Реферат Культура Древней Месопотамии. Культура Древней Месопотамии. Литература и изобразительное искусство Древнего Вавилона Глава Культура Ассирии и НовоВавилонского Царства
Скачать 49.01 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..…3 Глава 1. Роль культуры шумеров для развития Древней Месопотамии…...4 Глава 2. Литература и изобразительное искусство Древнего Вавилона…...7 Глава 3. Культура Ассирии и Ново-Вавилонского Царства….…………....13 Заключение……………………………………………………………………18 Список использованных источников и литературы……………………......19 ВВЕДЕНИЕ Месопотамия была колыбелью ряда древних цивилизаций, которые появились, в районе Плодородного полумесяца, между реками Тигр и Евфрат. Шумерская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, создали невероятный пласт культуры, который завораживает даже современного человека. Данная тема особенно актуальна сегодня, поскольку в эпоху стирания культурных границ и повсеместной глобализации, людям становится всё чаще определить свою причастность к определенному культурному коду. Месопотамские цивилизации стали определенной основой для возникновения других цивилизаций в более поздние периоды. Фундаментальные открытия в сфере письменности, математики, теологии и философии, архитектуры и военного дела, до сих пор активно используются даже современными людьми. Степень научной разработанности – тема развития и влияния месопотамских цивилизаций широко рассмотрена как в отечественной, так и иностранной литературе. Русскоязычный пласт исследований представлен такими учёными как Канева И. Т., Козлова Н. В., Визирова Е. Ю., Емельянова В.В., И.М. Лосева., Клочков И.С. Среди иностранных ученых особенное внимание стоит обратить на Дж. Оутеса, Б. Дугласа, С. Крамера, Ч. Гордон, Н. Флиттнер. Также в работе были использованы ряд электронных источников, указанных в списке использованной литературы. Цель работы – проанализировать Шумерскую, Ассирийскую и Вавилонскую культуры. Задачи данного исследования: Охарактеризовать особенности Шумерской культуры Проанализировать культуру Древнего Вавилона Описать культурное развитие Ассирии и Нововавилонского Царства ГЛАВА 1 Роль культуры шумеров для развития Древней Месопотамии Шумер был древней цивилизацией, основанной в Месопотамии, в районе Плодородного полумесяца, между реками Тигр и Евфрат. Известные своими нововведениями в языке, управлении, архитектуре и изобразительном искусстве, шумеры считаются создателями цивилизации в том виде, как ее понимают современные люди. Их контроль над регионом длился не более 2000 лет, прежде чем вавилоняне взяли власть в свои руки в 2004 году до нашей эры.1 Впервые Шумер был заселен людьми в период с 4500 по 4000 год до нашей эры, хотя вероятно, что некоторые поселенцы прибыли намного раньше. Это раннее население, известное как народ убайд, отличалось такими успехами в развитии цивилизации, как земледелие и разведение крупного рогатого скота, ткачество, столярные и гончарные работы и даже наслаждение пивом. Деревни и города были построены вокруг фермерских общин Убайд.2 Люди, известные как шумеры, начали контролировать территорию Тигра и Евфрата к 3000 году до нашей эры. Их культура состояла из группы городов-государств, включая Эриду, Ниппур, Лагаш, Киш, Ур и самый первый настоящий город - Урук. На пике своего развития около 2800 г. до н.э., город имел население от 40 000 до 80 000 человек, живущих между его шестимильными оборонительными стенами, что делало город претендентом на звание самого большого города в мире.3 Шумерский - самый старый письменный пример языка. Впервые он появился в археологических записях около 3100 г. до н.э. и доминировал в Месопотамии в течение следующей тысячи лет. Он был в основном заменен аккадским примерно в 2000 году до нашей эры, но оставался в качестве письменного языка еще 2000 лет.4 Клинопись, которая используется в пиктографических табличках, появилась еще в 4000 году до нашей эры, но позже была адаптирована на аккадский язык и распространилась еще дальше за пределы Месопотамии, начиная с 3000 до нашей эры.5 Считается, что крупномасштабная монументальная архитектура зародилась еще при шумерах, с религиозными сооружениями, датируемыми 3400 г. до н.э., хотя, похоже, что архитектурные основы этих построек зародились ещё в период Убайд, в 5200 г. до н.