методическая разработка. методичсекая разработка. Методическая разработка по основам проведения занятий в народном ансамбле. К выпускной квалификационной работе по специальности 53. 02. 01 Музыкальное образование
Скачать 47.01 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж» Отделение музыкального и дополнительного образования Кафедра музыкально исполнительских дисциплин МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОСНОВАМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В НАРОДНОМ АНСАМБЛЕ. К выпускной квалификационной работе по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» УЧАСТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АНСАМБЛЕ НАРОДНОЙ ПЕСНИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Обучающийся группы № 541 очной формы обучения Питиримова Екатерина Андреевна Руководитель: Зайцева Елена Николаевна Магнитогорск, 2022 Содержание Введение 3 Задачи младшего народного ансамбля. Методы работы. 4 План занятия, содержание и виды работ, формы проведения занятий в народном ансамбле 5 Примерный план занятия 7 Вокально-хоровая работа 8 Режим вокальной работы - пение, игра, декламация. 11 Певческая установка и дыхание 11 Звуковедение и дикция 12 Формирование исполнительских навыков 12 Ансамбль и строй 12 Распевочный материал (учебно-тренировочный) 14 Жанры народной песни. Обряды, диалект. 15 Народные игры. Русские народные инструменты. 16 Частушки. Импровизация народного пения. 17 Список использованных источников 18 ВведениеФольклор – особый вид искусства, устное народное творчество. Отличительной чертой фольклора является коллективное авторство, поэтому его и называют народным творчеством. Фольклор - это величайшее богатство науки, наша история и культура, а музыкальный фольклор - это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей, как добрых соседей. Песни передавались из уст в уста, даже когда не было нотной записи, из поколения в поколение. И нам надо как можно дольше сохранить песни в их первозданном виде и передать их другим поколениям, а кто как не дети смогут это сохранить и украсить фольклор своей детской непосредственностью и эмоциональностью. Яркий музыкальный колорит, необычайно широкое разнообразие, значительность и глубина содержания, художественное совершенство - все это делает русскую песню непреходящим явлением в нашей музыкальной культуре. В фольклоре наиболее ярко отразились извечные стремления человечества к добру и красоте. Нравственно-эстетические идеалы, заложенные в песне, воспитывали многие поколения людей. Благодаря исключительной искренности, задушевности, правдивости, народная песня оказывает самое глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством, но без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества. Она развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Данная методическая рекомендация адресуется педагогам дополнительного образования, учителям музыки общеобразовательных учреждений, начинающим руководителям детских фольклорных ансамблей. Задачи младшего народного ансамбля. Методы работы.Фольклор - это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт, мудрость, знания. Важное место в фольклоре принадлежит песне - величайшему музыкально-поэтическому созданию народного гения. Но для того, чтобы народная песня смогла играть отведенную ей историей важную роль в эстетическом воспитании масс, необходимо наших детей с самого раннего детства окружать народной музыкой. Современный народный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, живым интонированием слова. Задачи народного ансамбля. Воспитание уважения и любви к народной песне, как особо значительной области музыкальной культуры. Изучение и освоение народной песни, ее основных творческих и исполнительских закономерностей. Формирование художественного вкуса. Развитие вокального слуха и певческого голоса. Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народной манере. Развитие творческих способностей, навыков импровизации. Существует три пути, по которым народная песня беспрепятственно и навсегда должна войти в душу ребенка: Первый - включение образцов народно-песенного творчества в начальный период воспитания музыкального вкуса. Второй - более широкое использование народной песни в хоровой и вокальной работе с детьми. Третий - слушание народной музыки, активная ее пропаганда по радио, телевидению, в концертах и т.д. План занятия, содержание и виды работ, формы проведения занятий в народном ансамблеОсновные формы проведения занятий: Учебное занятие – беседа, на котором излагаются теоретические сведения, рассказ иллюстрируется музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалом. Анализ вместе с детьми. Дети сами задают и отвечают на вопросы. Практические занятия, на которых дети разучивают песни, играют в традиционные игры, осваивают основы хореографии, игры на народных инструментах. Учебное занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываю концертные номера, развиваю актерские способности детей. Это учебное занятие можно проводить индивидуально с каждым ребенком. Заключительное учебное занятие, учебное занятие, завершающее тему. Учебное занятие - концерт, обряд. Самостоятельная работа обучающихся, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий. В работе с детьми в народном ансамбле следует учитывать следующие важные моменты: Возрастные особенности. Заинтересованность ребенка. Форма занятий должна быть разнообразной. Поют все, кто хочет. Нельзя отказывать ребенку, если он не может петь. Вопросы репертуара очень важны. Репертуар для коллектива подбирается в соответствии с каждой из возрастных категорий, творческой работоспособности и исполнительских способностей участников. Репертуар состоит из песен западных и южных областей России, Беларуси и Украины, и тех, которые бытуют в местности, с учетом диалектных особенностей регионов. Выбирая песню, следует определить её содержание, жанр, стиль, структуру, форму, эмоциональную окраску, силу психологического воздействия на участников, особенности драматургического развития, возможность художественного