Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • Содержание

  • Глава I . Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования мотивации художественной деятельности человека

  • Художественная деятельность как потребность человека

  • Специфика и критерии мотивации художественной деятельности человека

  • Выводы по I главе

  • психология. курсавая. Курсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 Вариант 65 Студент


    Скачать 3.62 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по учебному курсу Общая психология 2 Вариант 65 Студент
    Анкорпсихология
    Дата14.03.2023
    Размер3.62 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсавая.docx
    ТипКурсовая
    #986988
    страница1 из 3
      1   2   3

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «Тольяттинский государственный университет»

    Гуманитарно-педагогический институт

    (институт)

    Кафедра «Педагогика и психология»

    (кафедра)

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    по учебному курсу «Общая психология 2»
    Вариант 65


    Студент

    Павел Александрович Лукьянцев







    (И.О. Фамилия)




    Группа

    ПСХбвд-1902













    Преподаватель

    Оксана Петровна Денисова







    (И.О. Фамилия)




    Тольятти 2023

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………

    3

    Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования мотивации художественной деятельности человека…


    5

    1.1 Сущность понятия мотивация в научной литературе…………….

    5

    1.2 Художественная деятельность как потребность человека……….

    7

    1.3 Специфика и критерии мотивации художественной деятельности человека…………………………………………………………………

    12

    Выводы по I главе……………………………………………………….

    15

    Глава II. Методы изучения исследуемой проблемы………………….

    16

    2.1. Методы исследования, авторы методов, требования к проведению исследования мотивации художественной деятельности человека………………………………………………….


    16

    2.2 Методики исследования, авторы, требования, инструкция, условия проведения исследования мотивации художественной деятельности человека………………………………………………….


    20

    Выводы по II главе………………………………………………………

    23

    Заключение………………………………………………………………

    25

    Список литературы……………………………………………………..

    27

    Приложения……………………………………………………………..

    30

    Введение
    На современном этапе реформирования общества в России проблема мотивации поведения и художественной деятельности личности приобрела актуальность. Решение творческих и эстетических проблем, стоящих перед обществом, зависит, как показывает мировой опыт, от человека, побудительным рычагом к действию которого является его мотивация.

    Проблема поощрения людей к творческой деятельности не нова, но она имеет иную природу. На протяжении многих веков он будоражил лучшие умы человечества. Вопросы мотивации и стимулирования художественной деятельности освещены в научных работах таких отечественных ученых: А.А. Бадиона, В.Ф. Грищенко, Л.И. Донца, Т.А. Дьяченко, Г.М. Захарчина, А.М. Колота, Н.П. Любомудрова, В.М. Милашенко, А.С. Соснина, И.И. Тимошенко, В.Г. Шульги и др. другие. и другие. Они внесли важный вклад в становление доктрины и практики мотивации художественной работы. Впрочем, на современном рубеже становления общества идентификация мотивов и стимулов, а еще мотивационного процесса возымела обширное распространение в русской научной литературе.

    Спасибо мотивации к художественной работы формируется эстетическая и завещание цивилизация общества. В общем осознании мотивация — это совокупная движущих сил, которые побуждают человека исполнять конкретные воздействия.

    Под различными именами и с различных позиций научные работники и практики исследовали то, собственно, что сейчас именуется задачей мотивации, то есть всевозможные нюансы активизации, одобрения и стимулирования человека к творческой работе. Нужно изучать и инициировать мотивацию художественной работы человека, в следствие этого задачей предоставленного изучения считается исследование способов и способов исследования мотивации художественной работы человека.

    На всех этапах развития общества художественная деятельность была и остается мерилом творческих, эстетических и духовных ценностей, поэтому проблема поощрения людей к художественной деятельности никогда не теряет своей актуальности.

    Целью исследования является изучение особенностей, методов и приемов изучения мотивации художественной деятельности человека.

    Объектом исследования являются особенности методов и приемов изучения мотивации художественной деятельности человека.

    Предметом исследования являются методы и приемы изучения мотивации художественной деятельности человека.

    Цели исследования:

    1. Определите содержание, характеристики, характеристики мотивации человека.;

    2. Проанализировать особенности художественной деятельности, определить критерии и особенности мотивации художественной деятельности;

    3. Изучить методы исследования мотивации художественной деятельности.

    4. Проанализируйте полученные данные.

    Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, классификация понятий, обзор методов и диагностических методик, психологическое проектирование.

