Главная страница
Навигация по странице:

  • Лейбниц: вклад в развитие науки и философии

  • Глава1. Биография Лейбница и его труды 1.1. Биография философа

  • 1.2. Крупнейшие труды Лейбница

  • 1. 3. Вклад Лейбница в развитие символической логики

  • Сложные Методы универсаль ных характерис тик Простые символы правила использования и комбинации

  • Глава 2. О принципах природы и благодати 2. 1. Проблемы взаимодействия монад и гармонии

  • 2. 2. Лейбниц о природе зла и о свободе.

  • Философия. Лейбниц вклад в развитие науки и философии


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеЛейбниц вклад в развитие науки и философии
    АнкорФилософия
    Дата06.04.2022
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKR.pdf
    ТипКонтрольная работа
    #447936

    МИНОБРНАУКИ РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
    «Тульский государственный университет»
    Интернет-институт
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине:
    «Философия»
    Тема: «Лейбниц: вклад в развитие науки и философии»
    Выполнил: студент гр. ИБ660941
    Якимчев Михаил
    Номер договора: ИИ00336-16
    Проверила: Преподаватель Соколова С. Н.
    Тула – 2019

    2
    Оглавление
    Введение ................................................................................................................... 3
    Глава1. Биография Лейбница и его труды ............................................................ 6 1.1. Биография философа .................................................................................... 6 1.2. Крупнейшие труды Лейбница .................................................................... 8 1. 3. Вклад Лейбница в развитие символической логики .............................. 11
    Глава 2. О принципах природы и благодати ...................................................... 19 2. 1. Проблемы взаимодействия монад и гармонии ....................................... 19 2. 2. Лейбниц о природе зла и о свободе. ........................................................ 20
    Заключение ............................................................................................................ 22
    Список литературы ............................................................................................... 24

    3
    Введение
    Актуальность заключается в том, что в истории философии не так много примеров, когда в деятельности и творчестве одного и того же человека сочетались эпохальные научные открытия и глубокие философские идеи, составляющие фокус исторического и философского процесса. Среди этих мыслителей - великая фигура, немецкого философа и ученого Готфрида
    Вильгельма Лейбница[7].
    В творческом наследии Лейбница логика занимает особое место.
    Счастье и мир зависят от разума и ясности мышления», - писал он в «
    Авроре». Поэтому логические проблемы для великого философа - это не отдельный сюжет, не логика ради логики, которая представляет особый интерес, самодостаточна» игра ума». Напротив, логика для него - главный нерв интеллектуального поиска, являющийся не только формой («упаковкой
    ») готовых знаний, но и основным инструментом развития проблем теологии, естествознания, право, знания в целом. Поэтому логические идеи пронизывают практически все интеллектуальное наследие Лейбница, так или иначе затрагивало все его работы от его ранней диссертации до
    «Монадологии» и «Новых экспериментов над человеческим разумом»[14].
    Его жизнь проходила в так называемый новый период европейской истории, который обычно открывается событиями английской буржуазной революции, которая началась за несколько лет до рождения будущего философа и закончилась в годы, когда он стал зрелым мыслителем со сложившейся системой философских взглядов. Германия, родина Лейбница, по социально-экономическому и политическому развитию уступала не только Англии, которая затем стала самой развитой капиталистической страной, но и Нидерландам и Франции. Феодально-дворянская система, огромное господство аграрной экономики над экономикой города, торговля, ремесла и промышленные характеристики Германии того века. Важнейшим фактором, препятствующим его историческому развитию, была

    4 политическая раздробленность. Страна состояла из сотен государственных образований, различающихся по размеру, экономической, политической и военной мощи. Здесь не было эффективной централизованной власти, которая была бы действительной для всей Германии, хотя в некоторых электоратах княжеств и городов такая власть была создана и укреплена.
    Не вдаваясь в анализ экономических причин политической и экономической фрагментации Германии в XVII веке, необходимо указать на религиозную неоднородность этой страны, в различных государствах которой были католики и протестанты (в основном в лютеранской форме) вероисповедания[1]. Роль религии в духовной жизни народов той эпохи, в различных политических движениях, планах и расчетах часто была решающей. Даже экономические интересы чаще всего воспринимались в религиозном контексте. Под религиозными лозунгами и знаменами произошла английская буржуазная революция.
    Ожесточенная
    Тридцатилетняя война
    (1618-1648), опустошившая
    Германию, способствовала ее экономической отсталости и политической раздробленности, в сознании ее участников действовала как религиозная война между католиками и протестантами.
    Лейбниц был также первым из его коллег-философов, предложивших всеобъемлющую философскую систему, которая стала одной из отличительных черт немецкой философии[7].
    Лейбниц является не только одной из центральных фигур в развитии логики. Его логическое наследие - поразительное явление в истории мысли.
    Возможно, никто после Аристотеля не сформулировал таких масштабных идей, которые важны для понимания содержания и формального аппарата логики, его роли в познании человека. И его внимание к математике, алгебраизации и аксиоматизации логики было, по крайней мере, на полтора столетия раньше времени[8].
    В творческом наследии Лейбница логика занимает особое место.
    «Счастье и мир зависят от разума и ясности мышления», - писал он в «

