Главная страница
Навигация по странице:

  • Описание и анализ «Хронографии» Пселла

  • киса. Михаил Пселл и его. Михаил Пселл и его хронография


    Скачать 17.92 Kb.
    НазваниеМихаил Пселл и его хронография
    Дата07.12.2021
    Размер17.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМихаил Пселл и его.docx
    ТипСочинение
    #295646


    Михаил Пселл и его «хронография»

    МИХАИЛ (КОНСТАНТИН) ПСЕЛЛ («Заика») (греч. Μιχαηλ Ψελλός)

    Сочинение мудрейшего монаха ипертима Михаила, повествующее о деяниях порфирородных василевсов Василия и Константина, царствовавшего после них Романа Аргиропула, царствовавшего после него Михаила Пафлагонца, царствовавшего после него его племянника Михаила (того, что сначала был кесарем), правивших вслед за ним двух порфирородных сестер, госпожи Зои и госпожи Феодоры, делившего с ними престол Константина Мономаха, госпожи Феодоры (одной из сестер, правившей единодержавно), царствовавшего после нее Михаила, царствовавшего после него Исаака Комнина — вплоть до провозглашения императором Константина Дуки. 

    Византийский историк, писатель, философ, государственный деятель, близкий советник нескольких императоров середины XI в.
    Будучи сыном столичного бюрократа «средней руки», Михаил Пселл (букв. «Заика») получил добротное начальное образование, а в 16-летнем возрасте стал учеником видного поэта и ритора Иоанна Мавропода. По окончании школы Мавропода ок. 1037-38 гг. Михаил Пселл был определен критом (судьей) в фему Месопотамия, а в 1041 г., вернувшись в Константинополь, вошел в штат императорских секретарей.

    Сочинения:
    Памятники византийской литературы IX – XIV вв. / Отв. ред. Л.А. Фрейберг. М., 1969; 
    Михаил Пселл. Богословские сочинения / Пер. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998;
    Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер., ст., прим. Я.Н. Любарского, Д.А. Черноглазова, Д.Р. Абдрахманова. СПб., 2003;
    Moore P. Iter Psellianum. A detailed listing of manuscript sources for all works attributed to Michael Psellos, including a comprehensive Bibliography. Toronto, 2005.
    Иллюстрации:
    Михаил Пселл перед императором Михаилом VII Дукой (Монастырь Пантократора. Афон).

    Ключевой и самый известный исторический труд Михаила Пселла – «Хронография», – охватывающая правление четырнадцати императоров и императриц XI века и по временному признаку является продолжением «Истории» Льва Диакона. «Хронография» композиционно распадается на две разнородные части, первую из которых (до низложения Исаака I) Пселл написал, очевидно, в 1059-63 гг., а вторую (о царствовании рода Дук) завершил к 1071-75 гг. Сочинение Михаила Пселла имеет отчетливо мемуарный характер и во многом представляет собой автобиографию, изложенную в тесной связи с ситуацией в Византии XI в., причем авторское самосознание достигает чрезвычайной (по меркам средневековой литературы) высоты. Наполненная редкими подробностями придворного быта и тонкими наблюдениями, «Хронография» отличается детальной прорисовкой политико-психологических портретов императоров, биографии которых, также как и воспоминания самого Пселла, рассматриваются на фоне важнейших исторических событий.
    Сочинение представляет особый интерес, так как Пселл большую часть жизни провёл при императорском дворе и многие события описывает глазами очевидца и непосредственного участника.

    Она основана на новых эстетических принципах (сложный образ героев, предполагающий как противоречивость их поведения, так и развитие характера). Политическая идея «Хронографии» - осуждение деспотизма, который, по Михаилу Пселлу, приводит и самого деспота к нравственному и физическому краху. 


    Описание и анализ «Хронографии» Пселла

    «Хронография» повествует о событиях ста лет византийской истории — от смерти Иоанна Цимисхия в 976 до 1075 г. Пселлу были известны многие тайны двора, скрытые от его современников. Естественно, что «Хронография» Пселла почти дословно использовалась позднейшими историками, хотя этот труд не лишен ошибок и противоречий — сообщения писателя о внешнеполитических событиях носят отрывочный характер, Пселл не приводит никаких дат, часто путает последовательность событий. 

    Его характеры емки, образны, ярко очерчены. Его излюбленный тезис — подвижность, изменчивость человеческого характера. Нет людей исключительно плохих или хороших: каждый поступает по обстоятельствам. Чтобы подчеркнуть драматичность повествования, Пселл часто вводит в текст описания строений, пейзажей. Он в совершенстве владеет всей риторической техникой и мастерски оперирует огромным запасом изобразительных приемов — метафор, гипербол, сравнений. Пселл смело ввел в хронику элементы, свойственные художественной литературе, чем поставил «Хронографию» в ряд лучших произведений мировой литературы.

    Образы «Хронографии» дают современному историку беспрецедентную возможность проникнуть во внутренний мир, понять скрытые пружины действий исторических деятелей Византии XI в. Но не только образы. Многочисленные исторические детали и эпизоды, обычно укрывающиеся от взора других историографов, предоставляют современному исследователю поистине бесценный материал. Однако сделаем одну оговорку. «Хронографию» нельзя оценивать, пользуясь критериями, обычными при анализе рядовой византийской хроники. Подход к ней должен быть скорее сродни методу исторического исследования памятников художественной литературы. А художественная литература, как известно, подчас служит незаменимым источником для восстановления исторической действительности минувших столетий.


    написать администратору сайта