э., и были улучшены в течение веков. Дома строили из сырцовых кирпичей или пучков болотного тростника. Здания известны своими арочными дверными проемами и плоскими крышами. Сложная конструкция, такая как терракотовый орнамент с бронзовыми вставками, сложная мозаика, внушительные кирпичные колонны и сложные фрески — всё это демонстрирует техническую изысканность общества. Скульптура использовалась в основном для украшения храмов и представляет собой одни из самых ранних примеров художников, стремящихся достичь некоторой формы натурализма в своих фигурах. Столкнувшись с нехваткой камня, шумеры сделали рывок в литье металла для своих скульптур, хотя резьба по камню была популярным видом искусства. При аккадской династии скульптура достигла новых высот, о чем свидетельствуют замысловатые и стилизованные работы из диорита, датируемые 2100 годом до нашей эры. Одни из жемчужин шумерской архитектуры Зиккураты, начали появляться примерно в 2200 году до нашей эры. Эти впечатляющие пирамидальные ступенчатые храмы, которые были квадратными или прямоугольными, не имели внутренних помещений и имели высоту около 170 футов. У шумеров была прогрессивная на то время система медицины, основанная на магии и травах, но они также были знакомы с процессами выделения химических веществ из природных материалов. Считается, что они обладали глубокими знаниями анатомии, а на археологических раскопках были обнаружены хирургические инструменты. Одно из величайших достижений шумеров было в области гидротехники. В начале своей истории они создали систему каналов для борьбы с наводнениями, а также были изобретателями ирригации, используя силу Тигра и Евфрата для ведения сельского хозяйства. Каналы постоянно поддерживались от династии к династии. Их инженерные и архитектурные навыки указывают на сложность их понимания математики. Создание структуры современного хронометража с шестьюдесятью секундами в минуте и шестьюдесятью минутами в часе приписывается шумерам.6 Школы были обычным явлением в шумерской культуре, что ознаменовало собой первую в мире массовую попытку передачи знаний. Шумеры оставили после себя множество письменных записей, но они более известны своей эпической поэзией, которая повлияла на более поздние произведения в Греции и Риме и некоторые разделы Библии, в первую очередь историю Великого Потопа, Эдемского сада и Вавилонской башни. Шумеры были склонны к музыке, и шумерский гимн «Хурритский гимн № 6» считается старейшей в мире песней с нотной записью.7 ГЛАВА 2 Литература и изобразительное искусство Древнего Вавилона После краха шумерской династии от рук эламитов, амореи, семитоязычный иностранный народ с северо-запада, начали мигрировать в южную Месопотамию из северного Леванта. Они основали серию небольших государств, в то время как ассирийцы подтвердили свою независимость на севере. Одним из них был Вавилон, основанный Суму-Абумом около 1894 г. до н.э. Амореи, как и семиты, легко адаптировались к аккадскому языку, что привело к упадку шумерского. Они также легко адаптировались к смешанному шумерско-аккадскому пантеону, поклоняясь Мардуку.8 Одним из самых важных культурных произведений первой вавилонской династии было составление свода законов. Это было сделано по приказу Хаммурапи после изгнания эламитов и заселения его королевства. Копия Кодекса Хаммурапи хранится в Лувре.9 Вавилоняне унаследовали технические достижения шумеров в ирригации и сельском хозяйстве. Поддержание системы каналов, дамб, плотин и водохранилищ, построенных их предшественниками, требовало значительных инженерных знаний и навыков. При подготовке карт, отчетов и проектов использовались нивелиры и измерительные столбы. Известные археологии художественные достижения древней Вавилонии носят в основном общественный характер и связаны с религиозными верованиями и обычаями. Это объясняется, в частности, тем фактом, что святилища были привилегированными местами раскопок, а дворцы, гробницы и резиденции давали меньше археологических материалов. Это также отражает важность принципа подношений богам, которые часто принимали форму предметов более или менее хорошего качества в зависимости от средств посвящающего, причем царские подношения были самыми роскошными. Тексты позволяют несколько раз приблизиться к потерянным вотивным объектам, поэтому формы искусства, которые больше не могут быть известны (например, металлические предметы, которые часто переделывались). Эти подношения включали часть товаров, предназначенных для обогащения