Главная страница
Навигация по странице:

  • Щегловой Елизаветы Александровны

  • Глава 1. Современные театральные технологии: теоретические аспекты 1.1. Роль театральных технологий в социально-культурной деятельности в России

  • Какие театральные технологии есть в России

  • Театр. Курсовая Пермь. Курсовая работа Щегловой Елизаветы Александровны Студентки 3 курса, группы угиз303410 Оглавление Введение


    Скачать 20.7 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Щегловой Елизаветы Александровны Студентки 3 курса, группы угиз303410 Оглавление Введение
    АнкорТеатр
    Дата14.03.2023
    Размер20.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Пермь.docx
    ТипКурсовая
    #989475


    Влияние современных театральных технологий на социально-культурную сферу России на примере пермского театра «У Моста»

    Курсовая работа

    Щегловой Елизаветы Александровны

    Студентки 3 курса, группы УГИЗ-303410

    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Современные театральные технологии: теоретические аспекты

    1.1. Роль театральных технологий в социально-культурной деятельности в России

    1.2. Организация театральных технологий, направления и формы обслуживания в России

    Выводы по 1 главе

    Глава 2. Пермский театр «У Моста»

    2.1. Применение современных театральных технологий в театре «У Моста»: сравнительный анализ

    2.2. Влияние деятельности театра «У Моста» на социально-культурную сферу России

    Выводы по 2 главе

    Заключение

    Список использованных источников и литературы

    Введение

    Актуальность

    Современная массовая культура - это феномен общественного сознания, базирующийся на потребности части населения в определенного рода культурных ценностях. Мы отметим лишь те черты этого явления, которые непосредственно связаны с направлением настоящего рассуждения. Массовая культура охватывает, в основном, молодежную среду. Здесь она выглядит условием создания различных коммуникаций, в том числе и экономических. Однотипность взглядов порождает единообразие потребностей и спроса, что влечет за собой определенную стабильность на потребительском рынке. Потребность масс на деструктивные ценности – это настоящая проблема социально-культурной сферы.

    В связи с расширением информационно-образовательного пространства России возникает необходимость в разработке новых технологий, нацеленных на развитие ценностей массовой культуры. Но театр является частью современной массовой культуры и новые театральные технологии также влияют на потребность масс.

    Искусству чужды проявления массового однообразия. Наоборот, участник творческого процесса ощущает многогранность мира, что способствует разностороннему развитию его личности. Театральное искусство обеспечивает процесс самовыражения личности, создает условие ее целостного и активного существования.

    Сейчас массовое сознание проходит этап «компьютеризации». Это выявляется в увеличении способности оперировать одновременно с несколькими объектами мышления. Однако как следствие уменьшилась возможность качественного определения ценностей, передаваемых в массы. Подобная тенденция может привести к деградации личности, поскольку отсутствие четкой шкалы ценностей неизменно приводит к исчезновению цели и стимула деятельности человека.

    Театральное искусство представляется нам путем и средством многоуровневого общения. Оно объединяет людей посредством приобщения к культурным ценностям, заключенным в сценическом действии.

    Значимость театра в современной культуре велико, особенно в России. Театр является одним из важнейших социальных общественных институтов. Известно, что театр всесторонне влияет на личность человека, ее становление: он объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к разного рода деятельности, играет воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Будучи социальным институтом, театр всегда влиял на общественно-организационные процессы.

    Иными словами, театр объединяет людей, помогает их информационным обменам, оказывает позитивное воздействие на условие их существования. Театральное искусство видится одним из выражений социальной природы человека.

    Проблема исследования заключается в том, что социально-культурная сфера не всегда эффективно обслуживает общество.

    Цель исследования: сравнить и анализировать влияние современных театральных технологий на социально-культурную сферу России на примере пермского театра «У Моста».

    Объект исследования: театральные технологии.

    Предмет исследования: организация досуга людей в театре.

    Суть исследования заключается в том, что если рассмотреть суть коммуникативной структуры «Театр – Общество», дать ее характеристику, отметить наиболее специфичные черты такой структуры, особенно в отношении городских театров; раскрыть социальную значимость театров в жизни людей; описать организацию работы в театре с обществом, то можно раскрыть организацию досуга людей и понять влияние театральных технологий на социально-культурную сферу.

    1. рассмотреть определения основных понятий, научные работы, раскрывающие суть театральных технологий и их влияние на общество;

    2. изучить последствия влияния современных театров России на массовую культуру населения;

    3.Дать оценку особенностям воздействия театра на формирование у зрительской аудитории социальных установок и предпочтений

    4.Изучить направления, формы и методы работы с массами в российских театрах на примере театральных технологий, которые могли бы повлиять на социально-культурную сферу.

    5. Сравнить практический опыт работы театров России и пермского театра «У Моста».

    Методы исследования: сравнения и расчёты, наглядное исследование, изучение и анализ литературы, непосредственное посещение учреждений культуры.

    Теоретическую основу исследования составили:

    Основы теории по организации досуга людей в современном театре: (….) и др.

    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена особенности театральных технологий, социальной коммуникации данных технологий с обществом, раскрыта социальная значимость театров в жизни масс, рассмотрена организация работы с обществом в доступной форме.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что она представляет интерес для работников культуры, занимающихся организацией досуга и просвещением массовой культуры.