    5
    Авроре». Поэтому логические проблемы для великого философа - это не отдельный сюжет, не логика ради логики, которая представляет особый интерес, а самодостаточная «игра ума ». Напротив, логика для него - главный нерв интеллектуального поиска, являющийся не только формой
    («упаковкой») готовых знаний, но и основным инструментом развития проблем теологии, естествознания, право, знания в целом. Поэтому логические идеи пронизывают практически все интеллектуальное наследие
    Лейбница, затрагивая все его работы от его ранней диссертации до
    «Монадологии» и «Новых экспериментов над человеческим разумом»[15].
    Цель состоит в том, чтобы найти соответствующую литературу и на ее основе узнать больше о жизни и творчестве человека, которого некоторые считали и считают гением своего времени, с его философскими взглядами и учениями.
    Задачи:
    1) Ознакомиться с биографией и его трудами;
    2) Выяснить какой вклад Лейбница в развитии символической логики и его крупнейшие научные труды;
    3) Изучить проблемы взаимодействия монад и гармонии;
    5) Узнать взгляды Лейбница о природе зла и свободы;
    Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    6
    Глава1. Биография Лейбница и его труды
    1.1. Биография философа
    Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) был одним из выдающихся умов всех времен, но как человеком, трудно восхищаться им. У него были те достоинства, которые каждый хотел бы найти в рекомендациях каждый: он был трудолюбивым, экономным, воздержанным и честным в денежных делах. Но у него не было высоких философских достоинств, которые были так характерны для Спинозы[14]. Его лучшая мысль не сделала бы его популярным, и он оставил свои рукописи, излагающие эту идею, неопубликованной. И то, что он опубликовал, было призвано завоевать одобрение государей и государень. Следствием этого является то, что существуют две философские системы, каждая из которых может рассматриваться как представляющая взгляды Лейбница: одна, которую он открыто провозглашал, была оптимистичной, православной, фантастической и поверхностной; другой, который был постепенно извлечен из его рукописей относительно недавними издателями, был глубоким, ясным, в значительной степени похожим на философию Спинозы и удивительно логичным. Это был популярный Лейбниц, который изобрел теорию, что наш мир - лучший из всех возможных миров (к чему Ф. Г. Брэдли добавил сардоническое замечание «и все в нем - необходимое зло»); Именно на этого
    Лейбница Вольтер дал карикатуру в образе доктора Панглосса. Было бы не исторически игнорировать этого Лейбница, но другой Лейбниц, сыграл гораздо большую роль в философии[2].
    Лейбниц родился за два года до окончания тридцатилетней войны в
    Лейпциге, где его отец был профессором нравственной философии. В университете он изучал право, а в 1666 году в Альтдорфе получил докторскую степень, там ему предложили профессора, от которого он отказался, сославшись на то, что «имеет в виду совсем другое». В 1667 году

