методы развития творческого потенциалаперсонала.. Методы развития творческого потенциала персонала
Скачать 464.32 Kb.
|
Реферат на тему: Методы развития творческого потенциала персонала. Введение ………………………………………………………………………….2
2. Методики развития творческого потенциала персонала организации…….6 2.1 Метод мозгового штурма…………………………………………………....7 2.2 ТРИЗ ………………………………………………………..……………..….7 2.3 Метод синектики………………………………………………..……………8 2.4 Морфологический метод……………………………………..…………....…9 3. Развитие творческого потенциала персонала и рекомендации по созданию творческой обстановки в коллективе на примере пивоваренной компании «Балтика»………………………………………………………………..…….…11 Заключение…………………………………………………………….…..…….16 Список использованной литературы……………………………………...……17 Приложение№1………………………………………………………..…………19 Введение В современном мире творческий подход все более активно проникает к решению любых задач из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Проникает, в том числе и в сферу управления предприятием, персоналом. Введение новых подходов в управлении персоналом связано с повышением интенсивности конкурентной борьбы предприятий с относительно одинаковыми возможностями. При это лидируют те организации, которые успешно работают в аспекте развития интеллектуальных ресурсов и творческого потенциала персонала. Известно, что очень многое в организации зависит от самого руководителя и от того какой стиль управления выберет он. Можно наблюдать как в разных организациях применяют разные стили. Одни руководители подавляют инициативу, другие наоборот стимулируют. Раскрытию творческого потенциала сотрудников способствует демократический стиль управления. Руководитель, выбравший такой стиль управления, поддерживает творческую инициативу, и естественно способствует организации творческого процесса. И чаще всего сам подает вдохновляющий пример для своих сотрудников. В организации должна быть создана особая творческая среда. Именно это поможет раскрыть свои таланты и направить их на пользу компании, организации. Творческая среда должна обладать такими характеристиками как открытость новому, доверие и сотрудничество на всех уровнях, поддержка инноваций, демократический стиль управления, организация обучения и профессионального общения, мотивация труда. Целью работы является изучение и анализ методик развития творческого потенциала персонала . В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие- творческий потенциал персонала и его сущность 2. Изучить существующие методики активации и развития творческого потенциала персонала организации 3. Описать и разобрать конкретную деловую ситуацию и дать рекомендации по созданию творческой обстановки в коллективе на примере. Объектом данной работы является - творческий потенциал. Предметом исследования является- методики развития творческого потенциала. Анализ учебно-методической литературы, синтез, сравнение –будет являться в нашей работе методом исследования. 1.Творческий потенциал персонала и его сущность Понятие «творческий потенциал» является достаточно сложным и неоднозначным. Творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала. Существуют мотивированный и немотивированный подходы. В первом случае творческий потенциал опирается на знания, выбор методов, социальные критерии, культурные универсалии и т.д. А при немотивированном подходе знание может и не играть решающей роли. То есть процесс использования творческого потенциала становится интуитивным и идет путем проб и ошибок. При таких условиях весьма актуальной становится задача формирования и развития творческого потенциала организации. Реализация творческого потенциала каждого сотрудника, осуществляется через самореализацию личности. В этом случае достаточно реализуется творческий потенциал, если он является необходимым организации, где он трудится. Но для того, что бы руководство организации получило именно тот результат , который ожидает, важно иметь знания того как оценить и использовать творческий потенциал персонала. Творческий потенциал — адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала.1 В зависимости от того каким конкретным трудом занимается человек, можно говорить об уровнях самого творческого потенциала работников. Выделяются такие виды труда, как умственный и физический. В случае, если человек занят умственным трудом, то он имеет более богатые возможности для формирования и развития творческого потенциала работника. Выраженность творческого потенциала работника широко варьируется. Это зависит, в первую очередь от социального статуса работника, и во вторую — от особенностей той или иной корпоративной культуры. Люди одаренные творчески имеют большое любопытство к исследованиям окружающего мира. Такие люди не могут работать в условиях ограничения и запретов. Они выделяются способностью прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, они обладают великолепной памятью. Одаренные люди с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, предлагая неординарные, нетрадиционные пути решения. Задача руководителя — выявить талантливых людей, создать условия для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. Деятельность таких сотрудников может стать важной составляющей успеха и культуры организации. Исследователи рассматривают возникающие проблемы, которые могут не дать раскрыться талантливым сотрудникам, что ведет к ущербу для всей организации в будущем. На сегодняшний день многие руководители многих организаций намеренно берут на работу парочку потенциально творческих личностей, что бы они невольно положительно действовали и будили дух творчества во всей организации, так как убеждены что это поможет организации выйти на новые рубежи. И даже существует система организационных и воспитательных приемов руководства организаций по взаимоотношениям с одаренными и талантливыми людьми. 