Главная страница

Марта Грэхем МартаГрэхем, правильнее Грэм


Скачать 16.03 Kb.
НазваниеМарта Грэхем МартаГрэхем, правильнее Грэм
Дата15.10.2022
Размер16.03 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла123.docx
ТипДокументы
#735508

Марта Грэхем

МартаГрэхем, правильнее - Грэм — американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца.
Её родители её были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно её посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребёнка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там соврешенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был  полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела.
Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт  известной танцовщицы Рут Сен-

Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже.  Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими  спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм — движение за то, чтобы женщины  получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии.
В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение — он был  составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только  один вид танца — балет, который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных  школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что  «Грэхем — это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения
В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а  женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины — в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни  деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и  стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть  человека вообще — дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.
Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом. На супер обложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем  ломала стереотип: женщина — это слабое существо.

Современный танец


написать администратору сайта