Лекция 7 Основные теории межкультурной коммуникации М. Беннет. Милтон Беннет
Скачать 4.46 Mb.
|
Модель освоения чужой культуры М. Беннета • Милтон Беннет - американский ученый- культуролог, специалист по межкультурной коммуникации, директор Исследовательского института межкультурного развития (США), профессором в Portland State University, адъюнкт - профессор межкультурных исследований в департаменте социологии университета Милано Бикокка • Анализ процесса восприятия чужой культуры поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, специальной подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. • Как считает М. Беннет, для этого нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкование культурных различий. • Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности МКК проистекают именно из-за неприятия межкультурных различий. • По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. • На начальном само существование этих различий обычно не осознается человеком. • На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощущает себя членом более чем одной культуры. • На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. • Далее формируется новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур. • Содержание этноцентристских этапов: • отрицание: • изоляция, • сепарация; • защита: • диффамация, • превосходство, • обратное развитие; • умаление: • физический универсализм, • трансцендентный универсализм. • Содержание этнорелятивистских этапов: • признание: • уважение к различиям в поведении; • уважение к различиям в системе ценностей; • адаптация: • эмпатия • плюрализм; • Интеграция: • контекстуальная оценка; • конструктивная маргинальность. • Этноцентристские этапы. • Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. • Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура. • Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. • Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных различий. • Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию. • Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция народов и культур. Она способствует этноцентризму: если человек не сталкивается с чужими, нет необходимости задумываться о культурных различиях. • В наши дни практически не может быть полной физической изоляции (разве что найдется неизвестное племя в дебрях Амазонки), но вполне возможна относительная изоляция. • Например, возможна изоляция маленького городка с гомогенным населением в большой многонациональной стране, где культурные различия не ощутимы, их выпускают из поля зрения при восприятии окружающего мира. • Примером изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы. Так, многие американцы в Японии видят только небоскребы, кафе «Макдоналдс» и автомобили. • Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры. • Она выступает как средство сохранения отрицания. • В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям, разделяющим людей на многочисленные и разнообразные группы. • На этапе отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий — международных вечеров, недель межкультурного обмена, где можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костюмами, кухней и т.п. Это помогает сформировать более конкретное понимание наиболее общих культурных категорий. • Важно просто признать существование межкультурных различий, избегая их обсуждения, так как слушатели либо проигнорируют такую информацию, либо отвергнут все объяснения. • Когда эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите. • На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. • Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием. • Диффамация (клевета) — первая форма защиты, негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. • При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы. • Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. • Движение от диффамации к последующим этапам затруднено из- за развивающейся ненависти, которая порождает тенденцию возврата к отрицанию. • Многие люди, осознающие свою ненависть к чужим и понимающие, что это ненормально, предпочитают вернуться к изоляции, считая это лучшим для всех состоянием. • Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувству превосходства, подчеркиванию своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства. • Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус. • В теоретическом плане примером превосходства может служить классический эволюционизм в этнологии, стоящий на позициях европоцентризма и считающий все другие культуры менее развитыми. • В рамках этой же концепции появился и широко используется сегодня термин «развивающиеся страны», подразумевающий эталоном развития всех стран европейский и американский уровни. • Обратное развитие (полное изменение) не является обязательным этапом межкультурного развития, хотя его переживают многие из тех, кто долгое время проживает за границей. • Оно означает очернение своей собственной культуры и признание превосходства другой. • Субъективное значение, приписываемое культурному различию, остается тем же, просто происходит замена культуры, которая воспринимается как другая, отличная. • Этап умаления (минимизации) — последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию. • На этом этапе культурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты. Они рассматриваются как нечто тривиальное, естественное, незначительное по сравнению с культурным сходством. • Физический универсализм является первой формой минимизации и исходит из того, что все люди, независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности, имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку. • Трансцендентальный универсализм является своеобразным аналогом физического. • Он предполагает, что все люди являются продуктом некоего единого принципа или подхода (чаще всего творением Бога). • Самый известный пример — утверждение Библии, что человек создан по образу и подобию Божьему. • Этнорелятивистекие этапы. Переход от этноцентризма к этнорелятивизму осуществляется через смену парадигмы — от абсолютизма к релятивизму. • Фундаментом этнорелятивизма является предположение, что поведение человека можно понять только исходя из конкретной культурной ситуации, что у культурного поведения нет стандарта правильности. • Культурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть, а типы поведения рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зависимости от конкретных социокультурных условий. • Этнорелятивизм начинается с признания культурных различий как неизбежного и позитивного факта, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности. • Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является признание (одобрение), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. • Самое очевидное различие в поведении — язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. • Наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим • В это же время происходит знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека. • Этот этап является своего рода почвой для признания относительности культурных ценностей — главного элемента в воспитании межкультурной чуткости. • Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении. • Ценности должны рассматриваться как проявление чисто человеческой способности освоения мира. • Адаптация (приспособление). • На этом этапе происходит углубление чувства этнорелятивизма, появляется осознание того, что культура — не застывший факт, а процесс. • Поэтому лучше говорить не о том, что люди имеют культуру, а о том, что они вовлечены в нее. • Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. • Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и завершается формированием плюрализма. • Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека • Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях, что возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. • Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. • Фактически результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм. • Интеграция — полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этом этапе можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность, помимо собственных, включает другие жизненные принципы. • Контекстуальная оценка — первая фаза интеграции — описывает механизм, который позволяет человеку анализировать и оценивать ситуацию, когда возможно несколько вариантов культурного поведения. • некоторые люди овладевают конструктивной маргинальностью. на этом этапе появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность. • Мультикультурный человек — это идеал. • Процесс психического роста от монокультурного человека к мультикультурному — это процесс изменения, при котором новые элементы жизни объединяются с полным пониманием того, что такое культура. • Тем не менее современные исследователи соглашаются с тем, что мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого следует стремиться. Контрольные вопросы и задания • 1. Что такое коммуникация и чем она отличается от общения? • 2. Чем определяется коммуникации? • 3. Каковы цели коммуникации и общения? • 4. Какие виды коммуникации вам известны? • 5. Что такое межкультурная коммуникация? Контрольные вопросы и задания • 1. Охарактеризуйте основные интерпретации термина «культура» и дайте его определение. • 2. Какие функции выполняет культура? • 3. Каковы взаимосвязи культуры с процессами социализации и инкультурации? • 4. Что такое культурная идентичность и чем она отличается от других видов идентичности? • 5. Раскройте роль культурных ценностей в жизни современного человека. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные причины возникновения межкультурной коммуникации. 2. Когда произошло становление межкультурной коммуникации как самостоятельной дисциплины? 3. Кто является основателем межкультурной коммуникации? 4. Как происходило распространение межкультурной коммуникации? 5. Каким образом происходило становление межкультурной коммуникации в России? 6. В чем заключаются особенности межкультурной коммуникации в условиях глобализации? |