Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • история отечественной литературы. Летопись в древнерусской литературе это особый вид исторического повествования, он представляет собой запись исторических событий по годам


    Скачать 30.91 Kb.
    НазваниеЛетопись в древнерусской литературе это особый вид исторического повествования, он представляет собой запись исторических событий по годам
    Анкористория отечественной литературы
    Дата16.08.2022
    Размер30.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория отечественной литературы.docx
    ТипДокументы
    #646765

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра журналистика массовых коммуникаций
    Форма обучения: заочная с применением дистаницонных технологий



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    _____________________________________________________



    Группа 21Ж171

    Студент
    К.Д. Евдокимова


    МОСКВА 2022

    Практическая 2 к теме 3

    1. Летопись в древнерусской литературе – это особый вид исторического повествования, он представляет собой запись исторических событий по годам.

    В летописях последовательно зафиксированы походы, подвиги, битвы, значительные природные явления. Также летопись могла включать предания, легенды, фрагменты документов, диалоги, поучения. События в ней часто начинались с момента сотворения мира, с библейских времен.

    2. Считается, что «Повесть временных лет» была создана Нестором, книжником Киево-Печерского монастыря. Данное авторство условно, т. к. летопись – результат работы нескольких авторов. «Повесть временных лет» была написана в начале XII века, не позднее 1115 года, точный год создания неизвестен.

    Автор пишет от первого лица для достоверности, убедительности, например, во фрагменте, описывающем события 1091 года (И когда через три дня наступил праздник Успения Богородицы, повелел игумен копать там, где лежат мощи его, отца нашего Феодосия, по велению которого я, грешный, первый был очевидец, о чем и расскажу не по слухам, а как зачинатель всего того. Итак, пришел игумен ко мне и сказал: "Пойдем в пещеру к Феодосию"»).

    3. Повествование в летописи начинается с библейского рассказа о разделении земли между сыновьями Ноя. Упоминается вавилонское столпотворение. Русские считали себя потомками Иафета. Таким образом история Руси встраивается в ход всемирной истории.  Рассказывается о расселении славянского народа, об особенностях нравов и обычаев каждого народа.

    4. Датированная часть летописи начинается с 852 года, с начала царствования Михаила. В 862 году происходит призвание на княжение варягов.  Призвание варягов считается отправной точкой русской государственности. Так устанавливаются два источника власти на Руси – местный (Кий и его братья) и иноземный (варяги). Возведение правящих династий к иностранным родам традиционно для средневекового исторического сознания. Так правящей династии придавалась большие знатность и достоинство.

    5. События в летописи изложены до 1117 года. Последние исторические события, зафиксированные в летописи – смерть царя Алексея и воцарение его сына Иоанна.

    6. Апостол Андрей из города Синопа добрался в Корсунь, далее он решил отправиться в Рим, двигался вверх по Днепру, побывал на горе, установив крест и помолившись, впоследствии здесь будет воздвигнут Киевудивлялся обычаям славян, живущим в месте, «...где нынче стоит Новгород». Добрался до Рима, рассказал об увиденных обычаях «банного самоистязания» и отправился обратно в Синоп. Так, апостол Андрей прошел путь «из варяг в греки». В летописи также упоминается апостол Павел, «учитель славян».

    7. В 862 году славяне изгнали варягов со своей земли, чтобы не платить им дань. Начались войны между родами, поэтому варяги (руси) во главе с Рюриком были приглашены на княжение, чтобы остановить войны и усобицы. Рюрик принял во владения Новгород, его брат Синеус стал властвовать на Белоозере, а третий брат Трувор – в Изборске. После двух лет княжения братья Рюрика умерли и всю власть принял Рюрик.

    8. После крещения славян князья Ростислав, Святополк и Коцел отправились к царю Михаилу с просьбой дать им учителей, которые могли бы наставлять их, объяснять священные книги, потому как они не обучены ни греческому, ни латинскому языку. Царь Михаил передал слова князей философам. От философов царь узнал о том, что в Селуни живут два искусных философа, знающих славянский язык и послал за ними. Константин и Мефодий составили славянскую азбуку, перевели Апостол и Евангелие, Октоих, Псалтырь и другие книги. Некоторые люди были против бытования азбуки на языках кроме греческого, латинского и еврейского. Папа римский осудил тех, кто бранил славянскую азбуку, процитировав Писание: «Пусть восхвалят Бога все народы», пообещал отлучить от церкви недовольных славянской азбукой.

