Главная страница
Навигация по странице:

  • В чем отличие шолоховской эпопеи от толстовской

  • В чем особенность композиции романа

  • - Каково настроение эпизода

  • - С помощью каких художественных средств оно создается

  • - Какую роль играет коллективный и индивидуальный портреты

  • - Как изображена земля в прочитанном эпизоде

  • - Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом

  • - Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод

  • 6. Что же определяет духовный мир донского казака

  • эссе. М. А. Шолохов в основу произведения ставит исторические события. Причем это такие исторические события, которые оказывают влияние на весь народ. Это события, которые являются переломными в истории всей страны Перв


    Скачать 22.83 Kb.
    НазваниеМ. А. Шолохов в основу произведения ставит исторические события. Причем это такие исторические события, которые оказывают влияние на весь народ. Это события, которые являются переломными в истории всей страны Перв
    Дата17.11.2022
    Размер22.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.docx
    ТипДокументы
    #794407


    1. Почему "Тихий Дон" можно назвать романом-эпопеей?

    Можно выделить несколько причин

    1. «Тихий Дон» охватывает большие временные промежутки. Описываемые события начинаются в 1912 году и находят завершение в 1922 году.

    2. произведение очень объемное. Всего насчитывается 4 книги, 8 частей, 232 главы.

    3. М.А. Шолохов в основу произведения ставит исторические события. Причем это такие исторические события, которые оказывают влияние на весь народ. Это события, которые являются переломными в истории всей страны: Первая мировая война, революционные события и Гражданская война.

    4. в «Тихом Доне» наблюдается широкая тематика и проблематика. В произведении можно увидеть множество вопросов, на которые пытается ответить автор.

    5. главным героем всего шолоховского произведения можно считать народ. Судьба конкретной личности в романе-эпопее полностью зависит от судьбы целого народа.

    6. в романе-эпопее «Тихий Дон» насчитывается огромное количество персонажей. Исследователь С.Н. Семанов насчитывает 699 героев. М.А. Шолохов рисует огромное количество человеческих судеб. Причем судьбы выдуманных персонажей описываются наравне с историями жизни реальных лиц, участвующих в военных событиях. Стоит отметить также, что М.А. Шолохов особое внимание уделяет развитию образов, писатель демонстрирует их эволюцию и нравственное изменение. В романе-эпопее используется прием психологизма

    7. М.А. Шолохов демонстрирует в своем произведении различные народные слои. Это и люди низшего происхождения, которые жаждали революции и власти народа, и обеспеченные люди, которые пытались вернуть порядки и традиции прошлого. Только благодаря тому, что писатель раскрыл образы различных слоев населения, М.А. Шолохову удалось продемонстрировать существующие противоречия между теми, кто был за Советскую власть, и теми, кто был против нее.

    8. изображая исторические события, М.А. Шолохов использует принцип реализма. Правдивое описание достигается благодаря использованию образов реальных исторических лиц, исторических документов. В повествовании писатель помещает заметки исторического характера, приказы, дневниковые записи, позволяющие передать события прошлого.

    9. «Тихий Дон» совмещает в себе два пласта: бытовой и военный. События военного времени тесно переплетаются с событиями мирного времени. Батальные сцены идут следом за эпизодами, связанными с жизнью мирных людей.

    10. для шолоховского произведения характерна динамика действия. Это касается как событий мировой войны, революции и Гражданской войны, которые оказывают влияние на весь народ, так и событий, касающихся судеб конкретных персонажей (Григорий Мелехов, Наталья Коршунова, Аксинья Астахова, Петр Мелехов, Дарья Мелехова, Дуняшка Мелехова и др.).




    1. В чем отличие шолоховской эпопеи от толстовской?

