Главная страница
Навигация по странице:

  • Мастерство публичного выступления

  • Ананьева Теория и практика эффективного речевого общения

  • Документ Microsoft Word (2). Мастерство публичного выступления


    Скачать 90.54 Kb.
    НазваниеМастерство публичного выступления
    Дата28.03.2023
    Размер90.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word (2).docx
    ТипРеферат
    #1022302



    УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Реферат

    по русскому языку

    На тему:

    «Мастерство публичного выступления».

    Выполнила студентка 1 курса

    Юридического факультета

    Группы Ю-О-22/2

    Абасова Севиля Руслановна
    ________

    подпись, дата


    г. Ульяновск, 2022 г.

    Ананьева Теория и практика эффективного речевого общения

    1. Риторика. Классический риторический канон

    Монолог – это речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям (Академический словарь русского языка). Устная монологическая речь является основой древнейшей науки – риторики. Согласно мифологии риторика есть начало человеческой цивилизации.

    Дефиниции риторики:

    • Искусство убеждения призвано обратить в свою веру слушающих (древнегреческие философы Платон, Исократ, Аристотель).

    • Искусство говорить хорошо подразумевает оптимизацию речи как со стороны результата коммуникации, так и с точки зрения её эстетической характеристики (древнеримские ораторы, прежде всего Квинтилиан).

    • Искусство украшения речи. Познание (мысль) как бы отделяется от выражения (языка); напыщенная, красивая, но мало-содержательная речь (Средневековье и начальный период Возрождения).

    В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В её основе лежат две главные категории: понимание и воля. Влияя на людей, оратор пытается внушать им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей.

    Ораторские способы воздействия на аудиторию:

    • Логос – знание предмета речи, владение логикой и искусством аргументации.

    • Этос – нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушающим.

    • Пафос – неравнодушное отношение говорящего к предмету речи, умение эмоционально воздействовать на слушателей.Таким образом, риторика – это деятельность, которая в классическом понимании предполагает:

    1) определенную природу – естество или врожденное качество;

    2) метод как системное изложение правил и рекомендаций;

    3) практику как упражнение в сочинительстве и монологичном изложении своих мыслей.

    Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувствами, волей и разумом человека.

    Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при

    определенных обстоятельствах.

    Виды публичных выступлений:

    1. Информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний. Виды: сообщение, отчет, доклад, лекция, выступление. При этом оратор должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации, а также познавательные возможности слушателей. При изложении рекомендуется пользоваться достоверной информацией, логически безупречной аргументацией, учитывать причинно-следственные связи явлений.

    Необходимо умение дозировать информацию и адаптировать её с учетом культурного, образовательного и профессионального уровня слушателей.

    2. Убеждающая речь выполняет функцию пробуждения в слушателях определенных чувств или эмоций. Виды: торжественная речь, поздравительная, поминальная, напутственная и прочее. При этом оратор должен учитывать восприимчивость слушателей, их эмоциональную культуру. При изложении следует избегать излишней сентиментальности при выражении радости, скорби, уважения. Необходимо психологически правильно настроиться на аудиторию на основе знаний её запросов, эмоциональности, актуальной жизненной ситуации.

    3. Побуждающая речь направлена на побуждение к определенным действиям, и должна воздействовать на волю слушателей. Виды: речь на митинге, политическая речь, рекламное выступление. Высказывания должны быть краткими и направленными на выявление того, что необходимо сделать, почему это необходимо сделать и как это сделать.

    2. Структура монолога

    Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

    Во вступлении устанавливается связь между темой, оратором и слушателями с целью привлечь внимание последних к предмету изложения. Речевые приемы, используемые во вступлении:

    • ретроспективный обзор рассматриваемой темы;

    • обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

    • разъяснение основных понятий темы;

    • краткое изложение деятельности слушателей и их успехов;

    • перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы;

    • изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи;

    • использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений;

    • изложение плана представленной речи.

    Этой части выступления следует уделить особое внимание, так как удачное начало создает атмосферу ожидания, интереса. Однако если в основной части оратор не оправдает этих ожиданий, разочарование и потеря интереса к теме неизбежны.

    В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии. При изложении основной части оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, а используемые аргументы подчеркивали и укрепляли наиболее важные его аспекты.

    Приемы, используемые в основной части:

    Метод индукции – прием построения выступления, при котором от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходят к выявлению закономерностей и обобщению.

    Метод дедукции, наоборот, предполагает переход от общих закономерностей к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов или явлений.

    Метод убедительного аргумента. Если аудитория мало склонна принимать выдвигаемые доводы, то самые сильные и интересные для неё аргументы следует перенести в начало основной части. В других же случаях сильнейшие аргументы приводятся «под занавес», поскольку готовность слушателей согласиться с выводами при этом значительно возрастает.

    Прием смены аспектов в процессе аргументации дает возможность аудитории посмотреть на проблему с другой стороны.

    В заключении подводится итог выступления. Оно должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления. В этом случае не придется прибегать к фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления».

    Если оратор не смог соблюсти регламент основной части, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи в целом незавершенность, недосказанность. Однако, слишком затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления, что вводит аудиторию в заблуждения и препятствует достижению желаемых результатов коммуникации.

    3. Мастерство ораторского искусства

    Прежде всего, стоит отметить, что мастерство ораторского искусства приходит с опытом. Существует ряд причин, вызывающих скованность оратора:

    1. Чрезмерное погружение в собственные переживания. С целью исключения данной причины рекомендуется сконцентрировать свое внимание на содержании речи, а не на собственных ощущениях

    (То, что я скажу, важнее меня самого).

    2. Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению отличная, собранный по теме материал информативен и должен произвести нужное впечатление на слушателей (Я подготовлен лучше, чем они).

    3. Недостаток опыта. Рекомендуется использовать любую возможность для развития своей коммуникационной компетенции в целом: выступать чаще на семинарах, вступать в дискуссии по любым темам, особенно в кругу друзей или хорошо знакомых людей.

    4. Ошибочная оценка слушателей. Некоторые начинающие ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к себе. В большинстве случаев это не соответствует действительности: аудитория нейтрально или доброжелательно настроена к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

    5. Воспоминания о провале. Не зацикливайтесь на неудачном выступлении (это с каждым может случиться). Преодоление последствий неудач является составной частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем тщательного анализа выступления, способа изложения информации и аргументации основных положений, вплоть до манеры изложения и невербального поведения в ходе выступления.

    Рекомендации по эффективному применению ораторского искусства:

    • Настройтесь на аудиторию.

    • Наведите мосты взаимопонимания.

    • Держитесь во время выступления уверенно.

    • Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей.

    • Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

    • Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого

    должна последовать небольшая пауза.

    • С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

    • Следите за четкостью речи, не допускайте монотонности и торопливости.

    • Обращайте взгляд на ту часть аудитории, которая плохо слушает речь.

    • Если вы заметили усталость аудитории, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос.

    • Если ваши слова нашли поддержку в аудитории, развивайте выбранную тему.

    • Провокационные реплики не должны выводить вас из равновесия.

    • Не вступайте во время своей речи в дискуссию.

    • В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, четко проговаривая каждое слово.

    • Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом.

    • Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.



    написать администратору сайта