    7 он поступил на службу к епископу Майнцскому, который, как и другие западноевропейские князья, был в постоянном страхе перед Людовиком XIV.
    С одобрения епископа Лейбниц предпринял попытку убедить французского короля вторгнуться в Египет, а не в Германию, но ему вежливо напомнили, что священная война против неверных вышла из моды со времен Сент-
    Луиса. Широкие круги общества не знали о его проекте, пока он не был обнаружен Наполеоном, когда он в 1803 году (через четыре года после своей неудачной египетской кампании) захватил Ганновер. В 1672 году, в связи с этим планом, Лейбниц отправился в Париж, где провел большую часть времени в течение следующих четырех лет[10]. Его парижские знакомые имели большое значение для его духовного развития, так как в это время
    Париж был во главе мира в области философии и математики. Именно там, в
    1675-1676 годах он создал исчисление бесконечно малых величин, не зная предыдущей, но не опубликованной работы Ньютона на ту же тему. Работа
    Лейбница была впервые опубликована в 1684 году, а работа Ньютона была опубликована в 1687 году. Последующий спор о приоритете был неприличным и постыдным для обеих сторон[5].
    Лейбниц был немного скупым. Когда молодая фрейлина в ганноверском суде выходила замуж, он давал ей то, что он называл
    «свадебным подарком», состоящим из полезных правил, которые заканчивались советами не бросать умывание, когда у нее появился муж.
    История не отметила, были ли счастливы молодожены этим.
    В Германии Лейбница учили неосхоластической аристотелевской философии, которую он сохранил на протяжении всей своей дальнейшей жизни. Но в Париже он познакомился с картезианской философией и материализмом Гассенди, которые оказали на него влияние; он сказал, что в то время он отказался от «ненаучных школ», что означает схоластику. В
    Париже он познакомился с Мальбраншем и Арно Янсенистом. Наконец, значительное влияние на его философию оказала философия Спинозы, которого он посетил в 1676 году[13]. Он провел месяц с частыми спорами с

    8 ним и получил рукописную часть «Этики». Позже он присоединился к преследованию Спинозы и сильно преуменьшил свое знакомство с ним, сказав, что он встречался с ним только один раз, и Спиноза рассказал лишь несколько удачных политических анекдотов.
    В 1673 году началось его объединение с ганноверским двором, где он прослужил всю свою жизнь. Начиная с 1680 года, Лейбниц работал библиотекарем в Вольфенбюттеле и был официально уполномочен написать историю династии Брауншвейгов. Он умер, доведя историю до 1005 года.
    Таким образом, его работы не были опубликованы до 1843 года. Он посвятил некоторое время проекту воссоединения церквей, который оказался неудачным. Лейбцих отправился в Италию, чтобы найти доказательства того, что герцоги Брауншвейгские были связаны с семьей Эсте. Несмотря на эти услуги, его оставили в Ганновере, когда Георг I стал королем Англии; главной причиной этого было то, что его ссора с Ньютоном настроила против него Англию. Однако, как он сообщал всем своим корреспондентам, что принцесса Уэльская была на его стороне против Ньютона. Но, несмотря на ее милость, он умер в забвении.
    1.2. Крупнейшие труды Лейбница
    Известная философия Лейбница изложена в «Монадологии» и
    «Принципах природы и благодати»; одно из названных произведений
    (неизвестно какое) он написал для принца Евгения Савойского, коллегу герцога Мальборо. Основа его богословского оптимизма изложена в
    «Теодицеи», которую он написал для прусской королевы Шарлотты. Я начну с философии, изложенной в этих трудах, а затем перейду к его более фундаментальным работам, которые он не опубликовал[11].
    Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц основывал свою философию на понятии «субстанция», но он кардинально отличался от них в рассмотрении отношений духа и материи и в рассмотрении количества веществ. Декарт

    9 допустил три вещества: Бог, дух и материя, Спиноза позволил одного Бога.
    Для Декарта длина - это сущность материи; для Спинозы и длина, и мышление являются атрибутами Бога. Лейбниц также считал, что длина не может быть атрибутом вещества. Он оправдывал это тем, что длина является множеством и поэтому может принадлежать только набору веществ; каждое отдельное вещество должно быть несостоятельным. Поэтому он верил в бесконечное количество веществ, которые он назвал «монады». Каждый из них обладал какими-то свойствами физической точки, но только тогда, когда она рассматривалась абстрактно, фактически каждая монада является душой.
    Это естественно следует из отрицания степени как атрибута вещества; по- видимому, единственным оставшимся возможным существенным атрибутом является мышление[13].
    Теория о том, что вещества не могут взаимодействовать, развитая последователями Декарта, была поддержана Лейбницем и привела к любопытным последствиям. Он полагал, что не может быть двух монад, которые могли бы когда-либо иметь причинно-следственные связи между собой; когда кажется, что у них такие отношения, это только видимость.
    Монады, по его словам, «не имеют окон». Это приводит к двум трудностям: одна трудность связана с динамикой, когда тела кажутся влияющими друг на друга, особенно при столкновении; другое следует из понимания восприятия, которым, по-видимому, является действие воспринимаемого объекта на воспринимающего. Теперь мы оставим в стороне трудности, возникающие из положений динамики, и рассмотрим только вопрос восприятия. Лейбниц полагал, что каждая монада отражает Вселенную не потому, что вселенная влияет на нее, а потому, что Бог дал ей природу, которая спонтанно порождает этот результат[14]. Между изменениями в одной монаде и изменениями в другой существует «предустановленная гармония», которая создает видимость взаимодействия. Очевидно, что это распространение теории двух часов, которые одновременно отбивают время, потому что они работают синхронно. У Лейбница бесконечное количество часов, и все они

