Главная страница
Навигация по странице:

  • Метод

  • Ход урока Этапы урока

  • Какие есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете

  • Портрет. План конспект урока.. Протрет план-конспект. Линейноконструктивное построение портрета. Абрис головы


    Скачать 31.48 Kb.
    НазваниеЛинейноконструктивное построение портрета. Абрис головы
    АнкорПортрет. План конспект урока
    Дата11.05.2022
    Размер31.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПротрет план-конспект.docx
    ТипПрактическая работа
    #521900

    Тема: Линейно-конструктивное построение портрета. Абрис головы»

    Класс:

    Цель: изучение истории портрета, правил его построения, посредством выполнения практической работы «Линейно-конструктивное построение портрета. Абрис головы».

    Задачи:

    - обобщение знаний о портрете, повторение истории портрета

    - развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

    - знакомство с основными правилами построения портрета с натуры;

    - приобретение обучающимися опыта творческой деятельности.

    Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный).

    Оборудование: презентация, компьютер.

    План занятия:

    1. Организационный момент (1 мин)

    • Приветствие;

    • Проверка готовности к занятию.

    1. Постановка целей и задач урока (1 мин)

    • Постановка целей и задач занятия;

    • Мотивация учебной деятельности.

    1. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

    2. Практическая работа (25 мин)

    • Инструктаж к самостоятельной работе + пед.показ;

    • Самостоятельная работа;

    • Микроиг.

    1. Анализ работ (2 мин)

    • Анализ работ в соответствии с озвученными критериями;

    • Микроитог

    1. Рефлексия (1 мин)

    Ход урока


    Этапы урока

    Содержание

    1. Организационный момент

    • Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Николаевна, сегодня я проведу у вас урок.

    • Проверьте вашу готовность: у вас должны быть закреплены на мольбертах листы формата А3.

    • Все готовы, можем приступить к уроку.

    2. Постановка целей и задач занятия

    • Сегодня мы с вами на уроке обобщим знания о построении портрета, а так же начнём рисовать портрет с натуры, сделаем абрис головы и шеи, а так же наметим профильную, поперечную и все параллельные ей линии. (вспомогательные)




    3. Первичное усвоение новых знаний

    • Перед тем, как приступить к повтору всех пропорций лица и правильности его построения, давайте вспомним историю портрета.

    • Кто мне может сказать, что такое портрет?

    (Правильно, портрет – это реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей).

    • Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (департамент Шаранта). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

    • Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века.

    • Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт.

    • Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи. Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве.

    • Именно в этот период на портретах стали показывать индивидуальные особенности людей, а порой даже пытались передать характер человека.

    • В наше время во всех художественных заведениях рисуют портрет с натуры, это позволяет не просто «срисовать» портрет, а самому всё измерить, выбрать правильную точку зрения, в жизни рассмотреть индивидуальные особенности в лице.

    Какие есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете?

    1. Анфас – прямое положение головы, в котором видно полностью все лицо и его черты. Голова не имеет наклона, поэтому уши видны не полностью.

    2. Профиль – боковое положение головы, в котором видно лишь половину лица. Это левая или правая часть, на котором расположен глаз, ухо, половина носа и рта.

    3. Три четверти – это положение между анфасом и профилем (в пол оборота ). Обычно видна одна из сторон лица полностью, а на второй лишь слегка видны части лица.


    • При композиционном располодении на формате расстояния со стороны взгляда до конца должно быть больше, нежели чем с затылочной части, это улучшает его композиционное расположение, делает его более жизненным и убедительным. Этот принцип размещения применим для всех положений головы в пространстве.

    • При первоначальном наброске головы и шеи начинающий художник должнен обратить внимание на их положение по отношению к вертикали (наколн вперёд-назад) и к горизонтали(поворот вправо-влево), о чем мы уже говорили на уроках при построении гипсовых голов. На уроках рисования постановка головы может быть выполнена прямо, наклонена или повернута. Повороты и наклоны часто сочетаются в движении, взаимно дополняя друг друга.