    Отличия: У Л. Толстого: герои - образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорам на отвлеченные темы. Исторические события преломляются в их сознании, осмысляются ими; У М. Шолохова: герои - простые, зачастую малообразованные люди, их "путь исканий" - жизненный путь, они "на себе" проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью. Крупные исторические события даются глазами Бунчука, Листницкого, т. е. героев, имеющих свою, уже определившуюся узкую точку зрения. Семья Листницких - "сниженный" вариант семьи Болконских. Евгений - пародия на романтические увлечения Андрея Болконского - не сумев отказаться от претензий на собственную исключительность, глупо погибает; изображение народа: У Л. Толстого - идеализация: для "умных" героев "Войны и мира" народный уклад, непосредственность и даже некоторый "фатализм" русского мужика становится открытием, образцом для их собственной жизни; У М. Шолохова скорее поэтизация, чем идеализация народного быта. Дает глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев романа, не все из которых сумели устоять перед искушениями "большого мира" (Митька Коршунов, Дарья, Степан Астахов и общее: признание определяющей роли народа в истории (народ и "движущая сила", и "материал" истории) У М. Шолохова: попытка простого народа своими силами, без "умных посредников", разобраться в хитросплетениях политики, построить для себя счастливую жизнь. Привилегированное и несколько обособленное среди широких народных масс положение русского казачества до революции и обусловило, по Шолохову, его трагическую судьбу.

    ВЫВОД "Тихий Дон", унаследовав лучшие черты романа-эпопеи Л. Н. Толстого, стал одним из величайших произведений XX века. М. Шолохов нашел свои, соответствующие духу времени, ответы на сложные вопросы исторического бытия русского народа на данном этапе его развития.


    1. В чем особенность композиции романа?

    Важной особенностью композиции «Тихого Дона» является прием антитезы. На нем построен весь роман: Шолохов все время сопоставляет войну и мир, жизнь и смерть. И соответственно, неопределенность, сомнение характеризуют Григория Мелехова как главного персонажа. Он мечется между белыми и красными, между Аксиньей и Натальей, между чувствами и долгом.

    4. Проанализируйте Эпизод лугового покоса (кн.1, ч. 1, гл. 9)


    - Каково настроение эпизода?

    Несмотря на то, что работа предстояла тяжелая, люди принимались косить луг с хорошим настроением. Работы хватало всем – и мужчинам, и женщинам. Читая этот эпизод, видишь вокруг работающих людей с косами и их мокрые от пота, но улыбающиеся лица. Приподнятое настроение хуторян чувствуется на протяжении всего эпизода. Оно передается через яркие и жизнерадостные описания природы, луга, солнца, пробивающегося сквозь тучи.


    - С помощью каких художественных средств оно создается?

    Запахи сена, полынной горечи, поднятого лемехом чернозема — это все запахи не просто природы, но пашни, сенокоса, труда на земле. Труд и быт земледельцев органично входят в палитру красок, звуков, запахов «Тихого Дона»


    - Какую роль играет коллективный и индивидуальный портреты?

    Им придается особое значение. Бережное отношение к земле можно почувствовать в сравнении луга с «травяным шелком» , водной гладью, по которой потек колыхающийся от арбы след.


    - Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

    Также земля не только дает траву и еду человеку, она для многих является домом. Например, для семейства диких уток, которое растревожил Григорий, и тут же почувствовал «внезапную острую жалость» к случайно убитому утенку.


    - Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

    Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и «с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони» . Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы.


    - Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

    Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы

    1. Укажите эпизоды первой книги, которые наиболее наглядно характеризуют отношения героев романа к воинскому долгу.

