Главная страница
Навигация по странице:

  • Аргументы: МУЗЫКА 1А.С. ПУШКИН "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ" Сюжет

  • 2Л.Н.ТОЛСТОЙ "КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА"

  • 3Л.Н.ТОЛСТОЙ рассказ "ПОСЛЕ БАЛА” Сюжет

  • 6 А.П. Чехов рассказ “Ионыч” Музыка

  • Виктор Гюго роман “Человек, который смеется” Сюжет

  • Л.Н. ТОЛСТОЙ роман-эпопея “Война и мир”

  • А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

  • Д.И. Фонвизин “Недоросль”

  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”

  • Н. В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

  • И.А. Гончаров роман “Обломов”

  • И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

  • миаитс. Направление 4. Литература в наши дни Что читает современное поколение


    Скачать 28.01 Kb.
    НазваниеЛитература в наши дни Что читает современное поколение
    Анкормиаитс
    Дата19.12.2021
    Размер28.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНаправление 4.docx
    ТипКнига
    #309666

    Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
    Примерные темы:


    Актуальна ли классическая литература в наши дни?

    Что читает современное поколение?

    Могут ли художественные произведения дать ответы на вопросы, которые задает молодежь?

    Нужно ли читать книги в 21 веке?

    Почему некоторые произведения литературы называют классическими?

    Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

    Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?

    Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?

    Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?

    Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

    Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?

    Нужно ли читать книги в XXI веке?

    Какие книги вдохновляют современную молодежь?

    Может ли книга помочь разобраться в себе?

    Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

    Как искусство влияет на личность?

    Какой вид искусства Вам ближе и почему?

    Как музыка влияет на людей?

    Зачем человек слушает музыку?

    Какой фильм Вы можете назвать шедевром?

    «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?

    Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?

    Кумиры моего поколения: какие они?

    Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

    Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

    В какой книге изображён портрет современного поколения?

    Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

    Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?

    Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

    Какие произведения искусства делают вас счастливым?

    Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

    Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?

    Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?

    Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?


    Аргументы:

    МУЗЫКА

    1
    А.С. ПУШКИН "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"

    Сюжет: Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки: через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.

    Подтекст: Размышление автора о сущности творчества, о гениальности, о назначении искусства. Пушкин меняет первоначальный вариант названия "Зависть" на "Моцарт и Сальери", т.к. его интересует не нравственность завистника, а философия художника – творца. Музыка здесь – предмет спора героев, каждый из которых имеет свое представление об искусстве и его роли.

    2
    Л.Н.ТОЛСТОЙ "КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА"

    Сюжет: Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл. Неожиданно пожилой мужчина смеется за ее спиной сквозь рыдания, заставляя всех обратить на себя внимание. Позднышев рассказывает всю свою историю одному из попутчиков. До свадьбы мужчина жил как все: вел достаточно разгульный образ жизни. Но как и многие мечтал о любви и хотел жениться на подходящей девушке. Присматривался ко всем женщинам в окружении и, конечно же, нашел ту самую, на которой захотел жениться.

    После одного из свиданий, в порыве романтических чувств и настроения, Позднышев решил, что она та самая. На следующей же день он сделал девушке предложение. После свадьбы все очень быстро стало как-то не так. Супругам стало скучно, грустно, они друг друга не понимали. У них постепенно появились дети, жена очень любила их и почти все время была занята ими, между ними практически не было никаких других разговор, кроме как о их детях. Они обвиняли друг друга в проблемах и много ссорились. Вскоре в их жизни появился новый человек. Скрипач и музыкант Трухачевский, с женой Позднышева они очень быстро нашли общий язык, стали исполнять музыку вместе. Позднышев ревновал. На званом обеде его жена и музыкант исполняли Крейцерову сонату Бетховена, и это что-то перевернуло в душе мужчины.
    Несколько дней спустя, Позднышев отправился в уезд, но однажды им завладела мысль о том, что его жена может изменять ему с Трухачевым, она не оставляла его.

