Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип единства эмоционального и сознательного

  • Принцип единства художественного и технического

  • Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы

  • История становления методики музыкального воспитания.

  • Педагогики-просветители.

  • Концепция программы Д.Б.Кабалевского «Музыка» История создания программы

  • Основные принципы и методы

  • 1 класс

  • 5класс

  • Цель

  • Метод музыкальной драматургии Цель

  • лекция. Методика музыкального воспитания как наука


    Скачать 33.65 Kb.
    НазваниеМетодика музыкального воспитания как наука
    Дата14.12.2022
    Размер33.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция.docx
    ТипДокументы
    #844768

    Методика музыкального воспитания как наука.
    ММВ входит в систему педагогических наук и занимает в ней своё, относительно самостоятельное место. Значение ММВ обусловлено важной ролью музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения. История ММВ показывает, что развитие методики как науки зависит от развития общества, культуры, музыкального искусства, школы. Методика связана с идеологией страны, эстетикой, музыкознания.

    В решении своих проблем методика опирается и на психологию (изучение развития музыкального восприятия, творческих, музыкальных способностей невозможно без знания закономерностей психики ребёнка, её проявлений и развитий, без понимания, что такое музыкальные способности и человеческая деятельность.) В тесной связи с психологией методика решает вопросы о доступности учащимся материала, его объёма, а также об эффективности используемых методов.

    При изучении певческого голоса, методика опирается на исследования в области физиологии.

    Развитие смежных наук имеет большое значение для ММВ, так как увеличивается возможность интегрировать их научные данные. Чем теснее связь с ними, тем в большей мере обогащается методика.

    ММВ, как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и опирается на дидактические принципы (научность, доступность материала, наглядность его преподнесения, прочность знаний, умений, навыков).

    Вместе с тем ММВ выдвигает и свои принципы: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического, единство развития ладового, ритмического чувства формы. Они направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса и музыкальной культуры в целом.
    Принцип единства эмоционального и сознательного обусловлено спецификой восприятия музыки. Восприятие музыки вызывает впечатления, а если это осознанно музыкальное предложение, то и раскрывается содержание произведения, следовательно, накопление учащимися музыкального опыта. Т.о.воспитываются их интересы и вкусы.

    Принцип единства художественного и технического, основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений (при разучивании песни формируются вокально-хоровые навыки, для игры на инструментах, учащиеся овладевают простейшими приёмами игры.) При этом овладение навыками является средством для достижения цели- художественного исполнения музыкального произведения. Единство художественного и технического в работе над произведением достигается при условии развития творческой инициативы у учащегося.

    Принцип единства развития ладового, ритмического чувства и чувства формы должен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному и последовательному развитию музыкальных способностей у школьников формируются представления о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм. (формирование представлений о вариационной форме происходит на основе активизации ладового, ритмического чувства в процессе выявлений изменений темы. )

    ММВ опирается на педагогику и в определении методов. Разработка методов связана с проблемами: взаимосвязью их с содержанием музыкального воспитания, развития музыкальных и творческих способностей учащихся, развитие музыкального слуха и голоса, возрастными и индивидуальными особенностями восприятия музыки, возможностями различных видов музыкальной деятельности развитии учащихся.

    В задачи методики входят также совершенствование различных форм учебно-воспитательного процесса: урок музыки, факультативные, музыкальные занятия, внеклассная и внешкольная работа.


    История становления методики музыкального воспитания.
    Появилась эта наука ещё в средние века, но особенно активное становление её началось с 60-х годов 19 века. Это было вызвано ростом общественного движения, распространением передовых идей народности искусства и воспитания.

    В учебных заведениях дореволюционной России музыка ценилась, прежде всего, как средство нравственно-религиозного воспитания. В школах музыка ограничивалась церковным пением, а если исполнялись народные песни, то они обычно подвергались «педагогической обработке»: упрощалась мелодия, настоящий текст заменялся более «благопристойным». Но для воспитания детей привилегированных слоёв общества широко исполнялась и светская музыка (содержание их музыкального воспитания включало индивидуальное обучение вокалу, игре на музыкальных инструментах, участие в светском и духовном хоровом пении, в различных ансамблях.)

    Яркое представление о существующем в народных школах обучении музыки, даёт методика А.Н. Карасёва (занятия начинаются с «до»).

    Первая русская книга, дающая довольно объективное представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе в те времена, С.И.Миропольский «О музыкальном образовании в России и Западной Европе» (1882г.).

    Примером музыкально-просветительской деятельности явилось открытие Балакиревым и Ломакиным, в Петербурге, 1-ой в России БМШ (1862г.)