    10 установлены Богом, чтобы бить в одно и то же время и в одно и то же время не потому, что они влияют друг на друга, а потому, что каждый из них является совершенно точным механизмом.
    Тем, кто считал предустановленную гармонию странной, Лейбниц указал, какое прекрасное доказательство этому он дал существованию Бога[3].
    Монады образуют иерархию, в которой некоторые возвышаются над другими в своей ясности и отчетливости, с помощью которых они отражают
    Вселенную. Все они имеют некоторую степень неопределенности в восприятии, но степень неопределенности варьируется в зависимости от достоинства монады. Человеческое тело целиком состоит из монад, каждая из которых является душой, и каждая бессмертна, но есть одна доминирующая монада, представляющая то, что называется душой человека, чье это тело. Эта монада доминирует не только в смысле более ясного восприятия, чем у других, но и в другом смысле. Изменения в теле человека
    (при нормальных условиях) происходят ради доминирующей монады: когда моя рука движется, цель этого движения находится в доминирующей монаде, то есть в моей душе, а не в монадах, составляющих мою рука. Вот где истина того, что кажется здравым смыслом, - это контроль моей воли над моей рукой[9].
    Пространство - как это чувство и как оно рассматривается физикой - не существует, но у него есть настоящий двойник, а именно расположение монад в трехмерном порядке в соответствии с точкой зрения, с которой они отражают мир. Каждая монада видит мир в определенной перспективе, присущей только ему; в этом смысле мы можем несколько произвольно говорить о том, что монады имеют пространственную позицию.
    Принимая этот метод рассуждения, мы можем сказать, что не существует такой вещи, как пустое пространство. Каждая возможная точка зрения заполнена одной и только одной реально существующей монадой. Две довольно похожие монады не существуют. Это и есть лейбницевский принцип «тождества неразличимых»[5].

    11
    В отличие от Спинозы Лейбниц в своей системе допускает наличие свободной воли. Он выдвинул «принцип вероятной причины», согласно которому ничто не происходит без каких-либо оснований; но когда мы имеем дело со свободными факторами, причинами их действий являются
    «склонность без необходимости». Каждый человеческий поступок всегда мотивирован, но нет логической необходимости в достаточной основе для его действия. По крайней мере, так говорит Лейбниц, когда он пишет для широкого круга читателей, но, как мы увидим, у него есть другая теория, которую он скрыл после того, как узнал, что Арно был возмущен ею.
    Божьи действия имеют такую же свободу. Он всегда действует во имя лучшего, но никакая логика не заставляет его делать это. Лейбниц согласен с
    Фомой Аквинским в том, что Бог не может действовать против законов логики, но он может командовать всем, что логически возможно, и это дает ему наибольшую свободу выбора[2].
    Таким образом, Лейбниц пришел в наш мир, чтобы отрицать реальность материи и заменить ее бесконечными коллекциями душ.
    1. 3. Вклад Лейбница в развитие символической логики
    Большинство логических работ Лейбница не были напечатаны при его жизни. Они были извлечены из его колоссального архива рукописей и опубликованы различными издательствами после его смерти. В настоящем томе размещены только некоторые из них, как нам кажется, наиболее показательные для его творчества. В то же время целостность общего впечатления создается работами совершенно разных свойств. Некоторые из них относительно полны, содержат развитые фрагменты логических систем.
    Другие ограничиваются изложением или обсуждением основ таких систем.
    Третьи же не содержат никаких результатов, незавершенные, ломающиеся на

