Главная страница

ыы. Лекция+8. Лекция 8 культурное наследие тюрков 1 Культура Караханидского периода


Скачать 41.5 Kb.
НазваниеЛекция 8 культурное наследие тюрков 1 Культура Караханидского периода
Дата01.12.2022
Размер41.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция+8.doc
ТипЛекция
#823955



Лекция 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ


8.1 Культура Караханидского периода




В X-XII вв. с возрастанием значения городов и оседанием части населения, наполовину или полностью связанного с кочевым образом жизни, происходит наиболее интенсивный подъем городской культуры, основным регионом развития которой оставались Южный Казахстан и Семиречье. Расширение площади городов шло за счет рабадов. Города тесно застраивались домами, группировавшимися в кварталы. За пределами теснозастроенного шахристана зажиточные горожане стали обзаводиться обширными легкими домами, заимствованными из Средней Азии («каср», т.е. павильон). Такие дома окружались садами и виноградниками, орошаемыми проточной водой. Жилые постройки и хозяйственные помещения рядовых горожан могли объединяться в единый комплекс со скотными дворами-загонами, разделенными на отсеки и стойла. О пережитках кочевого уклада говорят и найденные во дворах некоторых домов остатки оснований юрт, используемых в качестве летнего жилища. В некоторых городах функционировали водопровод, прокладываемый из керамических труб, и канализационные устройства. Усложняется планировочная структура городов, окружавшихся кольцом оборонительных стен, огораживавшихся дувалами. В XI-XII вв. при Караханидах архитектура Казахстана достигла наивысшего расцвета. В строительство внедряется обожженный кирпич, укладываемый на быстро схватывающемся ганчевом растворе, что дало возможность усовершенствовать конструкции перекрытий и увеличить пролеты перекрываемых помещений, облегчить кладку сводов и куполов без опалубки (что особенно важно для безлесных районов). В портально-купольной архитектуре использовались конструктивные основы юрты. В декоре применялись фигурные жженые кирпичи. Памятники караханидского периода – мавзолей Карахана в Таразе, мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун близ Тараза. На территории Кзыл-Ординской области находится мавзолей Сырлытам. В Центральном Казахстане сохранился мавзолей Аяккамыра. Атрибутом культовых сооружений кыпчакской верхушки были каменные изваяния, изображавшие умерших воинов, богатых женщин и условно передающие обобщенный образ погребенных с типичным овалом лица, сложенными на животе руками или сосудом в руках. Изваяниям поклонялись, приносили своим кумирам в жертву скот. По мере распространения ислама сооружение культовых скульптур прекращается. Многие статуи носят следы умышленного скола лицевой части фигуры.

Рос спрос на продукцию гончаров, стеклодувов, кузнецов, оружейников, ювелиров и др. Широко распространяется глазурованная посуда с буквенным, растительным и зооморфным орнаментом. Поливная посуда покрывалась прозрачной, белой или цветной глазурью поверх ангоба, расписывалась красками. Изготовлялись котлы с налепными ручками, хумы, крышки, чаши на дисковидных поддонах и т.д. Производились изделия из стекла (кружки, графины, флаконы), из меди и бронзы (светильники, подставки). Ювелирам были известны фигурное литье, чеканка, зернь, скань, гравировка, позолота. Землю обрабатывали мотыгой, вспахивали ее омачем с железным наконечником, жали серпами. Для размола зерна использовалась не только ручная мельница с крупными жерновами, но и мельница, приводимая в движение животными или течением воды.

В государстве Караханидов в 960 г. официальной религией объявлен ислам, хотя и в караханидский период продолжали бытовать и другие культы. В среде кыпчаков ислам распространен намного слабее. У них преобладали шаманизм, почитание Тенгри, поклонение явлениям природы и т.п. Важную роль играли гадатели, совершавшие магические заклинания. Ислам принимали, прежде всего, господствующие слои кыпчаков в районах, смежных с мусульманским миром. В Отраре имелась библиотека, занимавшая по числу книг второе место после Александрийской библиотеки. Между 1072 и 1083 гг. появилось сочинение Махмуда ал-Кашгари на арабском языке «Собрание тюркских слов» – не только диалектологический словарь, в котором анализируются сходства и различия в тюркских языках, но и настоящая энциклопедия тюркской жизни. С Караханидским государством связано творчество классика тюркоязычной поэзии и политического теоретика Юсуфа Баласагунского, сочинившего поэму «Благодатное знание». Основателем тюркской ветви суфизма был стихотворец и мыслитель Ходжа Ахмед Ясави. В сборнике мистических стихов «Книга мудрых изречений», возможно, дополненном в его манере и отредактированном его последователями, он изображал свою эпоху как «время страшных бед». Одним из учеников Ясави был представитель суфийско-дидактического направления Сулейман Бакыргани. К памятникам дидактической литературы относится поэма Ахмеда Югнаки «Подарок истин».
8.2 Монгольское нашествие как культурная катастрофа. Культура периода Золотой орды. Культура в период Тимуридов.
Культурный прогресс надолго затормозило завоевание территории Казахстана монголами в начале XIII в. В присырдарьинском регионе П.Карпини, проезжавший через эту некогда густонаселенную территорию в 1246 г., нашел «бесчисленное множество разоренных городов с замками и много пустых селений». Только в XIV в. там началось частичное возрождение городского строительства. Особенно сильно пострадала оседло-земледельческая и городская культура Семиречья, куда стеклись большие массы кочевников. Юго-восток Казахстана быстро теряет былое культурное значение. Развеяны в прах плоды созидательного труда многих поколений людей: разрушена ирригационная система, уничтожены сады, заброшены или потоптаны обрабатываемые поля. Более примитивной стала техника земледелия, захирело ремесло. Были уничтожены многочисленные памятники архитектуры и искусства, погибло множество научных и литературных произведений.