    В этот период разрешается различные упрощённые системы ознакомления детей в процессе пения с элементами музыкальной грамоты. Большое распространение получила цифровая система, в которой каждая ступень звукоряда обозначалась соответствующей цифрой (до-1). Движение мелодии запоминалось посредством цифровых названий ступеней. Что касается длительностей, то четверть = цифре; половинная = цифре с точкой. Для записей простейших мелодий цифровая система была приемлема, но для записи более сложных приходилось вводить много дополнительных знаков.

    Критикуя цифровую систему, Карасёв предлагал вводить буквенную, где каждая ступень звукоряда обозначалась гласным звуком.

    Широкое распространение имела система подвижного до, сторонником и пропагандистом является методист Мироносицкий (1 ст.- всегда до) +ручное обозначение.

    Эти же знаки используются в релятивной сольмизации.

    Все названные упрощённые системы разрабатывались и применялись только в народных школах.


    Педагогики-просветители.
    В 19-20 в. Педагоги-музыканты Зарин и Маслов отрицали распространённое мнение, что часть детей от природы не обладают музыкальными способностями и занятия музыки для них бесполезны. Они доказали, что музыкальные способности развиваются у всех
    Д.Н.Зарин, в своём пособии для учителей «Методика школьного хорового пения»(1907г.)предлагал вводить на занятиях различные творческие задания: сочинять на определённый текст мелодию, досочинить незаконченную музыкальную фразу. Музыкальную грамоту, Зарин советовал осваивать не формально, а на основе музыкального материала и предлагал закреплять её в детских сочинениях.

    А.Л.Маслов в книге «Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики» (1913г.) придерживался той же точки зрения. Он провёл специальное исследование, у всех физически здоровых детей, и доказал, что у них у всех есть музыкальный слух развитый в разной мере. Фальшивое пение обусловлено разными причинами: ограниченным диапазоном голоса (2-3зв.); его смещение от примарного звука на 4 или 5 вниз реже на верх; в большинстве случаев причиной является отсутствие координации между слухом и голосом.

    Большая работа велась музыкантами-просветителями для рабочих и крестьян, так в конце 90-х г., в Перми и Екатеринбурге педагогом-музыкантом Александр Дмитриевич Городцовым, были открыты бесплатные народно-певческие классы для учителей народных школ. Занятия строились в основном не на церковной музыке, как было принято, а на народной, а также русской и зарубежной классике. Учебная программа курсов, способствовала подготовке квалифицированных учителей музыки, преимущественно для сельских школ.

    Первая русская революция 1905-1907г. Оказала влияние на всю общественную жизнь в стране, это и в музыке.

    В 1906г.- С.И.Танеев совместно с педагогами-музыкантами Линёвой, Яворским, Брюсовой, основал в Москве народную консерваторию, которая продолжала традиции, заложенные Балакиревым в БМШ. Уделялось большое внимание хоровому пению. Хор Московской народной консерватории пропагандировал народные песни в обр. Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Чайковского. Впервые введены занятия «слушание музыки» их содержания и методику разрабатывал Б.Л.Яворский

    В это же время начинают свою просветительскую деятельность В.Н.и С.Т.Шацкие. Благодаря их усилиям были открыты общества «Сетлемент» (1905-1908г.), а затем открыты «Детский труд и отдых» (1906г.), с целью проведения культурно- воспитательной работы среди детей и подростков. В 1911г. Шацкие организовали в Калужской губернии детскую трудовую колонию «Бодрая жизнь», куда каждое лето съезжались дети московских окраин. Задачи колонии заключались в том, чтобы организовать детский коллектив и создать условия для развития творческих способностей каждого. Педагогические взгляды Шацких основывались на изучении трудов: Руссо, Песталоцци, Ушинского. Шацкая, возглавившая работу по музыкальному воспитанию, предъявляла высокие художественные требования к музыкальному репертуару, стремилась знакомить детей с лучшими произведениями русской и зарубежной музыкой. Особое внимание уделяла народным песням. На музыкальных занятиях дети слушали музыку в исполнении Шацкой, разучивали песни, знакомились с основами музыкальной грамоты.

    После революции, в школы ввели уроки музыки, явилась нехватка в программах и кадрах, требовалась подготовка учителей, разработки содержания и методик проведения уроков, нуждались в выпусках учебных пособий. Этим стали заниматься Асафьев, Каратыгин, Брюсова, Гродзенская. Уроки музыки велись 2 часа в неделю.

    Б.В.Асафьев – выпустил ряд статей, посвящённых вопросам музыкального воспитания в школе.