    Глава I. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования мотивации художественной деятельности человека


      1. Сущность понятия мотивация в научной литературе

    Анализ результатов недавних исследований и публикаций [2,8,7,4,10] показывает, что среди ученых существуют различные мнения по поводу толкования термина "мотивация". Таким образом, И.Л. Аристова понимает мотивацию как процесс развития и закрепления внутренних мотивов деятельности [2].

    В то же время В. Г. Асеев отмечает, что мотивировать человека — значит использовать внутренние причины, которые побуждают его к работе и помогают ему в ее реализации [3].

    Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко пишут: "Людей можно заставить выполнять ту или иную деятельность. Однако его применение имеет определенные ограничения"[8, с. 73].

    Б.И. Додонов дает следующее определение мотивации: "Эффективность деятельности при прочих равных условиях определяется личным отношением человека к своей деятельности и процессу"[11, с.87].

    С. Занюк определяет мотивацию как "деятельность, которая обеспечивает процесс мотивации себя к деятельности, направленной на достижение личных целей" [11, с. 87, 156].

    Х. Хекхаузен и Е. А. Уткин понимают мотивацию как деятельность, направленную на поощрение людей к более эффективной работе для достижения своих целей [26, с. 156, 28].

    Г.А. Фортунатов, А.В. Петровский также определяют мотивацию как стимулы, побуждающие человека к действиям для достижения личных целей [27, с. 27]. 118].

    Давайте представим мнение различных психологов по проблеме определения понятия мотивации (табл.1)
    Таблица 1. Определение термина "мотивация" различными авторами

    Авторы

    Содержание определения

    Мотив (от лат. moveo - «двигаю») - внутренняя движущая сила, побуждающая человека к действию

    П.М. Якобсон [30]

    это побуждение к активной деятельности личностей,

    коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определённые потребности

    В.И. Селиванов [23]

    это побуждение людей к деятельности

    Э. А. Уткин [26]

    состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации

    С.Л. Рубинштейн [30]

    это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют поведение, формы деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированной на достижение личных целей и целей организации.

    Мотивация основывается на 2-ух категориях: необходимости (чувство физического или же психического недочета чего-либо) и гонорары (это то, собственно, что человек считает ценным для себя) [8, c. 9]. Необходимости в сознании человека преобразуются в внимание или же мелодия, который и вдохновляет человека к определённым деяниям.

    В психической литературе есть некоторое количество значений мнения «мотив»:

    - внутреннее побуждение лица к работе, связанная с ублажение определённых необходимостей [10, с. 43];

    - совокупная наружных и внутренних критерий, обусловливающих энергичность человека и определяют ее направление [4, с. 65];

    - предпосылки выбора поступков и действий человека [9, с. 22].

    Мотивы бывают замечены, развиваются и складываются на основе потребностей. Они относительно самостоятельны, вследствие того, собственно, что надобности практически не определяют совокупная мотивов, их силу и прочность. В случае, если надобности переоформляют сущность, «механизм всех обликов людской энергичности, то мотивы считаются определенным выявлением данной сущности».

    Как одно из средств мотивации пользуют стимулирование (процесс внедрение определённых стимулов для полезности человека и организации).

    При дефекте или же недоступности этих оснований врубается стимулирование, с целью формирования мотивов к художественной работы (внутренних возбуждающих моментов, обусловленных определёнными потребностями) [6].

    Этим образом, мы дадим согласие с воззрением С.Л. Рубинштейн и в нашей работе станем говорить понятие «мотивация», как совокупная внутренних и наружных движущих сил, которые побуждают человека к работы, определяют поведение, формы работы, присваивают данной работы направление, направленной на достижение собственных целей и целей организации.

      1. Художественная деятельность как потребность человека

    Человек, живущий в обществе, никогда полностью не растворяется в толпе, общество, в свою очередь, не является конгломератом индивидов. С самого начала своей истории люди не были равны по своим физическим склонностям, способностям, характерам, принадлежности к экстравертным или интровертным любовникам, темпераменту и характеру, возрастным типам и тому подобному. [2]

    В том числе и в варварском обществе не было "анонимности" и совершенного расхождения меж людьми, не культивировались однообразные интересы, возможности и вкусы. Другое дело, собственно, что это несоответствие проявлялось и производилось само собой, внезапно, в ведущем по причине телесных физических свойств, этих как мощь, ловкость, изобретательность и что аналогичное, которые разрешали ему исполнять собственные функции чем какого-либо другого, чем иные.

