Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель урока.

  • Развивающие

  • Воспитательные

  • Планируемые результаты: Личностные УУД

  • Метапредметные УУД

  • Регулятивные

  • Предметные результаты

  • Материалы и оборудование урока

  • Слушание музыки

  • урок по музыке 8 класс. Урок музыки в 8ом классе из раздела Мир человеческих чувств


    Скачать 31.44 Kb.
    НазваниеУрок музыки в 8ом классе из раздела Мир человеческих чувств
    Анкорурок по музыке 8 класс
    Дата01.12.2022
    Размер31.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmelodiey_odnoy_zvuchat_pechal_i_radost.docx
    ТипУрок
    #823508

    «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

    Образы радости в музыке.

    (урок музыки в 8-ом классе из раздела «Мир человеческих чувств»)

    Тип урока. Комбинированный урок.

    Урок получения новых знаний с углублением пройденного материала.

    Цель урока. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

    Задачи:

    Обучающие:

    -выявлять круг музыкальных образов в произведениях крупных форм;

    -воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения) разного смыслового и эмоционального содержания;

    -узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А. Моцарта).

    Развивающие:

    -развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития;

    -развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

    -развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

    -содействовать развитию познавательного интереса и исследовательских способностей.

    Воспитательные:

    -воспитывать любовь, интерес к музыке;

    -воспитывать слушательскую культуру обучающихся;

    -воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

    Планируемые результаты:

    Личностные УУД:

    -повышение мотивации к учебно-творческому процессу;

    -проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

    -развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение);

    -воспитание доброты.

    Метапредметные УУД:

    Коммуникативные:

    -владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки,

    -умение осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности.

    Регулятивные:

    -умение контролировать собственные действия в процессе восприятия музыки, оценивать свою музыкально-творческую деятельность.

    Познавательные:

    -умение передавать настроение музыки и его изменение;

    -формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

    Предметные результаты:

    -понимание взаимодействия главных особенностей содержания и средств музыкальной выразительности ;

    -понимание взаимосвязи между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыки.
    Материалы и оборудование урока:

    Музыкальный центр; мультимедийная презентация, компьютер, проектор, синтезатор.

    Видеозаписи: фрагменты 1, 2, 3 –ей частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. Песня А. Ермолова «Мир, который нужен мне».

    Ход урока

    «Я понял, я постиг: жизнь - это повод
    Для радости. Как сладко добывать
    Из каждого мгновенья свет, и ценность,
    И музыку! Bcё дышит и звучит!
    Очистите от шума землю эту -
    И музыку услышите везде.
    Всё - Музыка! Всё - радость!»

    (Лев Болеславский)

    На прошлом уроке мы начали разговор о «Мире человеческих чувств». Особое внимание мы уделили образам радости в музыке, ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира всегда изменчивого, подвижного.

    Если обратиться к светлым и радостным образам в музыке, то здесь мы найдём разнообразную палитру всевозможных состояний, какую, пожалуй, не встретишь ни в одном другом искусстве.

    (Все чувства, которые испытывает человек в своей жизни, наиболее ярко проявляют себя именно в искусстве: в музыке, литературе, изобразительном искусстве).

    Поэтому, я пожелаю вам: пусть с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь.

    Сегодня на уроке будет звучать музыка знакомого композитора. Прозвучат фрагменты его произведений. Попытайтесь определить названия фрагментов и их автора.

    Слушание музыки: Соната № 11 (3 часть Рондо в турецком стиле),

    Симфония № 40 (1 часть)

    Маленькая ночная серенада (1 часть)

    Реквием («Lacrimosa»)

    (Ответы уч-ся с комментариями по содержанию каждого произведения.)

    Музыка Маленькой ночной серенады точно соответствует настроению ночного праздника.

    Музыка «Лакримозы» с удивительной глубиной передаёт чувство скорби, возвышенной печали.

    Войти в мир такого композитора как Моцарт - это значит, войти в мир сложных чувств и переживаний, и самому проникнуться многообразием этих чувств.

