Главная страница
Навигация по странице:

  • КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА СОЦИАЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИКИ ДОКЛАД

  • мненджмент театра. менеджмент театра. Менеджмент самодеятельного театрального искусства


    Скачать 23.08 Kb.
    НазваниеМенеджмент самодеятельного театрального искусства
    Анкормненджмент театра
    Дата18.01.2021
    Размер23.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламенеджмент театра.docx
    ТипДоклад
    #169119

    МИНЕСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

    КАФЕДРА СОЦИАЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИКИ

    ДОКЛАД

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КУЛЬТУРО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СКД»

    НА ТЕМУ

    «Менеджмент самодеятельного театрального искусства»

    Выполнено

    Студенткой 4 курса

    Группы 41730

    Поляковой М.М.

    Казань, 2020

    Содержание:

    1. Категориально-понятийный аппарат по теме исследования

    2. Менеджмент самодеятельного театрального искусства: виды, функции. Анализ деятельности.

    3. Источники литературы



    1. Категориально-понятийный аппарат по теме исследования

    Для того, чтобы проанализировать менеджмент самодеятельного театрального искусства, необходимо изучить категориально-понятийный аппарат.

    Категориально – понятийный аппарат– это основа исследования. В любом исследовании среди множества понятий можно выделить наиболее существенные – те, без которых невозможно обойтись и которые соответствуют базовым процессам и явлениям. Такие понятия называются категориями и составляют категориально-понятийную систему исследования. Категории – это понятия, определяющие главные явления и процессы, изучаемые в процессе исследования.

    В процессе анализа проблемы исследования был выявлен ряд категорий, определяющих главные явления и процессы исследования, которым необходимо дать грамотное толкование с точки зрения педагогики и социально-культурной деятельности. Среди них такие понятия: менеджмент, социокультурный менеджмент, творческая самодеятельность, театральное искусство.

    Менеджмент – это непосредственно сам процесс управления, включающий в себя все функции, методы и средства. Процесс реализации менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Среди которых выделяют: прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ.

    Социокультурный менеджмент – (по Г. Л. Тульчинскому) деятельность, обеспечивающая сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.).

    Творческая самодеятельность - деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей в творчестве.

    Театральное искусство (греч theatron — место для зрелищ) – вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями.

    1. Менеджмент самодеятельного театрального искусства.

    Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания. Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы, словом, воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живо-звучащее, непосредственно действенное. При этом в отличие от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни (спектакля). И в этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени - и этим оно близко музыке. Погруженность в мир переживаний зрителя сродни тому состоянию, какое испытывает слушатель музыки, погруженный в свой мир субъективного восприятия звуков.

    Постижение языка театрального искусства наиболее плодотворно в сочетании восприятия театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в театральной самодеятельности. В рамках ее плодотворно проходит знакомство со спецификой драматургии как разновидностью литературы и особого жанра, предназначенного для воплощения на сцене. Участники самодеятельности: • усваивают, что материалом драматургии являются высказывания людей, прямая речь, раскрывающая их характеры, стремления, мотивы, способ реакции на разные события, особенности поведения в конфликтных ситуациях; • осваивают представление о том, что тема, конфликт, события, характеры составляют стержень драмы, отличают ее от других видов искусства и одну драму от другой; • понимают, что конфликт становится источником драмы, если он затрагивает интересы действующих лиц и приводит их к борьбе, обнажает их стремления; • усваивают критерий драмы – жизненность отраженной действительности в достоверности человеческих переживаний, устремлений, мотивов.

    Для эффективной работы самодеятельного театра необходимо грамотное управление. Применяя менеджмент в самодеятельном театральном искусстве можно добиться грамотного прогнозирования (например, какие постановки будут наиболее актуальны в новом театральном сезоне), планирование (как спланировать график репетиций, прогонов), стимулирование (мотивация) деятельности (например, как мотивировать актера играть роль Гамлета десятый год подряд), контроль (каждый артист театра выполняет определенную роль).

    Самодеятельный театр по типу управления творческим процессом бывает:

    Предкреативным (previous англ. -предшествующий) - создает процесс приятия/неприятия «старого», часто приводящее к появлению внутренней потребности субъекта художественной деятельности к созданию «нового». Уже само по себе желание вступить на путь создания чего-либо нестандартного, неизвестного можно классифицировать как состояние предкреативности. Это обусловливается несколькими причинами: необходимостью отстранения от повседневности, желанием прикоснуться к сущностным глубинам человеческой культуры; желанием разнообразить мировоззрение и миропонимание; стремлением к новым формам бытия, новым коммуникациям, возможностям и навыкам.

    Квантикреативным (от лат. quantum - сколько) - трансформация одного или некоторых элементов «старого» в «новое». Здесь имеет место заимствование приемов, техник, образов, манеры исполнения и прочего из известных творческих продуктов (выдающихся творцов, художников) и применение их при создании собственного творческого продукта. Квантикреативность может заключаться в новом видении порядка, мультипликации известных художественных форм. Квантикреативность необходимо полагать первым шагом от копирования к формированию каких-либо элементов нового.

    Субкреативным (от лат. sub - под) -создание внутри системы традиционной эстетической реальности подсистемы иного принципа художественного конструирования действительности. Беря за основу уже готовую художественную матрицу или концепцию, художник оправдывает ее исходя из того, как он ее понимает, ведь с максимальной точностью обосновать структуру невозможно без глубокого герменевтического прочтения материала. При этом художнику приходится строить собственные взаимосвязи между разрозненными цепочками целой структуры, хотя у автора взятой идеи все было достоверно обоснованно. В зависимости от мысли, которую хочет донести автор, могут меняться смысловые акценты, трактовка и пр. В любом случае остается канва, за рамки которой начинающий творец не выходит, будь это жанр, стиль или иной художественный фактор.

    В итоге, менеджмент самодеятельного театрального искусства классифицирован следующим образом.

    1. Предкреативность - осознание воссоздаваемой сценической действительности в качестве известного, стереотипного, общепринятого, «старого».

    2. Квантикреативность - трансформация некоторых элементов старого в новое.

    3. Субкреативность - создание внутри системы традиционной художественной реальности подсистемы «иного» принципа конструирования.

    4. Полная трансформация традиционной дискретности сценической реальности «в художественное инобытие» предполагает принципы мультикреативности, где новизна пронизывает все стороны художественной реальности.

    Опыт настоящей классификации поможет организатору социально-культурной деятельности, режиссеру театрального коллектива определить степень творческой составляющей художественного произведения, создаст условия при оценке степени креативности любого сценического произведения.

    1. Источники литературы

    Сукало А.А. «Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы», Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2011 г. https://cyberleninka.ru/article/n/samodeyatelnoe-tvorchestvo-v-sovremennyh-usloviyah-problemy-i-perspektivy

    Некрасова Л.М. «Театр как вид искусства и его возможности в воспитании» http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatr-kak-vid-iskusstva-i-ego-vozmozhnosti-v-vospitanii-shkolnikov

    Дюков М.Д. «Опыт классификации творчества (на примере самодеятельного театрального искусства)» https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-klassifikatsii-tvorchestva-na-primere-samodeyatelnogo-teatralnogo-iskusstva

    Статья на официальном сайте «Радио Свобода»: «Роль менеджмента в театральном искусстве» https://www.svoboda.org/a/442042.html


    написать администратору сайта