|
ааааа. Лекция 2 Парадигмы педагогики
Лекция 2 Парадигмы педагогики План лекции 2.2. Понятие научных парадигм 2.3. Теоцентрическая парадигма педагогики 2.4. Рациоцентрическая парадигма педагогики 2.5. Антропоцентрическая парадигма педагогики Образование в свете социокультурной концепции цивилизации «Цивилизация» (от латинского civilis)– «гражданский, общественный, государственный» В наше время фиксирует типы общества, их своеобразие и уникальность на больших отрезках времени. В настоящее время наблюдается отход от «евроцентризма», как наиболее успешной цивилизационной модели и растет интерес к восточной и евразийский цивилизациям. Способы существования цивилизации Для существования и развития цивилизации особое значение имеют способы транслирования культуры: - традиции, обычаи, верования, нормы поведения;
- формы и способы общения, ритуалы;
- взаимодействие поколений в семье, трудовых сообществах, в досуговой деятельности;
- информационные технологии.
Процесс передачи знаний «Состояние и уровень развития цивилизации…определяется уровнем и объемом доступных данному социуму знаний» Д.С.Робертсон Устная форма Письменность Книгопечатание Компьютерные технологии Модель идеального человека в различных цивилизациях Модель цивилизации
| Отношение к себе
| Отношение к социуму
| Главные добродетели
| Духовный поиск людей
| Восточная
| Каким его видят другие
| Подчинение родовому клану
| Сердце и воля
| Поиск абсолютного смысла
| Западная
| Каким он видит себя
| Уважение к своей личности
| Ум
| Поиск абсолютной истины
| Евразийская
| Соборность
(я среди людей)
| Нравственная общность
| Свободное действие и жажда творчества
| Поиск добра
| Понятие научных парадигм «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают… модель постановки проблем и их решений» Томас Кун Парадигма – господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает достаточно ясное видение мира. Парадигмы: общенаучные и специализированные. Три парадигмы педагогической науки Ценности первого порядка, вокруг которых выстраивалась педагогическая наука: ВЕРА – ЗНАНИЕ – «Я». Три главные парадигмы: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая. Научная парадигма в педагогике призвана объяснить педагогическому сообществу и родителям основные принципы построения образования в конкретный период времени. Содержание научной парадигмы в педагогике - 1. Типологическая характеристика ребенка;
- 2. Представление о природе взросления, становления личности и индивидуальности, о сущности педагогического процесса воспитания и обучения;
- 3. Характеристика целей, содержания и организационно-технологических моделей образования;
- 4. Взаимодействие субъекта и объекта образовательного процесса;
- 5. Доминирующая модель школы.
Теоцентрическая парадигма педагогики Первая модель образования: Древняя Греция Научное знание формируется вокруг высшего духовного начала (олимпийские боги, Судьба, Космос, промысел божий). Истоки: Сократ, Платон, Аристотель. Образование – воспитательное окружение, специальные занятия (приучение), правильно организованное обучение. Результат – присвоение жизненных ценностей и формирование добродетелей. Отношение к детству: неполноценное существование, миниатюрная копия взрослого. Образование средневековья - 1. Образование носило религиозный характер и главными образованными людьми были священника;
- 2. Использование индивидуально-групповая форма обучения (20 30 человек)
- 3. Содержание: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
- 4. Фома Аквинский (1226 – 1274)
- 5. Отношение к детству как в Новом завете: ребенок – образец высочайшего совершенства.
- 6. Образование для земной жизни с прицелом на вечную.
Основные черты теоцентрической парадигмы - 1. Образование понимается как помощь ребенку в раскрытии образа Божия в себе.
- 2. Каждый человек должен выполнять то, к чему он предназначен Богом, т.е. не стремиться выходить за пределы своего сословия.
- 3. Не существовало понимания значения своего обучения. Средневековый человек учился, когда хотел и сколько мог, без всякой утилитарной цели. Образованный человек умел читать и писать по латыни, толковать текст Священного писания, а в нем были ответы на все вопросы.
- 4. Не утратила значения и в настоящее время: обучение в религиозных центрах.
Рациоцентрическая парадигма педагогики Новое время и эпоха просвещения (XVII – XIX века). На первое место выходит человек – его разум. Вера в прогресс – источник развития наук, светского образования движения за просвещение народа. Рационализм – великое завоевание Европейской цивилизации. Образование направлено на обучение логике последовательных операций как в научном мышлении, так и любой другой отрасли. Образец человека Нового времени: разумный, осознанно контролирующий все систему своих отношений с миром, деловитый, практичный, принимающий образование как культурную норму. Главные ценности рациоцентрической парадигмы - Рационализм. Научное познание ориентировано на истину, которая не зависит от человека.
- Основные представители научного сообщества:
Я.А. Коменский (ступень ощущений – ступень пояснений – ступень упражнений); И.Ф.Гербарт («ясность», «ассоциация», «система», «метод»); К.Д.Ушинский («живое восприятие учебного материала», « сравнение и сопоставление полученных представлений и выработка предварительных понятий», «обобщение и приведение знаний в систему», «закрепление полученных знаний»). 3. Отраслевой характер образования ( делится по отраслям знаний и разделению труда в промышленности и сельском хозяйстве). 4. Точки зрения на проблему содержания образования: Теория «материального образования» – школа дает знания по основам всех наук. Я.А.Коменский. Теория «формального образования» – школа должна развивать познавательные силы и способности ученика. И.Г.Песталоцци. 5. Классическая и реальные школы. «Школа учебы»: преподается только «книжное» знание, многопредметность, единый учебный план, одинаковые задания, подавление индивидуальности. «Школа труда»: отказ от многопредметности, практическая деятельность в лабораториях, познание идет от практики к понятию, учитель показывает образец практической деятельности, существует возможность отойти от учебного плана. 6. Утилитарность образования. Образование должно приносить пользу, система аттестаций. 7. Педагог – доминирующий субъект образовательного процесса, в обучении царит монолог учителя. 8. Классно-урочная система (Я.А.Коменский) очень продуктивная технологически и поэтому пока не имеет достойно замены. 8. Образ ребенка. Ребенок является объектом воспитания и обучения. Отношение к ребенку: «чистая доска», «пустой сосуд». Образование – подготовка к будущей жизни, ради него можно терпеть лишения. Рождение дидактики – науки о методах обучения. 9. Авторитарность. Ребенок учитель администрация. Антропоцентрическая парадигма педагогики Новые педагогические ценности: - Изначальное совершенство ребенка;
- Природособразность, естественность воспитания;
- Свобода в воспитании;
- Общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;
- Гуманизм
Основные носители: В.Н.Розанов (принципы индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа); Джон Дьюи (личность ребенка и его социальный опыт. Метод проектов); М. Монтессори (Учитель наблюдает и помогает ребенку раскрыть самого себя); С. Френе (учитель расчищает для ребенка дороги, помогая выбрать свою); Я.Корчак, А.О`Нил Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель и мн.др. Причины перехода к антропоцентрической парадигме образования: - Смена типа культуры
- Переход к постиндустриальному устройству социциально-экономической жизни общества
- Информационная революция
- Преодоление тоталитаризма
Новые задачи школы при переходе к новой парадигме - Организовать живое детское сообщество, в котором каждый ребенок получил бы возможность нормально социализироваться;
- Воспитывать коммуникативные навыки и способности детей;
- Воспитывать гражданские качества;
- Воспитывать интерес к своей личности, обеспечивать опыт рефлексии и самовоспитания.
|
|
|