    12 пол слова, интересны как свидетельство беспощадного избиения мысли
    Лейбница, его поиска путей и средств реализации его планов. Однако, написанные в разное время, они отражают различные подходы Лейбница к логике, к построению рассуждений отношения исчисления, на которых он размышлял всю свою жизнь, но которые ему так и не удалось создать [2].
    Логическое исследование Лейбница основывалось на программе представления человеческого знания в форме универсального символического языка, мотивированного его рационалистическими взглядами. В рамках такой символики Лейбниц думал сводить все человеческие рассуждения к формальному исчислению, которое будет служить средством как доказательства установленных истин, так и открытия новых, насколько это может быть сделано на основе того, что уже известно.
    Если же доступной информации недостаточно, этот метод должен дать приблизительный ответ и определить в соответствии с исходными данными, что является наиболее вероятным[4]. На таком универсальном символическом языке, своего рода универсальной алгебре, мы будем спорить с помощью вычислений, и вместо того, чтобы спорить, мы говорили бы:
    «посчитаем».
    Создание этого метода, или «универсальных характеристик», как назвал его Лейбниц, включало развитие ряда областей.
    Во-первых, необходимо было уметь разложить все сложные понятия на простые, составляющие «алфавит человеческих мыслей», и на этой основе получить точные определения всех понятий. И любой, кто знакомится с творчеством Лейбница, не может не обращать внимания на его постоянное желание анализировать и определять всевозможные понятия.
    Во-вторых, необходимо было найти подходящие символы или
    «символы», которые могли бы представлять и заменять понятия или термины естественного языка.

    13
    В-третьих, необходимо было сформулировать принципы организации этой универсальной символики - правила использования и комбинации символов. (Рис.1)
    Рис. 1 Области «универсальных характеристик»
    Этот грандиозный метафизический проект, который Лейбниц неоднократно обсуждал в своих работах, не был и не мог быть реализован в том виде, в котором он был привлечен его воображением. Но он предложил пути исследования, которые привели Лейбница к ряду важных математических открытий, включая открытие основ математической логики.
    В наше время, когда существует развитая система математической, или символической, логики, в исторических исследованиях преобладает стремление найти в логическом наследии прошлого, прежде всего элементы таких взглядов, которые согласуются с его концепциями и положениями.
    Современность отбрасывает свою тень в прошлое. Древние стоики видят развитую систему логики высказываний, средневековую схоластику - теорию логической последовательности и теорию семантических парадоксов, не избегая реконструкции существующего исторического материала. Однако
    Сложные
    Методы
    универсаль
    ных
    характерис
    тик
    Простые символы
    правила
    использования и
    комбинации
    символов
    алфавит
    человеческих
    мыслей

    14 актуальная математическая логика начинается с Лейбница. Его отношение к логике принципиально отличается от его непосредственных предшественников - Т Гоббса, И. Юнга, А. Гейлингса[6]. Лейбниц вдумчиво и целенаправленно применял математические методы в логике и тщательно выстраивал конкретные логические исчисления. Именно эта его работа, а не только формулировка определенных логических принципов и приверженность «луллиеву искусству» дает основание называть его
    «Создателем математической логики». Конечно, все эти исследования стимулировали проект «универсальные характеристики». Но было бы ошибкой думать, что надежда на его реализацию надолго пережила
    Лейбница.
    Еще И. Кант в своей работе 1755 г. - «Новое освещение первых принципов метафизического познания» остроумно заметил, что видит в этом плане великого философа. Только нечто, похожее на волю отца басни Эзопа, который перед смертью рассказал детям, что якобы закопал клад в поле, не уточнив, однако, точное местоположение, и это побудило сыновей к беспощадному рытью земли. Так что они, хотя и были обмануты в своих надеждах найти клад, но разбогатели за счёт улучшенного плодородия почвы.
    Цикл логической работы Лейбница открывают труды, датированные апрелем 1679 года, их пять. Они все не закончены и посвящены поиску способов реализации идеи характеристик. «Идея заключалась в том, чтобы приписывать определенное число любому термину (предложениям, силлогизму), соблюдая условие, что термин, состоящий из других терминов, соответствует числу, образованному произведением чисел этих терминов.
    Далее, устанавливая общее свойство таких «характеров» (и используя только такие числа, которые соответствуют этому свойству), можно было бы установить, являются ли определенные выводы правильными по форме. В работах апреля 1679 г. Лейбниц испытывал такие «характеры» простых чисел[8].
    Их он приписывал простым терминам, а произведения

