Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА По специальности

  • Введение Актуальность темы

  • Научная новизна курсовой

  • Целью

  • Объектом

  • Методология нашей работы заключается в следующем

  • §1. Основные факты биографии и мировоззрение Сергея Есенина

  • «Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С.А. Есенина». Соломуха В. курсовая робота. Курсовая работа по специальности Русская филология Дисциплине История русской литературы 20 века Тема Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С. А. Есенина (оценка)


    Скачать 134.83 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по специальности Русская филология Дисциплине История русской литературы 20 века Тема Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С. А. Есенина (оценка)
    Анкор«Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С.А. Есенина
    Дата16.02.2022
    Размер134.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоломуха В. курсовая робота.docx
    ТипКурсовая
    #363565
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Некоммерческое акционерное общество «Торайгыров университет»

    Факультет социальных и гуманитарных наук

    Кафедра филологии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По специальности Русская филология

    Дисциплине История русской литературы 20 века

    Тема «Образ Родины как проявление мировоззренческой позиции в лирике С.А. Есенина»

    _____________

    (оценка)


    Члены комиссии

    ___________________________

    (должность, ученая степень)

    ___________________________

    (инициалы, фамилия)

    _____________ _____________

    (подпись) (дата)

    ___________________________

    (должность, ученая степень)

    ___________________________

    (инициалы, фамилия)

    _____________ _____________

    (подпись) (дата)

    ___________________________

    (должность, ученая степень)

    ___________________________

    (инициалы, фамилия)

    _____________ _____________

    (подпись) (дата)
    Нормоконтролер

    ___________________________

    (должность, ученая степень)

    ___________________________

    (инициалы, фамилия)

    _____________ _____________

    (подпись) (дата)

    Руководитель

    ____________________________

    (должность, ученая степень)

    ____________________________

    (инициалы, фамилия)

    _____________ _____________

    (подпись) (дата)
    2021г.

    Обучающийся

    ___________________________

    (инициалы, фамилия)

    ___________________________

    (группа)

    _____________ _____________

    (подпись) (дата)





    Содержание


    1

    Введение

    3

    2

    Родина в творчестве С.А. Есенина

    7

    2.1

    §1. Основные факты биографии и мировоззрение Сергея Есенина

    7

    2.2

    §2. Периодизация творчества Сергея Есенина

    10

    2.3

    §3. Образ Родины в лирике Есенина

    17

    3

    Заключение

    27

    4

    Список используемой литературы

    29

    Введение
    Актуальность темы связана с тем, что Есенин является самым читаемым поэтом русской литературы двадцатого века. На данный момент в нашем обществе он так же актуален, как для старшего поколения, так и для молодого. О нем пишут работы такие современные ученые: Т.К. Савченко [24], Н.Н. Арсентьева [2], И.И. Степанченко [27], О.Е. Воронова [8], Н.И. Шубникова-Гусева [34], нередко этим занимаются школьники и студенты. Также прошу принять во внимание, что в нашем XXI веке, один из учителей Российской Федерации, в такой популярной социальной сети, как Instagram, создал страницу русского поэта, пофантазировав на тему «А что, если бы Сергей Есенин жил в наше время?». Данная страница вызвала бурный интерес у школьников и привлекла их к персоне русского поэта, тем самым заставив их взяться за чтение его стихотворений. Также не стоит забывать о том, что в 2005 году вышел биографический сериал «Есенин», который также не остался без внимания общественности. Исходя из приведенных выше фактов можно сказать, что курсовая по творчеству Сергея Есенина будет актуальна в обществе в наши дни.

    Сергей Александрович Есенин был большим патриотом своей родины, он был поэтом, у которого «в сердце светит Русь» [15], а его произведения стали одним из лучших образцов патриотической лирики в русской литературе. Родина у С. Есенина – это патриотизм и бесконечная любовь, обширные овсяные поля, а не политика и социокультурные убеждения, омрачавшие сознание людей в начале двадцатого века. Недаром С. Есенина называют «крестьянским поэтом», лириком, который до последнего вздоха был верен своей родине. В своем стихотворении он пишет:

    Если крикнет рать святая:

    «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая.

    Дайте Родину мою. [25].