2. Методики развития творческого потенциала персонала организации Наиболее полно отражает содержание личностного потенциала концепция А.А. Погорадзе, который предлагает следующую структуру личностного потенциала: 1.квалификационный потенциал или профессионализм; 2.психофизиологический потенциал; 3.творческий потенциал; 4.коммуникативный потенциал; 5.нравственный потенциал. «Творческий потенциал - адаптационный уровень трудового потенциала работника, связанный с активностью и саморазвитием его ресурсов и возможностей в трудовой деятельности. 2Таким образом, творческий потенциал работника можно трактовать как высший, наиболее развитый аспект его трудового потенциала. Разработка и воплощение в жизнь новых идей для решения определенных стратегических целей организации –это совсем не просто. Творческому специалисту часто бывает сложно быстро понять с чего необходимо начинать выполнение задачи, не знают, как сосредоточить свое внимание на нужном объекте и применить свои творческие возможности. Существуют простые методы сфокусировать свое внимание и активизировать творческий поход для более качественного анализа в нужном направлении: 1.Метод мозгового штурма; 2.Триз (теория решения изобретательских задач); 3.Метод синектики; 4.Морфологический метод. 2.1. Метод мозгового штурма «Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) -- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике».3 Три обязательных этапа мозгового штурма 1. Постановка проблемы. Предварительный этап. Формулировка проблемы, отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников. 2. Генерация идей. Основной этап, в котором необходимо: - Главное - это количество идей. Ни никаких ограничений. - Полный запрет на критику и любую (даже положительную оценку) высказываемых идей. - Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. - Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. Вот на этом этапе приветствуется оценка возникших идей в мозговом штурме. 2.2. ТРИЗ «ТРИЗ -- теория решения изобретательских задач -- область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач» Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. Автором ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер. Говоря проще, ТРИЗ имеет цель улучшения качества и увеличения уровня изобретений за счет усиления творческого воображения. Основные функции и области применения ТРИЗ: - решение изобретательских задач любой сложности и направленности; - прогнозирование развития технических систем; - пробуждение, тренировка и правильное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности, такой как системное мышление. -совершенствование творческих и других коллективов по направлению к их идеалу. Необходимо переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. Это и будет первым шагом на пути к изобретению. Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы -- такое, которое достигается «само по себе», только за счёт уже имеющихся ресурсов. Таким образом, он пришёл к формулировке идеального конечного результата (ИКР): «Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». На деле идеальный конечный результат редко достижим полностью, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Чем ближе решение к ИКР, тем оно лучше. 2.3 Синектика Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Синектика –это метод поиска идей путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов. Профессионалы используют в поиске идей аналогии и ассоциации. Синектика означает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.4 У. Городин в своей работе сделал упор на необходимость предварительного обучения и использование специальных приемов Существует два механизма творчества: а) неоперационный механизм – что означает, неуправляемые процессы, которые включают в себя вдохновение и интуицию; б) операционный механизм - что означает, определенные процессы, которые включают в себя использование разного вида аналогий. В решении инновационной проблемы применяя метод синектику ,необходимо ознакомиться и изучить проблему и уточнить как следует понимать проблему. Затем- решение проблемы, оценивание нового взгляда.этоделается длятого что бы сбить психологическую инерцию. В синектике используются следующие виды аналогий: 1) Прямая. Означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями. 2) личная (эмпатия). Означает, что специалист, решающий проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции) 3) символическая. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель. 4) фантастическая. 2.4 Морфологический анализ Проводя морфологический анализ, необходимо понимать, что необходима точная формулировка проблемы для рассматриваемой системы После чего дается ответ на более общий вопрос посредством поиска всевозможных вариантов частных решений. Основные этапы применения метода морфологического анализа. 1. Необходимо выяснить цель задачи - поиск вариантов схем, либо принципов действия, либо конструктивных разновидностей разрабатываемой системы. 2. Необходимо выделить узловые точки (другими словами: оси, отдельные части задачи). Они же будут характеризовать разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Правильно поступить следующим образом: предварительно построить соответствующую блок-схему элементы которой и образуют узлы. 3. Далее для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (а это зависит от эрудиции). Так же их можно взять из справочников и банков (баз) данных. Варианты могут быть и реальными и фантастическими. 4. Проводят полный перебор всех вариантов решений с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи. При необходимости для выбранных решений можно повторить морфологический анализ, конкретизируя узлы и варианты. Изучив и проанализировав все методы, можно сделать вывод, что пути активизации творческого потенциала работников весьма многообразны. Важно уметь руководителям организации правильно подобрать метод, который будет соответствовать специфике организации, её целям и задачам. Следует сказать что не существует универсальных методов развития творчества работников(сотрудников). Иногда требуется применять не один метод. А для этого требуется от управленца творческийподход и высокий профессионализм. 