Основным жилищем и одновременно средством передвижения были крытые арбы. Жилища не разбирались, а ставились на телеги целиком. Их остов сооружался из деревянного обруча, на котором устанавливались пересекающиеся в центре плетеные полуобручи. Промежутки застилали камышовыми циновками, прикрываемыми войлоком. Спереди и сзади проделывали решетчатые оконца, зашторенные войлочными занавесками. Величина, интерьер и количество таких домов зависели от богатства их хозяев. Имелись и небольшие сворачивающиеся и разворачивающиеся жилища, верхушка которых изнутри походила на каркас зонта, а также разборные «круглые хижины» (юрты), покрытые войлоком, а у богачей «обитые коврами». Шатры правителей вмещали несколько сотен человек; пороги и стойки их облицовывались золотыми листами. Количество городов после монгольского нашествия уменьшилось в три раза. В дальнейшем стали частично восстанавливаться города на берегах Арыси и Сырдарьи. В XIV-XV вв. сложился новый архитектурный стиль: куполообразные и шатрообразные системы. В XIV в. построен мавзолей Дауд-бека в Таразе. Наиболее крупный памятник зодчества – величественный мавзолей Ахмеда Ясави, воздвигнутый в конце XIV в. по велению эмира Тимура в г. Ясы (Туркестане). По приказу Тимура построен мавзолей над могилой Арслан-баба. К XIV-XV вв. относятся мавзолеи Джучи-хана, Алаш-хана, Болган-ана в Центральном Казахстане. В Сарайчике построен мавзолей золотоордынского хана Джанибека. В мавзолее Кок-Кесене близ Сыгнака похоронен хан кочевых узбеков Абулхаир.

Кочевники знали, где и когда произрастает трава и где она отличается наибольшей питательностью, где находятся лучшие водопои, на каких перегонах нужно запастить провиантом и т.п. Счет времени вели, сообразуясь с явлениями природы. Календарь основывался на двенадцатилетнем животном цикле, в котором каждый год соответствовал тому или иному животному: 1 – год мыши, 2 – год быка, 3 – год барса, 4 – год зайца, 5 – год дракона (рыбы), 6 – год змеи, 7 – год коня, 8 – год барана, 9 – год обезьяны, 10 – год курицы, 11 – год собаки, 12 – год свиньи. Когда наново зазеленела трава, считалось, что прошел год; по новолуниям вели счет месяцам. По звездам ориентировались по сторонам света, главным образом, по Полярной звезде. Известно имя ученого из Чагатаидского государства Хейбеталлаха, переселившегося позже в Персию. Он имел познания «во всех науках» и говорил речи «подобно шейхам», но Газан-хан причислял его к второразрядным ученым, вероятно потому, что он «не знал сокровенного», т.е. был больше светским ученым, нежели теологом.