    15 соответствующих простых чисел — сложным терминам, составленным из простых. Объектом приложения «характеристики» были формы аристотелевской логики, традиции которой он высоко чтил и стремился продолжить.
    В «Элементах универсальных характеристик» Лейбниц предлагает следующие правила применять числовые обозначения для категорических предложений:
    - для истинного общеутвердительного предложения необходимо, чтобы число субъекта точно делилось на число предиката;
    - для истинного частноутвердительного предложения достаточно, чтобы или число субъекта точно делилось на число предиката, или число предиката — на число субъекта;
    - для истинного общеотрицательного предложения необходимо, чтобы ни число субъекта точно не делилось на число предиката, ни число предиката
    — на число субъекта;
    - для истинного частноотрицательного предложения необходимо, чтобы число субъекта точно не делилось на число предиката.
    Предложения записываются в форме уравнений и представлены обобщенными формулами, где оптимизированные символы имеют определенные числовые значения. Но эта численная интерпретация не является удовлетворительной. Он обосновывает выводы из апелляции и логического квадрата «для первой фигуры силлогизма - только модус
    Барбары». Позже Лейбниц сформулирует другое условие для истинности общих отрицательных и частных - утвердительных предложений: для общего отрицательного - номер субъекта точно делится на число, обозначающее отрицание предиката, для конкретно-положительного - это не совсем делится. Камнем преткновения для численной интерпретации стала проблема выражения отрицания и отрицательных терминов. В работах «Элементы универсального исчисления» и «Исследования универсального исчисления»
    Лейбниц рассматривает возможность их характерного выражения

    16 посредством обратных математических операций, но не находит удовлетворительного решения [3].
    В статье «Элементы исчисления» представлена интенсивная интерпретация взаимосвязи между понятиями и, соответственно, субъектно- предикатной структуры предложений. В отличие от экстенсионального подхода схоластической логики, где понятия рассматривались с точки зрения объема (например, общее утвердительное предложение понималось как выражение того, что набор индивидов, соответствующих понятию предмета, включен как часть охваченный предикатом), Лейбниц рассматривает конкретное понятие как более значимое целое, чем общее, включая общее понятие как его часть. Это соответствовало основному принципу его
    «характеристики» - представлять все термины как составные из более простых терминов. И, соответственно, концепций - как комбинации более общих понятий, а также его философское убеждение, что общие понятия не зависят от существования отдельных объектов и может принадлежать, в отличие от них, к различным возможным мирам.
    Наиболее интересным изобретением Лейбница является модель силлогизма, основанная на соответствии терминологии и упорядоченных пар относительно простых натуральных чисел. Он сформулирован им в работе
    «Правила, по которым можно судить о правильности выводов, форм категориальных силлогизмов с помощью чисел». Согласно этой интерпретации, субъект предложения представлен одной парой взаимно простых чисел (+я —Ь), а предикатом - другой (+ C - d). Общее предложение верно тогда и только тогда, когда + a делится на + C и -b делится на -d. В противном случае истинно частичноотрицательный. Частноовердительное предложение является подлинным тогда и только тогда, когда -a и -d, -b и + s являются взаимно простыми числами. В противном случае истинно общеотрицательное.
    Оказывается, что если терминам правильных силлогистических умозаключений так приписать пары взаимнопростых чисел, чтобы они

    17 выражали истинность посылок, то они выразят и истинность заключения.
    Лейбниц проверил изобретенную им модель на законах логического квадрата и обращения. В других работах он применил ее к нескольким модусам силлогизма. Можно показать, что этой интерпретации удовлетворяют все правильные модусы силлогизма. Однако в модели выполнимы и неправильные модусы. Приведем пример самого Лейбница (модус АОО третьей фигуры): Всякий благочестивый есть счастливый +=10 -3 +5 —1
    Некоторый благочестивый не есть богатый +10 —3 +8—11 След. Некоторый богатый не есть счастливый +8 —11 +5 —1
    Здесь взяты такие пары чисел, которые выражают истинность как посылок, так и заключения. Между тем этот силлогизм неправильный: такое заключение с необходимостью из посылок не следует. Возможно подобрать пары чисел, которые покажут ложность этого заключения: Всякий благочестивый есть счастливый +12 —5 +4 —1 Некоторый благочестивый не есть богатый +12 -5 +8—11 След. Некоторый богатый не есть счастливый
    +8—11 +4 —1
    Этот факт, конечно, не опровергает модель Лейбница. Похожая ситуация возникает при интерпретации силлогизмов на круговых схемах, которые, кстати, Лейбниц использовал задолго до Эйлера. Для правильных силлогизмов расположение кругов однозначно определяет заключение, для неправильных - ясно показывает возможность противоречивых выводов. В случае арифметической модели Лейбница такой ясности нет. Дело в том, что для неправильного силлогизма должна существовать тройка упорядоченных пар взаимно простых чисел, что, выражая истинность его предпосылок, выявляет ложность заключения[2]. Но это трио нужно найти среди бесчисленного множества, которое включает в себя те тройки, которые представляют неправильный силлогизм как правильный. В случае формального доказательства, а именно такого доказательства, которое
    Лейбниц признает истинно логичным, задача сводится к тому, чтобы найти

    18 такие две тройки упорядоченных пар взаимно простых чисел, которые подтвердили бы два противоречивых вывода. Найти пробным путем.
    Таким образом, модель оказалась неэффективной для проверки силлогизмов. Может быть, поэтому Лейбниц не вернулся к нему в будущем.