    Моцарт - великий австрийский композитор 18 века. Имя Вольфганга Амадея Моцарта у многих поколений связывается с представлением об абсолютной музыкальной гениальности.Полное имя у композитора было довольно длинное: Иоганн Хризостомус Вольфганг Теофилус. Через несколько лет имя Теофилус, что по-русски означает любящий Бога, заменили на Амадей.

    В детстве его называли чудо- ребёнком. С 3 лет он занимался музыкой под руководством своего отца, скрипача Леопольда Моцарта, который обнаружил, что у его сына феноменальные музыкальные данные: абсолютный слух, великолепная память и врождённая беглость пальцев. Отец научил своего сына играть на клавесине и скрипке, а позднее Вольфганг сам научился играть на органе. Когда мальчику исполнилось 6 лет, он начал публичные выступления, исполняя свои сочинения. Вот тогда отец предпринял концертное турне по городам Европы.

    Семья посетила Вену, Париж, Лондон, Рим. Во время концертов со всех сторон сыпались задания: играть на закрытой платком клавиатуре, определить высоту звука, издаваемого звоном хрустальных бокалов, импровизировать на заданную тему. И со всеми заданиями он справлялся великолепно. А в 14 лет в жизни юного музыканта произошли поистине удивительные события. Папа римский наградил его орденом Золотой шпоры. В том же году после специального испытания Болонская Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо-мальчика, избрала его своим академиком. 14-летний академик! Детство Моцарта было счастливым. Моцарт писал очень много и непрерывно, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах. Но прожил он всего 35 лет, а все музыкальные произведения, собранные в полное собрание сочинений, составили целых 70 томов!!!

    Сегодня мы познакомимся с его Концертом № 23 для фортепиано с оркестром. Вспомните, что вы знаете о таком жанре инструментальной музыки, как концерт? Какова особенность этого жанра?

    Уч-ся: Концерт (в перев. с лат. – соревнование, состязание) — это музыкальный  жанр, в основе которого лежит контрастное противопоставление партии солиста и всего оркестра.  

    Уч.: Жанр инструментального концерта был необычайно востребованным культурой XVIII века. Публика того времени ценила всё театрально-зрелищное, броское, блестящее, а именно эти качества заложены в самой природе концертного жанра: состязание .

    У. : Кто считается создателем жанра инструментального концерта?

    Уч-ся: Антонио Вивальди.

    Уч.: Сколько частей должно быть в концерте?

    Уч-ся: 3 части, построенные по принципу контраста.

    Моцарт развил, усовершенствовал форму концерта. Концерты Моцарта составляют вершину развития этого жанра.

    Концерт №23 для фортепиано с оркестром.

    Уч.: Откройте, пожалуйста, учебник на с.42. В нотном примере дан фрагмент 1ч Концерта № 23.

    Уч.: Какой темп обозначен для исполнения 1ч.?

    Уч-ся: Аллегро, т.е. быстро, скоро, активно.

    Уч.: Давайте послушаем фрагмент 1 ч.

    Слушание экспозиции 1 ч. Концерта № 23 Моцарта.

    После слушания фрагмента уч-ся делятся впечатлениями о нём.

    Уч.: Какие чувства передаёт музыка?

    Уч-ся: Это музыка светлая, радостная, оживлённая.

    Уч. : Каким образом Моцарт передал нам это настроение?

    Уч-ся: Спокойная и светлая радость выражена то в певучей мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности. ( через песенно - танцевальный жанр, мажорный лад, быстрый темп.)

    Уч.: Какие инструменты услышали в оркестре?

    Уч-ся: оркестр 18 века был небольшим по составу, и в нём преобладали струнно-смычковые инструменты и деревянные -духовые .

    Уч.: Итак, теперь нам ясно, какими средствами музыкальной выразительности композитор создал образ светлой, ничем незамутнённой радости.

    Уч.: Как вы думаете, зачем нужна 2 часть?