    9. Князь Олег спросил волхвов и кудесников, что станет причиной его смерти, и получил ответ, что смерть придет ему от его любимого коня. Князь принял решение больше никогда не садиться на своего коня и не видеть его, велел беречь и кормить коня и не видел его более несколько лет. После возвращения из Киева на пятый год князь Олег вспомнил своего коня и спросил о его судьбе. Получив ответ, что тот умер, князь посмеялся над предсказанием волхвовпоехал посмотреть на останки коня, наступил на череп. Из черепа выползла змея, ужалила князя, отчего князь и принял свою смерть. Таким образом сбылось предсказание о смерти Олега от его коня.


    10. В 945 году князь Игорь пошел к древлянам за данью, его дружина творила насилие над ними. На обратном пути Игорь отправил дружину с данью домой, а сам решил вернуться с небольшой частью своей дружины, чтобы получить больше богатства. Древляне, узнав, что князь Игорь возвращается, отправили посыльных к нему со словами о том, что забрал уже он всю дань и незачем ему идти. Игорь не послушал их и был вместе со своей дружиной убит древлянами.


    Древляне решили просить Ольгу, жену Игоря, выйти замуж за князя древлянского Мала, отправили к ней лучших мужей своих. Ольга обманом заманила их в ладью, в которой их «понесли бы с почестями», но их сбросили в яму и засыпали живых камнями. Ольга послала к древлянам просьбу отправить ей еще лучших из них, а иначе не отпустят ее киевляне. Приехавших древлян Ольга пригласила их в баню, где их сожгли. После этого Ольга потребовала приготовить древлянам множество медов, в городе, где погиб князь Игорь, дабы устроить тризну оплакать его. Древляне опьянели и дружина киевская изрубила 5000 их. Хитростью Ольга в 946 году сожгла их город, привязав к голубям и воробьям, которых обнищавшие древляне, принесли в качестве дани ей, кусочки трута.

    В 955 году Ольга прибыла в Царьград. Царь Константин, оценил ее ум, и сказал, что она вправе царствовать с ним. Ольга же ответила, что она язычница и примет крещение только лично от царя.

    В крещении Ольга принимает имя Елена, что вызывает ассоциации с Еленой Прекрасной. Можно также проследить фольклорные мотивы в осуществлении Ольгой мести древлянам. Исследователи соотносят четыре мести Ольги с четырьмя символическими загадками о смерти, которые древляне не могут разгадать и даже не интерпретируют как загадки, отчего погибают. Ладья, в которую Ольга заманивает древлян, символизирует погребальный обряд. Баню и «пир» также можно интерпретировать как символы переходного состояния из жизни в смерть или перерождение. Исследователи относят образ Ольги к фольклорному типу коварных невест.

    11. В 986 году к князю Владимиру пришли представители трех религий и предлагали ему выбрать их веру. Чтобы определиться с выбором, Владимир отправил послов в страны посмотреть, какая вера лучше. Послы восхитились греческой церковью и не могли забыть красоты и хотеть другой веры, кроме греческой. Так, выбор пал на христианскую веру.

    Владимир велел изрубить и сжечь идолов. Идол Перуна привязали к конскому хвосту, волокли и били палками, а после сбросили в Днепр. На следующий день князь Владимир велел всему народу собраться на реке, где весь народ принял крещение. Вместо идолов возвели церкви.

    Место Перунья отмель получило такое название, потому как на этом месте на отмель ветром был выброшен идол Перуна.

    12. Печенежский князь предложил Владимиру отправить каждому из князей одного сильнейшего мужчину бороться. При победе представителя печенегов, печенеги будут разорять противников три года, если победит славянин, то стороны не будут воевать три года. Нашелся юноша, который способен порвать кожу голыми руками и вырвать кожу с мясом из живого быка. Он одолел печенега. Владимир заложил город на месте битвы и назвал его Переяславлем в честь «перенятой славы».

    13. В 997 году печенеги взяли Белгород в осаду. Народ на вече решил сдаваться противникам на следующий день, т. к. был сильный голод. Один старец узнал об этом и наказал старейшинам не сдаваться еще три дня. Он велел залить в колодцы пищу и пригласить печенегов в город. Народ показал печенегам, что пищу им дает земля и не перестоять им их. Те подивились и сняли осаду.

    14. После смерти Владимира престол занял Святополк. Он приказал убить своего брата Бориса. Борис почувствовал близкую смерть, После молитв он принял свою смерть. Вместе с ним погибли и многие его слуги, в т. ч. верный слуга Георгий.