сокровищницы храма, в частности, мебель, предназначенную для служения богу, статуи и другие изображения сакрального происхождения, строго говоря, предметы, предлагаемые для получения особой благодати. Домашнее и личное искусство менее засвидетельствовано. Наиболее распространенной формой личных вещей, обнаруживаемых на месопотамских памятниках, является цилиндрическая печать, используемая в основном для удостоверения подлинности деяний, но также имеющая религиозный характер. Наконец, на местах были обнаружены несколько архитектурных и настенных украшений, которые составляют часть монументального ансамбля, связанного с политической и религиозной жизнью, в частности, в Вавилоне. Вавилонские мастера были искусны в металлургии, в процессах обесцвечивания, отбеливания и окрашивания, а также в приготовлении красок, пигментов, косметики и парфюмерии. 10 В Древнем Вавилоне изобилие глины и отсутствие камня привели к увеличению использования самана. Вавилонские, шумерские и ассирийские храмы представляли собой массивные сооружения из сырцового кирпича, поддерживаемые контрфорсами. Использование кирпича привело к раннему развитию пилястры и фресок. Стены были ярко окрашены и иногда покрыты цинком или золотом, а также выложены плиткой. Крашеные терракотовые конусы для факелов также втапливались в штукатурку. Вместо облегчения, было более широкое использование трехмерных фигур, первыми примерами из которых были статуи Гудеа. Дефицит камня привел к большому совершенству в искусстве огранки драгоценных камней. Самое известное вавилонское литературное произведение «Эпос о Гильгамеше» , написанное во второй половине II тысячелетия до нашей эры. из эпических историй о Гильгамеше, царе Урука , и его поисках бессмертия. Текст был переведен с оригинального шумерского языка.11 Самыми важными статуями были культовые статуи божеств, помещенные в храмы, чтобы показать их присутствие на Земле. К сожалению, многие из таких предметов не были обнаружены, но мы знаем, что при их изготовлении были предприняты особые меры: у самых важных богов были статуи из качественного дерева, украшенные редкими металлами и драгоценными камнями (лазурит, золото). Судя по изображениям статуй на рельефах, можно предположить, что предпочтительной формой изображения было божество на троне в величии, хотя были также изображения стоящих божеств. После создания предмета проводится ритуал «открывания рта», которая обеспечивала божественное присутствие в объекте, затем она играла центральную роль в своем поклонении: она получала подношения, одевалась, украшалась, хранилась в чистоте, двигалась во время процессий. Божества также были представлены эмблемами и символами, например, солнечным диском для бога Шамаша в Сиппаре.12 Одной из характерных черт искусства формы первых веков II - го тысячелетия до нашей эры, были терракотовые плиты. Они часто представляют божеств с их символами, мифологические сцены, а иногда и светские или эротические сцены. Эти предметы были, пожалуй, наиболее доступными для вавилонского народа. Их можно было подносить в храмы, выполнять защитные функции в домах или использовать в качестве культовых изображений в небольших святынях. Возможно, это наименее элитарный вид искусства из известных.13 Стелы выполняли роль документов, предназначенных для взора, часто в храмах. На них были вырезаны и начертаны надписи, они часто несли молитву, копию решения или договора, для которых требовалась божественная защита, и проклятия в случае нарушения. Роль надписей на этих объектах была важна, будь то короткие посвящения или молитвы или более длинные надписи, систематически содержащие части, взывающие к богам. Таким образом, надпись занимала решающее место, чтобы ее могли прочитать бог или люди, что обеспечивало действенность послания.14 Самый известный случай — это базальтовая стела Кодекса Хаммурапи, которая первоначально должна была быть помещена в храм, вероятно, в храме бога солнца Шамаша, бога-гаранта справедливости, в Сиппаре, где она должна была быть доступной тем, кто хотел проникнуться чувством справедливости царя.15 В этот период появляется категория текстов, которые можно классифицировать современными специалистами как относящиеся к философии, жанра, который позже будет заметен и в Греции, и в Библии. Древние вавилоняне, безусловно, знали понятие мудрости, способность проявлять великие знания в любом виде