    Вернувшись домой, он узнал от лакея, что они, оба там и сгорая от ревности бросился на Трухачева с кинжалом, его жена попыталась ему помешать и он ее заколол. Когда Позднышев опомнился было слишком поздно. Он провел почти год ожидая своего приговора, на суде его оправдали, а детей себе забрала свояченица.
    Подтекст: «Они играли Крейцерову сонату Бетховена. У!… Страшная вещь эта соната… И вообще страшная вещь эта музыка… Говорят, музыка действует возвышающим душу образом – вздор, неправда!“

    Л.Н.Толстой убежден, что "лирическая поэзия и музыка имеют отчасти одну цель – произвести настроение, и настроения, производимые лирической поэзией и музыкой, могут совпадать более или менее". Именно поэтому образы музыки в его произведениях становятся одним из способов создания настроения, передачи чувств и переживаний героев. Музыка является лейтмотивом, стержнем сюжета самого произведения. Музыкальная тема на протяжении отрезка времени жизни персонажа начинает звучать для него по – разному, тем самым открывая читателю те изменения, которые произошли с героем, и то влияние, которое оказывает на него жизнь.

    Музыка полностью отражает чувства героя, передает состояние его внутреннего мира. Герой очень непостоянен: он то ревнует свою жену, то снова успокаивается и верит ей, сомнения не дают ему покоя, и он убивает свою жену. Поведение Позднышева можно сравнивать с характером этой музыки, которая является своеобразным двойником героя и одновременно "провокатором". Музыка для главного героя – раздражитель, вырывающий его из обстоятельств обычной жизни, застывшей жизненной позиции.

    Герой "Крейцеровой сонаты" винит во всех происшедших с ним ситуациях музыку – и не напрасно: мелодия скрипки не просто звучит все время в его голове, сопровождая не исчезающие из его сознания драматические сцены (тогда бы музыка, с его точки зрения была просто соучастницей преступления); а именно мелодия, музыка, ее бесконечность, призыв к счастью, который слышится в ней, толкает жену Позднышева, как ему кажется, к измене, а его самого - к преступлению. Именно преступлением должен был, с точки зрения Толстого, кончится этот, на первый взгляд, не новый сюжет – ведь человек не может внутренне смириться с тем, что есть нечто, что сильнее его самого, что может управлять им. И поэтому Позднышев пытается освободиться от этого давления, на самом деле следуя его велению.

    3
    Л.Н.ТОЛСТОЙ рассказ "ПОСЛЕ БАЛА”

    Сюжет: Иван Васильевич — главный герой и рассказчик — рассказывает компании молодых людей историю своей любви. Однажды он всю ночь перед Масленицей протанцевал на балу со своей возлюбленной, а утром, от избытка чувства, пошёл бродить по городу. Герой выходит на край поля, где наказывают солдата-беглеца. Увидев страшную картину расправы и узнав в офицере отца Вареньки (любимой девушки), Иван Васильевич чувствует стыд и ужас. После увиденного он уже не может служить, а любовь проходит.

    Музыка: Образ музыки становится композиционным лейтмотивом: в первой части произведения, на балу, представлен один музыкальный образ, во второй части, после бала, – другой.

    "Бал был чудесный", кадрили, вальсы, польки, мазурки… Именно звуки мазурки помогают автору передать состояние героя, его восторг от встречи с Варенькой: "В душе у меня все время пело,…слышался мотив мазурки".

    Но ощущение счастья разрушает "другая, жесткая, нехорошая музыка": "…барабащик и флейтщик… не переставая повторяли все ту же неприятную, визгливую мелодию", которая сопровождала страшную картину наказания солдата. Страшная музыка поглощает звуки мазурки, на смену радости и восторгу приходит ощущение стыда за этого полковника, отца Вареньки, и ужаса от безобразного зрелища, случайным свидетелем которому был герой. Так, образ музыки помогает автору не только сделать свое произведение гармонично выстроенным, но и делает возможным наглядное изображение всей палитры чувств, испытываемых героем.

    3

    А.И. КУПРИН повесть "ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ"

    Сюжет: Бедный чиновник влюбился в замужнюю княгиню, семь лет писал ей письма, отправил дорогой подарок и застрелился. Заплаканная княгиня поняла: «любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё».
    Княгиня Вера в день именин получила подарок от незнакомого мужчины – гранатовый браслет. Ее муж и брат были возмущены поступком этого человека. Они нашли его и потребовали, чтобы он навсегда оставил княгиню Веру в покое. Желтков пообещал, что Вера никогда больше о нем не услышит. Он покончил с собой, но перед смертью написал ей прощальное письмо, в котором признавался в любви и просил ее послушать музыкальное произведение композитора Бетховена (Ларго Аппассионато из 2й сонаты). Вера исполнила последнюю волю незнакомого ей человека.
    Подтекст: Как соната подействовала на княгиню? Вера поняла самое главное: ее искренне и очень сильно любили. Такая любовь бывает один раз в столетие, но эта любовь прошла стороной. Вера, слушая музыку, поняла и простила человека, который ее безнадежно любил восемь лет.