    Основная задача в школе: развитие музыкального воспитания, воспитание музыкальных вкусов учащихся. Однако, урок не должен ограничиваться только слушанием, успешно занимался хоровой деятельностью, где исполнение песен способствует развитию творческих способностей учащихся. Асафьев уделяет внимание и творческой деятельности. Он считал, что для развития восприятия, понимания музыкального языка различных эпох необходимо формирование музыкального мышления, умение мыслить «звуковыми представлениями».
    Т.О. в послереволюционные годы формировалось новое представление об уроке музыки. Было очевидно, что на уроках должны исполняться только высокохудожественные произведения. Пение, задачи, которых до революции сводились к овладению навыками чистого пения по нотам, цифрам, буквам, стало рассматриваться как активная деятельность к приобщению к музыкальному искусству, способствующая творческому развитию школьников. В связи с новыми задачами отпала необходимость в упрощённых системах звукозаписи. Знание музыкальной грамоты было признано необходимым для понимания музыки. В содержание урока вводились новые виды деятельности: слушание музыки, движение под музыку, детское творчество, которые до революции имело место в работе лишь отдельных педагогов (Яворский, Шацкая, Брюсова.).

    В 1917 г. Яворский возглавил Киевскую нар. Консерваторию, где на курсах общего и специального музыкального образования, организованных на базе общеобразовательных школ и самодеятельных кружков, занимались дети от 6 до 16 лет. Здесь же в нар. Консерватории, обучались педагоги, повышали свою музыкальную квалификацию. В своей работе с детьми Яворский ставил задачи, развитие у них музыкального восприятия, освоение ими закономерностей музыкального языка и формирование творческих способностей. Яворский с самого начала включал в урок разные виды деятельности: слушание музыки, движение под музыку, пение.

    Яворским не было издано ни одной статьи, раскрывающей содержание и методику работы. Только благодаря немногочисленным публикациям воспоминаний его учеников мы можем, хотя бы, в общих чертах узнать о плодотворной деятельности талантливого педагога-музыканта.
    В послереволюционные годы были определены задачи музыкального воспитания и намечены пути их решения. Правда, на практике музыкальное воспитание осуществлялось далеко не во всех школах, т.к. не было единых планов, требований, ощущалась острая нехватка специалистов.

    В 20х годах – комплексный проектный метод, он потребовал перестройки всех школьных программ, в том числе и по музыке.

    С 1937 г. – 1час в неделю с 1-7 классы. Считалось, что дети, имеющие желания и способности, могут заниматься музыкой во внеурочное время.

    Великая Отечественная война разрушила мирные планы людей, что не могло не сказаться на народном образовании. Уроки музыки официально были сохранены лишь в начальных классах и обычно велись неспециалистами, а учителями нач.классов, поэтому музыкальное воспитание стало второстепенным и не всегда обязательным.
    Большой вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников внесла Гродзенская Н.Л. Её первые статьи вышли в 1962 году. В книге «Школьники слушают музыку» (1969г.) она в сжатой форме охарактеризовала процесс развития музыкального восприятия и формирование слушательской культуры у учащихся.

    Отмечая единство эмоционального и сознательного в развитии музыкального воспитания, Гродзенская рассматривала анализ, разбор произведения, воздействие музыки на слушателя, осознавая воспринятое, учащиеся усваивают музыкальную грамоту. Во время слушания, вводила пение по нотам основных тем, что помогало ярче ощутить их выразительность и быстрее запомнить. Гродзенская стремилась преодолеть расчленённость урока, сделать его целостным.
    Концепция программы Д.Б.Кабалевского «Музыка»
    История создания программы
    Профессия –учитель музыки, одна из самых сложных для педагога-музыканта. Эта сложность заключается прежде всего в том, что требует от специалиста универсальности, ибо по мимо знаний в области методики вокально-хоровой работы с детьми, учитель музыки должен хорошо владеть инструментом, быть широко образованным человеком не только в области музыки, но и других видах искусства. Он должен уметь образно и доступно изложить школьникам важнейшие закономерности музыкального искусства.

    Главное- учитель должен любить детей и музыку, уметь общаться с классом, творчески относиться к процессу музыкального воспитания.

    Задачи:1. Привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству.

    2. Сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры.

    3. Научить слушать, слышать и исполнять музыкальные произведения самых

    различных жанрах.
    Урок музыки – это целостный процесс, где необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников в единую систему.

    Д.Б.Кабалевский с 1973-1981 годы вёл уроки музыки в одной из московских общеобразовательных школ, воплощая в реальность вышестоящие задачи.

