Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретические сведения Текст Pascal-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит

  • Изображения

  • Определение констант

  • Описание процедуры или функции

  • Пример: WRITE(Y:5:2)выводит на экран строку: 21.76Для вывода целых чисел формат дробной части не указывается.Пример

  • Program Lr1;

  • A,B - длина сторон,Pl - площадь прямоугольника} Begin

  • Writeln(‘--------------‘);

  • Цвет фона: Текущий цвет для текста или рисования: 0 – черный 7

  • Варианты индивидуальных заданий

  • Лаб1. Лабораторная работа 1. Лабораторная работа 1 Тема работы Работа в системе программирования Pascalabc. Net. Пример решения Pascalпрограммы. Порядок выполнения работы


    Скачать 84.5 Kb.
    НазваниеЛабораторная работа 1 Тема работы Работа в системе программирования Pascalabc. Net. Пример решения Pascalпрограммы. Порядок выполнения работы
    Дата12.11.2021
    Размер84.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛабораторная работа 1.doc
    ТипЛабораторная работа
    #270345

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

    Тема работы: Работа в системе программирования PascalABC.NET. Пример решения Pascal-программы.

    Порядок выполнения работы

    1. Запустить PascalABC.NET

    2. Создать новый файл. Ввести текст программы.

    3. Скомпилировать программу

    4. Запустить программу на исполнение. Результат выполнения вывести на экран.

    Теоретические сведения

    Текст Pascal-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит языка.

    Алфавит языка состоит из следующих символов:

    • Заглавные и строчные латинские буквы и символ «подчерк», который считается буквой. Буквы используются для формирования идентификаторов и служебных слов.

    • Десять арабских цифр от 0 до 9. Цифры используются для записи чисел и идентификаторов.

    • 22 специальных символа:

    +

    -

    *

    /

    =

    <

    >

    .

    ,

    ;

    :

    @



    (

    )

    [

    ]

    {

    }

    #

    &

    ^

    Специальные символы используются для конструирования знаков операций, выражений, комментариев, а также как синтаксические разделители.

    Лексическая структура языка. Комментарии и пробелы

    Символы из алфавита языка используются для построения базовых элементов Pascal-программы – лексем.

    Лексема– это минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл. В языке Паскаль имеются следующие классы лексем:

    • Служебные(зарезервированные) слова. Это ограниченная группа слов, построенных из букв. Служебные слова нельзя использовать в качестве идентификаторов, переменных, констант и т.д. Существует приблизительно 55 служебных слов.

    • Идентификаторы (имена) – вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, меток, процедур и функций. Длина идентификатора может быть произвольной, но компьютер воспринимает только первые 63 символа. Идентификаторы вводятся в программу посредством описаний. Важно: в Pascal-программе заглавные и строчные буквы в идентификаторах и служебных словах не различаются.

    • Изображения – правила их построения приведены в соответствующих разделах.

    • Знаки операций– формируются из одного или нескольких специальных символов и предназначены для задания действий по преобразованию данных и вычислению значений.

    • Разделители– также формируются из специальных символов и используются для повышения наглядности текстов программы:

    ;

    =

    :

    (

    .

    В текстах программ допускаются фрагменты пояснительного характера – комментарии. Наличие комментариев не изменяет смысл программы и не влияет на ее выполнение.

    Общая структура Pascal-программы

    Программа состоит из двух частей:

    • Описания последовательности действий, которые необходимо выполнить.

    • Описания данных, с которыми оперируют данные действия.

    Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задает имя программы.

    Совокупность описаний и определений и следующая за ней последовательность операторов называется блоком.

    Объекты, вводимые посредством описаний и определений, имеют различную природу и могут быть разделены на 5 групп:

    • Метки

    • Константы

    • Типы

    • Переменные

    • Процедуры и функции

    Описание меток– посредством меток можно отметить (указать) те операторы, на которые будет передано управление из других точек программы. Передача управления на помеченный оператор реализуется с помощью специального оператора перехода.

    Определение констант– задает в программе идентификаторы, являющиеся представителями некоторых значений.

    Определение типов– предназначено для задания конкретных множественных значений. Указанные множества обозначаются именами (идентификаторами) и в дальнейшем могут служить для описания переменных.