    4

    В.Г. КОРОЛЕНКО повесть «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ»
    Сюжет: рассказывается о слепом мальчике по имени Петр, о его любви, о его увлечении музыкой и о том, как музыка помогла ему в жизни – он стал известным пианистом.
    Музыка: Петрусь был слепым от рождения, поэтому звуки много значили для мальчика. Еще в детстве малыша привлекла мелодия дудки, в герое просыпалась любовь к музыке, после он освоил и пианино. Петр вырос, слушатели пророчили ему известность, а герой радовался тому, что тоже способен что-то делать в жизни. Вскоре юноша действительно прославился, а о его судьбе ходили легенды.

    5

    И. С. ТУРГЕНЕВ роман “ОТЦЫ И ДЕТИ”.
    О музыке и нигилизме:
    Роман “Отцы и дети” также наполнен музыкой. Образ Базарова сложный, многогранный, но его отношение к искусству, музыке нуждается в уточнении. Речь Базарова в романе наполнена народными пословицами, поговорками, его волнует песня крестьянских мальчиков, не коробит пение отцом отрывка из оперы Дж. Мейербера “Роберт-Дьявол”. Как известно, он осуждает отдельные пороки крепостного права, но нигде не возражает против народного искусства – обрядовых песен, танцев. Следует предполагать, что музыку нигилист признавал, но осуждал дворянство, которое увлекалось ею в праздной жизни, в то время, когда порабощённый народ страдал. Не музыку презирает Базаров, а высмеивает Николая Петровича, игравшего на виолончели, у которого крестьяне живут бедно, а имение разоряется.

    Еще о музыке в романе: Перечитывая роман «Отцы и дети», мы нашли немало «музыкальных страниц: герои играют на фортепьяно и виолончели, поют, слушают музыку, беседуют о ней. Эти эпизоды помогают раскрыть сюжет и образы героев, понять характер действующих лиц, их вкусы, настроения.

    Музыка и природа - это часть того прекрасного, духовного начала, которое Базаров – главный герой романа – отрицал и презирал. Нигилисты, к числу которых Базаров относился, отрицали все: поэзию, музыку, чувства… Это пережиток прошлого, это – «романтизм», вещь совершенно бесполезная. В то время как Аркадий Кирсанов и его отец – Николай Петрович – не могли равнодушно относиться к музыке, природе, поэзии и отвергать их.

    В I-й главе романа автор описывает жизнь Кирсановых до смерти матери Аркадия: «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…». Вот и первое упоминание о музыке. В данном случае она выступает как одна из составляющих семейного счастья и домашнего уюта. Музыка, покой, тепло родного дома – счастье, каким его понимают отцы-консерваторы.

    Когда Евгений Базаров, услышав игру Николая Петровича на виолончели, рассмеялся, Аркадий «даже не улыбнулся». С этого эпизода становится понятно, что Аркадий и Базаров – совершенно разные люди. Аркадий схож во взглядах со своим отцом, нигилизмом он только увлекся, и его принципы Аркадию не по душе. Это стало ясным благодаря «музыкальной вставке».

    Сцена, где Катя играет це-мольную сонату Моцарта:

    «Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…».

    Аркадий обратил внимание на эту часть музыкального произведения, потому что именно горесть и печаль он чувствовал в тот момент (известна его неразделенная любовь к Одинцовой Анне Сергеевне), - музыка передает мысли и тревоги героев романа.

    Вот другой эпизод: «Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом. Сперва цыганские песни, потом романсы…». В этом отрывке музыка предстает в виде расстроенного фортепьяно, которое является элементом интерьера в доме Кукшиной, раскрывает черту её характера - неряшливость и небрежность.

    В 17-й главе, автор рассказывает: «…с Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал ей высказывать впечатления, возбужденные в ней музыкой, чтением повестей, стихов и прочими пустяками, сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки и его занимали». Данный эпизод можно расценить так: Аркадий уже любил Катю, и он наслаждался каждым сказанным ею словом; но более верно следующее: Аркадию на самом деле была интересна музыка, поэзия, в отличие от Базарова-нигилиста. Музыка подчеркивает контраст между личностями Кирсанова Аркадия и Евгения Базарова.