    • Парная симметрия в строении головы (два лобных бугра, две надбровные дуги, две глазные впадины, две скулы) позволяет представить себе как бы проходящую по лицу серединную (профильную) линию. При прямом положении головы, повернутой к зрителю, такая линия пройдет по вертикали, разделив голову на две равные части. При повороте головы вправо или влево эта вспомогательная линия примет более или менее выгнутый характер и разделит голову на две неравные части. Соотношения этих частей определяют степень поворота.

    • Серединная (профильная) линия помогает в процессе работы ставить на место все парные формы головы и, проходя посредине переносицы, основания носа, губ и подбородка, точно определяет их положение.

    • Поперечная, вспомогательная линия, проходящая через середину глазничных впадин по направлению к ушным отверстиям, делит голову на две приблизительно равные части: верхнюю лобную — от теменных костей до переносицы, и нижнюю — от переносицы до подбородка. Эта поперечная (вспомогательная) линия характером своего расположения по объему головы (прямая или вогнутая) помогает определить степень наклона головы и ракурса. На рисунках 3 и 4 можно проследить, как при запрокинутой голове сокращаются ее верхние формы за счет нижних, а при опущенной голове наблюдается обратное явление.

    • Вышеупомянутые вспомогательные линии (профильная и поперечная), перекрещиваясь в точке на переносице, образуют так называемую «крестовину». Правильно намеченная в начале рисунка, она определяет положение головы в пространстве и является основой для дальнейшей работы при изображении портрета .

    • Опираясь на поперечную линию «крестовины», намечают параллельные ей линии, определяющие расположение лобных бугров, надбровных дуг, глаз, скул, основания носа, нижнего края подбородка. На уроках рисования одновременно необходимо обращать внимание на пропорциональные отношения частей, все время сравнивая их друг с другом и со всей головой. Независимо, в каком положении вы рисуете (будь то анфас, профиль или поворот 3 четверти) и если голова не имеет наклона, линии надбровных дуг, глаз, основания носа и разреза губ необходимо находить так:

    • Линия разреза глаз совпадает с поперечной линией, именно благодари ей мы проводим остальные линии. В первую очередь отделяем линию роста волос и уже далее делим лицевую часть (от линии роста волос до основания подбородка) на 3 равные части. Самая верхняя линия – линия надбровных дуг, нижняя линия отмечает основание носа. Разделив расстояние от основания носа до подбородка на 3 равные части, мы находим линию разреза губ, которая находится на окончании одно третьей.

    • Вопрос о пропорциях осложняется перспективными сокращениями форм в зависимости от положения головы. На уроках всегда надо обращать внимание на то, что одинаковые по величине парные формы воспринимаются глазом как неравные (например, при трехчетвертном повороте, наклоне и ракурсе).

    • Разместив на листе общую форму головы, уяснив ее основной характер (яйцевидный, шарообразный, расширяющийся кверху или книзу), наметив вспомогательные линии, определяющие поворот и наклон, следует постепенно переходить к рисованию основных поверхностей, составляющих объем головы.

    • Как и на уроке рисования гипсовой головы, нужно легкой светотенью отделить всю лицевую поверхность от боковых, идущих к затылку. Граница лицевой поверхности пройдет по вискам, скуловым частям и подбородку.

    • Разбирая форму лба, как и в гипсе, нельзя не отметить, что в нижней своей части он образуется пятью поверхностями: средней — фронтальной, двумя боковыми, к ней прилегающими, и двумя височными. При рисовании живой формы все эти плоскости необходимо обосновывать анатомически.

    • Парные формы головы рисуются одновременно, а не по отдельности; глаза надо намечать сразу, находя им место в глазных впадинах. Скулы, надбровные дуги, лобные бугры тоже увязываются друг с другом.

    • Рисование головы «парными формами» предполагает их сопоставление и сравнение во время работы. Этот принцип, положенный в обучение рисованию живой натуры имеет особо важное значение. Здесь сравнение парных форм помогает не только их перспективному построению и размещению, но и передаче их «видимости», так как, будучи одинаковыми по существу, в различных поворотах они воспринимаются различно и по своему виду и по размерам.

