Главная страница
Навигация по странице:

  • Осевые культурные формы - это Когнитивные парадигмы.

  • Эмоциональное отношение к Богу

  • Виды (формы) социальной культуры

  • пространство культуры. лекция 4. Культурология. Лекция Анатомия культуры


    Скачать 27.84 Kb.
    НазваниеЛекция Анатомия культуры
    Анкорпространство культуры
    Дата01.10.2021
    Размер27.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция 4. Культурология.docx
    ТипЛекция
    #239825

    Лекция 4. Анатомия культуры

    1. Пространство культуры. Трехмерная модель культуры. Культурные формы. Структура культурного пространства: парадигмы, лики культуры, культурные сценарии. Осевые культурные формы: когнитивные парадигмы, ценностные парадигмы, регулятивные парадигмы.

    2. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника.

    3. Духовная культура. Типы духовной культуры.

    4. Религия как сакральная форма культуры. Основные элементы религии. Функции религии.

    5. Социальная культура. Структура социальной культуры. Понятия «нравственность», «мораль», «этика».

    Культурное пространство - это пространство, образованное множеством феноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.

    Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделим в нем три измерения - в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной информации.

    Этими типами смыслов являются:

    1) знания,

    2) ценности,

    3) регулятивы.

    Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:

    1) «когнитивная»,

    2) «ценностная»,

    3) «регулятивная».

    В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовной культуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний и ценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуре отсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательной деятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда как регулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь как средства (способы, методы) создания духовных ценностей.

    Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область культуры социальных отношений, или, короче, социальной культуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однако знания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и норм поведения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности. Главное же содержание социальной культуры - регулятивы, ценности и идеалы.

    Они образуют взаимопересекающиеся плоскости, в которых формируется и существует культура. (Парадигмы — это типовые, «установочные» структуры, которые определяют организацию смыслового содержания культурных феноменов).

    В соответствии с тремя основными парадигмами на их пересечении образуется 3 основные сферы культуры:

    1. духовная культура (соответствует ценностно-когнитивной парадигме)

    2. технологическая (материально-техническая) культура (соответствует когнитивно-регулятивной парадигме);

    3. социальная культура (соответствует ценностно-регулятивной парадигме).

    В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшей его части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурные формы, как религия, искусство, философия. Духовная культура охватывает культурные формы, которые ориентированы на знания и ценности. Духовная культура — это «когнитивно-ценностный лик» культурного пространства.

    Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупность форм культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействие в обществе. Сюда относится нравственная, правовая, политическая культура. В этих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общие регулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких форм образует область соци­альной культуры. Главное содержание социальной культуры — регулятивы, ценности и идеалы.

    Наконец, в культуре существует область технологической культу­ры — в самом широком смысле: как культуры освоения и обработки любого материала, культуры исполнения, изготовления, получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшими элементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план.

    Области духовной, социальной и технологической культуры схематически изображены в виде «когнитивно-ценностной», «ценностно-регулятивной» и «когнитивно-регулятивной» плоскостей, на которые «проецируется» содержание культурного пространства.

    Однако иметь в виду, что существующие в реальной действительности культурные феномены и формы сложнейшим образом сочетаются и взаимопересекаются, границы между ними расплывчаты и относительны. Например, искусство — форма духовной культуры. Но в нем есть и технологический аспект-создание, оформления, распространения произведений искусства, и социальный аспект – художественная жизнь общества, политика в этой области.

    Культурные сценарии

    Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализованные (приспособленные к условиям общественного бытия) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такого рода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурном контексте план действий личности. Он может носить расплывчатый, ориентировочный характер. Сценарии предопределяют нашу профессиональную деятельность, формы досуга, дружеские или любовные отношения, семейную жизнь. Конкретизируется же они в реальной жизнедеятельности личности и зависит от ее индивидуальных качеств.

    Всякий культурный сценарий, с одной стороны, обеспечивает соответствие действий человека условиям общественной жизни, их возможную успешность. Благодаря опоре на традиции он делает поведение людей понятным для других и предсказуемым. Но, с другой стороны, рамки культурного сценария стандартизируют мышление людей, и это может ставить их в тупик, когда они оказываются в жизненных ситуациях, не предусмотренных эталонными культурными сценариями. Творцы культуры, прокладывающие новые пути ее развития, зачастую отходят от предписанных культурой сценариев и находят оригинальные, ранее неизвестные сюжеты деятельности (которые позже могут стать образцами для новых сценариев).