    19
    Глава 2. О принципах природы и благодати
    2. 1. Проблемы взаимодействия монад и гармонии
    Поскольку монады никоим образом не влияют друг на друга, то возникает еще один естественный вопрос: как происходит взаимодействие всех вещей в мире, включая разумные и адекватные действия человека в процессе его жизни? Лейбниц столкнулся с той же проблемой, что и Декарт, который пытался объяснить взаимодействие материального человеческого тела с его неосязаемым духом, сознанием. Когда я мысленно приказываю телу, например, поднять руку, оно немедленно выполняет приказ. И такую удивительную координацию мы видим постоянно и везде.
    Лейбниц довольно долго работал над решением проблемы предустановленной гармонии, пока, наконец, не нашел остроумный и эффективный выход. Он пытался объяснить всю видимую гармонию и целесообразность мира с помощью, так называемой предустановленной гармонии, которую добрый и разумный Бог создал специально для мира физической природы[7]. А для большей ясности и достоверности Лейбниц использовал в качестве примера недавнее изобретение часов с маятником времени. Представьте, говорит Лейбниц, что рядом друг с другом есть пара часов. Как, я спрашиваю, вы можете заставить их работать полностью синхронно? Есть три возможных способа сделать это:
    1. Чтобы заставить одни часы влиять на другие. Однако это настолько банально, что противоречит рациональному мышлению и, кроме того, исключает любое понятие свободы.
    2. Чтобы заставить часовщика договориться о каждом движении обоих маятников. Но это, помимо той же банальности, также крайне неэффективно.
    3. Построить такую идеальную пару часов, чтобы они всегда и при любых условиях показывали одно и то же время, синхронно двигая своими маятниками. Похоже, что это совершенный, действительно божественный
    Лейбниц.

    20
    Таким образом, так возникла его знаменитая теория о том, что мудрый и всемогущий Бог заранее задумал и спроектировал все прежнее, настоящее и будущее во вселенной. Проще говоря, каждое малейшее движение души или тела любого из людей давно запрограммировано Богом. Все великие произведения искусства, гениальные планы и идеи, военные и политические катаклизмы и социально-экономические преобразования - все это было в сознании Творца с начала веков. Но тогда есть еще два законных и не менее насущных вопроса: если все так хорошо устроено в мире самых совершенных инженеров, то почему мир именно такой, а не другой? И где тогда (и почему) в мире возникает зло?
    2. 2. Лейбниц о природе зла и о свободе.
    Конечно, вопрос о природе зла очень сложен, поэтому Лейбниц проводит детальное изучение зла, разделяя его на три основных типа:
    1. Зло метафизичное, то есть лежит за пределами физического мира.
    Это связано с тем, что все человеческие существа как телесные существа конечны и поэтому несовершенны. Это несовершенство нашего физического существования является метафизическим злом.
    2. Моральное зло, то есть зло, которое совершает сам человек, отклоняясь от своего истинного предназначения к спасению. Это включает в себя все плохие мысли и действия, совершенные из-за отсутствия мышления или злой воли человека.
    3. Физическое зло, которое воспринимается человеком как посланное сверху и выражается во всех видах бедствий: неудачах, болезнях, страданиях.
    Вот как говорит сам Лейбниц: «Мы можем сказать, что Бог часто наказывает за любую вину для достижения определенной цели: например, предотвращение большего зла или достижение большего добра. Наказание

    21 служит средством исправления или примером; зло часто помогает, заставляя любить больше добра, а иногда помогает улучшить того, кто его терпит ... »
    Таким образом, Бог полностью «выведен» Лейбницем от удара - никакой его вины в существующем в мире зле не существует, и быть не может. И само зло воспринимается нами как таковое только потому, что мы не можем видеть весь план Бога, направленный только на творение и добро.
    О свободе.
    Самой сложной проблемой для Лейбница была попытка объяснить существование человеческой свободы в условиях абсолютного предустановления всех монад[7]. Действительно, если Бог знает все обо всех наших действиях до начала столетий, о какой свободе воли и выбора мы можем говорить? И Лейбниц пытается совместить несовместимое - он утверждает, что свобода человеческой души должна зависеть только от самого себя, а не от чего-либо еще. Другими словами, все стихийные действия монад в ходе их жизни и являются, по мнению Лейбница, истинной свободой.
    Таким образом, совершенно очевидно, что проблема не решается: если
    Бог знает все о нас заранее, тогда вся свобода души, одобренная Лейбницем, является всего лишь иллюзией. Тогда какой смысл в морали, этике?
    Останавливаясь перед этой стеной, Лейбниц не находит другого пути, кроме как доверить решение проблемы самому Богу, чьи истинные планы всегда остаются неизвестными человеку.