деятельности. Распространенные моральные принципы в целом заключались в том, чтобы вести полноценную жизнь с уважением к социальным нормам и богам и никогда не сомневаться в них, даже во времена невзгод. Эта литература возникла довольно рано, в архаический период, в текстах на шумерском языке, содержащих моральные предписания (в частности, Наставления от Шуруппак), и сборники пословиц, басен. В древневавилонский период зародился жанр «теодицеи», размышления о противоречии между благочестивым поведением человека и подавляющим его несчастьем («справедливое страдание»).16 Среди основных вавилонских мифологических текстов, более напрямую связанных с древними традициями, - «Сошествие Иштар в подземный мир» , сокращенная версия более древнего шумерского мифа, рассказывающая о том, как великая богиня Инанна/Иштар однажды решила взять под свой контроль подземный мир, но была поймана и захвачена, и не могла вернуться до тех пор, пока после приключений не смогла спасти своего возлюбленного. Другие основные мифологические тексты на вавилонском языке представляют собой более оригинальные композиции, в которых используются и перекомпоновываются старые мифы, чтобы сформировать связное повествование. «Атрахасис», рассказывает о сотворении человека богами, а затем о попытке уничтожения человечества Потопом.17 Человечество выжило только благодаря «Сверхмаджу», который построил ковчег после того, как его предупредил бог Эа. «Эпос Творения», или Энума Элиш другая история создания мира, разработанная во второй половине II-го тысячелетия до нашей эры, чтобы прославить Вавилон и его великого бога Мардука (вероятно, это творение его духовенства в сотрудничестве с королевской властью), который торжествует там над изначальной богиней Тиамат, затем создавая Мир и людей.18 Часть месопотамских литературных произведений имела историографическое призвание. Некоторые из этих текстов, в частности написанные в вавилонский период, основаны на шумерских традициях, рассказывающих о прошлых событиях, переосмысленных в эпическом или мифологическом контексте с моральной и политической целью. ГЛАВА 3 Культура Ассирии и Ново-Вавилонского Царства Поэт-романтик лорд Байрон начал свое стихотворение «Гибель Сеннаххериба» словами «Ассирияне шли как на стадо волки».19 На пике своего могущества ассирийцы были очень похожи на волков среди овец. Поднявшись, чтобы сокрушить врагов, окружавших их королевство, ассирийцы стали самой мощной военной силой в регионе. Их легендарное варварство и жестокость были преднамеренной политикой, направленной на то, чтобы способствовать подчинению врага и минимизировать угрозу восстания вассалов; и их репутация усиливается несколькими упоминаниями о них в Ветхом Завете и обширными (а иногда и ужасными) сценами сражений, обнаруженными в тексте. Ассирийская религия находилась под сильным влиянием религии своих месопотамских предшественников - в основном шумерской культуры. Главным богом ассирийцев был Ашур, от которого и их культура, и столица получили свои имена. Их храмы представляли собой большие зиккураты, построенные из сырцовых кирпичей, как и храмы их южных соседей.20 Основным занятием аристократии была охота на колесницах - времяпрепровождение, подходящее только для такой воинственной культуры. Несмотря на свою устрашающую репутацию, ассирийцы приняли цивилизацию. Они писали клинописью и обильно украшали свои города рельефами, расписной каменной кладкой и скульптурой.21 Ассирийцы вели строительство в очень больших масштабах, используя в основном глиняные кирпичи, но также и камень, который был более доступен в их регионе, чем в более южных регионах. Дворцы ассирийской знати украшали расписные каменные рельефы, обширные сады и искусственные ручьи. Обычным украшением был ламассу - крылатое гибридное существо, наполовину бык, наполовину человек. Эти ламассу стояли как стражи из божественного мира по обе стороны от ворот в цитадели; и были сродни сфинксовым дверным стражам, найденным при раскопках в столице хеттов Хаттусе (в Турции).22 Два самых замечательных открытия древних ассирийских цитаделей были сделаны англичанином сэром Остином Генри Лейардом (род. 1817 г.). Лейард был археологом, авантюристом и знатоком клинописи, который обнаружил много бесценных и важных артефактов во время раскопок, которые он проводил в середине 1800-х годов. В руинах Нимруда он нашел алебастровые рельефы, изображающие военные кампании