    После этого Святополк написал письмо Глебу о том, что отец болен. Глеб двинулся в путь, Ярослав отправил Глебу указание не ездить, сообщил, что отец его умер, а брат убит. Глеб молился и плакал о погибших. В это время пришли посланники Святополка, захватили корабль и убили Глеба. На небе погибшие братья воссоединились.

    Эти фрагменты текста можно отнести к жанру жития святых (агиография).

    15. Сравнив данные легенды о сотворении человека, можно сделать вывод о том, что этиологические мифы сохраняются и продолжают распространяться на протяжение веков. В этих легендах рассказывается о том, как человек получил тело от дьявола, а душу от Бога. В олицетворенной форме аналогично объясняется появление человека, как в XII веке, так и спустя почти десять веков в XX веке.

    16. Владимир Мономах в «Поучении» наказывает потомкам творить добро, приносить людям пользу, совершать добрые дела, подавать милостыню, заботиться о бедных, служить интересам общества. Одним из сильнейших пороков считает лень. Владимир Мономах прославляет Бога, восхваляет его милость. Мономах в своем поучении затрагивает множество нравственных вопросов, а также вопросов общественного управления. Поучительные элементы в данном отрывке сочетаются с автобиографическими, примерами из собственного опыта Владимира. Он рассказывает о своих великих походах и деяниях.

    17. В 1097 году князья собрались на совет для установления мира. Но договор о недопущении междоусобиц был нарушен. Давыд верит слухам о том, что Святополк и Василько в сговоре против него. Он настраивает Святополка против Василька. Святополк призывает Василько в Киев, тот соглашается только на третий раз. Василько узнает о заговоре против него, но не верит. Святополк думает отпустить его, но Давыд не разрешает. Васильку выкалывают глаза и увозят во Владимир.

    Владимир Мономах, узнав о произошедшем, ужаснулся и заплакал, потому как не должно происходить такого зла на Русской земле.

    С помощью данного эпизода, раскрывающего преступление князей, летописец осуждает нарушение общественных обязательств и клятв, потому как результатом становятся такие кровавые последствия.

    18. В 947 году Ольга отправилась в Новгород, по всей земле сохранились свидетельства о ней, одно из них – село Ольжичи, названное в честь нее.

    Город Киев получил название от имени Кия, старшего брата Хорива, Щека и Лыбеди. Некоторые люди думали, что Кий был перевозчиком и говорили «на перевоз на Киев».

    19. По преданию, существовал народ обры, они воевали против славян и мучили дулебских женщин, запрягая их в телеги. Обров полностью истребил Богов, не осталось в мире не одного обрина, отсюда пошло выражение – «погибли как обры».

    В 984 году Владимир послал своего воеводу по имени Волчий Хвост на радимичей. На реке Пищани произошло сражение, где радимичи были повержены. Так появилось выражение «Пищанцы от волчьего хвоста бегают».

    20. В летописи приводится много легенд о происхождении географических названий, названий племен, родов, например, о происхождении названий Киев, Ольгичи, Переяславль, речь о которых шла выше, а также легенда о выxoдцaх из ляxoв – бpaтьями Paдимoм и Bяткo, от которых берут начало радимичи и вятичи.

    В целом большую часть сказаний в летописи можно связать с устным народным творчеством, в котором они берут начало.

    21. С одной стороны, «Слово о полку Игореве» является воинской повестью, с другой – данное произведение содержит характерные черты народного творчества, в частности, былинного. О правомерности первого утверждения говорит историческая основа событий. «Слово» описывает воинские подвиги, рассказывает о битвах. Присутствует детальное описание снаряжения воинов, особенностей хода битвы. Произведение рассказывает о походе князя Игоря на половцев, совершенного в 1185 году. Герой «Слова» Князь Игорь – реальная историческая личность, что также служит аргументом к тому, что данное произведение можно отнести к жанру воинской повести.

    Также в произведении присутствует много черт, присущих народному творчеству. В «Слове» встречаются лирические вставки, не свойственные жанру воинской повести. Так, плач Ярославны создан по формуле женских народных плачей. Часто используются постоянные эпитеты, характерные для фольклорных жанров, например, «Тогда вступил Игорь-князь во злат стремень и поехал по чистому полю». Используется множество сравнений героев с животными и птицами.

    22. Через образы животных передается настроениевнутреннее состояние героев, с помощью этих образов передаются внутренние качества и характер героев. Всеволод и Игорь сравниваются с соколами, с храбрыми и свободными птицами.