    Сергей Есенин никогда не отзывался плохо о своей стране, хотя против него было выдвинуто множество политических обвинений, поэта часто вызывали на допросы. Существует несколько версий о гибели поэта, одной из них является то, что смерть поэта произошла на фоне политической несправедливости, вогнавшей его в угол. Но, несмотря на все это, Есенин ни разу не обвинил Россию в какой-либо несправедливости по отношению к нему, она со всеми недостатками осталось мила сердцу поэта.

    В стихотворениях С. Есенина часто можно встретить слова о любви к Родине. Ни для кого не секрет, что тема Родины является центральной в лирике поэта. Сам поэт говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве» [1]. Тема Родины проходит через всю творческую жизнь поэта и имеет свою эволюцию. Сначала, родина для него — это деревня Константиново в Рязанской губернии, где он родился. «Рязанские поля была моя страна» [1], - далее вспоминает поэт. Со временем взгляд на жизнь Есенина расширился, изменилось его отношение к миру, он понял, что является гражданином огромной страны. Есенина, где бы он ни находился, всегда согревал теплый образ Родины. В своих стихотворениях поэт старался выразить национальный характер, национальное настроение, мечты, надежды и сомнения своего народа.

    Я буду воспевать

    Всем существом в поэте

    Шестую часть земли

    С названьем кратким «Русь» [25].

    Что касается меня, то я могу с уверенностью сказать, что Сергей Есенин является моим самым любимым поэтом. Помню, еще в средней школе я часто любила перечитывать его стихи, учить их наизусть и пыталась найти больше сведений о его жизни. Признаться, честно, я не знаю, что именно меня заинтересовало в творчестве Сергея Александровича, но было ощущение того, что какая-то невиданная сила тянула меня к его произведениям и сопротивляться не было никакого смысла. Единственное, что поистине меня расстраивало, так это то, что в какой-то определенный момент жизни, в нашем обществе вошло в моду любить Есенина. Дошло до того, что человек, не читая его стихотворений и уж тем более не зная его историю говорил, что любит его. Из-за таких людей, выражение «Люблю Есенина» превратилось в некое клише, и этот факт меня крайне разочаровывал. Но я, как человек, который истинно любит творчество Есенина, постаралась перешагнуть через эту ситуацию и остаться жить в мире творчества поэта.

    Научная новизна курсовой обусловлена тем, что исследуя биографию и лирику Есенина мы постараемся проникнуть в суть понимания С.А. Есениным образа Родины и показать посредствам выбранных нами методов мировоззрение и образ Родины в его творчестве.

    История вопроса нашей курсовой работы довольно разнообразна, как уже говорилось ранее, многие ученые писали и пишут работы по нашей теме. Например, Юрий Львович Прокушев, который является основоположником современного есениноведения, говорил о поэте: «Есенин – это сама Россия» [21]. Ученый писал много работ, основанных на жизни и творчестве нашего поэта. Он рассматривает поэтическую деятельность Есенина, как: «неотъемлемую часть нашего замечательного национального художественного наследства» [21].

    Помимо Ю.Л. Прокушева вопросы о современном есениноведении, освещались в работах таких ученых, как: О.С. Афендульева и Е.А. Степанченко «Тема родины в творчестве С.А. Есенина» [3], А. Лагуновский «Проблемы русского национального характера в творчестве Есенина» [14], А. Васильева «Основные мотивы в лирике Есенина» [6], Т. Смертина «Березовая реальность Есенина» [26], В.А. Сухов «Когда звенят родные степи» [28], В.А. Сухов «Странное чувство любви к родине в контексте творческого диалога Есенина с Лермонтовым» [29], В. Хомяков «О Русь, взмахни крылом!» [31], Н.И. Шубникова-Гусева «Дон Кихот деревни и березы» [33], О.Е. Воронцова «Сергей Есенин и русская духовная культура» [11]. Прочитав и обобщив большую часть работ и исследований, можно заметить, что Есенина изучают довольно подробно и это ставит перед нами сложную задачу, с которой мы постараемся справиться.

    Целью нашей курсовой работы является выявление отношения автора к Родине в определенные этапы его жизни, отражение этого в его лирике.

    Задачами нашей курсовой работы являются:

    1. изучить биографию С.А. Есенина;

    2. проследить развитие образа Родины в лирике Есенина;

    3. посредством творчества определить мировоззрение автора.

    Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что оно будет полезно в практике преподавании русской литературы в школе, а также может послужить материалом для написания научных статей и дипломных работ.

    Объектом нашей курсовой работы являются лирические стихотворения С.А. Есенина в которых главной темой является – Родина.

