Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Концепции науки и концепции развития научного знания

  • Документ 6 (1). Исследование объективных законов и суждений (нахождение объективной истины)


    Скачать 16.55 Kb.
    НазваниеИсследование объективных законов и суждений (нахождение объективной истины)
    Дата05.05.2022
    Размер16.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент 6 (1).docx
    ТипИсследование
    #514324

    1. Природа науки и специфика научного познания

    Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно с

    Особенности научного познания:

    1. Исследование объективных законов и суждений (нахождение объективной истины)

    2. Рациональность (теория, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами)

    3. Системность (состояние сложной системы, то есть набора взаимосвязанных элементов, которые ведут себя как единое целое или кажутся таковыми, проявляя поведение, отличное от поведения частей)

    4. Верифицированность (требования выполненяются через предоставление объективных свидетельств, оценку соответствия продукта, услуги или системы нормам)

    5. Терминология (наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем)

    6. Процессуальность (в своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой)

    Результатом научного знания является научное знание. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах. Основными формами знания являются факты и теория. Термин «факт» используется по крайней мере в двух смыслах. Во-первых, для обозначения события (явления), произошедшего в определенном культурном пространстве; во-вторых, это понятие обозначает знание того, что то или иное событие (явление) действительно произошло.

    2. Концепции науки и концепции развития научного знания

    Пожалуй, наибольшее число сторонников, начиная с 60-х гг. нынешнего века, собрала концепция развития науки, предложенная американским историком и философом Томасом Куном. Это концепция социологической и психологической реконструкции и развития знаний, которую он изложил в широко известной работе по истории науки «Структура научных революций». Томас Сэмюэл Кун (1922-1996) был американским историком и философом науки, который считал, что научное знание развивается семимильными шагами посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определенной парадигмы, исторически сложившейся системы взглядов. Научная революция – это смена психологических парадигм научным сообществом. Парадигма – это нормы и стандарты научной мысли, приобретающие в данном научном сообществе характер традиции. Или это некие научные стереотипы, модели мышления, в рамках которых ученые решают свои исследовательские задачи в данный период. Научная революция - коренное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новой системе фундаментальных понятий и методов, новому научному мировоззрению, а также качественным преобразованиям материальных средств наблюдения и эксперимента, с новые способы оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, достоверности и организации знаний.

    Три основных этапа исторического развития науки, каждый из которых открывает глобальную научную революцию, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Это классическая рациональность, соответствующая классической науке; неклассическая рациональность, соответствующая неклассической науке и постнеклассической рациональности.

    Кумулятивизм — это понятие научного развития знания, в соответствии с которым она представлена. Представляет собой непрерывный процесс накопления новых знаний на основе имеющихся знаний. При этом предполагается, что каждый последующий шаг может. производится только с учетом последующих достижений: новое знание точнее, адекватнее старого: в старом знании ценность имеют лишь те элементы, которые являются ценными. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О. Конт). Происходящее количественное изменение в науке происходит в процессе постепенного накопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных представлений.

    Концепция исследовательских программ И. Лакатоса

    В качестве исходной модели роста научного знания Лакатос берет мир идей, автономно развивающееся знание, в котором реализуется «внутренняя история» знания. Программа исследования осуществляется в исторически развивающейся последовательности теорий, каждая из которых вырастает из предыдущей путем модификации, вызванной столкновением с противоречивыми экспериментальными контрпримерами. «Жесткое ядро» программы переходит от одной теории данной программы к другой, а защитный пояс, состоящий из вспомогательных гипотез, может быть частично разрушен.

    Интернализм и экстернализм

    Интернализм - объясняет развитие науки только через историю идей. Движущей силой развития науки являются внутренние факторы, логика решения проблем и интеллектуальные традиции. Наука сама по себе полностью изолирована от социокультурных факторов (И. Лакатос, К. Поппер и др.). Экстернализм - объясняет динамику науки через внешние факторы: социальные порядки, социально-экономическую политику, культурно-исторический контекст. Согласно позиции интерналистов, движущей силой развития науки являются присущие ей цели, средства и стандарты. Научное знание рассматривается в данном случае как система в саморазвитии, содержание которой не зависит от социокультурных условий его существования, степени развития общества и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства). Различают 2 варианта интернализма: эмпиристский и рационалистический. Согласно экстернализму, основным источником инноваций в науке являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания.

    С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодостаточного знания (знания для умножения, усовершенствования знания по какому-то универсальному методу). Познавательный процесс всегда замкнут на определенный практический интерес, на необходимость решения многих технических задач.

    Диалектическая концепция (отношения между философией и наукой) — это учение о взаимоотношениях философии и науки, согласно которому они являются во многом качественно разными видами знания, но внутренне взаимосвязаны и активно используют в процессе познавательные ресурсы друг друга. функционирования и развития каждого из них. Об этом свидетельствует вся история их развития и взаимодействия.

    Научный реализм относится к довольно распространенному представлению о том, что научная теория описывает, как на самом деле устроен мир. Другими словами, сущности, выраженные научными теориями, хотя бы приблизительно соответствуют тому, чем они являются на самом деле.

    Позиция научного реализма, по существу, неотделима от представления о фундаментальной реальности, существенно отличной от той, что присутствует в феноменальном мире, и являющейся научным объяснением феноменального мира. Научный антиреализм изначально возникает из-за того, что наукой занимаются люди на совесть. Научные теории создают люди, и современный научный метод предполагает, что эти люди обладают свободой воли. Иными словами, научный антиреализм связан с реализмом в отношении к человеческому миру, и именно это обстоятельство теснейшим образом связывает его с экспериментальной наукой.


    написать администратору сайта