3.Развитие творческого потенциала персонала и рекомендации по созданию творческой обстановки в коллективе на примере пивоваренной компании «Балтика» Творческая обстановка на предприятии (организации), которая должным образом поощряется, очень важна. Необходимо поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Отвечая на вопрос, как построить отношения в коллективе, чтобы творческое начало каждой личности направить на решение задач коллектива, следует разобраться какие именно методы подходят для этого. Есть компании где творческая обстановка напрямую связана с увеличением производительности труда. Например сотрудник ( торговый представитель) пивоваренной компании «Балтика» может просто продавать продукцию компании в торговые точки, а может подойти к этому с творческой стороны. Для этого сотрудник должен быть правильно простимулирован, и не только материально. Правильно созданная творческая обстановка в коллективе улучшает качество работы и позволяет решить ряд важнейших проблем в достижении цели. Грамотно созданная творческая обстановка развивает творческий потенциал персонала организации. А следовательно повышает качество организационных решений, помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества, повышает и совершенствует профессиональные навыки персонала. В пивоваренной компании «Балтика» приветствуются специалисты с креативным мышлением. Но помимо желания руководителя, что бы сотрудники были креативными и имели творческих подход к решению некоторых задач, требуется понимание определённых правил этой игры, своей ответственности и – некоторые действия по изменению собственного управленческого общения. Сотрудники пивоваренной компании «Балтика», в частности торговые представители имеют следующие обязанности по работе: -обслуживание существующих клиентов вверенной им территории, поиск новых клиентов; -отслеживание дебиторской задолженности; -ведение отчетной документации; -выполнение плановых показателей; -выполнение задач по увеличению видимости, доступности и узнаваемости продукции компании; -сбор заказов; -контроль доставки товара; -размещение продукции в лучшем месте на полке и в холодильном оборудовании ,максимальное увеличение площади; -контроль наличия продукта и ассортимента на полке или в холодильном оборудовании. Сотрудник данной компании должен обладать такими знаниями и навыками , как умение легко находить общий язык с людьми, иметь опыт работы с клиентами, уметь планировать свою работу и время самостоятельно. Сотрудник должен в лучшем случае иметь следующие качества: работоспособность, коммуникабельность, отсутствие вредных привычек, целеустремленность,трудолюбие,уравновешенность, иницитаивность. Хотя подчиненные могут и сами поддерживать и поощрять творчество друг друга, они не будут осуществлять такую поддержку постоянно, если не поверят, что их руководители последовательно поддерживают творческую линию поведения. Руководители пивоваренной компании « Балтика» сознательно экспериментируют с новыми формами организации, осуществляя поиск методов максимизации поддержки, оказываемой сотрудниками друг другу в творческом плане. За счет всевозможных тренингов проводимых в коллективе создается атмосфера откровенности и взаимодействия, в которой ваши подчиненные смогут стимулировать друг в друге большую осведомленность и выдвижение идей. Применяют игровую форму проведения таких тренингов. Во всех случаях они проходят очень весело, и познавательно. Специально подобранные упражнения способствуют сплочению коллектива и раскрытию его творческого потенциала. Кроме всеразличных тренингов, компания проводит выездные «полевые», на которых в игровой форме сотрудники выполняют задания связанные с определенными знаниями их деятельности и умением творчески подойти к решению целей и задач. На таких «полевых» руководство освобождается от излишней властности и использования зависимости подчиненных — традиционных схем управления. На всех тренингах организаторы формулируют новаторские идеи таким образом, чтобы сотрудники их увидели и поверили в них. Постоянно информируют сотрудников об этих целях, а так же подчеркивают сущность и значимость тех проблем, решение которых возможно только творческим путем. Руководители компании поощряют и приучают подчиненных к развитию большей психологической готовности к новым идеям и новому опыту работы, а так же согласуют максимальное число задач и целей проекта с истинными интересами каждого из привлеченных сотрудников. Так как в основном работа торгового представителя данной компании удаленная, руководитель в основном общается и ставит задачи дистанционно, посрердством электронной почты, и других способов связи. И зачастую именно дистанционно использует те мотивы, которые наиболее полно соответствуют его стремлениям и желаниям. Проводятся различные мотивационные программы, где сотруднику необходимо проявить себя творчески, в целях получения выгоды для себя (материальная часть и моральная) (ПРИЛОЖЕНИЕ№1) В данной компании идеально сочетаются и используются все методы развития творческого потенциала персонала организации. Особенно часто используют метод мозгового штурма. Данный оперативный метод осуществляется путем решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Сотрудники собираются в одном помещении, или бывают даже выезды на природу, пикники, и обсуждают там проблему или задачу которую необходимо решить. Руководители компании обеспечивают сотрудников работой, которая вызывает чувство персонального и профессионального роста. Это является самым сильным побуждающим мотивом, без него невозможно