Главная страница
Навигация по странице:

  • Исходным моментом

  • Впервые применение игр в хозяйственной сфере

  • В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг.

  • По мнению экспертов

  • Еще одним важным событием

  • Итак, 70-е гг.

  • Поиск новых форм

  • На сегодняшний день

  • История деловых игр. Метод деловых игр


    Скачать 17.29 Kb.
    НазваниеМетод деловых игр
    Дата08.05.2022
    Размер17.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория деловых игр.docx
    ТипДокументы
    #518181

    Метод деловых игр известен с XVII — XVIII вв., и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в XIX в. “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г. “военные шахматы” начали использоваться в подготовке офицеров. Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов. Таким образом, Наполеон проигрывал будущие сражения. Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными. Перед Второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры [1].

    Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, начальная позиция, цель. По характеру они являлись чисто инструментальными. Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия “широта решений”, зависящая от “силы власти”, “удовлетворенности подданных”. Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх применяется математический аппарат теории игр.

    Исходным моментом развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, возникновение спортивных, салонных игр связано с уменьшением драматического компонента, отражающего социальное взаимодействие. Начиная с военных игр значение этого компонента снова начинает возрастать. С дальнейшим усилением драматического компонента связано возникновение деловых игр, которые произошли из военных. По оценкам экспертов, метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле “первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений”.

    Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 г. на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 г. Марией Мироновной Бирнштейн и называлась “Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы”. Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики “Красный ткач”. Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.

    В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.

    По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием “организационно-деятельностные игры (ОДИ)”. Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. Концепция Щедровицкого была органической частью тоталитарного сознания и тоталитарного общества. Ее основными особенностями были:

    · понимание в качестве заказчика не участника игры, а государства или корпорации;

    · ориентация не на интересы участника (личное развитие, решение своих проблем, обучение), а на решение задач заказчика;

    · ориентация в качестве источника финансирования не на участника-заказчика, а на хозяина-заказчика (государство, корпорацию), который оплачивал эксплуатацию участника для решения своих задач;

    · сильнейшее давление на участника, приводящее к интенсификации его психических процессов в интересах заказчика с неизбежными последствиями в форме депрессий или серьезных психических сдвигов.

    Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа “Деловые игры и их программное обеспечение”, состоявшаяся в 1975 г. в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском “игростроении”… С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например биологические, медицинские, архитектурные.

    Итак, 70-е гг. — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения.

    1970–1980 гг. — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллинская школа В. К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т. п.

    80-е гг. — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе, а с другой стороны, их профессионализация, когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей.

    В период экономических реформ 1980–1990-х гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных проблем (например, “Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях” в Центре атомного судостроения в г. Северодвинске, “Реорганизация верфи” в Николаевске-на-Амуре).

    За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х гг. в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы “Rand Corporation”, предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

    Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму “American management Association”, к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1956 г. (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр [3].

    На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в высшем образовании, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Издаются новые пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и деловым играм.


    написать администратору сайта