и сцены из придворной жизни; а в Ниневии он обнаружил тысячи глиняных табличек с клинописью (получивших название Королевская библиотека Ашшурбанипала).23 Ассирийцы вспоминаются своими хвастливыми надписями и библейскими ссылками как свирепые воины. Неясно, были ли они значительно более жестокими, чем обычные народы, однако в течение нескольких столетий они были величайшей военной силой в цивилизованном мире. Их армии были новаторскими, и они, кажется, были одними из первых, кто эффективно использовал большие отряды кавалерии. Они определенно повлияли на персидские армии, которые следовали за ними. Их не помнят за какие-либо значительные достижения в области технологий, философии, искусства или науки. Их города были спрятаны под грудами обломков на протяжении тысячелетий, и археологические исследования не принесли невероятных сокровищ, которые можно было бы сравнить с сокровищами некоторых других древних культур.24 В 2014 году нашей эры экстремисты в Ираке взорвали святыню на вершине ассирийских руин в Мосуле. Когда два года спустя силы Коалиции вернули город, они обнаружили, что мародеры рыли туннели в поисках реликвий, которые можно было продать на черном рынке. Археологи были поражены, обнаружив, что похитители древностей случайно обнаружили ассирийские реликвии из захороненного дворца, включая каменные рельефы, массивного каменного быка и резьбу, изображающую полубогиню, поливающую людей «водой жизни».25 Культ нововавилонского периода восходит к традиционным аспектам месопотамского культа. Он проводится в городских храмах, где преобладают крупные святилища с наибольшим количеством земли и подношений, которые затем в конечном итоге представляют собой обширные культовые комплексы, защищенные длинным корпусом, ограничивающим священное пространство, организованное вокруг главного храма, зиккурата и множества хозяйственных построек. Писцов продолжают обучать в соответствии с методами предыдущих периодов, и клинопись по-прежнему преобладает в нововавилонский период, несмотря на то, что использование алфавитного арамейского письма на пергаменте развивается, особенно в сфере административного управления связанного с писцами на пергаменте. .26 В небольшой комнате святилища Шамаша в Сиппаре иракские археологи обнаружили в 1985 году библиотеку нововавилонского периода, в том числе около 800 табличек. Как и в других месопотамских библиотеках, большинство табличек касается религиозных ритуалов, гимнов, молитв и лексических списков, наряду с некоторыми «литературными» произведениями (например, «Атрахасис» и «Эпос о творении») и копиями старых надписей.27 Таким образом, это основные типы научной литературы, засвидетельствованные для этого периода, которые часто являются кульминацией эволюции многовековой традиции, в которой наблюдается стабилизация «канонических» серий, а значит, унификация и стандартизация классических произведений месопотамской литературы. Это касается, в первую очередь, большого набора лексических списков, в частности «hubullu», состоящего из 24 табличек, на которых собраны различные элементы реальности (предметы из дерева, металла, глины, текстиля, животных, камней, растений).28 Мы также находим великие гадательные серии, такие как Энума Ану Энлиль, которые содержат основы астрологических знаний или свода правил для гепатоскопии. Это технические тексты, используемые священниками, которые специализируются на храмах, но также работают, объединяя знания для энциклопедических целей. С этого периода великие канонические серии становились объектом всё большего количества комментариев и объяснений, иногда с целью поиска скрытого значения слов или знаков, найденных в них: развивалось эзотерическое знание. Нововавилонские художники продолжают создавать скульптурные стелы в продолжение предыдущих периодов. В цилиндровом уплотнении периода очень мало вписано, а их образа свидетельствуют о некотором ассирийском тематическом влиянии: повторяющейся темой является то, что герой сражается, с крылатым зверем, который собирается ударить его изогнутым мечом. Есть также сцены очищения священного дерева или раунды, представляющие линии реальных или мифологических животных, которые могут разворачиваться бесконечно.29 Распространено искусство терракоты: многие фигурки и рельефы изготавливаются с помощью глины. Чаще всего встречаются фигурки божеств, гениев - защитников, таких как Пазузу и «дракон-змей». Встречаются и эротические предметы обнаженных женщин, мужчин с вазами, всадников, лодок, мебели.30 Это могут быть предметы, предложенные по обету в храмы, или предметы со сакральной функцией, которые хранятся дома для обеспечения магической защиты. Известны также защитные амулеты из камня или металла. Для архитектурных украшений Нововавилонские мастера усовершенствовали технику цветного остекления, которую они объединили с техникой лепного кирпича с рельефом, чтобы получить роскошные цветные украшения, украшающие Ворота Иштар в Вавилоне и две стены, граничащие с «Процессией пути» (длина 180 метров), где проходили шествия во время основных религиозных праздников.31 В украшениях представлены, в частности, фризы со львами, животным символом богини Иштар, а также цветочные мотивы, к которым на воротах Иштар были прикреплены драконы, символизирующие Мардука, и быки, символизирующие Адада. Подобный декор украшал тронный зал «Южного дворца» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги данного исследования, мы можем с уверенностью утверждать тот факт, что Месопотамию, область между реками Тигр и Евфрат, можно с уверенностью называть колыбелью цивилизации, потому что это первое место, где выросли сложные городские центры с развитой культурой, письменностью, религиозными культами, централизованным государственным аппаратом и монументальной архитектурой. Люди создавали искусство уже тысячи лет. Ранние законы были установлены в форме нравов и народных обычаев. Всё это было частью человеческой культуры, но не цивилизации. Жители Месопотамии усовершенствовали, дополнили и формализовали эти системы, объединив их в цивилизацию. Интересно подумать о том, чего бы не существовало, если бы месопотамцы не проложили путь, который они проложили. Сделанный ими выбор, риск, на который они пошли, энергия, которую они вложили в свои идеи и стремления, ведут к миру, который мы знаем сегодня. Думали бы люди организовать устные традиции в письменные сборники страниц, если бы месопотамцы не создали «Гильгамеша», фактически, первую книгу в истории человечества? Возможно, и так, но кто знает, сколько бы времени это заняло, если бы месопотамцы не сделали это первыми? Благодаря оседлому образу жизни, основанному на сельском хозяйстве, духовные практики, которые когда-то были распространены, стали более централизованными и утонченными, что привело к организованной религии. Религия стала детерминировать всю повседневную и культурную жизнь Шумера, Вавилона и Ассирии, что стало мощнейшим толчком для развития культуры у всех её проявлениях, что было доказано в основной части данной работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 9 Things You May Not Know About the Ancient Sumerians [Электронный ресурс]. –https://www.history.com/news/9-things-you-may-not-know-about-the-ancient-sumerians (дата обращения) (25.12.2021) A Brief Introduction to the Assyrian Culture - Stanislaus County [Электронный ресурс]. –http://www.stancounty.com/bhrs/pdf/ethnicservices/ccesjc/presentations/0717.pdf (дата обращения) (25.12.2021) An Introduction to Sumerian Art and Culture [Электронный ресурс]. – https://www.thoughtco.com/sumerian-art-4142838 (дата обращения) (18.12.2021) Assyria, Religion, and Middlebury's Relief [Электронный ресурс]. – https://storymaps.arcgis.com/stories/f9b5df5f9502418c9e61b9ffc3d694fb (дата обращения) (25.12.2021) Боевики ИГ разрушили древние статуи из Пальмиры [Электронный ресурс]. – https://www.bbc.com/russian/international/2015/07/150702_syria_palmira_islamists (дата обращения) (25.12.2021) Вавилонская литература [Электронный ресурс]. – https://history.wikireading.ru/hBprov2stM (дата обращения) (25.12.2021) Джордж Гордон Байрон. Еврейские мелодии 27. Ассири́яне шли, как на стадо волки́ [Электронный ресурс]. – http://eng-poetry.ru/Poem.php?PoemId=6900 (дата обращения) (25.12.2021) Древняя Вавилония - царство юга Месопотамии [Электронный ресурс]. – http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html (дата обращения) (25.12.2021) Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. — с. 41-45 Законы вавилонского царя Хаммурапи [Электронный ресурс]. – https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения) (25.12.2021) Искусство Древнего Мира. Вавилония. ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ: ПОЛНЫЙ ТЕКСТ [Электронный ресурс]. – http://www.artprojekt.ru/library/ancient/st008.htm (дата обращения) (25.12.2021) История шумеров – кратко [Электронный ресурс]. – http://rushist.com/index.php/ancient-east/2756-istoriya-shumerov-kratko (дата обращения) (25.12.2021) Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. — М.: Наука, 1983. – 208 с. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. — Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - 319 с. Письменность и литература Вавилона [Электронный ресурс]. – https://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=44 (дата обращения) (25.12.2021) Хурритский гимн №6 [Электронный ресурс]. – https://nostradamvs.livejournal.com/409126.html (дата обращения) (25.12.2021) Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. Москва: Издательство иностранной литературы, 1956. – 324 с.. Энума Элиш — вавилонский эпос Творения [Электронный ресурс]. – https://severnymayak.ru/2018/11/27/enuma-elish-vavilonskij-epos-tvoreniya/ (дата обращения) (25.12.2021) 1 9 Things You May Not Know About the Ancient Sumerians [Электронный ресурс]. – https://www.history.com/news/9-things-you-may-not-know-about-the-ancient-sumerians (дата обращения) (25.12.2021) 2 Там же. 3 Там же. 4 Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. — с. 41-45 5 История шумеров – кратко [Электронный ресурс]. – http://rushist.com/index.php/ancient-east/2756-istoriya-shumerov-kratko (дата обращения) (25.12.2021) 6 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. — М.: Наука, 1990. — с. 43-44 7 Хурритский гимн №6 [Электронный ресурс]. – https://nostradamvs.livejournal.com/409126.html (дата обращения) (25.12.2021) 8 Древняя Вавилония - царство юга Месопотамии [Электронный ресурс]. – http://www.historie.ru/civilizacii/243-vaviloniya.html (дата обращения) (25.12.2021) 9 Законы вавилонского царя Хаммурапи [Электронный ресурс]. – https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения) (25.12.2021) 10 Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956. – c. 132-135 11 ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ: ПОЛНЫЙ ТЕКСТ [Электронный ресурс]. – http://www.russianplanet.ru/filolog/epos/gilgamesh/text.htm (дата обращения) (25.12.2021) 12 Искусство Древнего Мира. Вавилония. ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ: ПОЛНЫЙ ТЕКСТ [Электронный ресурс]. – http://www.artprojekt.ru/library/ancient/st008.htm (дата обращения) (25.12.2021) 13 Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. — М.: Наука, 1983. – с. 97-103 14 Там же. 15 Вавилонская литература [Электронный ресурс]. – https://history.wikireading.ru/hBprov2stM (дата обращения) (25.12.2021) 16 Вавилонская литература [Электронный ресурс]. – https://history.wikireading.ru/hBprov2stM (дата обращения) (25.12.2021) 17 Там же 18 Энума Элиш — вавилонский эпос Творения [Электронный ресурс]. – https://severnymayak.ru/2018/11/27/enuma-elish-vavilonskij-epos-tvoreniya/ (дата обращения) (25.12.2021) 19 Джордж Гордон Байрон. Еврейские мелодии 27. Ассири́яне шли, как на стадо волки́ [Электронный ресурс]. – http://eng-poetry.ru/Poem.php?PoemId=6900 (дата обращения) (25.12.2021) 20 Assyria, Religion, and Middlebury's Relief [Электронный ресурс]. – https://storymaps.arcgis.com/stories/f9b5df5f9502418c9e61b9ffc3d694fb (дата обращения) (25.12.2021) 21 Там же 22 Assyria, Religion, and Middlebury's Relief [Электронный ресурс]. – https://storymaps.arcgis.com/stories/f9b5df5f9502418c9e61b9ffc3d694fb (дата обращения) (25.12.2021) 23 Там же. 24 A Brief Introduction to the Assyrian Culture - Stanislaus County [Электронный ресурс]. – http://www.stancounty.com/bhrs/pdf/ethnicservices/ccesjc/presentations/0717.pdf (дата обращения) (25.12.2021) 25 Боевики ИГ разрушили древние статуи из Пальмиры [Электронный ресурс]. – https://www.bbc.com/russian/international/2015/07/150702_syria_palmira_islamists (дата обращения) (25.12.2021) 26 Письменность и литература Вавилона [Электронный ресурс]. – https://history.rin.ru/cgi-bin/history.pl?num=44 (дата обращения) (25.12.2021) 27 An Introduction to Sumerian Art and Culture [Электронный ресурс]. – https://www.thoughtco.com/sumerian-art-4142838 (дата обращения) (18.12.2021) 28 Там же. 29 An Introduction to Sumerian Art and Culture [Электронный ресурс]. – https://www.thoughtco.com/sumerian-art-4142838 (дата обращения) (18.12.2021) 30 Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. — М.: Наука, 1990. – с. 154-155 31 Там же – с.159 |