    Ярославна сравнивается с кукушкой, чайкой. Половцы – с черными воронами, с выводком гепардов. Сравнения с животными помогают не только красочней представить характеры и образы героев, но и показывают значимость природы в мироощущении людей того времени.

    23. В «Слове о полку Игореве» природные образы играют очень важную роль. Солнце накрывает войско тьмой, загораживает путь князю Игорю мраком, это служит предсказанием, символизирует будущее поражение. Природа становится предвестником будущей беды. Когда Игорь ведет войско к Дону, волки «накликают грозу», орлы созывают зверей «на кости», лают лисицы. Через природные образы, образы животного мира создается тревожное настроение. Так, на утро перед боем с моря идут черные тучи, «трепещут» молнии. Когда наступают половцы, гудит земля, степь заносится пылью.

    Ярославна в своем плаче обращается к солнцу, укоряя в том, что оно «простерло свои горячие лучи на воинов», «в степи безводной жаждой сомкнуло им луки». Солнце воспринимается как действующий герой произведения. Природа в произведении не статична, она максимально вовлечена в события.

    24. Вся Русская земля является героем «Слова». Вся природа Руси, необъятные просторы передает настроение, создает образы, живет и чувствует вместе с персонажами, может посылать предзнаменования, радоваться и горевать.

    Русская земля предстает в произведении великим достоянием народа. Бескрайние просторы ее рисует автор в «Слове» - Дон, Волга, Днепр, Дунай, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород. Русская земля в произведении практически равнозначна русскому народу. Поэтому центральным героем «Слова» становится не князь Игорь, а вся Русская земля и единый русский народ, «Слово о полку Игореве» проникнуто огромным патриотизмом и верой в единство народа.

    25. В разных списках произведение имеет разные названия. Произведение по Кирилло-Белозерскому списку называется «…писание Софониа старца рязанца, благослови отче. Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимера Ондреевича». Слово «Задонщина» находится в составе этого названия и, по словам исследователя Д. С. Лихачёва, «означает не само произведение, а те события, которым оно посвящено: то, что произошло с князем Дмитрием Ивановичем и «братом его» князем Владимиром Андреевичем «за Доном».

    «Задонщина» рассказывает о победе русских войск под предводительством князя Дмитрия Донского и князя Владимира Андреевича над монголо-татарскими войсками (о Куликовской битве в 1380 году). Произведение можно разделить на три смысловые части. Вступление описывает сборы русских войск. Центральная часть изображает сам бой на Куликовом поле. Заключительная часть – хвала победе русских войск.

    26. В Москву съехались князья с посланием, что у Дона стоят татары. Дмитрий Иванович принимает решение о битве за землю русскую и христианскую веру. Русские войска отправляются на Дон, бьются с татарским войском. Бой происходит у речки Непрядвы, которая впадает в Дон, на Куликовом поле. Большое внимание при описании битвы отводится образам природы, во время боя вся трава на поле становится черной от крови. Над полем сгущаются тучи и начинается гроза.

    27. Татаро-монгольское войско было полностью разбито русским войском на реке Непрядве. Оставшиеся в живых татары разбежались «в смятении», у царей и князей их «пропала охота на землю Русскую ходить». Русские захватили татарские богатства. Весть о славе Дмитрия Ивановича и Владимира Ивановича разнеслась по всей земле. В битве погибло множество русских воинов, князь Дмитрий Иванович воздает им честь.

    28. Главная мысль и идея «Задонщины» - единство русского воинства перед врагами, сплочение всех сил, приводящее к победе, свобода русской земли. Поэтизируется роль Москвы и московского князя в борьбе с внешним врагом.

    29.  От «Слова о полку Игореве» зависит целый ряд поэтических образов «Задонщины» – повторение поэтических образов «Слова», отдельные слова, обороты, есть и прямые заимствования. Например, оба произведения начинаются вступлением, упоминающем Бояна. Далее описываются воинские сборы и поход. Заимствования обусловлены идейно-художественным замыслом произведения, главным становится создание эмоциональной оценки событий, события не изложены подробно. Победа становится результатом единства народа.

    Д. К. Лихачев считал, что «Задонщина» - своеобразный ответ на «Слово о полку Игореве». В событиях «Слова» «древнерусский книжник усмотрел начало татаро-монгольского ига». Автор «Задонщины» сопоставлял события прошлого и настоящего, события, описываемые в «Слове о полку Игореве», с событиями современной ему действительности. Поэтому в тексте «Задонщины» чувствуется подражание «Слову», но тем не менее это самостоятельное произведение.



    написать администратору сайта