Литература и изобразительное искусство. Литература и изобразительное искусство
Скачать 49 Kb.
|
Литература и изобразительное искусство В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. «Литература у народа, не имеющего политической свободы, — писал А. И. Герцен, — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Критический реализм. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы зарождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Федора Михайловича Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойденный мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; с одной стороны появляется ощущение своего ничтожества, с другой — зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию — преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех его героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой душевной интуицией. Достоевский видел нравственную опору для человека в идее Бога. На вторую половину XIX в. приходится и расцвет творчества Льва Николаевича Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов, Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе появились новые герои — интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры. Одним из первых свое видение такого героя предложил Иван Сергеевич Тургенев. Но гораздо более тревожно эта тема звучит со страниц романа Ф. М. Достоевского «Бесы», написанного по следам нечаевского дела. Достоевский разглядел в «нечаевщине» признаки опаснейшей общественной болезни. Преклонение образованной части общества перед революционным романтизмом приводит к появлению людей, для которых главным лозунгом становится утверждение о том, что «цель оправдывает средства». В их сознании происходит размывание нравственных понятий. Ради достижения своей цели они идут на самые страшные преступления. Ставят себя выше Бога, присвоив себе право распоряжаться жизнью и смертью человека. Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество, ибо политика вне морали несет лишь разрушение. Вождем разночинной молодежи был поэт Н. А. Некрасов, который в своих произведениях («Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо») отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, ее беспросветность и горести. В то же время в его произведениях (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) четко просматривается идея народного бунта против угнетателей. Живопись. Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма. Одним из крупнейших художников этого направления является Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни. В 1861 г. Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Успех картины перерос в общественный скандал. На ней изображен пьяный поп с помутившимся взглядом, рухнувший на крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичок, несущий перевернутую вниз головой икону, хозяйка избы, отливающая мертвецки пьяного, и т. д. Картина воспринималась как обличение духовенства и невежества темного, забитого нуждой народа. Картины В. Г. Перова — это развернутый рассказ о положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»). Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»). Передвижники. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. господствующим направлением был критический реализм. Идеологом и организатором художников этого направления являлся Иван Николаевич Крамской. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И. Н. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарищество художественных передвижных выставок, куда вошли члены Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выставки, откуда и пошло наименование — передвижники. Крамской вошел в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей русской культуры — портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе»). Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были также Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е. и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е. Репин, В. И. Суриков, братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80-х гг. участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов. Вершиной реализма в русской живописи справедливо считается творчество И. Е. Репина. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актеров. Полотна Сурикова — это художественно воссозданная история, главным героем которой является русский народ. «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» — эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры. К жанру русских народных сказаний обратился Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями о судьбе народа-богатыря. Главным объектом внимания многих художников стал среднерусский пейзаж, суровая природа Русского Севера. Картины Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу («Рожь», «Рубка леса», «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»). Скульптура. Наиболее известным скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. Его также вдохновляла история. М. М. Антокольский создал серию исторических портретов: «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак». Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в Москве в июне 1880 г. памятника А. С. Пушкину, который был создан на народные пожертвования. Автором памятника был известный скульптор Александр Михайлович Опекушин. Михаил Осипович Микешин в своем памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) изобразил 129 скульптурных фигур. Подобными приемами он пользовался и при создании памятника Екатерине II в Петербурге (1873 г.). Вторая половина XIX века стала продолжением «золотого века» в развитии русской культуры. |