Лекция 6. Лекция 6. Введение в теорию игр. Основные понятия матричных игр.. Лекция Введение в теорию игр. Основные понятия матричных игр
Скачать 190.95 Kb.
|
5 Лекция 1. Введение в теорию игр. Основные понятия матричных игр. Ключевые слова. Игра, игрок, ход в игре, стратегия, парные, конечные, бесконечные, антагонистические игры, верхняя и нижняя цены игры, чистые, смешанные стратегии. 1.1. Понятие игры Теория игр анализирует принятие решений экономическими субъектами, которых называют, по традиции, игроками, в ситуациях, когда на результаты этих решений влияют действия, предпринимаемые другими экономическими субъектами. Такие ситуации принято называть играми. В свою очередь, игрок – это просто термин, который удобен для проведения аналогии изучаемой ситуации с салонной игрой с четко описанными правилами. Каждый игрок обладает определенной свободой выбора действий. Своими действиями игрок влияет не только на свой результат, но и на результаты всех остальных. Результат оценивается заданной для каждого игрока функцией выигрыша. Считается, что цель игрока – максимизировать свой выигрыш. Определение. Игра – математическая модель конфликтной ситуации. Определение. Ход в игре – выбор и осуществление игроком одного из предусмотренных правилами игры действий. Определение. Стратегия – последовательность всех ходов до окончания игры. 1.2. Классификация игр В зависимости от числа стратегий: - конечные, если у игрока имеется конечное количество стратегий; - бесконечные (в противном случае). По числу игроков: - парные (два игрока); - множественные (больше двух игроков). В зависимости от взаимоотношенй игроков: - кооперативные, если в игре заранее определены коалиции; - коалиционные, если игроки могут вступать в соглашения; - бескоалиционные, если игрокам нельзя вступать в соглашения. Определение. В играх с нулевой суммой одни игроки выигрывают за счет других, т.е. суммарный выигрыш всех игроков равен нулю. Определение. Парные игры с нулевой суммой называются антагонистическими. 6 Определение. Конечные антагонистические игры называются матричными играми. 1.3. Матричные игры В общем случае матричная игра задается прямоугольной матрицей размера mxn: Считается, что 1-й игрок имеет статегии , определяемые строками матрицы, а 2-й игрок – стратегии , определяемые столбцами. Каждый элемент матрицы представляет выигрыш 1-го игрока (может быть и отрицательным) у 2-го, если каждый использует свою одну соответствующую стратегию. Если представить платежную матрицу игры в виде: B 1 B 2 B n α A 1 a 11 a 12 … a 1n α 1 A 2 a 21 a 22 … a 2n α 2 … … … … … … A m a m1 a m2 … a mn α m β β 1 β 2 … β n то можно сделать следующие определения: Нижняя цена игры (максимин): i i ij j i a α α max min max = = Верхняя цена игры (мимимакс): j j ij i j a β β min max min = = 1.4. Чистые и смешанные стратегии игроков Определение. Чистая стратегия игрока – это возможный ход игрока, выбранный им с вероятностью, равной единице. Определение. Смешанной стратегией первого (второго) игрока называется вектор ( ) mxn ij mn m m n n a a a a a a a a a a A = = 2 1 2 22 21 1 12 11 m A A A , , , 2 1 n B B B , , , 2 1 7 ( ) ( ) = = ≥ = = = ≥ = ∑ ∑ = = 1 , , 1 , 0 , ,..., , 1 , , 1 , 0 , ,..., , 1 2 1 1 2 1 n j j j n m i i i m y n i y y y y y x m i x x x x x Определение. Если x i >0, y j >0 , игра называется активной Платежная функция игры: ( ) ∑∑ = = = n j m i j i ij y x a y x f 1 1 , Определение. Стратегии ( ) ( ) * * 2 * 1 * * * 2 * 1 * ,..., , , ,..., , n m y y y y x x x x = = называются оптимальными, если для произвольных стратегий ( ) ( ) n m y y y y x x x x ,..., , , ,..., , 2 1 2 1 = = выполняется условие ( ) ( ) ( ) y x f y x f y x f , , , * * * * ≤ ≤ Определение. Решением игры называется совокупность оптимальных стратегий и цены игры. Теорема (об активных стратегиях). Если один игрок придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то выигрыш остается неизменным и равным цене игры, если другой игрок не выходит за пределы своих активных стратегий. Теорема фон Неймана (основная теорема матричных игр). Любая матричная игра имеет по крайней мере одно решение в смешанных стратегиях – две оптимальные стратегии и соответствующую им цену: ( ) * * * * , , , y x f v y x = Список литературы по лекции 1. 1. Благодатских А.И., Петров Н.Н. Сборник задач и упражнений по теории игр. РХД, 2007. – 212 с. 2. Громенко В.М. Теория игр. М., МГОУ, 2005, 142 с. (ссылка в ЭБС: www.knigafund.ru/books/19432 ) 3. Колобашкина Л.В. Основы теории игр: учебное пособие. М., БИНОМ, 2011, 163 с. (ссылка в ЭБС: www.knigafund.ru/books/68179) 4. Невежин В.П. Теория игр. Примеры и задачи: учебное пособие. М.:ФОРУМ, 2012. – 128 с. |