Главная страница

Философия: милетская школа. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Милетская школа


Скачать 20.12 Kb.
НазваниеМилетская школа
АнкорФилософия: милетская школа
Дата05.12.2021
Размер20.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.docx
ТипДокументы
#292044

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.).

Школа получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI веках до нашей эры – Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Природа не является простым скоплением различных предметов, как считали мудрецы предшествующих эпох. Все вещи, считают милетцы, имеют некую единую первооснову, общую субстанцию. Это внутреннее единство мира, скрытое за внешним многообразием явлений, милетские философы понимали несколько по-разному.

Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его разнообразия и динамики.

Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, (основное внимание ониуделяли поиску природного первоначала (архэ), отождествляя его с какой-либо первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнем, Анаксимандр с апейроном (бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи)

ЗНАЧЕНИЕ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ

• Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

• Основу мира милетцы видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный.

• Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозномифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии (учение о происхождении вселенной) о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ.

• Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения».

• Концепция Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксименабыла возрождена Диогеном Аполлонийским. Ксенофан использовал натурализм Милетской школыдля критики антропоморфизма традиционной греческой религии.

ФАЛЕС

Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Философу приписывают следующие идеи:

  • суть души – движение: только существа, способные перемещать предметы, являются одушевлёнными (на этом основании Фалес делал вывод, что душой обладают многие объекты неживой природы, например, магнит);

  • исходя из предыдущего высказывания, Фалес утверждал, что начало всего сущего – это вода. Подтверждением этому служило также и то, что живые существа и растения не могут долго жить без воды. По-своему, Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не только нашёл мировое первоначало не где-то за пределами земного мира (в виде божественных эманаций и т. п.), а совсем рядом, но и посмотрел на мир рационально, не примешивая к своей теории сверхъестественные силы. По сути, это была первая попытка посмотреть на мир как на материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

  • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

  • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

  • допускал наличие множества богов;

  • считал центром вселенной Землю;

  • точно определил продолжительность года — 365 дней;

  • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

  • интересной является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая — зимняя тропическая и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).

АНАКСИМАНДР

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611—546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса. По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии.

  • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

  • Автор первого философского сочинения «О природе» (VI в до н.э.), написанного прозой, которое положило начало многим одноименным трудам первых древнегреческих философов

  • Ввел термин «закон»

  • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

  • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

  • считал то, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

  • также Анаксимандр оставил любопытные астрономические наблюдения. Землю он считал центром мироздания. Её окружают трубки, наполненные огнём, а прорехи в этих трубках люди, находящиеся на Земле, видят как небесные светила – солнце, луну и звёзды.

  • В основе космического устройства лежит чёткая система и симметрия: Земля находится в покое именно потому, что она равноудалена от всех пределов мира, её движение нарушило бы логический порядок.

АНАКСИМЕН

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585—524 до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом.

  • первопричиной всего сущего считал воздух;

  • Мыслитель считал, что небо представляет собой кристальную или ледяную поверхность, в которую как гвозди вбиты звёзды. Оно окружает неподвижную Землю, вокруг которой перемещаются плоские луна и солнце.

  • выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

  • проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

  • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

ГЕРАКЛИТ

Гераклит из Эфеса (540-480 г. до н.э..) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе).

  • первоначалом всего сущего считал огонь;

  • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)

  • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

  • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

  • признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

  • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

  • выступал за материальность человеческой и мировой души;

  • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

  • - движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

  • Гераклит заложил принцип нераздельного единства материи и движения

После того, как персы завоевали и разрушили Милет, Милетская школа прекращает своё существование.


написать администратору сайта