исполнения, длительность звучания и исполнительские трудности. Репертуар подбирается как с сопровождением, так и без него. Удобны в работе хороводные песни, плясовые, календарные песни. История песен, их традиции. Обряды. Диалект обязателен. Важно учить сразу с диалектом той или иной местности. Изучать музыкальную грамоту. Примерный план занятияРаспевание - 15 минут. Использовать отдельные интонации будущих песен. Начинать распевание лучше в среднем регистре, удобном для всех, постепенно расширять диапазон вверх и вниз. Полезно распевать гласные уже в диалекте, так как он легче усваивается. Новый материал - 20 минут. Постановка песен, часть обряда. Беседа, показ, слушание. Повторение старого материала - 15 минут. Закрепление материала освоенного в начале репетиции. Главное в занятии - правильно использовать метод драматургии, выстроить занятие таким образом, чтобы кульминация была в конце занятия и эмоциональный уровень восприятия у детей нарастал. Вокально-хоровая работаНачальный этап музыкального обучения является очень важным, а иногда и решающим. От того, на сколько правильно были заложены первоначальные основы, зависит активность участия в дальнейшей музыкальной жизни. Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом уроке. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают ансамблевые интонационные навыки, развивают технику. Наконец, они направлены на то, чтобы создать в хоре единую манеру пения. Различают три обязательных компонента упражнения: повторяемость, определенная организация и целенаправленность. Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем разучиваемого репертуара и быть направлено на поддержку его звучания. Длительность распевания не должна превышать 10-15 минут репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до крайних звуков диапазона, т.к. певческий голос «разогревается» не скоро и начинает полноценно звучать лишь через 30 – 40 минут после начала репетиции. В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное – использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно должны быть четко поставлены перед хором. По принципу постепенности упражнения нужно подбирать от легких к более трудным. Первые упражнения обычно состоят из нескольких или даже одного тона, поющихся в равной силе звука, и постепенно по мере овладения навыками усложняются. Первое упражнение должно быть удобно по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения. В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало, отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и четкость какого-либо типа атаки (в основном - мягкой), единство звуковой позиции, нюанса. В ходе работы с хором применяются упражнения: На цепное дыхание. На разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных). На разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки). На развитие диапазона. На выравнивание регистров. На нюансы. На выработку кантилены. На выработку техники. На внимание к руке дирижера (должна быть выработана реакция на любые, даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики, штрихов). Располагают упражнения обычно в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх или вниз. Сила голоса при исполнении упражнений как соло, так и в хоре должна быть средней. Начальные упражнения на центральном участке диапазона нужно петь ровным по силе звуком. Основные качества детского голоса – легкость, звонкость. Необходимо избегать плечевого дыхания, сосредотачивая внимание на диафрагме. Объяснить детям, из каких понятий складывается качество голоса: тембр, диапазон, ровность звука, техника владения голосом, а не громкость. Процесс пения должен протекать осмысленно. Надо научить детей петь на «опоре» ровным непрерывным звуком, нельзя кричать, нужно тянуть звук, как можно дольше без перенапряжения организма. Для правильного исполнения народных песен необходимо научить ребенка: Проговаривать фразу в разговорной манере; Проговаривать эту же фразу нараспев; Делать то же самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом; Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь. Режим вокальной работы - пение, игра, декламация.Необходимо объяснять цель и задачу каждого упражнения. Разговорность пения - петь так, как говоришь. Главным моментом, т.е. универсальным в народном вокале здесь тесная взаимосвязь певческого звуковедения с разговорно-речевой интонацией - разговорно-речевая артикуляция. Для пения в народной манере характерно формирование «близкого» естественного звучания - резонирование звука (голос педагога, голос лучших певцов). Упражнения для распевания нацелены на развитие вокального слуха и певческого голоса, на дыхание, звукообразование, дикцию и многоголосного пения (гармонического слуха). Певческая установка и дыханиеПевческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Звуковедение и дикцияЕстественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Формирование исполнительских навыковАнализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Ансамбль и стройВоспитание ансамблевых навыков в хоре, состоящем из младших школьников, задача весьма трудная. Как известно, под ансамблем подразумевается прежде всего совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь же такого пения бывает нелегко из-за того, что у малышей часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Обязательно найдется в хоре мальчик или девочка, которые вдруг начинают петь громче, чем другие, или ускорять темп, или, наконец, просто смотреть в сторону, отключаясь от творческого процесса. Руководителю хора следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности как у всех за одного, так и у каждого за коллектив. Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. Следует подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания репертуара. В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репетициях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чувствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ансамбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет самоконтроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать постоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководителя принесет большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых. Полезно также, хотя и ограниченно, практиковать пение с закрытым ртом, при котором хористы особенно хорошо слышат себя и коллектив в целом, Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения. Распевочный материал (учебно-тренировочный)1. Дыхательные упражнения (руки на пояс - грудо-брюшное дыхание). 2. Приблизить звук, найти нужную позицию позволяют гласные «я» и звуки «з-з» и «ж-ж». Представляя по очереди жужжание разных насекомых можно найти верное направление звука и закрепить такое ощущение (понятие «дайте звук на зубы»). 3. Пение закрытым ртом. Прослушивать по одному. Протяжное произнесение ударных гласных на хорошей опоре. Дыхание при чередовании речевого и певческого звучания. 4. Воспитание «близкой» единой позиции звука. Звучание всех гласных должно быть совершенно одинаково, как бы в единой манере. 5. После закрепления навыка пения с высоким позиционным настроем можно постепенно подключать грудное резонирование при открытом звучании. Ладонь на верхней части груди - рука ощутит вибрацию. При пении следует следить за сохранением высокой позиции звука. 6. Дикция. Выразительное чтение текста в высокой тесситуре на распев в ритме песни. Скороговорки петь и говорить. Для того, чтобы при пении не «проглатывать» согласные в конце слов нужно переносить их к следующему слову. Огласовка согласных. Использование диалектов. 7. Распевание в движении. Унисон. 8. Чистое интонирование в многоголосии. Нахождение своей партии. 9. Упражнения на импровизацию: 1. Поэтического текста; 2. Движений; 3. Варьирование музыкального текста. Импровизировать подголоски. Ярко и выразительно исполнять запев, ощущать пульсацию песни. Диапазон у детей-народников до первой - до второй октавы. Сглаживание регистров. Жанры народной песни. Обряды, диалект.Русская песня дает богатый и разнообразный материал для воспитания наиболее важных вокально-хоровых навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Для активизации артикуляционного аппарата детей созданы в народе прибаутки, считалки и т.д. Исполнение протяжных песен позволяет выработать четкую дикцию при широкой напевности, приобрести навык «цепного» дыхания, а разучивание хороводных песен - развить легкость и быстроту в произнесении согласных. В большинстве своем народная песня предполагает исполнение без инструментального сопровождения. Такое пение представляет собой высшую ступень хорового мастерства. Без диалекта нет старинной песни и его надо осваивать. В младшем школьном возрасте диалектом не занимаются пока. Работа над ним ведется уже в распевочной части занятия. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. Ведь не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядной песней, встречали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обращались к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходили по полям в Троицын день с пением о колоске и березе. Народные игры. Русские народные инструменты.Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Разучивание прибауток, скороговорок, считалок, сделает игры более интересными и обогатит их содержании. Задачей народного коллектива также является овладение игрой на простейших ударных народных инструментах, чтобы использовать этот навык в процессе исполнения песен. Обучение игре на инструментах способствует развитию ритмического чувства, исправлению недостатков интонирования у детей и приобретению теоретических знаний по народной музыке. Освоение игры на народных инструментах помогает «вхождению» в фольклор, развивает индивидуальные способности ребенка. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах и песен. Начинать нужно с истории их возникновения и давать в руки детям еще с младшего возраста. Это простейшие шумовые деревянные инструменты: трещотка, рубель, коробочка, а также гудки, балалайка, тамбурин, русская гармоника. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствует музыкальному развитию детей. Частушки. Импровизация народного пения.Восприятие частушки - короткой рифмованной песенки, которая в большинстве случаев состоит из четырех строк и исполняется полуговорком в характерной манере, доступно детям уже с младших групп. Собирание и сочинение частушек для детей младшего возраста. Необходимо позаимствовать у народных мастеров свободу и легкость исполнительской манеры частушек. «Для того чтобы нам петь хорошо народные песни, нужно знать их и работать над ними, не теоретически только, а петь их, петь и петь. Нам нужно учиться импровизировать» - эти замечательные слова собирательницы народных песен Е. Линевой не следует забывать. Певцы изливают в импровизации свое чувство, стремясь каждый проявить свою личность, но, вместе с тем, заботятся о красоте общего исполнения. Добиться подобного исполнения можно только тогда, когда певцы хорошо владеют вокально-хоровыми навыками, чувствуют интонационно-ритмическую структуру мелодии в ее развитии, постоянно ощущают «локоть» товарищей. Внимательное изучение принципа вариантного изложения в народных песнях в процессе активного усвоения большого количества народных песен во всем их жанровом многообразии должны лечь в основу развития у детей навыка импровизации. Список использованных источниковАникина В. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство. - М.,1991. Климов А. Основы русского народного танца - М.,1981. Калугина И. Методика работы с русским народным хором. - М.,1977. Куприянова Л. Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом. - М., 1981. Мешко Н. Искусство народного пения.- М.,2002. Народное творчество. Научно-популярный журнал. Выпуски 2008,2009,2010 гг. Пушкина С.И. Мы играем и поем. Инсценировки русских народных игр, песен, праздников. - М., 2001. Терещенко А. Быт русского народа - М.,1999. Терентьева Л.А. Детский фольклорный ансамбль. - Самара: областной научно-методический центр народного творчества, 1991. Яковлев В.Г., Гриневский А.Н. Игры для детей. - М., 1992. |