    Описание переменных– вводит совокупность данных с которыми производятся действия. Переменная обозначается идентификатором. С каждой переменной связывается тип, определяющий множество допустимых значений этой переменной и, соответственно, набор допустимых операций.

    Описание процедуры или функции– определяет часть программы, как отдельную синтаксическую единицу и сопоставляет с ней имя. Впоследствии действия, сосредоточенные в процедуре (функции) могут быть выполнены («вызваны») посредством указания ее имени.

    Структура Pascal-программы

    Program Example;

    Var

    n : integer ;

    r : real ;

    Begin

    Readln(n);

    ………….

    Writeln ( n );

    End .

    Простейший ввод-вывод данных

    Для задания переменным их числовых значений можно использовать оператор присваивания.

    Пример:

    А := 5;

    ВВ := -6.143;

    Однако в этом случае программа становится не универсальной, так как выполняется только при этих значениях переменных.

    Для выполнения программы при различных значениях переменных предназначен оператор ввода READ.

    Как только во время выполнения программы встречается оператор READ, машина останавливается и ожидает ввода числовых значений. Когда числовые значения введены, процесс выполнения продолжается.

    Оператор ввода имеет вид:

    READ(A1, A2,...An),

    где: А12, ... , Аn– переменные, которые последовательно получают вводимые значения.

    Числовые значения указываются через пробел. Признаком окончания ввода является нажатие клавиши ENTER.

    Оператор READLN имеет вид аналогичный оператору READ и осуществляет переход на новую строку при вводе каждого значения исходных данных.

    Для вывода данных из памяти компьютера на экран предназначен оператор WRITE.

    Оператор вывода имеет вид:

    WRITE(A1, A2,...An),

    где: А1, А2, ... , Аn– являются в простом случае либо переменными, либо строкой символов, заключенной в кавычки.

    Пример:

    WRITE ( ‘значение В = ‘, B )

    выводит на экран строку:

    значение В = 3

    Для вывода целых и действительных чисел можно указать формат в операторе WRITE.

    Формат указывается через двоеточие после переменной.

    Для действительных чисел формат состоит из двух величин:

    Первая– обозначает общее поле выводимого значения.

    Вторая – поле дробной части.

    Общее поле включает в себя отрицательный знак числа или пробел для положительного числа, количество цифр в целой части, точку и количество цифр в дробной части.

    Пример:

    WRITE(Y:5:2)

    выводит на экран строку: 21.76

    Для вывода целых чисел формат дробной части не указывается.

    Пример:

    WRITE(N:3)

    выводит на экран строку: 216

    Оператор WRITELN выводит результат на новую строку.

    Текст программы

    Program Lr1; – заголовок программы

    Uses Crt; – список имен, подключаемых библиотекой

    модулей (в данном случае – CRT ).

    {Программа вычисляет площадь прямоугольника

    и выводит на печать результат} – комментарий

    Var A,B,Pl : integer; – блок описания переменных (тип)

    A,B - длина сторон,Pl - площадь прямоугольника}

    Begin – оператор начала операторного блока

    (раздел операторов).

    A:=8; B:=4; Pl:=A*B; – оператор присваивания.

    Writeln(‘--------------‘); – оператор вывода на экран.

    35

    Writeln(‘! Сторона А ! Сторона В ! Площадь !’);

    Writeln(‘--------------‘);

    35

    Writeln’!’,A:7,B:11,Pl:11,’!’:5);

    Writeln(‘--------------‘);

    35

    End. – оператор конца операторного блока.

    Пример цветового оформления текста

    Program Text_farben;

    Uses Crt;

    Var i,k : integer;

    Begin

    For i:=0 to 7 do оператор цикла

    Begin

    Clrscr; процедура, с помощью которой происходит очистка экрана

    TextBackGround(i); устанавливает цвет фона

    Delay(2000); выполнение программы приостанавливает на t мс

    For k:=0 to 15 do

    Begin

    TextColor(k); устанавливает текущий цвет

    GotoXY(20,k+1); курсор перемещается в 20 позицию, к+1 строки экрана;

    Write(‘Hi, friend!’); левый верхний угол – (1,1);

    Delay(800);

    End;

    End;

    End.