полное удовлетворение работой. Опираясь на примеры в применении методов на практике, можно точно сказать, что необходимо давать возможность оспариваний идей, не много завышая ставящиеся задачи не много выше известных способностей подчиненных. Рекомендации которые даст любой грамотный руководитель : -необходимо обеспечивать наличие методов распределения заданий, которые дали бы подчиненным возможность понять, что чувство удовлетворения, которое они испытали в прошлом, повторится и послужит трамплином для нового взлета. -необходимо помогать свои подчиненным увидеть в проблемах вызов. Полный простор в мышлении, ощущениях и представлениях поощряет творчество, доброжелательное отношение к исследованию и эксперименту, способствуют появлению творческого мастерства. Развить желание решать эту проблему. -необходимо дать понять служащим, что их служебная карьера во многом зависит от творческого вклада. Руководитель- профессионал , для того что бы достичь творческих результатов, будет использовать подчиненных разносторонне: -будет сосредоточивать потенциал и навыки не на ролях, а на целях. - будет стимулировать и мотивировать возвращение подчиненных снова и снова к одной и той же задаче до тех пор, пока не произойдет творческий «прорыв». -будет активно поощрять людей, обладающих особым творческим талантом и способностями. - понимает, что важно когда подчиненные имеют свободный доступ ко всем ресурсам, информации, накопленному опыту, ко всему, в чем они нуждаются в связи с поиском творческого решения проблемы. - понимает, что важно помогать подчиненным развивать уверенность в себе, делая все, чтобы уменьшить их страх, сдержанность и настороженность. - осознает, что полный простор в мышлении, ощущениях и представлениях поощряет творчество, доброжелательное отношение к исследованию и эксперименту, способствуют появлению творческого мастерства. -будет создавать учебную ситуацию, в которой малые дискуссионные группы, составленные из руководителей и исполнителей, совместно исследуют проблемы и пути их решения. Заключение Ранее считалось творчество привелегией деятелей искусства, а с начала прошлого века представители руководящего состава бизнеса уделяют все большее и большее внимание к этому феномену. И делают это вполне обоснованно. Креативные сотрудники становятся инициаторами инноваций, приносящих колоссальную прибыль (под креативностью понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации). В сегодняшние дни уважающие себя компании могут конвертировать творческий потенциал своих сотрудников в денежный эквивалент. Любой бизнес, например как пивоваренная компания «Балтика», развивается благодаря новаторам. От креативности в этой компании зависят продажи напрямую. Поэтому рынок бурно реагирует на удачные идеи, а работодатели все чаще требуют от своих подчиненных креативного мышления. Как мы уже разобрали ,существует множество путей активизации творческого потенциала работников. Важно уметь выбрать те из них, которые соответствуют специфике каждой конкретной организации, её целям и задачам, её кадровому составу. Не существует универсальных рецептов развития творчества работников – эта задача, в свою, очередь, требует от управленца творческого подхода и высокого профессионализма. Список использованной литературы 1.Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 407 с. 2.Бурносова Н. М., Шаталова Н. И. Управление персоналом на производстве. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 381с. 4. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учебник. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 352 с. 5. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 2001. – 302 с. 6. Поршнева А. Г., Саломатина Н. А. Управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669с. 7. Столяров А.М. Методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 2003. – 126 с. Электронные ресурсы: 8. Википедия. Метод мозгового штурма. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 22.12.2017) 9. Иновационное управление. Синектика. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://innovation-management.ru/innovaczionnyj-proczess/perechen-metodov/sinektika, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 21.12.2017). 10. Словарь терминов. Теория решения изобретательских задач. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: .http://termin.bposd.ru/publ/20-1-0-28456, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 21.12.2017). 11. Традиция: Русская энциклопедия. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki/Теория_Решения_Изобретательских_Задач, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 22.12.2017). 12. Управление персоналом. Творческий потенциал работника. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://upravlencam.ru/page82/page100/index.html, , свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 22.12.2017). ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 1 Управление персоналом. Творческий потенциал работника. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://upravlencam.ru/page82/page100/index.html, , свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 22.12.2017). 2 Управление персоналом. Творческий потенциал работника. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://upravlencam.ru/page82/page100/index.html, , свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 22.12.2017). 3 Иновационное управление. Синектика. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://innovation-management.ru/innovaczionnyj-proczess/perechen-metodov/sinektika, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 21.12.2017). 4 Иновационное управление. Синектика. [Электронный ресурс]/ Электрон. Дан. - Режим доступа: http://innovation-management.ru/innovaczionnyj-proczess/perechen-metodov/sinektika, свободный. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 21.12.2017). |