    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

    Глава 1. Современные театральные технологии: теоретические аспекты

    1.1. Роль театральных технологий в социально-культурной деятельности в России

    В обществе на всем протяжении истории всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, поощряющие одни культурные пристрастия, ограничивающие, а зачастую и подавляющие, другие. Театральная действительность также имеет место быть, которую стоит рассмотреть с точки зрения разнообразия мировоззрения и стереотипов поведения.

    Виртуальный мир спектакля – это многократное художественное отражение действительности, который часто носит индивидуальный субъективный характер. Погружение в него некоторого количества людей ведет за собой знакомство их с новыми формами мировосприятия. Кроме этого сценическое действие есть, в определенной мере, коррекция индивидуального сознания сознанием общественным. Причем, данный процесс касается всех реальных участников творческой коммуникации - и зрителя, и актера, и режиссера, драматурга, художника и т.д.

    Мир, развиваясь, предлагает новые формы бытия, принятие которых требует уничтожения старых стереотипов и воздвижения новых.

    Процесс развития мира и человека бесконечен, следовательно, последний должен быть готов к расширению своего сознания, включением в мировоззрение новых качеств, связей, отношений и моделей проведения. Современные театральные технологии призваны помочь в этом людям.


    Какие театральные технологии есть в России?

    Документальный театр

    Постановки в документальном театре основаны на реальных событиях. В качестве материала для пьес драматурги используют нехудожественный текст, например, интервью, письма, дневники, стенограммы, статьи. Авторы стремятся достоверно показать окружающий мир, поэтому опираются на конкретные факты и реплики очевидцев. В пьесах этого жанра нет места вымыслу и интерпретациям. Одна из самых популярных техник документального театра — вербатим, в переводе с латинского означает «дословно». Чаще всего артисты сами берут интервью у участников событий и на сцене точно воспроизводят не только сказанное, но и манеру речи героев с акцентом, эвфемизмами и жаргонизмами.

    Сегодня главными темами таких спектаклей стали войны и геноциды, политические и социальные проблемы. Режиссеры затрагивают вопросы феминизма, свободы вероисповедания, расовой нетерпимости, иммиграции. В России это направление представляет московский «Театр.doc» — большую часть спектаклей в нем ставят по нехудожественным текстам и интервью реальных людей. Периодически документальные пьесы идут и на других площадках: например, Пензенский областной академический театр им. Луначарского представил «Историю одного преступления», в которой дословно воспроизводится переписка Льва Толстого и Петра Столыпина.

    Иммерсивный театр

    Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия». В этом жанре для постановщиков главное — сделать зрителей соучастниками действия. Посетителям разрешают брать реквизит, разговаривать с актерами или даже выбирать, как будут развиваться события. Сами артисты могут завязать гостю глаза, отвести его в другую комнату, обнять или пригласить что-то сделать вместе — так зрителей вовлекают в совместное создание спектакля. Иногда в иммерсивных представлениях проходят несколько сюжетных линий, каждая из которых развивается в определенном месте. Зрители сами выбирают, за какой из них они хотят следить, и идут по заданному маршруту. Именно поэтому, приходя на шоу во второй или третий раз, гости могут посмотреть новую историю в другой локации.

    Это подталкивает режиссеров переосмысливать сценическое пространство. В иммерсивных спектаклях нет зрительного зала, действие разворачивается прямо среди гостей. К тому же такие представления часто проходят не в традиционном здании театра, а в необычных местах — старинном особняке или на заброшенном заводе.

    Иммерсивный театр зародился в начале XXI века, когда стали популярны видеоигры. Первый спектакль в этом жанре поставила британская компания Punchdrunk в 2000 году, но на весь мир она прославилась спустя девять лет — представлением «Sleep No More». Его действие проходило на заброшенном складе Нью-Йорка, по которому бродили зрители в масках. Шоу стало очень популярным, а в Шанхае даже создали его китайскую версию. Одним из первых в России иммерсивный спектакль поставил Центр им. Мейерхольда. Им стал «Норманск» по постапокалиптическому роману братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Представление объединило в себе элементы мюзикла, квеста и компьютерных игр.

    Театр художника

    В спектаклях этого жанра основной акцент делается на визуальное оформление. Костюмы, декорации, реквизит становятся самостоятельными участниками действия и по-своему дополняют смысл произведения. Помимо сценографии, в качестве выразительного средства режиссеры иногда используют инсталляции, перформансы и акции. В таких постановках слова часто играют второстепенную роль, главное — внешняя эстетика.

    В настоящее время в России это направление представляют Инженерный театр АХЕ и «Лаборатория Дмитрия Крымова». В их спектаклях почти нет слов, а основную роль играет пластика, свет и необычные художественные приемы. Так называемые «живые картины» ставят и другие площадки: например, в 2002 году в Мариинском театре Илья Уткин и Евгений Монахов оформили балет «Золушка» в виде мегаполиса с многоэтажными металлическими строениями и лестницами. Такие индустриальные декорации осовременили спектакль и помогли по-новому взглянуть на классический сюжет сказки.


    написать администратору сайта