    Осевые культурные формы - это

    1. Когнитивные парадигмы.

    ♦ Житейские знания — в сфере быта, повседневной жизни; простейшие истины, имеющие источником житейский опыт, здравый смысл.

    ♦ Мистические верования — знания, основанные на вере в существование таинственных, необъяснимых, сверхъестественных и сверхразумных сил, явлений и источников знаний.

    ♦ Рациональные формы знаний — базируются на опыте и разуме; строятся с помощью рационального, логического мышления, образуют целостные системы (концепции, теории). В наиболее развернутом виде выступают в философии и науке.

    1. Ценностные парадигмы

    ♦ Финальные ценности.

    ♦ Инструментальные ценности.

    ♦ Производные ценности.

    Два типа или уровня ценностных парадигм:

    ♦ Аксиология повседневности — уровень обыденного сознания, ценности повседневной жизни.

    ♦ Идеология — социальные ценности и идеалы, определяющие задачи развития общества.

    1. Регулятивные парадигмы

    Социокультурные нормы — регулятивы нормативного, общепринятого поведения:

    ♦ общекультурные;

    ♦ групповые;

    ♦ ролевые.

    Девиантное (отклоняющееся) поведение:

    ♦ случайные девиации;

    ♦ регулярные девиации.

    2. Основные формы культуры: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия.

    Мифология — одна из самых ранних форм культуры, которая включала в себя мифы, сказки, отражавшие духовно- психологическую жизнь людей древнего общества. Самой ранней была форма тотемической мифологии: люди верили, что они связаны родственными связями с животными, растениями, скалами, явлениями природы и образуют единый тотем. Позже, с переходом людей к земледелию возникла хтоническая мифология (хтоническая от слова «хтон» — земля): люди верили, что существуют могущественные существа с человеко-звериным обликом. И лишь позже хтонические звероподобные боги вытесняются небесными богами с человеческим обликом.

    Мораль — форма культуры, которая включает представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, включает запреты на плохие поступки и действия людей (уже в первобытной культуре возникли первые моральные запреты — табу).

    Искусство — форма культуры, которая возникла уже в первобытном обществе, и отражает действительность и духовную жизнь людей в художественных образах. При зарождении искусства его элементы слитны, переплетены, а затем выделяются отдельные виды искусства: танцы, песни, музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, художественная литература, поэзия, киноискусство и т.п.

    Религия — форма культуры, отражающая стремление человека к жизни в единстве с могущественным Богом, воплощающим в себе высшее совершенство. В зависимости от представления людей о Боге, религии делятся на:

    1) монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам — вера в одного Бога); 

    2) языческие религии (политеизм — вера во многих богов, восточные культы);

    3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм, конфуцианство).

    По степени распространенности в мире выделяют:

    1) мировые религии (буддизм, христианство, ислам), которые широко распространены;

    2) локальные религии, влияние которых ограничивается рамками определенного региона или народа (иудаизм, даосизм).

    Право — форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по регулированию общественных отношений людей на основе специально выработанных социальных норм – законов, обязательных к исполнению всеми гражданами данного общества.

    Идеология — форма культуры, система жизненных, социокультурных, политических идей, в которых обобщается и осознается отношение людей друг к другу, к обществу, к миру.

    Наука — форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

    Философия — форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира и понятийно-категориальную структуру мышления людей. Философия возникла в середине I тысячелетия до н. э. в трех регионах мира: в Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов, для всего мироздания. 

    Экономика — форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

    3. Духовная жизнь — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих. 

    Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования. 
    Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом. 
    Духовная культура — часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости. 

    К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей:

    ♦ Мифология.

    ♦ Религия.

    ♦ Искусство.

    ♦ Философия.

    Особенности духовной культуры:

    1. Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей.

    2. Наибольшая свобода творчества.

    3. Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира.

    4. Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества.

    4. Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. Религия - это один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия (верование) составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности.

    Основные элементы, которые имеются в разных религиях и потому, можно думать, характеризуют сущность религии вообще.