    Позже, с дифференциацией общества, выявлением определенных склонностей и способностей, другие личности стали выделяться в различных сферах деятельности, в том числе и духовной. Поскольку этому не было рационального объяснения, все это приписывалось сверхъестественным силам, которые определяют судьбу и характер человека с самого рождения, наделяя его определенными склонностями и способностями. Сам термин "призвание" (вокатио - лат.) первоначально означал приглашение ко двору, на пир, на торжество и т.д. Позже это приобрело религиозный смысл: божество зовет - и человек ему подчиняется [16].

    Сейчас призвание в ведущем понимается как работа, при которой человек очень максимально много открывает свойственные ему возможности и потенции, само реализующуюся и само реализующуюся лицо. Вполне вероятно, его дееспособность быть массивным "энергетическим зарядом", который нередко преобладает и ориентирует поведение и работа человека, определяя выбор актуального пути и профессии, ценностную ориентацию и значение жизни. Призвание для человека считается, например заявить, важным свойством, то, собственно, что оформляет его внутреннюю базу как личности, считается важным условием для самореализации и самоутверждения [20].

    В этом принципиальное отличие понятия "призвание" от понятия "роль", которое в социологии трактуется как безличная форма и функция личности, привнесенная извне, может быть нежелательной, нелюбимой, "чужой" и "близкой", блокировать животворящие потенциалы, снижать эмоциональную чувствительность и т. Д. В этом и заключается принципиальное различие между понятием "призвание" и понятием "роль", которые в социологии трактуются как безличная форма и функция личности, привнесенные извне, могут быть нежелательными, нелюбимыми, "чужими" и "близкими", блокирующими жизнедеятельные потенциалы, снижающими эмоциональную чувствительность. ослаблять или даже стирать то, без чего творчество не может происходить, а также может дегуманизировать или даже обезличить человека. Призвание — это, по сути, незаконное право человека на самоопределение и самореализацию, которому оно никогда не подлежит, особенно если его потенциал велик и требует реализации, что в первую очередь характерно для сферы художественной деятельности.

    Людвиг Фейербах говорил, что во все времена люди, не лишенные дара, массово уходили в искусство, обрекая себя на невероятно тяжелую работу, которая в девяноста девяти случаях из ста не приносила славы, богатства или даже внутренне осознанного успеха. "Тем не менее, они ушли, как, несомненно, рыба - через все препятствия - нерестятся в дельтах рек и массово гибнут по пути, просто чтобы выполнить большой долг, возложенный на них природой". Однако участие в художественной деятельности приносило людям удовлетворение и придавало им интерес к жизни [19].

    Художественная работа ориентируется специалистами по психологии как работа, имеющая потенциал самореализации личности с целью сотворения или же восприятия произведения искусства, товаров художественного творчества, сотворения свежих содержаний и внесения новизны в уже имеющий место быть продукт работы при помощи художественного изучения мира.

    Эти слова могут быть подтверждены множеством примеров. Взять хотя бы личную творческую судьбу Т.Г. Шевченко. Один из величайших художников двадцатого века, Ван Гог, который долгое время искал себя в разных профессиях и нашел свое призвание в живописи только в возрасте почти тридцати лет, и в невероятно сложных жизненных и творческих ситуациях покончил с собой совершенно незамеченным, и его картины теперь продаются на аукционе за десять миллионов долларов [29].

    Обращение к искусству в молодом возрасте характерно прежде всего для музыки, в частности, шестилетний композитор Вольфганг Амадей Моцарт и скрипач Н. Паганини стали музыкантами-виртуозами. Гегель объясняет раннее проявление призвания в музыке тем, что музыка связана только с внутренними умственными движениями неопределенного характера, которые не требуют размышлений, а эмоции, вызываемые звуками, не переходят в мысли. "Поэтому музыкальный талант, - пишет Гегель, - проявляется по большей части в ранней юности, когда голова еще "пуста", а душа мало что пережила, иногда он может даже достичь значительной высоты, прежде чем художник приобретет какой-либо жизненный опыт. Точно так же мы часто обнаруживаем значительную виртуозность в музыкальной композиции и исполнении, наряду с серьезным отсутствием духовного содержания и характера. совершенно иная ситуация в поэзии, где важен осмысленный, проникнутый глубоким смыслом образ человека, его глубочайшие интересы и движущие силы, поэтому разум должен быть сосредоточен на том, что он делает ". и ощущения самого гения станут обогащены и углублены духовным навыком, переживаниями и думами, до этого чем он может сделать взрослое, содержательное и закоренелое произведение, как это создали Гете и Шиллер, чьи 1-ые произведения были "страшно незрелыми и в том числе и, возможно заявить, дерзкими и первобытными" [20].