    Жанр «Тихого Дона» Михаила Шолохова - роман-эпопея. Отношение М. Шолохова к войне в романе «Тихий Дон» проявляется во многих деталях и образах, например, таких как «земля, распятая множеством копыт», «поле смерти», на котором столкнулись люди, «еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных», «чудовищная нелепица войны». С каждым из них связаны отдельные зарисовки, эпизоды, размышления. В «военных» главах есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое - что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта темы позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма. Знакомясь с героями романа, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все. Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «между бурыми, неубранными валками скошенного хлеба разворачивалась в цепь черная походная колонна», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб», вспоминал свои десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне. Отметим, что в романе выражен нравственный протест против бессмысленности войны, ее бесчеловечности. Рисуя эпизоды боевого крещения, Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. В цепи подобных эпизодов выделяется своей психологической выразительностью сцена «Григорий убивает австрийца» (часть третья, гл. 5), вызвавшая у героя сильное потрясение. Вдоль решетки сада бежал австриец. Мелехов догнал его. «Распаленный безумием, творившимся кругом, занес шашку», опустил ее на висок безоружного солдата. «Удлиненное страхом» его лицо «чугунно чернело», «кожа висела красным лоскутом», «кривым ручьем падала кровь» – словно замедленной съемкой снят этот «кадр». Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него «мертво глядели залитые смертным ужасом глаза… Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки»… Так через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, описание-обобщение, лирические отступления Шолохов ведет нас к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».


    6. Что же определяет духовный мир донского казака?

    Центральными персонажами романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» являются казаки, а место действия – области Дона. Поэтому в произведении особое внимание уделяется быту и нравам донского казачества, его духовному миру.

    На протяжении всего повествования М.А. Шолохов подчеркивает, что его персонажи – сильные и независимые люди, которые всегда стремятся к свободе. Гордость и свободолюбие – характерные черты казачества.

    Описывая быт казачества, М.А. Шолохов демонстрирует любовь народа к труду. Он становится неотъемлемой частью жизни. «Выходили на покос всем хутором сразу. Косцы и гребельщицы одевались, будто на годовой праздник. Так повелось исстари». Как видно из данной цитаты, труд для казаков был настоящим праздником, на который люди наряжались и выходили не просто семейством, а целым хутором.

    Когда начнется Гражданская война и центральный персонаж поймет всю ее бессмысленность, он будет вспоминать о работе. Григорий Мелехов утверждает: «Моим рукам работать надо, а не воевать». Герой истосковался по труду, понимая, что война не для него.


    Казаки работают и трудятся на фоне природы, поэтому у них особое отношение к природе и ее красотам. Представители донского казачества любуются природой и стараются проводить на ней все свое время. М.А. Шолохов на протяжении всего повествования подчеркивает тесную связь казаков с природой.

    Духовный мир казачества неразрывно связан с семейными ценностями. На примере семейства Мелеховых М.А. Шолохов демонстрирует взаимоподдержку и помощь всем членам семьи. Мелеховы переживают уход Григория и Петра на войну. На судьбе всей семьи сказываются смерти Петра, Натальи, Дарьи, Пантелея Прокофьевича, Ильиничны, Полюшки. Семейство Мелеховых – олицетворение казачества со всеми достоинствами (героизм, свободолюбие, стойкость и мужество, любовь к ближнему и т.д.) и недостатками (грабежи Петра и Пантелея Прокофьевича, любовные приключения Дарьи и т.д.).

    Для донского казачества характерно также то, что они прислушиваются к общественному мнению. На протяжении всего повествования подчеркивается то, что обо всех делах каждого человека известно всем жителям хутора. Произведение фактически начинается с того, что Пантелей Прокофьевич, не желающий того, чтобы о его семействе ходили слухи, говорит своему сыну Григорию прекратить отношения с Аксиньей, женой их соседа Степана.

    Рисуя жизнь и быт донского казачества, М.А. Шолохов демонстрирует их нравы правдиво. У писателя не было в целях показать казаков как идеальных представителей народа. У них есть и недостатки, заключающиеся в особой жестокости, эгоистичности. Привычным явлением является избиение жен казаками, взаимные измены. Когда начинается Гражданская война, жители одного и того же хутора, соседи и даже близкие и родные встают против друг друга.

    Таким образом, М.А. Шолохов в центр своего произведения поставил гордых, свободолюбивых, трудолюбивых, хранящих семейные ценности казаков, которые порой отличаются жестокостью.


    написать администратору сайта