Традиционные верования монголов и тюрков отличались схожестью. Связующим звеном между миром людей и сверхъестественными силами считались шаманы, вгонявшие себя в транс, чтобы изгнать злых духов и призвать добрых. Они также занимались лечением людей и предсказаниями будущего. Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) попытался обратить ее население в ислам, однако языческие обычаи продолжали соблюдаться с большой строгостью, а в Сарае была основана православная епархия. После смерти Берке новообращенные мусульмане с легкостью превратились в отступников. В первой половине XIV в. Узбек-хан объявил ислам официальной религией Золотой Орды. Несмотря на жестокие расправы хана с «неверными», ислам не вышел за пределы города и властной элиты. Кочевая степь оставалась очень поверхностно затронутой мусульманством. Источники сообщали, что магометанской веры придерживались немногие, большинство же «поклонялись деревянным или тряпичным истуканам и возили их на своих телегах». Позиции ислама даже ослабели к концу XIV в.: так, лиц, окружавших хана Тохтамыша, мусульманский источник называет «безжалостными и злобными» «язычниками». Насильственно обратить кочевников в ислам пытался бий Едыге, однако к полной победе мусульманства это не привело. Несмотря на принятие ислама ханом Могулистана Тоглук-Тимуром и его сподвижниками, рядовые могулы в большинстве своем оставались язычниками и считались «нечестивцами». Наиболее активно насаждал ислам в Могулистане, причем изуверскими методами, хан Мухаммед, но языческие обряды среди могулов отмечались и в начале XVI в. К тому же, на территории Казахстана распространялся ислам суфийского (мистического) толка, многие каноны и обряды которого были близки верованиям шаманистов. Были устойчивы всяческие суеверия, например, нельзя было возвращаться по той же дороге, по которой выезжали, дурным знамением считалось, если кто-либо сидел, наклонив голову, особенно опираясь на щеку или подбородок. После отбытия ханской ставки никто не смел пройти по тому месту, где она находилась, пока были заметны следы разведенного там огня.

Несмотря на то, что монголы в Казахстане были ассимилированы тюркским населением, монгольский язык еще в XV в. не вполне вышел из употребления. Монголы принесли в Золотую Орду уйгурскую письменность, введенную при Чингисхане. Однако более употребительным был арабский шрифт. Арабской вязью на тюркском языке писались многие документы (жалованные грамоты, письма ханов) и литературные произведения. Наиболее ранние образцы устной индивидуальной поэзии относятся к XIII в. Сохранилось единственное литературное произведение, приписываемое жырау Кетбуге, – песня-извещение о гибели Джучи. К XIV в. относится творчество Сыпыра-жырау. В толгау, содержащемся в эпосе «Ер Таргын», он призывает хана и батыра внять его словам и помириться, напоминая хану, что он обязан думать о завтрашнем дне народа, ценить народных заступников, не обделять их уважением, а обращаясь к батыру, призывает его позабыть о своей гордыне и продолжить нести верную службу народу. От творчества жырау Котана (1370-е гг. – после 1456) дошло лишь несколько строк из песни-плача по поводу гибели его сына Акжола. Прозорливым «кудесником» при дворе золотоордынского хана Джанибека считался Асан Кайгы. В «Обращении к хану Джанибеку» он осуждает ханское стремление увести подданных с благодатных земель ради сомнительного и проблематичного блаженства на неизведанных землях. Асан видел, как власть имущие подавляют простой народ, и признавал право последнего на сопротивление угнетению: «Ханы с биями зажмут, Как народу жизнь прожить? Но народ – он есть народ, Станет хмурым – все поймет, В нем насилие гнев разбудит, В гневе силы обретет!»

В золотоордынскую эпоху развивалась и письменная литература. К религиозно-назидательной поэзии принадлежат сочинения «Сказание о лани» и «Кисекбаш, или Сказание об отрубленной голове», написанные с целью приведения «неверных» к покорности Аллаху. К 1311 г. относятся «Рассказы о пророках» Рабгузи. Поэма «Хосров и Ширин» Кутба (XIV в.) является сжатым пересказом одноименной поэмы Низами с использованием оригинальных художественных приемов, введением примет своего времени и своей среды. Известным поэтом был Хорезми, написавший поэму «Любовные послания» (1353-1354). Обращаясь к мусульманам, он призывал их остерегаться надменного невежества: «Зажги ж свечу во тьме и мусульманству Учись у христиан – в досаду чванству!» От творчества «салонных» поэтов аристократического круга заметно отличалась поэма Хисама Кятиба «Царь-череп» (1368-1369 гг.), написанная в период острейшего политического кризиса в Золотой Орде и перекликающаяся с «Божественной комедией» Данте. Поэт предрекал особенно суровое воздаяние в загробном мире для «царей земных», не заботящихся о своих подданных. Сайф Сараи (1321-1393) жил и творил в Сарайчике, но затем бежал в мамлюкский Египет, где написал философско-дидактическую поэму «Гулистан» («Сад роз»), являющуюся вольным переложением поэмы Саади, и ряд других произведений. Знания поэта об окружающем мире содержатся в следующих строчках: «Узнала любви притяженье душа, Землей вокруг Солнца круженье верша». В начале XV в. появилась эпическая поэма Дурбека «Юсуф и Зулейха», в основу которой легла легенда о любви жены египетского сановника Зулейхи к своему рабу Юсуфу. Самым ранним музыкальным произведением является кюй «Хромой кулан» Кетбуги. Известны также кюи «Поход Джучи-хана», «Разъединение народа», «Тоска», «Камбар-батыр» и др.


написать администратору сайта