Главная страница
Навигация по странице:

  • Познание «гносеология, чувственное познание, рациональное познание, научное познание»

  • Оглавление Страницы

  • Актуальность

  • Задачи исследования

  • Глава 1. Теория познания как философская дисциплина

  • Глава 2. Чувственное и рациональное познание.

  • Глава 3. Научное познание.

  • Список источников и литературы

  • реферат познание гносеология. Реферат 1-познание, гносеология. Мензелинское медицинское училище


    Скачать 36.8 Kb.
    НазваниеМензелинское медицинское училище
    Анкорреферат познание гносеология
    Дата22.11.2020
    Размер36.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат 1-познание, гносеология.docx
    ТипДокументы
    #152699

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

    "Мензелинское медицинское училище"

    Познание «гносеология, чувственное познание, рациональное познание, научное познание»

    Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

    Форма обучения: очная

    Студент: Газизуллина Разиля Радиславовна

    Курс 2, группа 203 А

    Руководитель: Хамидуллин Б.Х. - преподаватель

    общеобразовательных

    и общепрофессиональных дисциплин

    __________________________________

    подпись

    2019 г


    Оглавление


    Страницы

    Введение

    3

    Глава 1. Теория познания как философская дисциплина

    4-6

    Глава 2. Чувственное и рациональное познание

    6-7

    Глава 3. Научное познание

    8-9

    Заключение

    10-11

    Список источников и литературы

    11


    Введение

    Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? – те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта – к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

    Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука").

    Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении эмпирического и теоретического уровней в структуре научного знания.

    Целью настоящей работы является исследование проблем теории познания, существовавших на протяжении развития философской мысли.

    Задачи исследования:

    • определить сущность познавательного процесса, рассмотреть его структуру;

    • рассмотреть особенности чувственного, рационального и научного этапов познания;

    • выявить особенности философской проблемы истины и ее критериев.


    Глава 1. Теория познания как философская дисциплина

    Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания н реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других проблем.

    Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»— знание и «logos»—понятие, учение, т. е. учение (понятие) о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.

    Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология — учение о бытии как таковом, и диалектика — учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Опора теории познания тем более необходима потому, что, во-первых, познавательный процесс всегда происходит в определенном социокультурном контексте, а, во-вторых, сегодня набирает силу тенденция социологизации гносеологии, т.е. процесс преобразования последней в подлинное социально-гуманитарное исследование.

    При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки в совокупности всех своих многообразных дисциплин, история философии и науки и д.р.

    В разработке своих проблем, в развертывании собственного гносеология должна «выжимать» последнее в виде «квинтэссенции» из всех своих названных и других источников. При этом недопустимо как недооценивать (а тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать какой-либо один из них. Так, например, строить теорию познания только и исключительно на основе анализа математического (Декарт) или естественнонаучного знания (логический позитивизм) — значит поступать односторонне, а следовательно, ошибочно.

    История познания показывает, что знания (и их теоретический образ) всегда обусловлены потребностями общества (в особенности запросами материального производства и практики), н поэтому должны принимать специфический облик на каждом из качественно различных этапах общественного развития. Вместе с тем по своему содержанию они должны впитать в себя все то новое, что приносит с собой каждый из них. Так, развитие гносеологических представлений конца XX в. определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества и, в частности, опирается на данные так называемой «постнеклассической» науки. Для этого этапа развития характерны: изменение объектов исследования (ими все чаще становятся целостные, саморазвивающиеся «человеко-размерные» системы), широкое распространение идей и методов синергетики — науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом познания; соединение объективного мира н мира человека; внедрение времени во все науки, их глубокая диалектизация и историзация (в частности, приоритет «становления» над «бытием» у И. Пригожина) и ряд других..

    Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует своей предмет, т. е. познавательное отношение к действительности в совокупности всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего философские методы — диалектический, феноменологический, герменевтический н др. Это н то, что называют общенаучной методологией — системный, структурно-функциональный, вероятностный и др. подходы. Это общелогические методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия н др. Это также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для частных наук и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом се специфики. Все названные н другие методы должны применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном единстве и динамическом, взаимодействии.

    Глава 2. Чувственное и рациональное познание.

    Процесс познания включает в себя два уровня:

    1) чувственное познание (осуществляемое органами чувств — зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);

    2) рациональное познание (отражение действительности посредством мышления, создание абстрактных и обобщенных образов, раскрытие внутренних закономерных связей и отношений в явлениях действительности).

    Соотношение чувственного и рационального познания по-разному оценивалось философами.

    Эмпиризм (от греческого слова empeiria — опыт) — направление в гносеологии, которое рассматривает чувственный опыт как единственный источник знаний о мире.

    Рационализм (от латинского слова ratio — разум, рассудок) — философское направление, которое отдает ведущую роль в познании разуму.

    Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и невозможны друг без друга, две ступени познания образуют единое целое. Чувственное представление о реальных явлениях — необходимая предпосылка для процесса познания. Отвлеченные абстрактные понятия и идеи опираются на обобщенный чувственный опыт людей и существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. Но подлинное знание невозможно без рациональной переработки информации, полученной в результате чувственного опыта.

    В ходе чувственного и рационального освоения мира человеческая психика переживает определенные состояния, которые можно классифицировать как формы познания.

    Формы чувственного познания

    ощущение — отражение реальных свойств и признаков предметов и процессов, возникающее в результате их воздействия на органы чувств человека;

    восприятие — чувственный образ предмета или процесса, целостное отображение явлений действительности во всей полноте их разнообразных свойств;

    представление — обобщенный образ объекта познания, воспроизведенный в сознании человека без непосредственного воздействия этого объекта на органы чувств.

    Формы рационального (логического) познания

    понятие — мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта познания;

    суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания;

    умозаключение (вывод) — мысль, оформившаяся на базе нескольких суждений и логически выводящая из них новое суждение.

    К категории умозаключений иногда относят гипотезы, теории, методы.

    Умозаключения, в свою очередь, делятся на две группы: индуктивные умозаключения образуются в результате индукции (движения мысли от частного к общему); дедуктивные умозаключения – в результате дедукции (движения от общего к частному).

    Глава 3. Научное познание.

    Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития. В результате научного познания формируется система объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе. Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий.

    Предметом научного познания может быть любое явление реального мира — природные процессы, психическая или хозяйственная деятельность человека, законы функционирования и развития общества.

    Основные черты научного познания:

    1. объективность, истинность получаемого знания (непротиворечивость, доказательность, системность);

    2. наличие понятийного аппарата, специальных методов и способов деятельности;

    3. проверяемость результатов познания;

    4. высокий уровень теоретического обобщения.

    В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

    Эмпирический (опытный, чувственный) уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов. Научный факт — продукт эмпирического познания. К методам эмпирического научного познания относятся научное наблюдение, эксперимент (лабораторные опыты, производственные испытания).

    Теоретический (рациональный) уровень — раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, закономерностей их развития. На этом уровне происходит обобщение полученных эмпирическим путем сведений и их логическое объяснение: создание научных гипотез, законов и теорий. Основные методы этого уровня познания: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция.Однако выделение в процессе познания этих двух уровней условно: в практической познавательной деятельности они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и проникают друг в друга. Научное наблюдение и эксперимент имеют определенную теоретическую нагрузку, а абстрактные понятия и законы опираются на эмпирические данные.

    Главные формы научного познания: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

    • Научный факт — это отражение и интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом.Особенность научного факта состоит в том, что он может быть подвергнут верификации — проверке, в ходе которой доказывается его истинность. Эмпирический закон — обобщение эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и процессами.

    • Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и процессов.

    • Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением.

    • Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности.

    Заключение

    Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того, чтобы человек смог разобраться в огромном количестве информации, обрушивающейся на него каждый день, систематизировать, обобщать и использовать ее в дальнейшем, ему желательно знать хотя бы некоторые основы такого процесса как познание. Для ученых, занимающихся научными изысканиями, это должно быть обязательным требованием, поскольку они должны знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и т.д. Некоторые ученые утверждают, что все великие изобретения появились только благодаря человеческой лени. Человеку просто не хочется что-либо делать, и он изобретает какой-либо механизм, делающий это за него или значительно упрощающий этот процесс. Практически также дело обстоит и с познанием. Мы хотим жить лучше, поэтому наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности, а ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире.

    Немаловажен и тот факт, что знание имеет свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает возможность человечеству развиваться, осуществлять научный прогресс.

    Как уже говорилось, в своей сущности, познание есть отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. В случае познания в качестве отражения как раз и выступает научный образ изучаемого объекта, представленный в форме научных фактов, гипотез, теорий. Существуют различные ступени познания, различающиеся своим предметом, глубиной, уровнем профессионализма и т.д. Познание и знание различаются как процесс и результат.

    Познавая окружающий мир, человек использует два пути – он познает через органы чувств и путем анализа новых и уже имеющихся знаний. Основываясь на этом, философия определила две степени познания: чувственную и рациональную. Чувственное познание представляет собой познание с помощью органов чувств и протекает в трех формах: ощущение, восприятие и представление. Основываясь на чувственном, возникает рациональное познание, которое можно охарактеризовать как понимание мира на уровне мышления. В нем также выделяют три формы: понятие, суждение и умозаключение.

    Список источников и литературы:

    1. https://www.bestreferat.ru/referat-171670.html

    2. https://www.bestreferat.ru/referat-60362.html

    3. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=113837

    4. http://bukvasha.ru/referat/344528


    написать администратору сайта