    Что же привело Кабалевского в школу? Нужно вспомнить какое место в системе музыкального воспитания отводится в общеобразовательной школе. Советская система музыкального воспитания детей и юношества включает в себя не только уроки музыки в школе, но также все формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию.

    Вспомним что во все периоды развития советской системы музыкального воспитания, выдающиеся деятели музыкальной педагогики, посвятившие своё творчество детям, приходили в школу и именно там, у истоков формирования интеллекта и эмоций школьников, пытались найти наиболее действенные методы влияния искусства на личность учащегося. Имена Б.В.Асафьева, Станислава и Валентины Шацких, Н.Л.Гродзенской и мн. Др. вошли в историю развития советской музыкальной педагогики. Поэтому не удивительно, логика многогранной деятельности Д.Б.Кабалевского – музыканта- просветителя, публициста, композитора, естественно привела его в общеобразовательную школу, к созданию новой программы преподавания музыки.

    Апробация этой программы в школе началась в 1970е годы, а фундаментом для её создания явилась серия музыкально - пропагандистских работ Д.Б.Кабалевского. Среди них – пластинки с записью бесед с детской и юношеской аудиторией под общим названием «О чём говорит музыка?» книги «Как рассказывать детям о музыке?», «Про трёх китов и многое другое».
    Проверенная на практике жизненность новой концепции преподавания музыки в школе привела к созданию программы, которая в 1981 году была утверждена Министерством просвещения РСФСР для общеобразовательных школ. В разработке программы приняли участия сотрудники Лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР Э.Б.Абдуллин, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендрова, И.В.Кодобнова, Е.Д.Критская, Г.П.Лисенкова, Г.С.Тарасов.

    Основные принципы и методы
    В основе всех форм приобщения, учащихся к музыке – лежит активное восприятие (в творчестве, исполнении, слушании и конечно изучении). Для того чтобы объединить все эти формы (или виды музыкальной деятельности) на одном уроке, придав ему целостность, его необходимо объединить какой- то единой темой. Так родилась концепция построения всей программы по принципу тематизма

    Основой для тематизма программы послужила книга «Про трёх китов и многое другое» -прямая предшественница (по выражению Д.Б.К.) новой школьной программе по музыке. Предложенный принцип тематизма, как и вся музыкально-педагогичекская концпеция, исходит из музыки и на музыку же опирается, естественно связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия с жизнью. Построение такого тематизма, носящего музыкально-эстетический, а не только учебно-музыкальный характер, давало реальную возможность достичь цельности и единства учебного процесса не только в пределах одного урока, но на протяжении каждой четверти, полугодия, всего учебного года и всего семилетнего курса.

    Т.О.Принцип — тематизма- это методологическая основа, на которой строится программа.

    Но прежде чем непосредственно перейти к ознакомлению с содержанием, тем программы, нужно подчеркнуть ещё одну её особенность: всё появляющееся в учебном материале программы, даже в самом начале, опирается на предшествующий музыкальный и жизненный опыт учащихся, который постепенно обогащается и позволяет продвигать их дальше, осознавать, закреплять и расширять полученные музыкальные впечатления. В качестве отправных точек берутся песня, танец, марш – три основных «кита» в музыке.

    «Три кита» - песня, танец, марш – три основных сферы музыки. К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», жанр, тип, характер. Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, учебника, методического пособия, в котором мы не нашли бы трёх китов. Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают существовать как образцы наиболее простых форм, как простейшие жанры.

    Эти три основные сферы нас ведут в песенность, танцевальность, маршевость, ни говоря уже об опере, оратории и кантате, выросших из песни и песенности; балет из танца и танцевальности.

    Эти формы и жанры являются не только наиболее простыми и доступными для детей, но и тремя коренными основами всей музыки вообще. Песня, танец, марш – дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью.

    Три кита делают более лёгким и естественным включение в музыкальные занятия множество тем (речь музыкальная и разговорная; интонация в музыке; развитие музыки; различные типы построения музыки…тесная связь литературы и другими видами искусства).

    Важнейшей особенностью программы, является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема, постепенно и последовательно усложняясь, и углубляясь от урока к уроку. Между четвертями и годами также осуществляется внутренняя связь. Тематическое построение программы создаёт условие для достижения цельности урока, так как в основу положены не различные виды деятельности учащихся, а различные грани музыки как единого целого.

    С первых уроков ребята определяют трёх китов по их различию, а это и есть важнейший принцип «сходства и различия» (по Асафьеву «тождества и контраста»). Этот принцип имеет значение и в творчестве, и в исполнительстве, и при восприятии музыки. Он является сквозным на музыкальных уроках в школе.