    • Для всестороннего изучения объема головы нельзя ограничиваться рисованием ее в одном или двух положениях. Вначале рекомендуется на одном листе строить голову в самых различных ракурсах, поворотах и наклонах, одновременно наблюдая и сравнивая перспективное сокращение их поверхностей (рисунок).






    4. Практическая работа

    • Сейчас мы приступаем к практической части, сегодня нам позирует … и сейчас я покажу как построить в повороте 3 четверти.

    1 Этап – анализ пропорций и характерных особенностей натуры. Лоб немного больше, чем 1/3 лицевой части.

    Ребята, обратите внимание, у нашей натуры ромбовидная форма лица.

    2. На первом этапе нам необходимо измерить ширину и высоту всей массы головы, включая волосы, использую метод визирования, наметить всё это на вашем листе (рисуем всё это, оставляя расстояние со стороны взгляда больше, нежели чем со стороны затылка. Если вы рисуете в положении анфас – располагайте голову немного выше середины). Так же мы измеряем и намечаем шею и плечевой пояс. В портретах размер головы обычно принято брать немного менее натурального. В положении анфас и 3 четверти, общая масса головы вписывается в прямоугольник. В профиль же – чаще всего в квадрат.

    Так же обрубовочно мы намечаем шею и плечевой пояс.

    3. На втором этапе мы уточняем форму лица, обращая внимание, что у нашей натуры ромбовидная форма лица. Так же уточняем волосы, шею и плечевой пояс.

    Ещё мы отделяем лицевую часть от боковой части лица. Боковую часть лица мы можем сразу увести в полутень.

    4. Далее необходимо наметить в рисунке положение срединной осевой линию. Срединную, или как её ещё называют, профильную, линию проводят через середину переносицы, середину основания носа, середину разреза рта и середину подбородка. Эта линия несколько выгнута по поверхности большой формы головы. При прямом положении, анфас, срединная линия видна как вертикальная прямая, разделяющая лицо на 2 равные симметричные части.

    В каждом лице есть незначительные, малозаметные отклонения от симметрии: один глаз помещается чуть выше другого, ширина правой и левой половин лица немного различны и т.д.

    5. На следующем этапе нам необходимо провести вспомогательные линии, которые помогут нам в дальнейшем нарисовать черты лица. Для этого высоту всей головы делим на 2 равные части и проводим линию, которая показывает нам где будет находиться разрез глаз. Пересечение это линии со срединной даёт нам крестовину, которая в дальнейшем определяет построение головы. Поэтому необходимо внимательно проверить направления этих 2-ух линий, чтобы избежать дальнейших ошибок. Обычно проверяют наклоны по отношению к вертикальному и горизонтальному направлениям.

    6. Продолжая разметку рисунка необходимо провести вспомогательные линии – надбровные дуги, линия основания носа и линию разреза губ, а так же отделить линию роста волос. Впервую очередь отделяем линию роста волос. Мы получаем лицевую часть, которую нужно разделить на 3 равные части. Выполнив это, мы получим надбровные дуги и основание носа. Далее часть от основания носа до подбородка мы так же делим на 3 части и намечаем линию разреза губ.

    5. Анализ работ

    • Ребята, обратите внимание на работу вашей одноклассницы:

    1. Она успела выполнить задачу 1 урока – то есть построить абрис головы и провести линии, необходимые для дальнейшего построения лица

    2. У неё отделена лицевая часть от скуловой.

    3. Форма лица имеет сходства с натурой.

    4. Соблюдены пропорции


    6. Рефлексия

    • Большинство успело справиться с задачей 1 урока и выполнить абрис головы, на следующем уроке вы достроите лицо!

    • Мне было приятно с вами работать, до свидания!



    Преподаватель изобразительного искусства ____________ Белгородцева Е.В.

    Руководитель практики __________________ Жуликов А.В.

    Оценка _____________


    написать администратору сайта