    Уч-ся: Наверное, чтобы рассказать о чём-то ещё, о другом состоянии души, о других чувствах, мыслях, посетивших его в моменты радости и веселья.

    Уч.: Давайте предположим, зная принципы построения классического Концерта, как же будет развиваться его мысль?

    Уч-ся: Как правило, 2 часть звучит контрастом 1части.

    Уч.: Откройте, пожалуйста, учебник на с.43, нотный пример №7. В чём этот контраст может прослеживаться?

    Уч-ся: В темпе: 1 часть написана в темпе аллегро(быстро), а 2 часть в темпе адажио (медленно).

    У.: Давайте послушаем музыку 2 части Концерта Моцарта и попытаемся понять, о чём с нами говорит Моцарт.

    После слушания фрагмента, уч-ся делятся впечатлениями о нём.

    Уч-ся: Музыка 2 части грустная, щемяще - нежная, печальная. Фортепиано вступает сольно.

    Уч.: Как создаётся такое настроение?

    Уч-ся: Музыка певучая, песенная, лад минорный.

    Уч.: Все части концерта прекрасны. Но жемчужина среди них - вторая . Именно благодаря второй части этот концерт уже три столетия является самым популярным из 27 концертов Моцарта! Прослушав 2 часть (Адажио), мы уже по- новому воспринимаем характер 1 части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить по звучанию первых тактов?

    Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они и в настроениях и чувствах людей. Ведь музыка – это отражение окружающей нас действительности.

    Уч.: Откройте, пожалуйста, учебник на с.44, нотный пример №8. Какой темп в финале?

    Уч-ся: Аllegro assai (весьма скоро)

    Слушание фрагмента 3 части Концерта № 23 Моцарта.

    Уч.: Знакомое чувство?

    Уч-ся: Да, это очень похоже на 1-ую часть. Не по мелодии, а по настроению. Тот же темп аллегро, но намного быстрее.

    Уч.: Это тоже чувство радости. Но радость финала отличается от радости 1 части. Чем?

    Уч-ся: Здесь музыка звучит стремительно, ликующе, торжествующе, победно.

    Уч. Почему? Найдите, пожалуйста, строки в учебнике, посвящённые образному содержанию финала Концерта.

    Уч-ся (цитата из учебника): «Наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света».

    Уч.: Да, это радость победы после каких-то испытаний, переживаний, о которых говорилось во второй части.

    Уч. : Значит, образы радости бывают разные. Если посмотреть на концерт в целом, то мы увидим, что развитие идет от радости безмятежной к радости торжествующей, победной.

    1 часть Allegro (светлая, спокойная радость)

    2 часть Adagio (грусть, нежность, печаль)

    3 часть Allegro assai (торжествующая, ликующая радость)

    В рамках одного произведения мы услышали столь различные нюансы одного эмоционального состояния – радостного восприятия жизни. Музыка Моцарта нам близка и понятна, потому что эти же чувства нередко испытываем и мы.

    Вот как о музыке Моцарта высказывались выдающиеся музыканты:

    «Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт!» (А. Рубинштейн).

    «Моцарт - это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.» (Д.Шостакович).

    Рефлексия

    А теперь, ребята, откройте учебник на с. 46 и прочитайте первый вопрос. Дайте на него ответ.

    1.Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?

    (Композиторы стремятся передать все богатство человеческой души, где радость идет бок о бок с грустью. Человек никогда не испытывает безраздельное господство одной эмоции. Это всегда или несколько разных эмоций, например, грусть и радость, или множество оттенков одной эмоции, например, счастье, ликование, воодушевление).

    2.Как ты считаешь, случайно ли использование композитором крупных форм: симфоний, концертов, сонат для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.

    (Крупное произведение может передать всю гамму человеческих чувств, сложный мир человеческих переживаний, многогранность внутреннего мира человека.)

    Захотелось ли вам послушать эту музыку еще раз?

    Уч. : Какую песню хотели бы вы исполнить, продолжая эмоциональный настрой нашего урока? (Исполнение песни А. Ермолова «Мир, который нужен мне»)


    написать администратору сайта