    Последовательность изучения тем 1-7 классы:
    1 класс 1ч. «Три кита. Песня, танец, марш».

    2ч. «О чём говорит музыка».

    3ч. «Куда ведут нас три кита».

    4ч. «Что такое музыкальная речь?».
    2класс 1ч. «Песенность, танцевальность, маршевость».

    2ч. «Интонация».

    3ч. «Развитие музыки».

    4ч. «Форма .Построение»

    3класс 1ч. «Музыка моего народа».

    2ч. «Между музыкой моего народа нет непереходимых границ».

    3ч. «Между музыкой разных народов нет непереходимых границ».

    4ч. «Композитор- исполнитель- слушатель».
    4класс 1полугодие «Музыка и литература».

    1ч. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы».

    2ч. «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

    2 полугодие «Музыка и изобразительное искусство».

    3ч. «Можем ли мы увидеть музыку?».

    4ч. «Можем ли мы услышать живопись?».
    5класс 1полугодие «Преобразующая сила музыки».

    2полугодие «В чём сила музыки?»
    6класс 1полугодие «Музыкальный образ».

    2полугодие «Музыкальная драматургия»
    7класс 1ч. «Что значит современность в музыке?».

    2ч. «Музыка серьёзная и музыка лёгкая».

    3ч. «Взаимопроникновение серьёзной и лёгкой музыки».

    4ч. «Великие наши современники».

    Методы изучения и освоения программы:

    Методы и приёмы направлены на то, чтобы учащиеся заинтересовались музыкой, поняли и усвоили основное содержание изученных произведений.

    «Забега и возврата» в педагогике этот метод принято называть «перспективы и ретроспективы». (Перспектива связана с задачами предвидения, ретроспектива – с умением видеть прошлое, ранее встречавшееся, в новых условиях, уметь использовать и оценивать его в новых ситуациях).

    Но в формулировке Д.Б.К.- не повторение, а «возвращение», при этом возникает, по крайней мере, три положительных момента:

    -освоение новой темы на уже знакомом материале становится более лёгким;

    -при таком повторении пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности, большей содержательности;

    - при таком сочетании новой темы со знакомым материалом подчёркивается единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой.

    Цель метода: Установить в сознании детей целостное представление о музыке.

    Задача: Что бы в каждом конкретном случае выбрать для каждого класса необходимые варианты (забега и возврата).

    Прослеживается три уровня связей:

    1.Связь между этапами обучения, между классами.

    Это значит в 1классе1чет. дети знакомятся со знаниями, которые дают фундамент музыкальной культуры, а во 2 классе и 3 классе новые темы и умение слышать музыку даются учителем на знаниях 1 класса или 2 класса.

    2.Связь между темами четвертей.

    Часто связывается родственные темы (песня, танец, марш - песенность, танцевальнось, маршевость). Она может проходить и внутри класса, и между отдельными темами.

    3. Связь между музыкальными произведениями.

    Одна и та же песня «Во поле берёза стояла» повторяется во всех трёх классах, сначала из Симфонии (Чайковский), потом 2 класс в теме «Форма», 3 класс- «Канон».

    Т.О. дети лучше усваивают теоретический материал на знакомом им музыкальном материале.

    Метод обобщения

    Последняя четверть каждого года, обобщает и связана с предыдущими четвертями года. А последняя тема 3 класса со всем начальным обучением.

    Метод направлен на сравнение ребёнком эмоции, пережитой им от восприятия музыкального искусства с личностной эмоцией. Этот метод взаимосвязан со словесным методом (определение эмоционального содержания произведения, словарь)
    Цель: Установить в сознании детей осмысленое и глубокое определение идеи муз.произведений.
    Цель: программы Кабалевского- развитие индивидуальной культуры ребёнка, как части духовной культуры
    Метод музыкальной драматургии
    Цель: Выстроить эмоционально- грамотно урок.

    ВОПРОСы:

    1.Создание программы, годы

    2. Утверждение программы

    3.Принцип тематизма –это….

    4.Как трактуется принцип «сходства и различия» у Б.Асафьева

    5.В современной педагогике принято называть метод «забега и возврата»

    6.Цель метода «Забега и возврата»

    7. Цель метода обобщения

    8. Цель метода музыкальной драматургии

    9.Цель программы Кабалевского


    ВОПРОСЫ:

    1. Года реализации программы ДБК

    2. Методические продукты программы

    3. Что такое тематизм

    4. Перечислить принципы программы

    5. Дать понятие методам программы


    написать администратору сайта