    22
    Заключение
    Таким образом, Лейбниц - скучный писатель, и его влияние на немецкую философию сделало ее педантичной и сухой. Его ученик - Вольф, чьи теории преобладали в немецких университетах до появления «Критики чистого разума» Канта, выбросил из Лейбница все, что было Лейбницу наиболее интересным, и создал сухой, профессорский образ мышления. За пределами Германии философия Лейбница имела небольшое влияние; его современный Локк руководил британской философией, в то время как Декарт правил во Франции, пока его не заменил Вольтер, который сделал английский эмпиризм модным.
    Тем не менее, Лейбниц остается величественной фигурой, и его величие теперь более заметно, чем когда-либо прежде. Помимо важности, которую он имел как математик и Создатель бесконечно малого исчисления, он был основателем математической логики, важность которой он осознавал, когда она еще никому не была ясна. И его философская гипотеза, хотя и фантастическая, очень ясна и может быть точно выражена. Даже его монады все еще могут быть полезны в качестве предполагаемых возможных способов видимого восприятия, хотя их нельзя рассматривать как лишение окон. Что я считаю лучшим в его теории монад, так это его два вида пространств: субъективный, в восприятии каждой монады, и объективный, состоящий из кластеров различных точек зрения монад. Это, я считаю, все еще полезно для сопоставления восприятия и физики[13].
    Лейбниц в своих неопубликованных размышлениях при жизни является лучшим примером философа, который использует логику как ключ к метафизике. Этот тип философии начинается с Парменида и продолжается в использовании Платоном теории идей для доказательства различных экстралогических суждений. Философия Спинозы и философия Гегеля также относятся к этому типу философии. Но ни один из них не мог сделать такой

    23 ясный вывод из синтаксиса в реальный мир. Этот тип аргумента приобрел известность из-за роста эмпиризма.
    Таким образом, в своих логических исследованиях Лейбниц предвосхитил многое из того, что позже стало основой символической логики. Можно даже сказать, что в своих исследованиях он предвосхитил эту самую логику. Он не только сформулировал ряд его принципов и законов, но и разработал концепцию формализованного логического языка и, преодолев неудачи и трудности, в конце концов, привел примеры его построения.
    Логики восемнадцатого века - X. Вольф, И. Тегнер, Г. Плуке, И. Ламберт, Ф.
    Кастийон, выступившие с идеями, подобным тем, которые разрабатывал
    Лейбниц, в принципе, не пошли дальше того, на чём он остановился.
    Лейбниц первым попытался арифметизировать логический вывод, присвоить разным логическим объектам разные натуральные числа, найти соответствие законов логики законам чисел. Он также принадлежит к глубокой идее алгебраизации логики, впервые систематически реализованной лишь полтора столетия спустя, и до сих пор являющейся одним из основных источников новых логических исследований. Его работы близки к современной логике и стилю мышления, а также к методам постановки и решения проблем.

    24
    Список литературы
    1. Голобоков В. Г. Краткая история философии/ Под общ. ред.. - В. Г.
    Голобоков / Москва : Олимп; Издательство АСТ, 2017.
    2. Декарт. Избранные произведения. Госполитиздат. /Москва, 2009.
    3. Кант И. Соч.: В 6 т./ Москва: Мысль, 2016. Т. 1.
    4. Лейбниц Г. В. Cочинения: В 4-х томах. Тома 1,4. /Москва, Мысль, 2015 5. Нарский И. С. Готфрид Лейбниц. Москва, /«Мысль», 2012.
    6. Панасюк В. Ю. «История Зарубежной философии», Рабочий учебник,
    /Москва, 2011 год.
    7. Панов В. Ф. Математика древняя и юная. /Москва,2014 8. Субботин А.Л. Логические труды Лейбница. / Москва, 2011.
    9. Юшкевич А. П. Математика в ее истории. / Москва,2016г.


    написать администратору сайта