сочинение. 10А Литература. Мысль народная в романе Война и мир
Скачать 16.16 Kb.
|
ТЕМА: «Мысль народная» в романе «Война и мир». Цель: Показать особенность изображения народа Толстым. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Тема народа в разных произведениях может раскрываться с разных сторон и с разных позиций. «Мысль народная», которую любил Толстой, раскрывается в его романе в 2 планах: 1. в историко-философском плане – в утверждении, что народ является ведущей силой истории; 2. в морально-психологическом – в утверждении, что народ является носителем лучших человеческих качеств. Потому по близости к народу, к его судьбе, к его духу писатель судит о своих героях. Почему же, по утверждению писателя, народ является ведущей силой истории? Исходя из философии истории Толстого, всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков массы. Какие события романа, связанные с войной 1812 г., показывают, что победа над врагом достигнута общими усилиями, совпадением интересов и желаний народа? Оставление Москвы, повсеместное сопротивление французам, Бородинская битва и победа в ней, успешная партизанская война истекали из единства интересов русских людей, не желающих быть слугой Бонапарту. Солдаты батареи Раевского, мужики-ополченцы, бывший дворовый, теперь купец Ферапонтов, человек во фризовой шинели, Тихон Щербатый и другие – все чувствуют одинаково и делают одинаково: в борьбе с «мародерами» они проявляют величайший героизм, способность переносить любые лишения и жертвы во имя жизни и независимости Отечества. Какую социальную группу представляет собой этот народ? Крепостное крестьянство. II. Но тема народа в романе «Война и мир» не ограничивается только крепостным крестьянством. То, что Толстой имеет в виду под понятием народ, - скорее нация. В единой борьбе с врагом совпадают интересы и поведение Наташи Ростовой, ее братьев Петра и Николая, Пьера Безухова, семьи Болконских, Кутузова, Багратиона, Долохова и Денисова, молодого офицерика на батарее Раевского и саратовской помещицы, оставившей со своими шутихами Москву без приказа. И эти люди – дворяне, по Толстому, не менее герои истории, чем старостиха Василиса или Тихон Щербатый. Следовательно, в понятии народ входит и простой народ, и лучшая часть дворянства. Но основой национального единства является простой народ как большинство нации. III. Почему же так стремятся к народу лучшие герои романа? Почему после Бородино солдатом и только солдатом хочет быть Пьер? Народ в изображении писателя – носитель лучших человеческих качеств. «Они все время до конца были тверды, спокойны. И они просты. Они не говорят, но делают», - думает Пьер. - Какие же качества народа Толстой считает лучшими? Народ обладает большой внутренней силой, способностью идти на жертвы и лишения во имя Родины, героизмом, скрытой теплотой патриотизма, умением все делать, неприхотливостью, жизнерадостностью, миролюбием, отходчивостью, гуманизмом, ненавистью к угнетателям, мародерам! (Таков Тихон Щербатый) НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ, ОТПРАВИТЬ НА ФОРУМ ДО 16.00 Критерии: 1. Содержание по теме. 2. Анализ текста, а не общие фразы. Примеры из текста. 3. Все пункты отражены в сочинении. 4. Тема раскрыта полностью. 5. Уникальность текста. Проверка на плагиат. Тема: Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского План. I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяют трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения. П. Духовные искания Андрея Болконского: 1. Поиск истинного, достойного дела: а) неудовлетворенность светским обществом; 6) разочарованность в семейной жизни; в) мечта о подвиге, стремление к славе; г) желание на военной службе обрести уверенность в себе. 2. Участие в войне 1805 года: а) чувство воинского долга, воспитанное отцом; б) неприятие законов света в среде военного офицерства; в) стремление испытать судьбу Наполеона на себе; г) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает князя Андрея к реальности); д) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сражения; е) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе). 3. Смерть жены и рождение сына помогут понять Болконскому, чем он пожертвовал ради собственных эгоистических устремлений. 4. Уход в себя, отречение от активной жизни. 5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея. 6. Встреча с Наташей в Отрадном (желание возродиться), воплощение мыслей Андрея Болконского в образе дуба — символе «замирания» и «возрождения». 7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским. 8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком. 9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе). 10. Участие в войне 1812 года — решающий этап в жизни Болконского: а) возвращение в армию, стремление быть полезным Отечеству, слияние с судьбой народа; б) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе; в) нравственный подвиг князя Андрея на поле Бородина — подвиг выдержки и силы духа; г) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необходимость любви к людям; д) чувство жалости к Курагину; е) возрождение любви к Наташе; ж) смерть князя Андрея. III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, путь человека, стремящегося к нравственному совершенству. |