Главная страница
Навигация по странице:

  • Религиозное

  • Предмет философии

  • Основные разделы философии

  • Основные функции философии

  • К основным положениям философии Древней Индии относят

  • К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести

  • Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

  • Школа Главные представители Основные идеи

  • Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

  • Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

  • Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

  • Философия. Мифологическое ранняя стадия община равенство почитание вождя. Вера в душу. Общение с природой. Миф формируется искусственно. Объединение вокруг чегото. Индивидуальность ничего не меняла. Религиозное


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеМифологическое ранняя стадия община равенство почитание вождя. Вера в душу. Общение с природой. Миф формируется искусственно. Объединение вокруг чегото. Индивидуальность ничего не меняла. Религиозное
    Дата16.10.2021
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипДокументы
    #248708

    Мировоззрение


    Виды:
    Мифологическое – ранняя стадия – община – равенство – почитание вождя. Вера в душу. Общение с природой. Миф формируется искусственно. Объединение вокруг чего-то. Индивидуальность ничего не меняла.
    Религиозное – Вера в божество. Схоластика. Потребность доказать существование бога. Появилось неравенство. Церковь имела авторитет. На первом плане вера.
    Философское – Рациональные решения. На первом плане мысль и знание.

    Философия и религия отличаются тем, как они подходят к решению этих проблем.

    Бытие – это то, что нас окружает.

    • Идеальное

    • Материальное

    Основой вопрос философии: В каком соотношении находятся материя и идея?

    Ответы:

    1) Первична материя – материалисты
    2) Первична идея – идеалисты
    3) Равны – Дуалисты

    Фрейд – Бессознание определяет состояние человека

    1) Ясное сознание – познание мира
    2) Предсознание – осмысленный опыт, интуиция.
    3) Бессознание – за пределами сознания

    Предмет философии – существование и развитие мира и человека. Место и роль человека в мире.

    Объект философии – Природа, человек, общество.

    Основные разделы философии

    • Логика – наука о правильном решении

    • Гносеология – наука о познании

    • Онтология – наука о бытии

    • Этика – наука о морали

    • Эстетика – наука о прекрасном

    • Аксиология – наука о ценностях

    • Герменевтика – наука о понимании и истолковании

    • Антропология – наука о человеке

    • Социальная философия – наука об обществе

    Основные функции философии

    • Мировоззренческая – формирует и расширяет взгляды человека на мир, на его место в этом мире

    • Гносеологическая – человек познаёт окружающий мир, себя самого

    • Методологическая – Поиск оптимальных способов познания

    • Общекультурная – Развивает культуру мышления человека, его общий культурный уровень

    • Гуманистическая – Способствует формированию человеческих качеств

    • Аксиологическая – Помогает человеку найти смысл жизни

    • Развивающая – Духовно и нравственно развивает человека

    • Критическая – Развивает критическое мышление человека

    • ПрогностическаяСоставление сценарий развития общества

    • Практическая – Применение философских знаний на практике

    ДИАЛЕКТИКА – учение о наиболее общих связях, общих законах всяких изменений и развития в природе, обществе и мышлении.







    Философия Древней Индии

    Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.
    Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

    • Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).

    • Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).

    • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).


    К основным положениям философии Древней Индии относят:

    • совершенствование внутреннего мира человека;

    • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;

    • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;

    • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;

    • неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;

    • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;

    • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.



    Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим.

    Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

    Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.

    Философия Древнего Китая


    Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной.

    Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.

    К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:

    • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.

    • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.

    Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.
    Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.

    Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
    Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.

    Философия античности
    В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).
    Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

    Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

    Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

    У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

    К натурфилософам относят:

    Школа

    Главные представители

    Основные идеи

    Что является первоосновой мира

    Ранние натурфилософы

    Милетская школа

    Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.) – основатель школы

    Природа отождествляется с Богом

    Вода

    Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.)

    Существует бесчисленное множество миров, которые появляются и исчезают

    Апейрон –абстрактная материя, находящаяся в вечном движении

    Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.)

    Основал учение о небе и звездах (античную астрономию)

    Воздух

    Эфесская школа

    Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.)

    Все в мире изменчиво – «в одну реку нельзя войти дважды»

    Первоогонь – символ всеобщей, разумной и одушевленной стихии

    Элейская школа (элеаты)

    Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.)

    Человеческие чувства не дают истинного знания, а приводят лишь к мнениям

    «Единое» – вечное, совершенное бытие, которое и есть Бог.

    Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?)

    Подлинную истину –«алетейю»-можно познать лишь разумом

    Вечное бытие без начала и конца

    Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.)

    Движения не существует, т.к. движущийся предмет состоит из множества покоящихся точек (Ахиллес и черепаха)




    Поздние натурфилософы

    Учение Пифагора и его последователей – пифагорейцев

    Пифагор (2-я пол. 6-начало 5 вв. до н.э.)

    Гармония, порядок и мера – главное в жизни и человека, и общества

    Число-символ мировой гармонии

    Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.)

    Движущие силы мира – противостояние Любви и Вражды

    Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь.

    Стихийное материалистическое направление

    Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)

    Нус,Ум (интеллект) –упорядочивает хаотичную смесь семян, вследствие чего возникают вещи

    «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек

    Атомистический материализм

    Левкипп, Демокрит из Абдер (?-ок. 460 в. до н.э.)

    Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов

    Атомы – бесчисленные, постоянно движущиеся элементы

    Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

    Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

    • появляются систематизированные учения (оригинальные философские системы);

    • переключение внимания философов с «природы вещей» на вопросы этики, морали, проблемы общества и человеческое мышление;

    Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

    Софисты (в пер. с греческого – «мудрецы, знатоки») – группа древнегреческих просветителей середины 5-первой пол. 4 вв. до н.э. Их можно назвать философами-профессионалами, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству и другим дисциплинам. Придавали особо значение умению убеждать и доказывать любые положения (даже неверные).

    Особенности философии софистов:

    • поворот от натурфилософской проблематики к человеку, обществу и проблемам повседневности;

    • отрицание старых норм и опыта прошлого, критическое отношение к религии;

    • признание человека «мерой всех вещей»: свободным и независимым от природы;

    Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

    К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

    К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

    Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

    Главные идеи Сократа:

    • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.

    • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.

    • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

    Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

    Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

    Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

    Основу учения Платона составляют три понятия: «единое» (основа всякого бытия и действительности), ум и душа. Главный вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального и идеального.

    Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

    • мир становления – реальный, материальный мир, в котором все изменчиво и несовершенно. Материальные предметы вторичны и являются лишь подобием своих идеальных образов;

    • мир идей, или «эйдосов» – чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. Каждый предмет, вещь или явление несет в себе собственную идею. Наивысшая идея – это идея Бога, творца мирового порядка (демиурга).

    В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

    Свои идеи Платон излагал в основном в жанре писем и диалогов (главным действующим лицом которых является Сократ). Всего его сочинения включают 34 диалога. Наиболее известные из них: «Государство», «Софист», «Парменид», «Теэтет».

    Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

    Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

    Аристотель развил основные положения философии Платона, но при этом подверг критике многие ее аспекты. Допустим, он считал, что к высшей истине ведет не созерцание абстрактных «идей», а наблюдение и исследование реального мира.

    Основные положения философии Аристотеля:

    • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);

    • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;

    • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;

    • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;

    • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

    Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

    Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

    Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

    Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

    Школа

    Главные представители

    Основные идеи

    Киники (циники)

    Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;

    Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.).

    Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь к счастью и достижению внутренней свободы.

    Идеалом жизни является аскетизм, пренебрежение к общественным нормам и условностям.

    Эпикурейцы

    Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы;

    Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

    Гораций.

     

     

    Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

    Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

    Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью.

    Стоики

    Ранние стоики:

    Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

    Поздние стоики:

    Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

    Сенека;

    Марк Аврелий.

     

    Счастье есть главная цель человеческой жизни.

    Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

    Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

    Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

     

    Скептики

    Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);

    Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.).

    Вследствие своего несовершенства человек не в силах познать истину.

    Не нужно стремиться познать истину, нужно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие.

    Эклектизм

    Филон (150-79 гг. до н.э.);

    Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

    Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).

    Соединение прогрессивных философских мыслей и идей греческих мыслителей классического периода.

    Ценность разума, морали, разумное отношения к жизни.


    Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)


    Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

    Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

    Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

    • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.

    • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.

    • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

    Философия Древнего Рима

    Рим превращается в сильную державу и распространяет свое влияние на большинство греческих территорий. Тесные связи с греческой культурой и сформировали впоследствии философию Древнего Рима.

    В философии Древнего Рима принято выделять 3 течения, или школы:

    • стоицизм;

    • эпикуреизм;

    • Скептицизм


    Стоицизм буквально понимается как учение о терпении, о спокойном отношении ко всем жизненным невзгодам, о мужестве в испытаниях судьбы. На самом деле школа стоицизма намного разнообразнее и глубже. Стоики рассматривали свое учение как совокупность этики, физики и логики. Для стоиков мир – это живой организм, которым управляет некая устойчивая структура бытия. Последователи этого учения считали, что человеку бессмысленно спорить с судьбой, надо принимать все происходящее в жизни как должное.


    Философию Древнего Рима кратко можно описать на примере двух самых интересных и ярких представителей школы стоицизма. Речь идет о Сенеке, знаменитом учителе императора-поэта Нерона и императоре-философе Марке Аврелии. Жизнь и смерть Сенеки, мужественно встретившего и взлеты, и падения, стала примером для подражания в Риме. У школы стоиков появились тысячи последователей. Таким образом, философия Древнего Рима, кратко говоря, оказывала большое влияние на общественное мнение того времени.

    Эпикуреизм – учение, призывающее человека не к нахождению каких-либо истин, а к избавлению его от несчастья и страданий. Большое значение эпикурейцы придавали удовольствию. Они считали, что потребности человека безмерны, а способов их удовлетворить слишком мало. Это и приводит человека к страданию. Они учили, что нужно уметь ограничивать себя и удовлетворять самые необходимые потребности. Эпикурейцы одним из компонентов человеческого счастья называли дружбу.

    Скептицизм – главным принципом своего учения последователи скептицизма считали сомнение. Скептики применяли критическую оценку ко всему, а не только к понятиям философии. Некоторые скептики в ходе критического анализа вопросов философии приходили к атеизму.

    Философия Древнего Рима, воспитанная на традициях великих философов Греции, в свою очередь, дала начало развитию философской мысли средневековой Европы. Значение ее неоценимо.

    Стоики скептики неоплатонизм

    Античная философия связана с крестьянством

    Эпикур

    Марк Авлери

    Сенека

    Цицерон

    Киники



    написать администратору сайта