    Предметом нашей курсовой работы является проблема патриотизма в творчестве С.А. Есенина.

    Методология нашей работы заключается в следующем: за основу мы берем биографический и мировоззренческий методы литературоведения, т.к. считаем, что именно они помогут нам выявить отношение С. Есенина к Родине в определенные этапы его жизни. Суть биографического метода заключается в том, что ученые при анализе произведений автора пытаются выявить в них связь с его жизнью. Метод исследует прямые связи между литературными текстами и биографией. Этот метод является достаточно продуктивным, мы постараемся верно применить его и показать, как менялась жизнь автора, его отношение к Родине, и то, как это отразилось в его творчестве. Мировоззренческий метод — это способ духовного освоения мира, совокупность ценностных ориентаций, верований, идеалов и убеждений. Суть мировоззренческого метода – выявить отношение автора к окружающему его миру и то, как это отражается в его творчестве. Мы знаем, что Есенин был глубоко верующим человеком, и этот метод является необходимым для нашего исследования.

    Структурно курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

    В первом параграфе мы рассмотрим сведения из биографии Сергея Александровича Есенина, которые непосредственно связанны с Родиной поэта.

    Во втором параграфе мы рассмотрим несколько периодизаций творчества Есенина, постараемся выбрать наиболее подходящую для нас, чтобы определить отношение автора к Родине в определенные этапы его жизни.

    В третьем параграфе нашей курсовой работы, основываясь на выбранной нами периодизации, мы будем анализировать лирические стихотворения С. Есенина, и постараемся определить, как развивался образ Родины в его творчестве, какие изменения происходят в сознании Сергея Есенина и как это отражается в его поэтической деятельности.

    В заключении подводятся итоги курсовой работы.

    Объем курсовой работы составляет тридцать страниц.

    В списке литературы тридцать четыре источника.

    §1. Основные факты биографии и мировоззрение Сергея Есенина
    В первом параграфе нашей курсовой работы мы хотим дать краткие биографические данные о Сергее Александровиче Есенине, акцентируя свое внимание на событиях, связанных с Родиной поэта.

    Сергей Александрович Есенин – русский поэт ХХ века. Сергей Есенин родился в бедной крестьянской семье в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. Семья поэта состояла из отца Александра Никитича Есенина, матери Татьяны Федоровны Титовой и двух младших сестер Екатерины и Александры.

    Первые три года будущий поэт жил в доме бабушки по отцу Аграфены Панкратьевны Есениной. В возрасте трех лет поэта отдали на воспитание к зажиточному деду по материнской линии Федору Андреевичу Титову. Мать Есенина платила своему отцу за содержание сына три рубля в месяц.

    В возрасте девяти лет в 1904 году Сергей Есенин поступил в Константиновское четырехклассное училище. Односельчане рано подметили талан Есенина-стихотворца и вспоминали следующее: «...ему было всего восемь или девять лет. Придут к Есениным в дом дедушки — Сережа на печке. Попросят его: «Придумай нам частушку». Он почти сразу сочинял и говорил: «Слушайте и запоминайте». Потом эти частушки распевали на селе по вечерам» [15]. По окончанию Константиновского училища Сергея Есенина наградили похвальной грамотой, где писали «…за весьма хорошие успехи и отличное поведение, оказанное им в течении учебного года» [15].

    Сергей начал писать стихи рано, в девять – десять лет, но сознательное творчество поэт относил к шестнадцати – семнадцати годам.

    «На ранних стихах моих сказалось весьма сильное влияние моего деда. Он с трех лет вдалбливал мне в голову старую патриархальную церковную культуру. Отроком меня таскала по всем российским монастырям бабка» [1].

    Чую радуницу божью—
    Не напрасно я живу,
    Поклоняюсь придорожью,
    Припадаю на траву.
    Голубиный дух от Бога,
    Словно огненный язык,
    Завладел моей дорогой,
    Заглушил мой слабый крик [25].

    Родные Сергея хотели, чтоб он был сельским учителем и в возрасте двенадцати лет отдали его в церковно-учительскую школу, которая находилась в селе Спас-Клепики, что под Рязанью. В школе он изучал такие предметы, как: Закон Божий; церковная история: общая и русская; церковное пение; русский язык; церковнославянский язык; отечественная история; география, в связи со сведениями и явлениями природы; арифметика; геометрическое черчение и рисование; дидактика; начальное практическое сведение о гигиене; чистописание. Окончив школу в шестнадцать лет Есенин должен был поступить в Московский учительский институт, но как вспоминал сам поэт: «К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел» [1].

