энциклопедия»2, которая позволяет сформировать полную картину состояния современного музейного дела, так как содержит статьи о музеях, музейных деятелях, теории и истории музейного дела. При изучении функций музея найдено множество статей, посвящённых этой теме. В частности рассмотрены работы Фролова А.И.3 (В ТЕКТЕ ИНИЦИАЛЫ СТАВЯТСЯ ПЕРЕД ФАМИЛИЕЙ АВТОРА/ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ, А ВОТ В СНОСКАХ И СПИСКЕ ЛИТЕРАТУРЫ – ПОСЛЕ. Проверьте по тексту и исправьте), Селиванова В.В.4, Странского З.5, Иксановой И.В.6 При более детальном изучение социально-культурной функции музея использована статья Макаровой Н.Г.7, посвящённая социальным функциям и проблемам связанными с ними. Нельзя не сказать о том, что имеются общетеоретические работы по теме образа в разных жанрах кино, но работы посвящённой именно образу музея в кинематографе мной не встречено. Для более подробного исследования того или иного кинофильма приходилось обращаться к статьям, посвящённых фильму, а также интервью с режиссёрами, актёрами. Всё это помогало увидеть тонкости разработки сценария и самой киноленты, узнать те подробности, которые невозможно заметить при просмотре одного лишь фильма. В своей совокупности эта и другая литература дает хорошее представление о современном состоянии разработки проблемы в целом и отдельных теоретических и методических вопросах. Цель курсовой работы: дать зрительскую интерпретацию кинематографическим образам музея в ряде фильмов с опорой на теоретические знания в области музееведения. Задачи исследования: Рассмотреть различные определения понятия «музей» и сгруппировать их по смысловым блокам, выявить функции музея, представить классификацию музеев по профилю и типу; Определить структуру нескольких кинофильмов разных жанров и изложить основную идею и сюжетную линию каждого из фильмов; Дать характеристику и проанализировать кинематографические образы музея, используя метод субъективной оценки и теоретические знания в области музееведения; Структура работы: композиционно курсовая работа состоит из Введения, основной части, Заключения и Библиографии. Во введении раскрывается сущность и актуальность темы, формулируются конкретные задачи, и проводится краткий обзор рассматриваемых кинофильмов. Основная часть состоит из двух глав, в каждой из которых представлены фильмы, где фигурируют музеи в двух жанрах: комедия и драма. Из всего разнообразия кинематографических жанров я выбрала комедию и драму, потому что в какой-то степени они являются противоположностью друг другу, а значит, становится возможным рассмотрение образа музея в разных ситуациях. Выбранные фильмы сняты в разные временные периоды, в разных странах, что позволяет проследить образ музея через разные фокусы. В параграфе «Комедия» рассмотрен следующий список фильмов: Старики-разбойники. Фильм о двух потенциальных пенсионерах Воробьёве и Мячикове, которые похищают полотно Рембрандта из музея. Как украсть миллион. Фильм о музейной краже, где дочь решает спасти доброе имя отца, пойдя на изобретательное ограбление. В параграфе «Драма» представлены следующие фильмы: Два дня. Фильм рассказывает о том, как циничный московский чиновник, влюбившись в сотрудницу провинциального музея, меняется под её влиянием. Кококо. Фильм о взаимоотношениях двух абсолютно разных девушек. Одна из них образованная, интеллигентная работница музея этнографии, другая – резкая, грубая, необразованная «хабалка». В заключение работы делаются выводы об общем представленном образе музеев в каждом из перечисленных фильмов. Глава 1. Музей: к определению понятия, явления, функций. Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад. Само слово своими корнями уходит в культуру Древней Греции. Однако музей греков не имеет ничего общего с тем, что представляет с собой музей сегодня. Но даже сегодня однозначного ответа на вопрос: что же такое музей – нет. Как правило, существует целый ряд определений этого термина. Причина многообразия существующих определений – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция. Появились новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. В музеях под открытым небом демонстрируется не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в естественном природном окружении8. Вот некоторые определения, изложенные разными авторами. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) музей, с одной стороны, рассматривается как институт социальной памяти, а с другой – определён как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций»9. Закон определил юридический статус музея. Согласно Российской музейной энциклопедии, музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов»10. В большом энциклопедическом словаре под словом музей подразумевают «научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры»11. Подчеркивается характер музея как научного учреждения. Просмотрев ряд сайтов: dic.academic.ru12, ru.wikipedia.org13, endic.ru14, найденных по запросу «музей» можно сформулировать следующее определение. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, выставкой экспонатов и популяризацией памятников истории, материальной и духовной культуры. Такая формулировка предельно четко дает понимание, что такое музей и каковы направления его деятельности. При этом не раскрываются более глубинные характеристики его сути. Есть и такое определение, опубликованное в третьей статье устава Международного совета музеев (ИКОМ) в редакции 1995 года гласит: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей»15. Эта формулировка, при сохранении сущности понятия музея, несколько изменена в принятом ИКОМ в 2010 году Кодексе музейной этики: «Музей – это некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует – в целях обучения, образования и развлечения – материальные и нематериальные свидетельства человека и окружающей среды»16. Во втором издании Словаря музейных терминов говорится: «Музей (от