    В эпилоге романа, где описывается спокойная и счастливая жизнь в доме Кирсановых, вновь звучит музыка: «…Феодосья Николаевна, после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку, и когда та садится за фортепьяно, рада целый день не отходить от неё». Звуки музыки в доме – это ощущение семейного счастья, покоя и мира. Этот эпизод выступает как контраст между семейной идиллией и смертью Базарова.

    Но и в описании последнего пристанища Базарова есть место музыке, которую главный герой совсем не уважал. Автор рисует могилу Евгения мрачно, грустно, но в то же время торжественно и величественно. Финал романа, по мнению Л.Д.Страховой, напоминает «…музыку Бетховена, такую же мощную и страстную, как личность Евгения Базарова»

    6
    А.П. Чехов рассказ “Ионыч”


    Музыка: Автор используя музыку, осуждает модную и развлекательную литературу, высмеивает мещанские взгляды на искусство, обличает уродливое воспитание молодёжи; одновременно автор ратует за народные истоки в искусстве. Всем жителям города семья Туркиных казалась “самой талантливой и образованной”. Но в действительности Туркины вели мещанский образ жизни, что особенно проявляется в легкомысленном отношении к искусству. Надуманному, бездарному роману Туркиной, прочитанному ею в первое же посещение их дома Старцевым, Чехов противопоставляет подлинное, реалистическое искусство, - народную хоровую песню, доносившуюся из сада поблизости.

    “В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали “Лучинушку”, которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни”. Посредством музыки А. Чехов развенчивает писанину Туркиной и утверждает подлинное жизненное искусство, которое питается народными истоками.

    Земский врач Старцев (Ионыч) не лишён музыкальности. Старцев жил под городом при земской больнице. Идя в город, Ионыч “всё время напевал: “Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия...”. Это – слова из романса М. Яковлева на слова стихотворения Дельвига “Элегия” (“Когда, душа, просилась ты погибнуть иль любить...”); романс известен также по переложению его на два голоса Глинкой. Приведённые у Чехова слова – начало второго четверостишия. Чехов выделяет то место, которое чаще всего напевали любители этого популярного тогда романса.

    На возвратном пути Ионыча из города – “Шёл он и всю дорогу напевал: “Твой голос для меня и ласковый и томный...” – романс Рубинштейна “Ночь” на слова стихотворения Пушкина “Мой голос для тебя и ласковый и томный...”.
    ТЕАТР

    Виктор Гюго роман “Человек, который смеется”
    Сюжет: Действие романа разворачивается в Англии в семнадцатом веке. Главный герой романа Гуинплен, человек с уродливой внешностью и красивой душой. В детстве он был похищен бандитами компрачикосами, ими же и изуродован. На его лице была печать вечного смеха. Воспитал его приютивший Урсус, он путешествовал по Англии, передвигаясь на повозке, в которую был запряжен волк Гомо и веселили на ярмарках простой народ. Выступления Гуинплена и волка Гомо собирало много народа и это не нравилось конкурентам.

    Гуинплен прожил трудную жизнь, пройдя от ярморочного шута до знатного вельможи. Его восстановили в правах лорда, но на заседаниях его жестоко осмеивали, люди сторонились его из-за уродства. Им было не до красоты его доброй души. Не смотря на это Гуинплен остается человеком высокой души: смел, чист и благороден. Искренне полюбить Гуинплена смогла только слепая девушка Дея. Вместе они счастливы, но недолго. В конце книги Дея умирает на руках Гуинплена, а он не перенося горя топится в водах Темзы.
    Л.Н. ТОЛСТОЙ роман-эпопея “Война и мир”

    В театр у Толстого любят ходить отрицательные герои – представители светского общества. Стены, отделанные бархатом и золотом, красивые хрустальные люстры, дамы в роскошных туалетах, слащавые мужчины во фраках, французская речь – все это создает впечатление ненатуральности, лжи и лицемерия. Это все – театр, то есть игра на зрителя. Бестолковые разговоры о внешности и поведении, сплетни.