    На данном этапе нашей курсовой работы, мы ходим обратить внимание на то, что Сергей Есенин был религиозным поэтом. Из того, что мы узнали раньше можно сказать, что на это особенно повлияли училище, в котором он обучался, и бабушка с дедушкой. Сам Сергей Есенин в автобиографии писал: «По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали четыре копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику» [1].

    После, в возрасте семнадцати лет, поэт поступил вольнослушателем в Университет Шенявского в г. Москва. О своей Московской жизни поэт говорил мало, но именно в это время произошло его становление как поэта. Есенин приехал в Москву «провинциальным пожирателем Надсона» [15]. Будущий поэт проходит успешно школу последователей И. Никитина и С. Дрожжина. Именно в Москве Есенин пытался «…найти сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Слить жизнь и творчество во едино» [15].

    В 1816 году Есенин был мобилизован, а после революции дезертировал с фронта. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» [1].

    В 1921 познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан, а в 1922 году он женился на ней и уехал в Америку. При этом Есенин не говорил по-английски, а Айседора едва изъяснялась по-русски. Сразу поле свадьбы Есенин сопровождал Дункан в ее турах по Европе. Есенин пробыл в Америке четыре месяца, посещал все выступления своей жены в Нью-Йорке, Бостоне, Кливленде и других городах северо-восточных штатов. Есенин не мог принять Нового света, его безумно раздражало отсутствие духовности у американского общества. В это время произошел инцидент на квартире еврейского поэта М.Л. Брагинского, и вокруг Есенина поднялась шумиха, закончилось это тем, что Есенина с женой попросили покинуть территорию США. В 1923 году Есенин и Дункан возвращаются в Европу, где поэт продолжает сопровождать свою жену в турах по Германии, Бельгии, Франции и Италии. В это время Сергей Есенин работает над сборником «Москва кабацкая» и занимается английским языком. Поэта все больше гложет тоска по Родине. Его не покидает ни на миг мысль о том, что он хочет, как можно скорее вернуться в Россию. Он пишет: «Милая Изадора, я не могу больше, хочу домой» [15].

    Брак Айседоры Дункан и Сергея Есенина был краток, уже в начале августа 1923 года Есенин вернулся в Москву один.

    Вернувшись на Родину, поэт начал думать о том, что же дала революция его стране. Хоть Сергей Есенин и встречал революцию, как мы писали выше, по-своему, но он возлагал на нее большие надежды, как и все люди в то время. Поэт столкнулся с советской деревней и был крайне разочарован. Сергей Александрович увидел, как рушится то, что придавало ему сил, что он любил больше всего. Даже в его родном доме, где он вырос, где с раннего возраста ему прививали любовь к деревне, веру в Бога, все изменилось. Все эти обстоятельства очень сильно повлияли на Есенина, он не знал, как ему жить дальше. Поэт пропадает в так называемом «пьяном угаре», из которого, как думали его близкие люди, он не сможет выбраться. Позже Есенин все-таки постарается взять себя в руки и начнет писать новый цикл под названием «Русь Советская», он вновь обращается к своей деревне и пытается найти в ней то, что так было дорого его сердцу.

    28 декабря 1925 года поэт покончил с собой. Существуют и другие версии о смерти поэта, но официальной принято считать самоубийство. Многие ученые литературоведы не могут смириться с этой версией, ведь сам поэт в 1924 году в автобиографии писал: «Вот все-то короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано, но, я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди» [1].

    Таким образом, рассмотрев биографию поэта, можно заметить, что любовь к Родине у Есенина началась с самого детства и прошла через всю его жизнь. Когда поэт уезжает за границу, все, что он видел там, было ему чуждо и доставляло только негативные эмоции. И даже любовь к А. Дункан не смогла удержать его в Европе. Есенина всегда тянуло домой, к родным просторам, что так были милы его душе и сердцу. По возвращению поэта на Родину, можно заметить, как на него действуют изменения, которые произошли в стране, в деревне и даже в его семье. Возможно, если причиной смерти поэта действительно было самоубийство, то одной из главных причин, что заставила его это сделать можно считать перерождение русского народа после революции, тревога за судьбу страны и русской деревни.

      1   2   3


    написать администратору сайта