    Цвет фона: Текущий цвет для текста или рисования:

    0 – черный 7 цветов фона

    1 – синий 8 – темно-серый

    2 – зеленый 9 – светло-синий

    3 – голубой 10 – светло-зеленый

    4 – красный 11 – светло-голубой

    5 – фиолетовый 12 – светло-красный

    6 – коричневый 13 – сиреневый

    7 – св. серый 14 – желтый

    15 – белый

    16 – мерцание символа

    Пример решения задачи

    Индивидуальное задание

    Вычислить значение функции F(X) = COS(X+1) * TGX / (LN X+2,5), где X - любое число из интервала [0..1], вводимое с клавиатуры в диалоговом режиме.

    Описание работы

    1. Выберите алгоритм решения задачи.

    2. Используя таблицы 1.1 и 1.2, выберите стандартные функции, необходимые для решения задачи. Если стандартных функций не существует, получите требуемую функцию, используя математические преобразования.

    3. Запустить PascalABC.NET

    4. Создать новый файл. Ввести текст программы.

    5. Сохраните набранный текст программы. Нажмите клавишу [F2]. На запрос системы укажите, где и с каким именем будет сохранена ваша программа. Например, C:\Lr1.PAS, если программа сохраняется на жесткий диск.

    6. После того, как программа набрана и сохранена, откомпилируйте ее. Нажмите одновременно клавиши [CTRL]+[F9] либо выберите пункт меню «Программа –> Компилировать». Если в программе есть ошибки, то в левом верхнем углу появится сообщение об ошибке, а курсор укажет место ошибки. Если в программе ошибок нет, то появится сообщение об успешной компиляции.

    8. После компиляции программу необходимо выполнить. Для этого нажмите клавишу [F9] либо выберите пункт меню «Программа –> Выполнить»

    9. Убедитесь в правильности решения задачи. Введите данные, для которых легко устно просчитать результат. Выполните программу и убедитесь в правильности полученного результата.

    10. Выведите полученные результаты на печать.

    Текстпрограммы

    program Lr1;

    uses crt;

    var

    x,y: real; a,b,y1: integer; z:boolean;

    begin

    {вводим значение х с клавиатуры 0
    writeln('ввести значение х: (0
    readln(x);

    writeln('значение x = ',x);

    y:=cos(x+1)*(sin(x)/cos(x))/(ln(x)+2.5);

    writeln('y = ',y);

    y1:=round(y);

    writeln('y1 = ',y1);

    End.

    Варианты индивидуальных заданий

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.

    Таблица 1.1 – Основные арифметические функции

    N

    п \ п

    Математическое

    Обозначение

    Стандартная

    функция

    Запись в

    программе

    Тип входной

    переменной

    Тип

    выходной

    переменной

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    | X |

    ABS(X)

    ABS(X)

    real, integer

    real, integer

    2

    X2

    SQR(X)

    SQR(X)

    real, integer

    real, integer

    3



    SQRT(X)

    SQRT(X)

    real, integer

    real, integer

    4

    SIN X

    SIN(X)

    SIN(X)

    real, integer

    real

    5

    COS X

    COS(X)

    COS(X)

    real, integer

    real

    6

    ARCTG X

    ARCTAN(X)

    ARCTAN(X)

    real, integer

    real

    7

    LN X

    LN(X)

    LN(X)

    real, integer

    real

    8

    E

    EXP(X)

    EXP(X)

    real, integer

    real

    9

    TG X

    -

    sin(x)/cos(x)

    real, integer

    real

    10

    CTG X

    -

    sin(pi/2x)/

    cos(pi/2-x)

    real, integer

    real

    11

    ARCSIN X

    -

    arctan(x/sqrt

    (1-sqr(x)))

    real, integer

    real

    12

    ARCCOS X

    -

    (pi/2-arctan

    (x/sqrt(1-

    sqr(x)))

    real, integer

    real

    13

    SEC X

    -

    1/cos(x)

    real, integer

    real

    14

    COSEC X

    -

    1/sin(x)

    real, integer

    real

    15

    XY

    -

    exp(y*ln(x))

    real, integer

    real

    16

    LG X

    -

    ln(x)/ln(10)

    real, integer

    real

    17

    LOG2X

    -

    ln(x)/ln(2)

    real, integer

    real



    написать администратору сайта