    1. Вера в Бога (или богов). Это главный признак религии. Без богов религии нет. В разных религиях – разные боги, но есть нечто общее в представлениях о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект, существо. Во-вторых, Бог есть существо (а) разумное, (б) бессмертное, (в) обладающее сверхъестественными способностями, (г) непостижимое для человека, превосходящее человеческое разумение. Все это свойства, которые имеются у человека, но взятые в преувеличенном, абсолютизированном виде. А с точки зрения атеистов, человек создает образ Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие качества, доведенные до высшего совершенства.

    1. По мысли Л.Фейербаха, религиозное представление о Боге – это зеркало, в котором отражается мечта человека о том, каким он хотел бы стать. А Вольтерсо свойственным ему остроумием выразился по этому поводу так: «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же».

    2. Эмоциональное отношение к Богу. Указанное выше сходство человека и Бога делает возможным человеческое общение с Божеством. Поскольку Бог есть существо, подобно человеку обладающее разумом, с ним можно говорить, к нему можно обращаться с молитвой, его можно просить, убеждать, уговаривать. Бог – очень удобный собеседник: он всегда рядом. С ним человек преодолевает чувство одиночества. Вера в Бога – это не просто рациональная убежденность в его существовании, а религиозное чувство. Верующий относится к Богу эмоционально – с любовью, страхом, надеждой, чувствами вины и раскаяния, и верит, что Богу тоже свойственны эмоции – Бог проявляет любовь и милосердие, гневается на грешников, вознаграждает праведников. Эмоциональное общение с Богом образует особого рода «духовный опыт».

    3. Вероучение. Во всякий религии имеются священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования (Библия, Коран). К священным текстам со временем добавляются их толкования, сочиненные выдающимися деятелями религии. На основе священных текстов и их канонизированных толкований строится религиозная наука – богословие (теология). На наиболее общем уровне вероучение приобретает истолкование в религиозной философии.

    4. Религиозный культ. Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное обращение к Богу с молитвами, участие в коллективных богослужениях, освящение рождения, смерти, бракосочетания. Праздники связаны со знаменательными событиями, описанными в священных текстах, и предполагают совершение соответствующих церемоний. Важной стороной религиозного культа является символика. Культовые предметы, действия, жесты – это символический язык, на котором происходит диалог человека с Богом. В символической форме верующий, с одной стороны, выражает свои чувства и мысли в освященных, допустимых для обращения к Божеству формах, а с другой – приобщается к Богу, получает от него поддержку и помощь.

    5. Организация верующих. Религия по природе своей коллективна. Она предполагает не только связь индивида с Богом, но и связь верующих в этого Бога индивидов, единоверцев. Может быть индивидуальная вера, но не может быть индивидуальной религии. Великие основатели религий - Будда, Христос, Мухаммед - проповедовали свои идеи, и эти идеи становились религией только тогда, когда у них набиралось много сторонников. Общество признает в качестве религии только достаточно распространенную среди людей веру.

    Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в обществе развитом, где существуют искусство, философия, наука, идеология, политика, право религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Отсюда вытекает особая роль религии в обществе, которую она выполняет вплоть до нашего времени. Хотя в ХХ в. из центра духовной жизни общества она перемещается к периферии, ее влияние на жизнь общества и ныне остается большим.

    Можно выделить следующие функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни:

    1. «Душеспасительная» функция (по отношению к личности).

    2. «Духовная» функция(по отношению к культуре). Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, иерархия ценностей, на вершине которой стоит Бог. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

    3. «Мирская» функция (по отношению к обществу). Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей, внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения.

    5. Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Эта культура характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно, называют социальной материей.

    Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления и стили лидерства.

    Частью социальной культуры является, политическая культура, которая представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса.

    Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Идеальный компонент – базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, а также ориентации правительственных структур в отношении других политических систем и в отношении собственной политической деятельности.

    В последнее время, в социальной культуре выделяют правовую сферу (культуру). Эта культура воплощена в деятельности правовой системы общества, правовом развитии человека, важнейшим показателем которого является его отношение к закону как к культурной ценности.

    Виды (формы) социальной культуры:

    • нравственная культура;

    • философская культура;

    • политическая культура;

    • экономическая культура;

    • историческая культура;

    • экологическая культура;

    • религиозная культура;

    • этическая и эстетическая культура;

    • правовая культура.


    написать администратору сайта