    В науке также есть примеры ранних проявлений мотивации к художественной деятельности, например, Карл-Фридрих Гаусс решал сложные математические задачи в возрасте трех лет, но Гегель считает, что, в отличие от мотивации к художественной деятельности, мотивация к научной деятельности основана на общей способности мыслить, которая, в отличие от представления о воображении, образности и чувственности, характерных для искусства, не проявляются как нечто естественное, но, напротив, абстрагируется от всего естественного и субъективного, инстинктивно искореняется - как в деятельности, которая, наряду с интеллектуальными особенностями, является непременным аксессуаром художника.

    Опекуны, учителя и педагоги не всякий раз знают, собственно, что преждевременное проявление мотивации к художественной работы сталкивается в высшей степени изредка и считается не правилом, а исключением. Малыш в раннем возрасте мало понимает себя, не умеет показывать собственные свойства, не свободен в реализации собственных интересов, а условия и участь не всякий раз содействуют данному [14].

    Не только дети, но и взрослые не всегда хорошо знают свой потенциал и призвание, поэтому их судьба иногда делает крутые повороты. Таким образом, Ф. Ницше с юных лет смело импровизировал в музыке и вызывал энтузиазм у друзей и взрослых. Однако он стал профессором филологии и посвящал себя музыке только в свободное время. И Ницше нашел свое истинное призвание в философии, которой он заинтересовался в преклонном возрасте, и именно философия принесла ему мировую известность. Альберт Швейцер уже был известным музыкантом, давал концерты во многих странах, защитил две диссертации, а тридцать лет спустя уехал в Африку и прославился как гуманист и мыслитель, стал лауреатом Нобелевской премии. Стендаль потратил целых сорок лет на все, включая литературную работу, но у него никогда не возникало мысли, что он создает великое искусство, и только около 50 лет назад он сделал открытие: на книгах можно даже зарабатывать, пусть немного, но оставаясь независимым [13].

    В зависимости от качества духовного склада человека, сформированного в определенных обстоятельствах жизни и воспитания, определяется, насколько полно будут использованы потенциальные силы и развиты способности. При этом решающую роль играет осознание индивидом смысла своей деятельности, мотивация к художественной деятельности. Это способствует развитию целей и установок, максимальной концентрации физических и умственных сил, целеустремленности, творческого горения и страсти, которые иногда перерастают в одержимость и самопожертвование. Таков знаменитый французский художник конца 19 -го и начала 20-го веков. Ренуар, потеряв способность ходить, рисовал в инвалидной коляске. Наш земляк из Чугуева И.Я. Репин настолько увлекся живописью, что, когда на склоне лет у него отказала правая рука, он начал рисовать левой.

    Увлеченность, страстное отношение, мотивация к художественной работы, ее итогам, понимание надобности собственного труда для общества и для самореализации в собственном призвании всякий раз сопровождаются желанием развивать собственные возможности, не сожалея для этого времени и сил. Известно, что Пушкин, Толстой, Тютчев, Блок и многие другие писатели и поэты неоднократно редактировали некоторые из своих произведений. Лев Толстой, например, переделывал свои величайшие литературные произведения от шести до восьми раз. Выдающиеся живописцы над кое-какими собственными картинами трудились по некоторое количество лет, изготавливая в предварительный этап 10-ки, но несмотря на все вышесказанное и сотки этюдов и набросков [11].

    Этим образом, не все люди владеют схожей мотивацией к художественной работы. Кое-какие с ранних лет чувствуют надобность в проявлении собственных возможностей, художественная работа считается их необходимостью, у их есть внутренний мелодия. Иные не чувствуют необходимости в художественной работы, в следствие этого нужно расценивать и инициировать мотивацию к художественной работы.

      1. Специфика и критерии мотивации художественной деятельности человека

    Существуют различные точки зрения на то, что мотивирует человека заниматься художественной деятельностью. Несомненно, внутренняя мотивация к искусству преобладает по сравнению с внешней мотивацией, когда речь идет об интровертных видах художественной деятельности. Однако для экстравертных видов внешняя мотивация не менее важна. В этом разделе мы сосредоточимся на внутренних мотивах художественной деятельности. Внешняя мотивация, предоставляемая организациями, является частью творческой среды и обсуждается в соответствующем разделе резюме [13].

    Основные внутренние мотивы художественной деятельности:

    1) естественное влечение. Сократ считал, что поэты создают свои произведения в соответствии с естественным инстинктом. На самом деле, многие гении и одаренные люди замечают, что их тяга к художественной деятельности возникла у них инстинктивно.