лат. museum – храм муз) – социокультурный институт современного общества, осуществляющий с определёнными принципами собирания, хранения, изучения, демонстрацию движимых и недвижимых памятников историко-культурного наследия с целью их сохранения и формирования общего духовного достояния в виде ценностей, идей, коллективного опыта, социальной памяти, научных знаний. Выступает средством социализации, воспитания, образования, познания личностного и группового самоопределения, общения и взаимодействия людей. Современный музей, как правило, существует в форме некоммерческой организации культуры, ставящей своей целью служение обществу и открытой для широкой публики»17. Анализируя данные определения можно классифицировать подходы к определению понятия «музей»: справочно-энциклопедический. Сюда относятся из книжных изданий, Интернет-ресурсов, словарей. Музей, в этом случае, это учреждение, занимающиеся сбором, изучением, хранением памятников материальной и духовной культуры нормативно-правовой. Здесь музей понимается как учреждение культуры, направления работы которого регламентированы действующим законодательством. музееведческий. В эту категорию входят определения из музееведческих энциклопедий, словарей. От справочно-энциклопедической категории эта отличается тем, что материалы пишут профессионалы, то есть учёные-музееведы. Музей представляет собой социокультурный институт, хранилище социальной памяти и опыта поколений, культурную форму, собор лиц и содружество учеников, учителей и исследователей. Подводя итоги, можно предложить такую формулировку: музей – общественно-культурное учреждение, хранящее в виде материальных и духовных раритетов память прошлого, историческую память и способствует передаче исторической памяти и социализации, как отдельной личности, так и всего общества. Вопрос о предназначении музея и его функциях имеет давнюю историю. Однако теоретическая разработка проблемы функций музея стала возможной на определенном этапе развития музееведения. Музееведение (музеология) – это наука, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных объектов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности18. Традиционно для музея выделяют множество функций, но в связи с тем, что центральная тема работы и понятие «восприятие» связано с социумом, мы остановимся на социально-культурной функции.19 Зачастую для определения функций музея используют такое понятие как «деятельность». Именно благодаря такому понятию, выявляются социально-культурные функции музея. При этом музей можно рассматривать как специфическое учреждение, выполняющееся определенную деятельность. Такой подход позволяет сформулировать и выделить в общем виде деятельность музея как деятельность, не свойственную другим учреждениям: комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная. Если рассматривать музей как социокультурное явление, то проявляются его особенные черты по отношению к обществу, такие как: - документирование; - образовательно-воспитательные; - организации свободного времени.20 Однако зачастую учёные к основным функциям музея добавляют дополнительные функции, ссылаясь на смежные научные дисциплины и музейную практику. Например, помимо документирующей и образовательно-воспитательной выделяют ещё функции охраны культурного наследия и научно-исследовательскую21, а также эстетическую, гносеологическую и воспитательную.22 Вместе с тем существует и еще одна точка зрения на функции музея. Некоторые учёные по-разному определяют их. Например, ряд учёных выделяет такие функции музея: комплектование и наглядность; приобретение, сохранение и использование истинных ценностей, создавших гуманистический и культурный облик человека; хранение и коммуникация; хранение, публикации, формирование восприятия ценностей, освоения культуры и связей с обществом для личной и групп.23 А. М. Разгон выделил четыре основные функции: документирования, охранную, исследовательскую и образовательную24. Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя, таким образом, понимание социокультурных функций музея, выделяется аксиологическая, эстетическая, информационная, социализация личности, рекреационная. В качестве основополагающих в отечественном и зарубежном музееведении выделяются две функции: функция документирования и функция образования и воспитания. В данном случае под документированием предполагается не хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга, что является частью воспитания личности. Несмотря на то, что каждый музей уникален и неповторим, в их характеристиках есть сходные черты, позволяющие осуществить классификацию. Классификация музеев, изучение и группировка музеев по определенным организационным, правовым и содержательным признакам.25 Профиль музея или его специализация является одной из важнейших категорий классификации. Основополагающим признаком выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Такая связь прослеживается в составе фондов музея, в его тематике его научной деятельности. Музеи одного профиля объединяются в профильные группы: естественнонаучные музеи, исторические музеи, художественные музеи, литературные музеи, архитектурные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. Особым типом музея выделяют музеи под открытым небом – группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях. Музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении или на основе перевозки памятников на специально отведённую территорию из других мест. Наиболее ценным музеям, созданным на основе свезённых памятников, присваивается статус музеев-заповедников.26 Такое обилие и многообразие взглядов является стремлением исследователей к большей детализации в подходе к определению функций музея. Таким образом, музей – это уникальный полифункциональный социокультурный институт, осуществляющий разноплановую деятельность для сохранения и транслирования наследия предыдущих поколений. |