    Интересна сцена, когда Наташа присутствует в театре. Начинается спектакль, и зрители “с жадным любопытством устремили все внимание на сцену”, Наташа тоже стала смотреть. Но она ничего не понимала: все удивляло ее, она не видела ничего, кроме крашеных стен, странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших. Она понимала, что должен был представлять собой спектакль, но все это ей казалось настолько “вычурно-фальшиво”, ненатурально, что порой ей становилось смешно.
    И глядя на лица зрителей, она видела в их глазах выражение опять же ложное. В какой-то момент ей даже стало дурно, она как будто задохнулась в этом мертвом воздухе. Наташа была слишком естественна, чтобы жить и играть по правилам светского общества. Также и князь Андрей не любил ходить в театры, он чувствовал двойственность такого существования.

    Театр – театр военных действий. Князь Андрей считал, что войну надо понимать и воспринимать как общее, “самое гадкое дело в жизни”, а не играть.”Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость”. Для князя Андрея война не игрушка, он считает, что с этим бедствием можно справиться только “всем миром”. “А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей…” Солдаты – актеры, а главнокомандующий – режиссер; такое восприятие войны ложно. Невозможно решить проблему страны простым спектаклем.

    Тушин воспринимал театр военных действий как свой фантастический мир. Для него неприятельские пушки были трубками, муравьями представлялись ему французы, а самого себя представлял огромного роста, мужчиной, “который обеими руками швыряет французам ядра”. Он был настолько увлечен своим спектаклем, что не услышал команды “отступать”.Святки в доме Ростовых – тоже своего рода театр. Торжественные и скучные поздравления соседей, новые и роскошные платья –опять же все это было ненатурально. “И в этом не было ничего особенного, ознаменовывающего святки”. И только в безветренном морозе, в зимнем свете звезд ночью, в ярком солнце днем чувствовалась истина. Тема игры связана с игрой в карты Долохова и Николая Ростова.
    Конечно, существуют люди, которые естественны, живут “постоянной жизнью”. Но какая женщина – не актриса? Или умение вести себя в обществе мужчин?
    Все это актерское мастерство.
    Но нельзя говорить, что женщина – только актриса, в смысле – притворщица. Это происходит непроизвольно, это даже нравится мужчинам. И мы не задумываемся над тем, что это – лишь игра…

    А если так, то человек должен понимать, что его спектакль, может быть, будет неинтересен, что он должен нести ответственность за свое творение.

    Как наш мир – творение Господа Бога.
    Множатся пытки и казни…
    И возрастает тревога,
    Что, коль не кончится праздник
    В театре Господа Бога
    ?!

    А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

    Театр первой четверти ХIX переживает расцвет, как всё русское искусство той эпохи в целом

    Онегин – «театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис». Он каждый вечер «летит» на премьеру, но — не от желания открыть для себя что-то новое. Посещение театра для него – дань моде, грандиозная светская вечеринка, где собирается «весь цвет» российской элиты. Это некий ритуал, который обязан проходить каждый дворянин, если не хочет, чтобы его упрекнули в отсутствии вкуса и невежестве. Вот почему Онегин охотно судит о спектакле, раздавая язвительные рецензии, но не даёт себе труда вдуматься в происходящее, включиться в процесс сопереживания искусству.

    Его не пленяют даже театральные актрисы. Он волочится за ними словно по обязанности, так как и это – своеобразный стиль поведения для молодого человека его круга. Онегин ведёт себя бесцеремонно, даже нагло (наводит лорнет на незнакомых дам). Он равнодушен к театру, так как его занимает только внешняя сторона вещей.
    Сам он стремится не быть, а казаться. Неудивительно, что при такой расстановке приоритетов герой испытывает непрерывную скуку, развеять которую не может никто и ничто.

    КНИГА

    Д.И. Фонвизин “Недоросль”

    «Книга — источник знаний» — это знает каждый. Из книг черпали густой и ароматный кисель познания все великие Герои и Злодеи человечества. Книга помогает ответить на любой вопрос, если только на него вообще имеется ответ. Книга позволяет сделать невозможное, если это возможно.

    Конечно же, многие писатели и поэты «золотого века», рисуя словесные портреты своих героев, прибегали к упоминанию тех или иных литературных произведений, имен и фамилий своих коллег по перу, которыми бредили, восхищались или коих лениво почитывали время от времени художественные персонажи.

    В зависимости от качества героя освещались и его книжные пристрастия, отношение к процессу чтения и образования вообще. Вот лишь некоторые примеры того, что и как читали герои русской классики.

