Главная страница

фыячвсам. уайт концепция. Л. Уайт о культурологии и культуре


Скачать 18.65 Kb.
НазваниеЛ. Уайт о культурологии и культуре
Анкорфыячвсам
Дата27.01.2022
Размер18.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлауайт концепция.docx
ТипДокументы
#343469

Карабаева Ирина

РАП-22

Л. Уайт о культурологии и культуре

Определяющей особенностью концепции Л. Уайта является утверждение принципа эволюционизма в науках о культуре. Эволюция, согласно Л. Уайту, означает процесс, в котором одна форма вырастает из другой в хронологической последовательности. Формы образуются из слияния элементов культуры. По мнению ученого, если проследить развитие топоров, ткацких станков, письменности, законодательств, общественных организаций, то можно увидеть последовательную смену их форм существования.

Л. Уайт приходит к выводу о том, что давно назрела необходимость в создании новой науки, предметом изучения которой стала бы человеческая культура. Может ли выполнить эту роль антропология? Нет, – полагает ученый, – поскольку эта наука занимается исследованиями в самых различных областях, не только в области культуры. Существует также психология. Однако в ее ведении, по мнению автора, находится «особый класс явлений: реакции организмов на внешние стимулы». Таким образом, психология не ставит перед собой цель отличить то, что относится к культуре, от «некультурного». Возможно, главную роль в исследовании культурных явлений следует отвести социологии? Однако и эта наука также не лишена определенных недостатков. Социологии свойственен «фатальный недостаток». Эта наука не в состоянии отличить культурное от социального. В глазах социолога, согласно Л. Уайту, культура становится либо аспектом, либо продуктом социального процесса взаимодействия. На самом же деле те процессы и структуры, которые мы можем наблюдать в человеческом обществе, представляют собой функции культуры.

Л. Уайт не первый, кто вводит в научный оборот термин «культурология». Напротив, он приводит немало примеров того, как это понятие применялось другими в разных странах и задолго до него. Однако его важная заслуга состоит в том, что он отстаивает позиции культурологии как самостоятельной науки, разрабатывает ее методологию и обосновывает ее необходимость в системе наук.

Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимается всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношений понятий «культура» и «общество», критерий прогресса культуры, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, система родства, эволюция форм брака и т.д. Значительное место в ней занимает теория символов.

В общетеоретическом аспекте Л. Уайт определяет культурологию как «отрасль антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как самостоятельную упорядоченность феноменов, организованных в соответствии с собственными принципами и существующих по собственным законам».

Что же представляет собой эта наука? Каковы ее подходы к пониманию культуры? По мнению Л. Уайта, существует три типа интерпретации культуры. Это история, эволюционизм и функционализм.

Согласно Л. Уайту, культура, а не общество, является специфической особенностью человеческого вида. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т.п.);

2) социальную (типы коллективного поведения);

3) идеологическую (идеи, верования, знания).

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

Основным содержанием динамики культурных изменений является степень энергооснащенности человечества. Критерием прогресса в эволюции культуры он считает возрастание количества энергии, используемой обществом. История представляется ему беспощадной битвой людей с природой за все больший уровень контроля над энергией. Первым уровнем и источником энергии является человеческий организм. Эра человеческой энергии сменяется эрой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступают эпохи ветра, воды, органического топлива, и, наконец, в ХХ веке люди осваивают атомную энергию.
Г.А. Будник, Т.В. Королева: КУЛЬТУРОЛОГИЯ/Учебно-методическое пособие для студентов – Иваново 2018

http://ispu.ru/files/u2/Budnik_Kulturologiya_Uchebnik_.pdf


написать администратору сайта