    "Все гениальные произведения, - говорит Вольтер в письме к Дидро, - созданы инстинктивно. Философы всего мира вместе взятые не смогли бы даже написать басню "Чума животных", которую диктовал Лафонтен, не зная, что из этого получится".

    Не все создатели согласны с этим мнением. Так, А.П. Чехов сказал: "Если бы какой-нибудь автор сказал мне, что он написал рассказ без умысла, а просто из пристрастия, то я бы назвал его сумасшедшим".

    2) Некоторые ученые отводят решающую роль мотиву достижения, то есть стремлению к успеху, достижению цели. Чемберс пришел к такому выводу в результате опроса 740 ученых (400 химиков и 340 психологов).

    3) любопытство, интерес - главный стимул к деятельности, утверждал выдающийся венгерский биохимик А. Сен-Дьердь.

    Интерес, любопытство. Интерес — это познавательная потребность, которая побуждает человека проявлять творческий подход для ее удовлетворения. Г. Мерфи описывает интерес как врожденное "стремление к открытиям", творческий импульс, "живое любопытство". Интерес - одно из генетически ранних проявлений и мотивирующий фактор развития творчества. Разнообразие интересов создает предпосылки для накопления материала для творческой трансформации и объединения.

    4) удовольствие. Вальтер Скотт сказал: "Независимо от того, как объясняются мотивы написания, я считаю, что единственным стимулом является удовольствие, которое доставляет напряжение творческих сил и поиск материала. Я отказываюсь писать на других условиях". Побуждает желание "заново пережить эмоции, которые возникают, когда сложные вопросы или темы становятся ясными" (Дарвин).

    5) причиной артистической активности и выдающихся результатов может быть амбициозное желание выделиться из общего числа людей, копирование (подражание), зависть, высокая самооценка, завышенные ожидания от других и тому подобное [20].

    Мотивом может быть дух соперничества или элементарная зависть, о которой А.С. Пушкин писал: "Зависть - сестра соперничества, то есть хорошего рода".

    Пример: в отечественной авиационной промышленности хорошо известны конкурентные отношения между различными конструкторскими бюро, которые привели к выдающимся достижениям.

    6) значимость личного лица. Нередко художественная работа человека характеризуется влечением увеличить значимость собственной личности. Это вожделение ориентирует и мобилизует человека в претворении в жизнь его работы. Создавать что-нибудь чем у какого-либо другого, чем какого-либо другого иных, не как все другие. Когда вожделение быть весомым обхватывает человека, он отыскивает пространство, где возможно использовать собственные силы и возможности. Креативные люди постараются большое количество создавать, начинают и кидают, пока же не отыщут, где они имеют все шансы быть более действенными, и за это время это занятие доставляет им большое наслаждение [21].

    7) изменение направления художественной деятельности - один из способов сохранить мотивацию. Это довольно распространено среди выдающихся личностей и, вероятно, является одним из факторов поддержания мотивации и творческой активности в пожилом возрасте.

    Следовательно, художественная деятельность может быть мотивирована различными мотивами. Стоит согласиться с мнением Лу Герстнера, бывшего руководителя IBM, который сказал: "Без сомнения, сколько бы людей ни было, существует так много способов получить мотивацию. Одних стимулируют деньги, других - возможность карьерного роста или признания, для третьих страх или гнев - наиболее эффективная мотивация. Для кого-то стимулом может стать возможность узнать что-то новое, расширить сферу влияния, увидеть конкретные результаты своей деятельности. Большинство начинают действовать из страха перед исчезновением, и их можно вдохновить, нарисовав привлекательную картину будущего". [18]

    Проведенный анализ позволил выявить критерии мотивации художественной деятельности человека: привлекательность, стремление к успеху, интерес, целеустремленность, радость, желание выделиться из общей массы, чувство собственной значимости.
    Выводы по I главе
    В ходе проведённого теоретического анализа мною были сделаны следующие выводы:

    Мотивация совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности (мотивы), определяют поведение в процессе развития индивида; влияют на его развитие, придают ей направленность для достижения личных целей или задач организации.

    Художественная деятельность характеризуется психологами как способ самоактуализации личности с целью создания произведения искусства либо других произведений художественного творчества с целью выявления новых смыслов уже имеющегося продукта творческой активности путем творческого освоения мира средствами художественной культуры.

    Мотивация художественная деятельность — это потребность в художественном творчестве, которая порождает мотивы художественной деятельности. Потребности порождают разные мотивации и обусловленные различными действиями (поведение) с целью получения вознаграждения или достижения личных целей индивида. Нами определено отношение к творческой деятельности как источнику удовлетворения потребностей человека.

      1   2   3


    написать администратору сайта