    Центральная тема произведения была озвучена главным его героем, собственно недорослем Митрофаном Простаковым: «Не хочу учиться, хочу жениться!» И пока Митрофан мучительно и безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием посредством чтения:

    Софья: Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку.

    Стародум: Какую?

    Софья: Французскую, Фенелона, о воспитании девиц.

    Стародум: Фенелона? Автора «Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал «Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то,что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки да воротят с корню добродетель.
    А.С. Грибоедов “Горе от ума”

    «Самый знаменитый москвич всей русской литературы», Павел Афанасьевич Фамусов, весьма критичен в своих оценках. Узнав, что его дочь Софья «…всё по-французски, вслух, читает запершись», он говорит:

    Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

    И в чтенъи прок-то невелик:

    Ей сна нет от французских книг,

    А мне от русских больно спится.

    А причину сумасшествия Чацкого он видит исключительно в ученье и книгах:

    …Уж коли зло пресечь:

    Забрать все книги бы да сжечь!

    Сам же Александр Андреевич Чацкий читает исключительно прогрессивную западную литературу и полностью отрицает уважаемых в московском обществе авторов:

    Я глупостей не чтец,

    А пуще образцовых…
    А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

    А. С. Пушкин, описывая своих героев по мере знакомства их с читателем, уделяет непременное внимание их литературным пристрастиям. Главный герой был «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «по-французски совершенно мог изъясняться и писал», то есть получил блестящее по европейским меркам образование:

    Он знал довольно по-латыни,

    Чтоб эпиграммы разбирать,

    Потолковать о Ювенале,

    В конце письма поставить vale,

    Да помнил, хоть не без греха,

    Из Энеиды два стиха…

    Бранил Гомера, Феокрита;

    Зато читал Адама Смита

    И был глубокий эконом…

    Деревенский сосед Онегина, молодой помещик Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», привез «учености плоды» из Германии, где воспитывался на трудах представителей немецкой классической философии. Наиболее сильно взволновали ум молодого человека размышления о Долге и Справедливости, а также теория Категорического Императива Иммануила Канта.

    Любимая же героиня Пушкина, «милая Татьяна», воспитывалась в духе своего времени и сообразно собственной романтической натуре:

    Ей рано нравились романы;

    Они ей заменяли все;

    Она влюблялася в обманы

    И Ричардсона, и Руссо.

    Отец ее был добрый малый,

    В прошедшем веке запоздалый;

    Но в книгах не видал вреда;

    Он, не читая никогда,

    Их почитал пустой игрушкой

    И не заботился о том,

    Какой у дочки тайный том

    Дремал до утра под подушкой.

    Жена ж его была сама

    От Ричардсона без ума.
    Н. В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

    знакомя нас с главным героем, ничего не говорит о его литературных пристрастиях. Скорее всего, таковых у коллежского советника Павла Ивановича Чичикова не было вовсе, ибо он был «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод»: господин средней руки. Но вот о первом из помещиков, к которому направился за мертвыми душами Чичиков, Манилове, известно, что «…в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».
    И.А. Гончаров роман “Обломов”

    Андрей Штольц со свойственным ему немецким упорством проявлял активное желание читать и учиться еще в детстве: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака». Процессу чтения Обломова как главного героя И. А. Гончаров уделяет особенное место в романе:

    Что ж он делал дома? Читал? Писал? Учился?

    Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.

    Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него появится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и, если принесут скоро, он примется за нее, у него начинает формироваться идея о предмете; еще шаг — ион овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая…

    Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него…

    Как ни интересно было место, на котором он останавливался, но, если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать…

    Если давали ему первый том, он по прочтении не просил второго, а приносили — он медленно прочитывал…

    Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удавалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое…
    И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

    Страницы пестрят именами, фамилиями, названиями. Здесь есть Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг Гёте, которых уважает Павел Петрович Кирсанов. Николаю Петровичу вместо Пушкина «дети» дают «Stoff und Kraft» Людвига Бюхнера. Матвей Ильич Колязин, «готовясь идти на вечер к г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывал поутру страницу из Кандильяка». А Евдоксия Кукшина прямо-таки блещет эрудицией и начитанностью в беседе с Базаровым:

    Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санд. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном ? Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем. Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время — как вы хотите без этого? Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич…


    написать администратору сайта