Главная страница
Навигация по странице:

  • Методическая тема «Основы программирования в 8-9 классах» Составитель: учитель информатики Малинина Анна Сергеевна2020 Введение

  • Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова

  • Название Обозначение Допустимые значения Область памяти

  • Вариант организации вывода Оператор вывода Результат

  • Операция Обозначение

  • Функция Назначение Тип аргумента Тип результата

  • then

  • Методическая тема Основы программирования в 89 классах


    Скачать 33.93 Kb.
    НазваниеМетодическая тема Основы программирования в 89 классах
    Дата21.04.2023
    Размер33.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаphpZs7krU_2.-Osnovy-programmirovaniya-v-8-9-klassah.docx
    ТипДокументы
    #1079426

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    " Средняя общеобразовательная школа №1"

    г. Сергиев Посад

    Методическая тема

    «Основы программирования в 8-9 классах»

    Составитель: учитель информатики

    Малинина Анна Сергеевна

    2020
    Введение

    Изучение алгоритмов и языков программирования является неотъемлемой частью информатики. Основной целью курса информатики в новом государственном стандарте образования является формирование у школьника основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Для записи алгоритмов в первую очередь предлагается использовать формальные языки блок-схем и структурного программирования. Однако, стандарт не дает методических рекомендаций по выбору языка программирования и методики его изучения. Наиболее важным и сложным обстоятельством для учителя, таким образом, становится выбор изучаемого языка программирования, учитывая уровень обучения, профиль класса и планируемые результаты обучения.

    Основной целью курса в стандарте основного общего образования является формирование у школьника основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Для записи алгоритмов предлагается использовать формальные языки блок-схем и структурного программирования. Предполагается, что с самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

    Языки программирования в школьном курсе информатики делятся на две группы: учебные языки (КуМир, Робик, Рапира, АЯ) и профессиональные языки (BASIC, Pascal, Си, Visual Basic, С++...), профессиональные в свою очередь делятся на процедурные и объектно-ориентированные.

    Основные базовые учебные элементы:

    1.Линейные программы. Их ограниченность: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.

    2.Конструкции ветвления (условный оператор) и повторения (операторы цикла в форме «пока» и «для каждого»).

    3.Имя алгоритма и тело алгоритма. Использование в теле алгоритма имен других алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы.

    4.Величина (переменная): имя и значение. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Знакомство с табличными величинами (массивами). Представление о структурах данных.

    5.Примеры задач управления исполнителями, в том числе —обработки числовых и строковых данных; реализация алгоритмов решения в выбранной среде программирования. Сортировка и поиск: постановка задач.

    6.Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объёма данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объёма данных.

    7.Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.

    8.Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.

    Изучение основ программирования в 8-9 классах строится на базе языка Паскаль. В 8 классе учащиеся знакомятся с алфавитом этого языка, типами данных, основными функциями и операциями, а также алгоритмическими конструкциями.

    Язык программирования Паскаль был разработан Н. Виртом в 1968 -1970 годах. Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Этот язык состоит из букв латинского алфавита (прописных – А, В, С, D ... X, Y, Z, строчных – а, b, с ... x, у, z), арабских цифр (0, 1, 2, 3,4, 5, 6, 7,8,9) и специальных символов.

    Словарь языка представлен в таблице 1 ниже:

    Таблица 1 «Словарь языка Паскаль»

    Служебное слово языка Паскаль

    Значение служебного слова

    and

    и

    array

    массив

    begin

    начало

    do

    выполнить

    else

    иначе

    for

    для

    if

    если

    of

    из

    or

    или

    procedure

    процедура

    program

    программа

    repeat

    повторять

    then

    то

    to

    до (увеличивая до)

    until

    до (до тех пор, пока)

    var

    переменная

    while

    пока


    Следующий момент – это знакомство с основными типами данных (таблица 2).

    Таблица 2 «Простые типы данных»

    Название

    Обозначение

    Допустимые значения

    Область памяти

    Целочисленный

    integer

    - 32 768 … 32 767

    2 байта со знаком

    Вещественный

    real

    (2.9 *10-39 …1.7*10+38)

    6 байтов

    Символьный

    char

    Произвольный символ алфавита

    1 байт

    Строковый

    string

    Последовательность символов длиной меньше 255

    1 байт на символ

    Логический

    boolean

    True и False

    1 байт


    Общий вид программы на языке Паскаль имеет вид:

    program <имя программы>;

    const <список постоянных значений>;

    var <описание используемых переменных>;

    begin <начало программного блока>

    <оператор 1>;

    <оператор 2>;

    . . .

    <оператор n>

    end.

    Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

    Организация ввода и вывода данных:

    Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы вводаreadи readln.

    read(<имя переменной1>, …, <имя переменной N>

    Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора выполняют операторы вывода write и writeln.

    write <выражение 1> ,< выражение 2> , ...,< выражение N>

    В таблице 3 представлены варианты организации вывода:

    Таблица 3 «Варианты вывода»

    Вариант организации вывода

    Оператор вывода

    Результат

    Без разделителей

    write (1, 20, 300).

    120300

    Разделители – запятые

    write (1, ’,’ , 20, ’, ’, 300)

    1, 20, 300

    Разделители – пробелы

    write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3)

    1 20 300


    При изучении программирования линейных алгоритмов мы знакомимся с основными операциями и стандартными функциями языка Паскаль (таблицы 4 и 5).

    Таблица 4 «Операции над числами в Паскале»

    Операция

    Обозначение

    Сложение

    +

    Вычитание

    -

    Умножение

    *

    Получение целого частного

    div

    Получение целого остатка деления

    mod

    Деление

    /


    Таблица 5 «Стандартные функции в Паскале»

    Функция

    Назначение

    Тип аргумента

    Тип результата

    abs (x)

    Модуль x

    integer, real

    Такой же, как у аргумента

    sqr (x)

    Квадрат x

    integer, real

    Такой же, как у аргумента

    sqrt (x)

    Квадратный корень из x

    integer, real

    real

    round (x)

    Округление х до ближайшего целого

    real

    integer

    int (x)

    Целая часть x

    real

    integer

    frac (x)

    Дробная часть x

    real

    real

    random

    Случайное число от 0 до 1

    -

    real

    random (x)

    Случайное число от 0 до x

    integer

    integer


    При записи на языке Паскаль разветвляющихся алгоритмов используют условный оператор:

    if <условие> then <оператор_1> else <оператор_2>

    Для записи неполных ветвлений используется неполный условный оператор:

    if <условие> then <оператор>

    Если при некотором условии требуется выполнить определённую последовательных операторов, то их объединяют в один составной оператор, имеющий вид: begin <последовательность операторов> end

    В языке Паскаль имеются три вида операторов цикла:

    1. while (цикл-ПОКА)

    while <условие> do <оператор>

    Здесь:

    <условие> - логическое выражение;
    пока оно истинно, выполняется тело цикла;

    <оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла.

    1. repeat (цикл-ДО)

    repeat <оператор1; оператор2; …; > until <условие>

    Здесь:

    <оператор1>; <оператор2>; … - операторы, образующие тело цикла;

    <условие> - логическое выражение; если оно ложно, то выполняется тело цикла.


    1. for (цикл с параметром)

    for <параметр>:=<начальное_значение>

    to <конечное_значение> do <оператор>

    Здесь:

    <параметр> - переменная целого типа;

    <начальное_значение> и <конечное_значение> - выражения того же типа, что и параметр;

    <оператор> - простой или составной оператор - тело цикла.

    Если число повторений тела цикла известно, то лучше воспользоваться оператором for; в остальных случаях используются операторы while и repeat.

    В 9 классе продолжается изучение языка Паскаль. Ученики знакомятся с понятиями массива, операциями над числами массива, вспомогательными алгоритмами, алгоритмами управления.

    Массив - это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве.

    Общий вид описания массива:

    var <имя_массива>: array [<мин_знач_индекса> ..

    <макс_знач_индекса>] of <тип_элементов>;

    Способы заполнения массива:

    1 способ. Ввод каждого значения с клавиатуры:

    for i:=1 to 10 do read (a[i]);

    2 способ. С помощью оператора присваивания (по формуле):

    for i:=1 to 10 do a[i]:=i;

    3 способ. С помощью оператора присваивания (случайными числами):

    randomize;

    for i:=1 to 10 do a[i]:=random(100);

    Вывод массива:

    1 способ. Элементы массива можно вывести в строку, разделив их пробелом:

    for i:=1 to 10 do write (a[i], ' ');

    2 способ. Вывод с комментариями:

    for i:=1 to 10 do writeln ('a[', i, ']=', a[i]);

    Решение разнообразных задач, связанных с обработкой массивов, базируется на решении таких типовых задач, как:

    - суммирование элементов массива;

    - поиск элемента с заданными свойствами;

    - сортировка массива.

    Запись вспомогательных алгоритмов в языках программирования осуществляется с помощью подпрограмм. В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции.

    Процедура - подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных.

    Функция - подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой совпадает с именем функции.

    Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

    Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.

    Обратная связь - это процесс передачи информации о состоянии объекта управления в управляющую систему.

    Более детально программированием целесообразно заниматься с заинтересованными ребятами на внеурочных занятиях.

    Заключение

    В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление о методах представления и алгоритмах обработки данных, дискретизации, о программной реализации алгоритмов; У выпускников будут сформированы:

    основы алгоритмической культуры;

    умение составлять несложные программы.

    Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами —линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.


    написать администратору сайта